Рабочая программа курса «Юный техник» внеурочная деятельность 5 класс
рабочая программа по физике (5 класс) на тему

Рабочая программа курса «Юный техник» предназначена для обучающихся 5 классов.  Данный курс носит пропедевтический характер,  знакомит учащихся с основами физики, свойствами различных материалов и является практико-ориентированным.

Данный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструкторской  деятельностью.

 Эксперимент здесь выступает как метод обучения, выполняя при этом все функции: побуждающую,  обучающую, развивающую, контролирующую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»

МО «Котлас»

Рабочая программа

курса

«Юный техник»

внеурочная деятельность

5  класс

2017 - 2018 учебный год

                   

                     учитель физики

        высшей квалификационной категории

                                        Зорин Альберт Валерьевич

п. Вычегодский

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Юный техник» предназначена для обучающихся 5 классов.  Данный курс носит пропедевтический характер,  знакомит учащихся с основами физики, свойствами различных материалов и является практико-ориентированным.

Данный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструкторской  деятельностью.

 Эксперимент здесь выступает как метод обучения, выполняя при этом все функции: побуждающую,  обучающую, развивающую, контролирующую.

Общие цели курса

  • развития умения применять теоретические знания при выполнении экспериментальных работ;
  • развития положительной мотивации к учению.
  • расширить представления учащихся об окружающем мире, удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов, способствовать развитию творческих способностей.

Задачи курса

  • формирование у учащихся познавательного интереса к физике и технике;
  • развитие логического мышления;
  • расширять и углублять знания учащихся;
  • развивать интерес и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог;
  • создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.

Отличительные особенности курса

  • вносит существенный вклад в развитие мышления учащихся;
  • совершенствует экспериментальные умения;
  • придает положительную эмоциональную окраску, вызывает повышенный интерес учащихся к физике и объектам техники;
  • формирует умения работы с книгой (справочником, учебником).

Курс позволяет формировать такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией, анализировать поставленную задачу.

Рабочая программа состоит из: пояснительной записки; общей характеристики курса; описания места  курса; содержания курса;   тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности;  планируемых результатов изучения; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Формы и методы работы занятий

В качестве основных методов обучения используются исследовательский и эвристический.

Виды и формы контроля

Презентация учащимися самостоятельно выполненных исследовательских работ.

Работа каждого учащегося в рамках курса оценивается комплексно по следующим компонентам:

  • включенность ученика в учебную деятельность;
  • умение сделать выводы по итогам эксперимента.

2.Планируемые результаты изучения курса

По окончании курса учащиеся должны знать и уметь:

  • основные  термины и понятия конструирования;
  • составлять и читать чертежи;
  • виды простых механизмов;
  • свойства различных материалов;
  • способы обработки материалов;
  • конструировать плоскостные и объёмные изделия;
  • конструировать движущиеся модели;
  • пользоваться инструментом.

3.Содержание курса

Данная программа используется на основе книг: Брагин В.П. «Техническое творчество», издательство ЦК ВЛКСМ, 1955, Иванов Б.С. Энциклопедия самоделок юного мастера – М.: Мол.гвардия, 1992., Негримовский М.И. «Инженер начинается в школе», М.: «Дет.лит.», 1974.

Содержание рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, требованиями к уровню развития их личных и познавательных качеств; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Курс «Юный техник» предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения.

                                5 класс   (20 часов, 1 час в неделю)

I. Введение 1 час

Что такое инженер. Физика и техника.

II.Основы конструирования 18 часов

Чертёж изделия.

Силы, действующие на конструкцию.

Свойства материалов.

Передача вращения.

Соединение деталей

Динамические игрушки.

Сборка катушки - ползушки.

Конструирование трактора на основе катушки – ползушки. Плоскостной макет трактора. Сборка модели трактора.

Развёртка модели перископа. Сборка модели перископа.

Флюгер. Сборка флюгера. Сборка флюгера. Отделка изделия.

Вибрация – основа движения.  Сборка вездехода. Сборка вездехода. Паяние. Отделка изделия.

III. Презентация моделей 1 час


4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока.

Элементы содержания

Практическая часть программы

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Раздел 1. Введение 1 час

1

Что такое инженер. Физика и техника

Профессия инженер. Физика и техника.

Технические устройства

Фронтальный опрос.

Раздел 2. Основы конструирования 18 часов

2

Чертёж изделия.

Чертёж изделия. Правила чтения чертежа.

Чертёж деревянного бруска.

Фронтальный опрос.

3

Силы, действующие на конструкцию

Силы в природе.

Наблюдение действия сил на тело.

Фронтальный опрос.

4

Свойства материалов.

Свойства бумаги, картона, древесины, металлов.

Изучение свойств материалов.

Фронтальный опрос.

5

Передача вращения.

Виды передачи вращения.

Изучение передач.

Фронтальный опрос.

6

Соединение деталей

Виды соединения деталей.

Соединение болтами, гвоздями, пайкой.

Фронтальный опрос.

7.1

Динамические игрушки.

Динамические игрушки. Причина движения.

Изучение игрушек.

Фронтальный опрос.

8.2

Конструирование трактора на основе катушки – ползушки.

Процесс конструирования.

Сборка катушки - ползушки.

Фронтальный опрос.

9.1

Плоскостной макет трактора.

Плоскостные изделия.

Создание макета трактора.

Фронтальный опрос.

10.2

Сборка модели трактора.

Свойства древесины. Соединение элементов из древесины.

Сборка модели трактора.

Фронтальный опрос.

11.1

Развёртка модели перископа.

Перископ.

Чертёж модели перископа.

Фронтальный опрос.

12.2

Сборка модели перископа.

Расположение зеркал.

Сборка модели перископа.

Фронтальный опрос.

13.3

Флюгер.

Виды флюгеров. Принцип работы.

Чертёж флюгера.

Фронтальный опрос.

14.4

Сборка флюгера.

Соединение элементов из древесины и металла.

Сборка флюгера.

Фронтальный опрос.

15.1

Сборка флюгера. Отделка изделия.

Виды отделки.

Сборка флюгера.

Фронтальный опрос.

16.1

Вибрация – основа движения.

Вибрация – основа движения.

Чертёж вездехода.

Фронтальный опрос.

17.2

Сборка вездехода.

Соединение элементов из древесины и металла.

Сборка вездехода.

Фронтальный опрос.

18.1

Сборка вездехода. Паяние.

Паяние. Паяльник и припой.

Паяние.

Фронтальный опрос.

19.2

Сборка вездехода. Отделка изделия.

Виды отделки.

Сборка вездехода.

Фронтальный опрос.

Раздел 3. Презентация моделей 1 час

20.3

Защита проектов.

Представление модели.


5.Рекомендуемая литература

1.Брагин В.П. «Техническое творчество», издательство ЦК ВЛКСМ, 1955.

2.Иванов Б.С. Энциклопедия самоделок юного мастера – М.: Мол.гвардия, 1992.

 3.Негримовский М.И. «Инженер начинается в школе», М.: «Дет.лит.», 1974.

4. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977.

5. Малафеев Р.И. Творческие задания по физике: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...

Рабочая программа и планирование внеурочной деятельности по английскому языку "Юный лингвист"

Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности учеников 5 классов. Программа разработана  с учетом требований Федеральных государственных образовательн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:·...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный книголюб» для 5 – 9 классов

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Юный  книголюб» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный техник"

Программа разработана на 2018-2019 учебный год в соответствии с новыми предъявляемыми требованиями...

Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»

Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.     В программе внеурочная д...