Разработка урока физики 10 класс
учебно-методический материал по физике (10 класс) по теме
Урок физики "Первый закон термодинамики" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока физики 10 класс | 784.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Казахстанская область
Район им. Г. Мусрепова
Калиновская средняя школа
Учитель физики
Коваль Антонина Валентиновна
Разработка урока в 10 классе
Тема: Первый закон термодинамики.
Цели:
- актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; добиться усвоения учащимися закона сохранения и превращения энергии для тепловых процессов – первого закона термодинамики; показать практическую значимость закона;
- способствовать развитию умения сопоставлять факты; логично и сжато строить свой ответ; систематизировать учебный материал;
- показать всеобщность этого закона, используя межпредметные связи курсов физики, биологии, создать условия для создания положительной мотивации учебной деятельности;
Оборудование: Компьютерная презентация, листы самоконтроля.
Оформление: на доске -
- тема урока, дата, эпиграф, запись плана изучения закона; плакат “Должны знать/уметь”
Эпиграф. «За основу тут мы берём положение такое:
Из ничего не творится ничего»
Лукреций Кар, «О природе вещей» (слайд №4)
Ход урока
I Актуализация опорных знаний.
1. у доски вывод формулы «внутренняя энергия идеального газа» - 1 ученик
2. решение задачи из сборника ЕНТ 2010 В 4 (14)
3. задание для учащихся с повышенной мотивацией к учению: (слайд №5)
4.Работа с классом: 1) осуществляют взамоопрос по вопросам, подготовленным дома
2) проверка знаний формул по слайдам № 6,7
3) проверка решения задач по таблице (сл. № 8)
проверка умений работы с графиками: на рис. изображен циклический процесс. Изобразить его в координатных осях p-V и V – T (сл. № 9)
Отчет о выполнении заданий заносится в карточку
Фамилия, имя____________________
Знание теории | Знание формул | Умение решать задачи | Умение читать графики | Примечание |
I I. Актуализация новых знаний.
План урока (сл. №10)
Связь между какими величинами выражает данный закон?
Формулировка закона и математическая запись закона.
Когда и кто впервые сформулировал данный закон?
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Учёт и использование закона на практике.
1. Еще раз термин «Внутренняя энергия» U = (WK + W П ) N. (сл. №11)
Проблемный вопрос: Как же можно изменить ВЭ? (1. изменяя WK молекул 2. изменяя W П молекул) , (сл. №12)т.е
2.
3. ΔU = Q + A' (сл. №13, 14)
Изменение внутренней энергии термодинамической системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе
4. Так как работа внешних сил над газом A' равна работе самого газа А , но взятого с обратным знаком (A' = - А), то
∆U = Q – A, или
Q=A + ∆ U - В термодинамической системе количество теплоты, сообщенное системе, идет на изменение внутренней энергии и на работу системы над внешними телами.
Это и есть: Первый закон термодинамики (сл. №15)
5 Правило знаков (сл. №16, 17) Q > 0 , если теплота передается системе (газу)
A > 0 , если работу совершает система (объем газа увеличивается)
Q=∆ U, если система не совершает работу (A = 0 )
Q=0, то A = - ∆ U, значит работа совершается над системой внешними силами
Изменение определенной энергии не зависит от процесса и определяется только начальным и конечным состоянием системы. Это значит, что ВЭ – в замкнутой системе сохраняется
6. (сл. №19) Этот закон был открыт в середине XIX в. немецким ученым, врачом по образованию Р. Майером (1814-1878), английским ученым Дж. Джоулем (1818-1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого ученого Г. Гельмгольца (1821-1894).
1842 год - статья Р. Майера “Замечания о силах неживой природы” Формула закона сложна, будет понятна на простых примерах. Когда человек болеет у него поднимается температура, и увеличивается внутренняя энергия. Человек принимает лекарства, понижающие температуру, вызывающие потоотделение. Количество теплоты отрицательно, так как тепло отдаётся. Температура снижается до нормальной температуры. И не зря открыл закон врач
7. Невозможность создания вечного двигателя: Из первого закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя - устройства, способного совершать неограниченное количество работы без затрат топлива или каких-либо других материалов. Если к системе не поступает тепло (Q=0), то работа A´ может быть совершена только за счет убыли внутренней энергии. После того как запас энергии окажется исчерпанным, двигатель перестанет работать (сообщение ученика)
(сл. №21)
IV. Закрепление материала.
Закон учитывается и в животном мире. Решение задач: а) качественных
На экране проецируется рисунок с лисами: фенёк, среднерусская лиса и песец
Задание. Объясните форму ушей лис. (учащиеся применяют 1 закон термодинамики для объяснения формы ушей, связи их формы с климатом) (сл. №20)
Домашнее задание:
1. § 5.2
Вопросы творческого характера:
2. Зачем протапливают помещения: для повышения температуры или внутренней энергии?
3. Майер отправился на голландском корабле в Индонезию, в качестве судового врача. Это путешествие сыграло важную роль в его открытии. Работая в тропиках, он заметил, что цвет венозной крови у жителей жаркого климата более яркий и алый, чем темный цвет крови у жителей холодной Европы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1. Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал, необходимый для изучения н...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Разработка урока физики в 9 классе по теме «Магниты» (продолжительность урока 45 минут)
Тема: МагнитыТип урока: изучение нового учебного материала.Педагогическая технология: проблемное обучение.Метод: исследование.Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенн...
разработка урока физики "физика и техника"
конспект...