Разработка урока физики в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Минина Нина Алексеевна

Разработка урока физики в 7 классе по теме: "Явление тяготения. Сила тяжести" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yavlenie_tyagoteniya._sila_tyazhesti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 24                                                          Класс:7                                                                             Дата:______________  

Предмет: физика                                                                    

Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Цель урока: создать условия для изучения понятий сила, явление тяготения, сила тяжести.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование  понятий сила, явление тяготения, сила тяжести;
  • формирование умения решать устно задачи;

Развивающие:

  • развитие и формирование  навыков работы с ЭОР;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитание умения формулировать свои мысли;
  • воспитание и формирование информационной культуры;
  • воспитание сотрудничества.

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, презентация к уроку

Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

1.Приветствие класса  

2.Проверить готовность обучающихся  к уроку

3Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной  рабочей обстановки

Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас.

Контролирует наличие учебных принадлежностей

Давайте посмотрим в глаза  своему друг другу, мысленно пожелаем  друг другу успеха на уроке, улыбнитесь.

Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! 

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Личностные: 

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Коммуникативные: 

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Актуализация субъективного опыта 

Определить важность изучаемой темы

Фронтальная беседа  с учащимися:

Каждый из нас постоянно встречается с различными случаями действия тел друг на друга. Меняется ли скорость движения какого либо тела в результате его взаимодействия с другим телом? Например: меняется ли направление движения теннисного шарика после его взаимодействия с ракеткой? Толкая руками вагонетку, мы приводим ее в движение.  Скорость вагонетки меняется под действием руки человека? С какими взаимодействиями встречались вы?

Когда нужно разорвать ткань или веревку, то мы тянем ее с силой в разные стороны; с силой надавливаем на предметы, если их нужно плотно прижать друг к другу тяжелый предмет с силой удерживаем на руках. Что во всех этих примерах является общим?  

В физике часто не указывают, какое тело и как действует на другое тело, а просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила.

Отвечая на вопросы учителя,   приводят примеры

 Высказывают свои предположения

Высказывают предположения

(действие тел друг на друга.)

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель

Коммуникативные: вступать в учебный диалог

Создание условий для формирования  умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи

Попытайтесь, на основе нашего разговора  сформулировать тему сегодняшнего урока.

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь.

Регулятивные

- умение ставить  учебную задачу;

- развивать логическое  мышление;

-формулировать тему

Сформулировать цели и задачи урока.

 

Формулируют цели и задачи урока

Изучение новых знаний и способов деятельности

Формировать понятие «Сила»

Работа в группах

Обратимся к рисункам в учебнике. Какие взаимодействия там изображены?

1 группа 

- Какие изменения под действием силы могут происходить с телом?

2 группа

- Сформулируйте два признака действия на тело силы

Задание для всего класса

Найдите в учебнике, как обозначается сила, в каких единицах измеряется. Чем характеризуется сила?

Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила.

Ученики делают вывод

-тело может менять свою форму и размеры.

 1) изменение скорости или направления движения тела; 2) изменение формы или размеров тела.)

- Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название 1 ньютон в честь английского физика И.Ньютона. 

Сила, как и скорость, величина векторная. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию в тексте, слушать.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе

вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой  выражать мысли

Формировать

понятие «Сила тяжести».

В природе существует множество сил, мы сегодня познакомимся с одной из них – силой тяжести. Любое тело, поднятое над Землей, упадет на землю, если его отпустить. Причиной этого является сила притяжения к Земле. Притяжение всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Почему же мы не видим притяжения друг к другу тел в комнате?

высказывают предположения

Оказывается, сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. F – m1m2, F – 1/R2 Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется силой тяжести. Сила тяжести обозначается Fтяж. Она всегда направлена вертикально вниз. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, оползни, сели, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины и т.д. Все живые существа на Земле чувствуют ее притяжение. Растения также чувствуют действие и направление силы тяжести, из –за чего главный корень всегда растет вниз, к Центру Земли, а стебель – вверх. Нельзя забывать, что любое тело притягивается не только Землей, но и другими телами, в том числе Луной, Солнцем, другими звездами. Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое в силу этого оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. Именно Луна является причиной мощных приливных волн. Итак, мы выяснили, что Земля притягивает к себе все тела. Но человек нашел способ преодоления этого притяжения, и поднялся в космос.

 записывают определение в тетрадь

Проверка понимания изученного материала

Решить задачи, с помощью которых можно отработать понятие силы тяжести.

  1. Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении автомобиля?
  2. Масса второго тела в 2 раза больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
  3. Барон Мюнхгаузен привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?
  4. Мировой рекорд при прыжках в высоту, установленный советским спортсменом Валерием Брумелем, равен 2 м 28 см. Большим или меньшим мог быть результат, если бы при всех других равных условиях он был бы совершен на стадионе высокогорного Мехико?
  5. Задачи из «Физика» Григория Остера.

Отвечают  с  комментарием.

Познавательные:

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания

Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии  с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

Оценить степень усвоения учебного материала

В течение 3 минут отвечаем на вопросы кроссворда,  а затем  осуществляем взаимопроверку

Вопросы к кроссворду:

  1. Причина изменения скорости тела или его формы.
  2. Единица массы, содержащая 1000 кг.
  3. Наука о неживой природе.
  4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.
  5. Прибор для измерения объема тела.
  6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.
  7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании.
  8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Ответы: 1. Сила.

2. Тонна. 3. Физика.

4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока.

7. Пластмасса.

8. Температура.

Выполняют задания, взаимопроверка.

Личностные

развитие самооценки

Подведение итогов урока

Подвести итоги урока.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая  значимость изучаемого вопроса?

В заключении  учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Объективно оценивают свое пребывание на уроке

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и  самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные:  уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

Информация о домашнем задании

При выполнении домашнего задания проверить  степень усвоения  изученного материала

Комментирует домашнее задание:

 Обязательное домашнее задание

Выучить  § 23,24, Дополнительное домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Биография И.Ньютона».

Сообщение о приливах и отливах.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Рефлексия

Наш урок подходит к концу  и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

-За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке?

-За что ты можешь похвалить своих одноклассников?

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

Личностные:

Формирование  умения рефлексивности, оценки и самооценки

Литература:

  1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
  2. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в9 классе

Урок повторения по теме "Давление""...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Разработка урока физики 10 класс

Урок физики "Первый закон термодинамики" с презентацией...

Разработка урока физики 10 класс

Разработка урока  "Первый закон термодинамики"....

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...