Урок изучения новой темы. 11 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Гуцу Наталья Александровна

Урок по теме: "Механические волны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11kl_mehanicheskie_volny.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                  Министерство образования

МОСШ № 25  г. Нижневартовска ХМАО

Урок изучения новой темы.

11 класс

Предмет: физика

Тема: Механические волны.

                                                                                      Учитель: Баженова Н.А.

Нижневартовск – 2013

Урок

Тема: Механические волны.

Цели: 1. Познакомить учащихся  с понятием волны, рассмотреть виды волн и физические величины, характеризующие волны.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Формировать умение при работе с книгой выделять главное.

Демонстрации: Виды волн, источники звука.

Ход урока:

1.Орг.  момент.

2.Проверка знаний и умений.

В начале урока мы с вами  повторяем изученный материал в виде выполнения следующих заданий.

А) нужно выйти к доске и сопоставить названия физических величин, их обозначения и единицы измерения.

                         Частота                        Т                            Гц

                         Амплитуда                                                       с

                         Скорость                      w                           м/с

                         Период                         Хмах                                   рад/с

                         Цикл. частота              υ                             м

Б) блиц – опрос:

Дать определения:

  1. период
  2. частота
  3. циклическая частота
  4. амплитуда
  5. вынужденные колебания.

3. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать тему «Волны» в которой нам понадобятся  основные понятия и определения, изученные нами.

Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое волна, какие волны бывают, где используются, познакомимся с физическими величинами, характеризующими волны.

4. Открываем дневники, записываем домашнее задание: §§ 42-44.

В рабочих тетрадях записываем число, тему урока.

5.Изучение нового материала.  (работа по учебнику и диску, презентации )

    (см. презентацию)

    А) Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность воды, кольцами разбегаются волны. Многие наблюдали за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали  рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн,  легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений редко приходит в голову, что звук всплеска воды, свет, благодаря которому мы видим, представляют волновое движение.

- Что же такое волна?

( стр.116 §42, запись в тетрадь)

- Какие волны бывают?

- Рис.104, что изображено на рисунке?  (колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны), рис.105 - схема

- Что показано на рисунке  107? (колебания происходят вдоль направления распространения волны), рис.106.- схема

запись в тетради по презентации.

Б) Эксперимент. Имея скакалку показать продольные и поперечные волны.

В) анимация  «Продольные и поперечные волны в исследовании структуры Земли»

Г) Видеофрагмент.  « Волны на пружине »

Д) Вопрос: (см. презентацию)

     Волны, которые возникают при подводных толчках (землетрясениях), называют цунами, что в переводе с японского означает «большая вода в гавани». Они имеют огромную длину и большую скорость распространения, этим и объясняется их колоссальная разрушительная сила.

     Какие это  волны? (продольные)

Е) Мы рассматриваем механические волны, еще волны бывают электромагнитные.

Ж) Свойства волн: (§42)

  • волны любой природы не распространяются в пространстве мгновенно, их скорость конечна.

υ зв = 330 м/с , υ св = 300000 км/с  

  • при распространении волны  не происходит переноса  вещества.

Возникшие в одном месте колебания воды, например, от  брошенного камня, передаются соседним участкам и постепенно распространяются во все стороны, вовлекая в колебательное движение все новые и новые частицы среды

  • при распространении механической волны движение передается от одного участка тела к другому. С передачей движения связана передача энергии.

З) Физические величины, характеризующие волны:

1. Длина волны λ [м] – расстояние между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.                                        

   λ= υ . Т        λ= υ / 

2. Скорость волны υ [м/с] – скорость распространения возмущения.

υ = λ / Т      υ = λ . ﻻ

3. Период Т [с] – время одного полного колебания.  

Т = λ / υ       Т = 1/ ﻻ

4. Частота колебания  ﻻ  [Гц] - число колебаний в единицу времени.

ﻻ = 1/Т        

При переходе из одной среды в другую меняется     λ  и  υ,

  не изменяется       ﻻ  

6.Закрепление.

     Волновые явления широко распространены в природе.

     Волны на поверхности воды или вдоль  шнура можно видеть. В прозрачной среде – воздухе или жидкости волны невидимы. Но при определенных условиях  их можно слышать.

- Звук – это продольная волна.

- Как можно получить звук?  (ученик 1)

Опыт с линейкой.

Чем короче выступающий конец линейки, тем больше частота его колебания, поэтому мы слышим звук.

Вывод: Любое тело (твердое, жидкое, газообразное), колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звуковую волну.

Наше ухо воспринимает в виде звука колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц до 20000 Гц. Такие колебания называются акустическими.

( ультразвук ﻻ< 16 Гц, инфразвук ﻻ >20 000 Гц )

Акустика – раздел физики, в котором изучаются  звуковые явления.

Акустика:

  1. физиологическая  (изучает орган слуха, его устройство и действие)
  2. музыкальная  (исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания)
  3. архитектурная  (изучает распространения звука в помещении)
  4. физическая  (изучает природу звуковых колебаний)

-В какой среде  может распространяется звук?  (ученик 2)  рис.118,стр.127

7.Повторение.

- Каково значение  звуковых волн для человека? (ученик 3)

Зрение и слух играют огромную роль для человека. Наибольшее количество информации мы получаем с помощью света. Свет – это электромагнитная волна. Свет отражается от предметов, попадает нам в глаза, позволяет судить о положении предметов и их движении.

При помощи звуковых волн мы тоже получаем сведения об окружающем мире.

Но главное – речь. Мы создаем и воспринимаем звуковые волны и тем самым общаемся с друг другом.

- Где используются волны? (видеофрагменты: «Ультразвуковое исследование сердца», «Ультразвук для формирования аэрозолей при ингаляции»).

8.Сегодня  на уроке мы с вами рассмотрели тему «Волны». В тетради напишите 2-3 профессии человека, которые имеют отношение к теме нашего урока. И объясните, почему вы так считаете.

9. Тест (2 мин) + самопроверка

9. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...

урок изучение новой темы

Конспект урока...

урок изучение новой темы

Конспект урока...

Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Тип урока – урок усвоения новых знаний.   Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование  для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...