Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9, 11 класс) на тему
В данной статье даны рекомендации для учащихся, учителей, родителей, план занятий с учащимися, пояснительная записка и календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для учителей и родителей | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
К6П2
Статья
«План работы по подготовке к Государственной
(итоговой) аттестации
в форме ОГЭ и ЕГЭ по физике в 2017-2018 учебном году.
Автор статьи: учитель физики МОУ – Лицей г. Маркса
Саратовской области
Васильева Нина Егоровна
Октябрь 2017г
Г. Маркс
Пояснительная записка
План составлен с учетом кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения Государственной (итоговой) аттестации 2017 года по физике, с учетом анализа результатов Государственной (итоговой) аттестации за 2016 год в РХ, в РФ. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. за № 1089). В спецификации по физике уточнена информация в разделах «Изменения в КИМ ОГЭ 2017г. в сравнении с 2016г.»; «Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом».
Программа разработана в точном соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2017 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Содержание его полностью соответствует материалу, изучаемому в рамках систематического курса физики в 7-9 классах. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольные измерительные материалы в 2017 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников общеобразовательных учреждений по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ следует выделять следующие составляющие:
- предметная готовность (или содержательная);
- информационная готовность;
- психологическая готовность.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога (у нас он отсутствует, приглашаем из Центра Семья, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ.
В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделю три направления:
- Информационная работа с педагогами.
- Информационная работа с учениками.
- Информационная работа с родителями.
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ.
- пробные внутришкольные экзамены ОГЭ.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе - информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ОГЭ как форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.
1). Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
- ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ОГЭ;
- информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ;
- о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ОГЭ в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).
Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ
- Полный перечень материалов по физике (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru.
- Электронные ресурсы по физике http://metodist.lbz.ru/iumk/physics/e-r.php
- Портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
- Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.org
- www.fipi.ru.
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник - ученик - родители ученика. Именно классный руководитель делает все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Изменения в КИМ 2017 года по сравнению с 2016 годом
В 2017 г. общее количество заданий 26, при этом количество заданий с кратким ответом – восемь. Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности).
Мною составлен календарно-тематический план по проведению дополнительных занятий с учащимися 9 класса (прилагается).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения | ||
2 | Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе | ||
3 | Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии | ||
4 | Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности | ||
5 | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества | ||
6 | Физические явления и законы в механике. Анализ процессов | ||
7 | Механические явления (расчетная задача) | ||
8 | Проведение диагностической работы № 1 | ||
9 | Тепловые явления | ||
10 | Физические явления и законы. Анализ процессов | ||
11 | Тепловые явления (расчетная задача) | ||
12 | Проведение диагностической работы № 2 | ||
13 | Электризация тел. Постоянный ток | ||
14 | Магнитное поле. Электромагнитная индукция | ||
15 | Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики | ||
16 | Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов | ||
17 | Электромагнитные явления (расчетная задача) | ||
18 | Проведение диагностической работы № 3 | ||
19 | Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции | ||
20 | Владение основами знаний о методах научного познания | ||
21 | Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) | ||
22 | Извлечение информации из текста физического содержания | ||
23 | Сопоставление информации из разных частей текста. Применение информации из текста физического содержания | ||
24 | Применение информации из текста физического содержания | ||
25 | Проведение диагностической работы № 4 | ||
26 | Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) | ||
27 | Контрольное тестирование с использованием КИМ |
Информационное сопровождение программы
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089).
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
- Физика, 7-9: Книга для учителя: Для образоват. учреждений/ Н.К.Мартынов. - М. Просвещение, 2015г.
- А.В.Перышкин Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- Физика. Подготовка к ОГЭ – 2017: учебно-методическое пособие. – Р-на-Д: Легион, 2016, под редакцией Л.М.Монастырского
- http://class-fizika.narod.ru/index.htm
- http://sdamgia.ru/
- http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
- http://ogege.ru/kursy_i_predmety/fizika/online_test_oge
Как готовиться к ЕГЭ и ОГЭ по физике?
Школьная программа, по силам всем ребятам, но не у всех хватает воли и самодисциплины. Большинство учеников в первую очередь просто не могут заставить себя учиться. Но мы не можем отменить экзамен, сдавать всё равно придется! Поэтому отбросим страх и лень и подумаем, как взяться за подготовку.
Начала с того, что распечатала и вручила каждому
Советы для ученика.
1. Начать готовиться заранее никому не повредит, а вот упустить время и вспомнить об экзамене, когда будет уже поздно можно легко. Если вы хотите избежать многочисленных стрессов из-за низких результатов во время учебы, поднять собственную самооценку и веру в свои силы - возьмитесь за подготовку вовремя! Лучше это сделать еще до начала учебного года, чтобы уже на первой проверочной работе в школе проявить себя.
2. Материалов для подготовки сегодня великое множество. Нужно иметь несколько пособий, и обязательно разноплановых: сборники заданий, собрания вариантов, справочники и т.д. Это позволит организовать подготовку наиболее рациональным способом.
3. Многим школьникам сложно заставить себя работать, особенно если в знаниях есть пробелы, а умения самостоятельной подготовки еще не выработано. В этом случае реальный репетитор поможет преодолеть данные проблемы.
4. Залог успеха в подготовке - самодисциплина. Очень действенным способом организоваться является составление плана. Он не обязательно должен быть подробным и строгим. Например, на первых порах достаточно будет определить для себя: "4 часа в неделю на подготовку"! - и отработать эти часы станет уже делом принципа, ведь мы знаем, что в состоянии выполнить слово данное самому себе.
5. По ходу подготовки фиксируйте результаты. Особенно важно отмечать для себя трудные темы и задания. Это позволит не просто значительно увеличить продуктивность подготовки - вы будете целенаправленно устранять пробелы и вникать в те моменты, которые вызывают затруднения. Лучше для этой цели завести отдельную тетрадь. Накануне экзамена эти записи будут особенно важны - с ними вы сможете за 2-3 дня повторить и отработать все "скользкие" моменты и значительно сэкономить время.
6. Обязательно уделите достаточно времени простым заданиям! Помните: эти баллы упускать нельзя. Заработать 1 балл на решении сложной задачи труднее, чем на простой. Помните, ошибаться в группе простых заданиях обидно.
7. Когда вы будете близки к уверенному выполнению простых заданий, переходите к сложным. Параллельно не забывайте приобретать новые варианты и решать то, что вы уже умеете.
8. Занимайтесь систематически, засекая время. Несколько раз сдайте пробный экзамен. Вам важно привыкнуть к нему, чтобы не ошибиться при оформлении.
Пока остальные ругают или боятся ЕГЭ и ОГЭ, я советую вам заниматься, и вы поймете, что получить хороший результат не только реально, но и не сложно.
Если вы примите предстоящий экзамен, проникнитесь его значимостью и направите свои силы на подготовку, то экзамен принесет вам успех!
Разработала советы для учителя (сама себе) .
Советы для учителя.
1. Первое что необходимо сделать, это научить ученика выводить неизвестные величины из формул. На это уходит много сил и времени.
2. Следующим шагом надо проверить знание формул. Если ученик с трудом запоминает формулы, предложите ему первое время решать варианты тренировочных заданий со «шпаргалкой», где выписаны все формулы. Решая, он запомнит их лучше.
3. Выполнив задания, ученик отмечает правильные и неправильные ответы, занося их в таблицу № 1. После решения нескольких вариантов можно провести анализ результатов. В таблице хорошо будет видно, по каким темам ученик затрудняется, а какие вопросы знает отлично. Учителю следует вернуться к теоретическим основам этих заданий. Затем разобрать все ошибки индивидуально с каждым учеником. Продолжить решение вариантов и сравнить результаты. Если есть необходимость, то ещё раз повторить с учеником вопросы, вызывающие затруднения.
4. В таблицу № 2 учитель заносит результаты контрольных срезов, и вместе с учеником, смотрят, есть ли прирост в баллах. Такая работа позволяет активизировать ученика, вызывая у него желание, улучшить свой результат.
Таблица №1. Для ученика.
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23 |
№1 | - | + | - | - | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№2 | - | + | + | - | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 | - | + | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4 | - | + | + | + | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№…. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 2. Для учителя.
Фамилия ученика. | Вариант. | Число первичных баллов. | Вариант. | Число первичных баллов. | Вариант. | Число первичных баллов. | Вариант. | Число первичных баллов. |
Петров | 1 | 7 | 2 | 12 | 3 | 13 | 4 | 19 |
Иванов | 1 | 12 | 2 | 16 | 3 | 23 | 4 | 25 |
5. Считаю необходимым проведение консультаций в течение года. Контроль над посещением учащихся – обязателен. В этом вам могут помочь классные руководители, администрация школы и родители.
6. В 2016-17 учебном году в Лицее есть профиль по физике в 11 классе (2 человека), оба сдают ЕГЭ, надеемся, что результаты будут выше прошлогодних. В прошлом году профиля не было, сдавали три ученика ЕГЭ и 5 учеников ОГЭ. Показали неплохие результаты. Средний бал был выше районного.
Я не веду отбор по категориям «сильный» и «слабый» ученик. Для меня все дети равны и я должна найти приемы, методы и средства подготовить ученика к экзамену. Ученики, сдавшие ЕГЭ по физике, учатся в институтах, техникумах, университетах. Ученики, сдавшие ОГЭ (5 человек) учатся в 10 профильном классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....
Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.
Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....