Конспект урока физики в 9 классе "Свет в нашей жизни"
план-конспект занятия по физике (9 класс) на тему
Конспект урока физики в 9 классе "Свет в нашей жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_svet.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок по физике: «Свет в нашей жизни»
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ п.Нивенское Федорова Инна Юрьевна
Учитель. Ученый исследует законы природы не потому, что это приносит пользу; он делает это потому, что такое занятие доставляет ему радость, а радуется он потому, что Природа красива. Если бы это было не так, то Природу не стоило изучать, а если ее не стоило бы изучать, то и жизнь не имела бы смысла.
В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит “Лунная соната” Бетховена. Учитель читает отрывок из стихотворенияБ.Л.Пастернака “Зимняя ночь”.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Что объединяет эти произведения?
Учащиеся. Свет.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним о том, что такое свет, познакомимся с источниками света и его значением в жизни на земле.
Первые представления древних ученых о свете были весьма наивны. Считалось, что из глаз выходят особые тонкие щупальцы и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Тогда под оптикой понимали науку о зрении. Именно такой точный смысл слова «оптика». В средние века оптика постепенно из науки о зрении превратилась в науку о свете, этому способствовало изобретение линз и камеры-обскуры. В современное время оптика - это раздел физики, в котором исследуется испускание света, его распространение в различных средах и взаимодействие с веществом. Что же касается вопросов, связанных со зрением, устройство и функционирование глаза, то они выделились в специальное научное направление, называемое физиологической оптикой.
Учитель: С оптическими явлениями мы знакомы в жизни:
- Радуга
- Мираж
- Полярное сияние
- Алмазы и самоцветы
- Зеркало
Изучения этих и других явлений способствовало развитию физики в области оптики.
III. Усвоение новых знаний, умений и навыков (15-18 мин)
Слайд 5-6
Учитель. Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение. Посмотрите фрагмент видеофильма “Микрокосмос”…
Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и ?…Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир. Сегодня я хочу предложить вам стать свидетелями великого таинства - рождения комара…
Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Эксперимент. Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. (Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)
Слайд 7
Учитель. Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют ее двойственную природу. Свет - это поток очень маленьких частиц – фотонов. Они существуют только в движении со скоростью света и обладают массой и энергией. Скорость света:
- в вакууме - 3 ·108 м\с;
- в воздухе – 2,99 ·108 м\с;
- в воде – 2,25 ·108 м\с;
- в стекле - 2 ·108 м\с.
Попадая на тела, свет отдает свою энергию и производит различные действия.
Свет - это видимое излучение. Это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов - от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц - инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.
Солнце - не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света.
Слайд 8.
Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.
Слайд 9.
То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда - в виде полного яркого диска (демонстрация рисунка с фазами Луны). Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.
А как распространяется свет?
Слайды 10-12
Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со “зрительными лучами”, которые якобы выходили из глаз человека и в результате “ощупывания” предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: “Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?” Теперь мы знаем, что никаких “зрительных лучей” не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.
Под световым лучом в современной физике понимают достаточно узкий пучок света, который в той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Это физический световой луч. Различают еще и математический (геометрический) луч - это линия, вдоль которой распространяется свет. Этим понятием мы и будем пользоваться.
Понятия. Тень, полутень, затмение.
Учитель: Давайте разберем с вами, какое значение в жизни имеет свет?
Слайд 18. Роль света в жизни растений.
Слайд 19. Роль света в жизнедеятельности человека.
Слайд 20. Применение света в медицине.
Слайд 21. Применение света в промышленности:
Стерилизация излучением.
Для стерилизации излучением требуются особо мощные источники света, не приносящие ущерба окружающей среде. В данном случае хорошим решением является использованием высокоэнергетических ламп. В результате излучение вызывает разрушение клеток, то есть, идеально подходит для эффективной стерилизации воды, воздуха и поверхностей, исключая необходимость использования химических веществ. Стерилизация излучение используется в самых разных областях, например, для стерилизации воды в плавательных бассейнах, в системах водоочистки, в прудах-отстойниках и в водораспределительных системах. Этот тип излучения применяется для очистки воздуха в больницах и офисах, а также в пищевой промышленности, в местах содержания животных и в воздуховодах систем кондиционирования воздуха. При этом процесс стерилизации поверхностей стал обязательным при производстве упаковки для продуктов питания и в лабораториях.
Применение света для очистки поверхности.
Прежде чем наносить покрытия на поверхности из неорганических материалов или из пластмасс, либо красить или склеивать подобные поверхности, следует тщательно очистить их. В данном случае вакуумное ультрафиолетовое излучение позволяет добиться великолепных результатов.
Очистка с использованием озона или является рентабельным, удобным и мощным решением, которое можно использовать при комнатной температуре и нормальном давлении. Исключительные свойства вакуумного ультрафиолетового излучения делают его применение наиболее эффективным методом удаления органических загрязнений с самых разных поверхностей. Суть метода заключается в том, что под действием излучения разрушаются молекулярные связи, благодаря чему поверхности из неорганических материалов, таких, как стекло или металл, можно очищать, не применяя растворителей. Этот метод позволяет очищать поверхности из органических материалов от остатков любых масел или других веществ, оставшихся на поверхности после предыдущих технологических процессов.
Для пайки оплавлением припоя
Пайка оплавлением припоя - это низкотемпературная пайка, Платы припаиваются непосредственно на печатную плату с помощью расплавляемых столбиковых выводов.
Борьба с насекомыми без ядохимикатов
В местах, специализирующихся на профессиональном приготовлении пищи, как например, в ресторанах, местах общественного питания, а также в области пищевой промышленности и производства напитков применяются электроловушки для насекомых. Позволяя гарантировать, что летающие насекомые, особенно мухи, не могут нанести вред еде.
Электроловушки излучают ультрафиолетовое излучение, которое притягивает насекомых и убивает их. Ловушки для насекомых исключительно удобны для использования в местах, где готовится или подается еда, заменяя собой иные потенциально небезопасные формы борьбы с насекомыми.
Для окраски поверхностей матовой краской.
Вакуумный ультрафиолетовый свет успешно зарекомендовал себя при использовании в процессе окраски поверхностей матовой краской.
Поскольку глубина проникновения излучения с длиной волны 172 нм достаточно мала, этот процесс оставляет под слоем очень твердой пленки слой мягкой краски. После этого нижний слой краски отверждается. . В результате образуется исключительно твердая матовая поверхность, при этом матирующие вещества не применяются.
Облучение для процессов сушки красок и лаков на водной основе
Инфракрасные лампы используются при сушке красок и лаков на водной основе. Они отличаются не только малым временем отклика, но и максимальной эффективностью.
В красках и лаках на водной основе вода используется в качестве растворителя и разбавителя. Интенсивное инфракрасное излучение заставляет воду в процессе сушки испаряться. При этом частицы смол, содержащиеся в краске или в лаке, вступают в более тесный контакт друг с другом и образуют твердую пленку. Подобная обработка поверхностей применяется для сушки покрытий из дерева, машиностроительного оборудования и автомобилей.
V. Закрепление учащимися нового учебного материала (10 мин)
Викторина.
Учащиеся отвечают на вопросы:
? У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
? Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
? Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
? Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.
Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?
?От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?
? Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?
VI. Д/З.
Подберите пословицы, поговорки о свете, составьте кроссворд по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Спорт в нашей жизни» с использованием ИКТ
Урок разработан для 10-х классов. Цели урока: Активизация лексических и грамматических знаний учащихся при изучении темы «Спорт» Оборудование: - учебник “English 10-11”, В.П. Кузо...
Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе
Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....
Конспект урока английского языка "Животные в нашей жизни".
Урок для 6 класса по УМК Биболетовой М.З. ориентирован на развитие речевых навыков, навыка чтения с извлечением нужной информации и ее анализа....
Конспект урока с презентацией " Спорт в нашей жизни" 7 класс
Данный материал разработан для закрепления темы " Спорт" в 7 классе....
Конспект урока по теме :"Спорт в нашей жизни"
Урок для 8 класса, по учебнику Rainbow English...
План-конспект урока английского языка «Спорт в нашей жизни»
Тема: «Спорт в нашей жизни»Цель урока:Закрепление и отработка изученных лексических единиц по теме «Спорт».Планируемые результаты урока: Предметные:...
Конспект урока физики в 7 классе " Атмосферное давление. Его влияние на нашу жизнь"
Конспект открытого урока физики в 7 классе. Тип урока-открытие новых знаний....