Урок изучения новой темы. 11 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования
МОСШ № 25 г. Нижневартовска ХМАО
Урок изучения новой темы.
11 класс
Предмет: физика
Тема: Механические волны.
Учитель: Баженова Н.А.
Нижневартовск – 2013
Урок
Тема: Механические волны.
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием волны, рассмотреть виды волн и физические величины, характеризующие волны.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Формировать умение при работе с книгой выделять главное.
Демонстрации: Виды волн, источники звука.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка знаний и умений.
В начале урока мы с вами повторяем изученный материал в виде выполнения следующих заданий.
А) нужно выйти к доске и сопоставить названия физических величин, их обозначения и единицы измерения.
Частота Т Гц
Амплитуда ﻻ с
Скорость w м/с
Период Хмах рад/с
Цикл. частота υ м
Б) блиц – опрос:
Дать определения:
- период
- частота
- циклическая частота
- амплитуда
- вынужденные колебания.
3. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать тему «Волны» в которой нам понадобятся основные понятия и определения, изученные нами.
Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое волна, какие волны бывают, где используются, познакомимся с физическими величинами, характеризующими волны.
4. Открываем дневники, записываем домашнее задание: §§ 42-44.
В рабочих тетрадях записываем число, тему урока.
5.Изучение нового материала. (работа по учебнику и диску, презентации )
(см. презентацию)
А) Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность воды, кольцами разбегаются волны. Многие наблюдали за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений редко приходит в голову, что звук всплеска воды, свет, благодаря которому мы видим, представляют волновое движение.
- Что же такое волна?
( стр.116 §42, запись в тетрадь)
- Какие волны бывают?
- Рис.104, что изображено на рисунке? (колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны), рис.105 - схема
- Что показано на рисунке 107? (колебания происходят вдоль направления распространения волны), рис.106.- схема
запись в тетради по презентации.
Б) Эксперимент. Имея скакалку показать продольные и поперечные волны.
В) анимация «Продольные и поперечные волны в исследовании структуры Земли»
Г) Видеофрагмент. « Волны на пружине »
Д) Вопрос: (см. презентацию)
Волны, которые возникают при подводных толчках (землетрясениях), называют цунами, что в переводе с японского означает «большая вода в гавани». Они имеют огромную длину и большую скорость распространения, этим и объясняется их колоссальная разрушительная сила.
Какие это волны? (продольные)
Е) Мы рассматриваем механические волны, еще волны бывают электромагнитные.
Ж) Свойства волн: (§42)
- волны любой природы не распространяются в пространстве мгновенно, их скорость конечна.
υ зв = 330 м/с , υ св = 300000 км/с
- при распространении волны не происходит переноса вещества.
Возникшие в одном месте колебания воды, например, от брошенного камня, передаются соседним участкам и постепенно распространяются во все стороны, вовлекая в колебательное движение все новые и новые частицы среды
- при распространении механической волны движение передается от одного участка тела к другому. С передачей движения связана передача энергии.
З) Физические величины, характеризующие волны:
1. Длина волны λ [м] – расстояние между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.
λ= υ . Т λ= υ / ﻻ
2. Скорость волны υ [м/с] – скорость распространения возмущения.
υ = λ / Т υ = λ . ﻻ
3. Период Т [с] – время одного полного колебания.
Т = λ / υ Т = 1/ ﻻ
4. Частота колебания ﻻ [Гц] - число колебаний в единицу времени.
ﻻ = 1/Т
При переходе из одной среды в другую меняется λ и υ,
не изменяется ﻻ
6.Закрепление.
Волновые явления широко распространены в природе.
Волны на поверхности воды или вдоль шнура можно видеть. В прозрачной среде – воздухе или жидкости волны невидимы. Но при определенных условиях их можно слышать.
- Звук – это продольная волна.
- Как можно получить звук? (ученик 1)
Опыт с линейкой.
Чем короче выступающий конец линейки, тем больше частота его колебания, поэтому мы слышим звук.
Вывод: Любое тело (твердое, жидкое, газообразное), колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звуковую волну.
Наше ухо воспринимает в виде звука колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц до 20000 Гц. Такие колебания называются акустическими.
( ультразвук ﻻ< 16 Гц, инфразвук ﻻ >20 000 Гц )
Акустика – раздел физики, в котором изучаются звуковые явления.
Акустика:
- физиологическая (изучает орган слуха, его устройство и действие)
- музыкальная (исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания)
- архитектурная (изучает распространения звука в помещении)
- физическая (изучает природу звуковых колебаний)
-В какой среде может распространяется звук? (ученик 2) рис.118,стр.127
7.Повторение.
- Каково значение звуковых волн для человека? (ученик 3)
Зрение и слух играют огромную роль для человека. Наибольшее количество информации мы получаем с помощью света. Свет – это электромагнитная волна. Свет отражается от предметов, попадает нам в глаза, позволяет судить о положении предметов и их движении.
При помощи звуковых волн мы тоже получаем сведения об окружающем мире.
Но главное – речь. Мы создаем и воспринимаем звуковые волны и тем самым общаемся с друг другом.
- Где используются волны? (видеофрагменты: «Ультразвуковое исследование сердца», «Ультразвук для формирования аэрозолей при ингаляции»).
8.Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели тему «Волны». В тетради напишите 2-3 профессии человека, которые имеют отношение к теме нашего урока. И объясните, почему вы так считаете.
9. Тест (2 мин) + самопроверка
9. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"
Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...
урок изучение новой темы
Конспект урока...
урок изучение новой темы
Конспект урока...
урок изучения новой темы "Чтение и запись десятичных дробей"
введение понятия десятичные дроби...
Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9
КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...