Рабочая программа по физике для 8 класса
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) на тему

Ковалева Надежда Ашимовна

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011); авторской программы по физике (авторы: В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев) к учебнику Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; М.: Просвещение, 2015. (Академический школьный учебник) (Сферы),   требований к оснащению образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_8.doc536 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол  от 30.08.2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Директор ___________/Г.М. Петракова/

Приказ от 30.08.2017 г. № 28-ОД

Рабочая программа

по физике

8 класс

уровень образования - базовый

срок реализации - 2017-18 учебный год

Составитель: Ковалева Н.А.,

учитель высшей квалификационной категории


Оглавление

Пояснительная записка        3

Общая характеристика учебного предмета        3

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета        4

Личностные, метапредметные, предметные результаты        5

Содержание курса        8

Календарно-тематическое планирование        11

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК        39

Приложения        40


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ», Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011); авторской программы по физике (авторы: В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев) к учебнику Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; М.: Просвещение, 2015. (Академический школьный учебник) (Сферы), учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ», требований к оснащению образовательного процесса.

Формы итоговой аттестации – контрольная работа, тестирование.

Образовательная область - естественно - научные предметы.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ».

Общая характеристика учебного предмета

В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. При изучении физики 8 классе все физические понятия и явления, о которых уже шла речь ранее, изучаются на более глубоком уровне, как с привлечением необходимого математического аппарата, так и с использованием более сложного экспериментального физического оборудования.

Физика –– точная наука, которая изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию и разъяснению математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.

В курсе особое значение придаётся истории развития физической мысли, а также исторически значимым физическим экспериментам, приведшим к тем или иным открытиям. Это, с одной стороны, обеспечивает межпредметные связи физики с другими дисциплинами, а с другой стороны, позволяет учащимся понять, что физика является живой наукой, которая постоянно развивается.

Познание физических законов формирует у учащихся навыки аналитического мышления, оценки получаемой информации и интерпретации этой информации с научной точки зрения. Всё это помогает учителю сформировать деятельностный подход к процессу обучения. Реализация этого подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в большом объёме материала, учит сравнивать, находить закономерности, обобщать, рассуждать. Участие в такой деятельности позволяет сформировать у учащихся определённый набор универсальных учебных действий, необходимых при проведении исследовательских работ. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного получения новых знаний, умений и компетенций.

Отличительной особенностью данного предметного курса является его ориентация на формирование гармонично развитой личности через создание целостной научной картины мира в сознании ученика. Поэтому основными ориентирами при построении курса можно выделить следующие:

- Формирование убеждённости в том, что все явления окружающего мира могут быть познаны и объяснены. В том, что знания могут быть объективными и верными.

- Формирование у учеников целостного представления об окружающем мире. Это достигается путём синтеза знаний из разных областей наук, в том числе естественных и гуманитарных. Данные аспекты при изучении физики помогают сформировать целостную, творческую личность ученика.

- Усиление гуманитаризации образования, обеспечение интеллектуального фона, который будет способствовать процессу самообразования. Эта составляющая реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или средством ориентировки и способом отношения учащихся к внешнему миру. При успешной реализации этой составляющей физического образования произойдёт переоценка учащимися ценностей мира, когда на первый план выступает богатый окружающий мир и средства его саморазвития – увлечение наукой и культурой.

Описание места в учебном плане

На изучение физики в 8 классе отводится 68 часов (2 учебных часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В связи с этим перед физикой как предметной областью ставятся следующие цели:

– формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

– формирование целостной научной картины мира;

– понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

–создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

– понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними

– формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– овладение научным подходом к решению различных задач;

– овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

– овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

– формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Реализация этих задач предполагает:

– создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;

– усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;

– систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

– многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;

– преемственность уровней и ступеней образования.

Программа по физике разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Государственного стандарта общего образования с учётом федерального и регионального компонентов.

Физика как наука занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому курсу физики в процессе формирования у учащихся естественно-научной картины мира отводится системообразующая роль. Способствуя формированию современного научного мировоззрения, знания по физике необходимы при изучении курсов химии, биологии, географии, ОБЖ. Межпредметная интеграция, связь физики с другими естественно-научными предметами достигаются на основе демонстрации методов исследования, принципов научного познания, историчности, системности. Для формирования основ современного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание необходимо уделять не трансляции готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности при их разрешении. Вооружая школьников методами научного познания, позволяющими получать объективные знания об окружающем мире, изучение физики вносит свой вклад в гуманитарную составляющую общего образования. Интеграция физического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации информации об исторической связи человека и природы, обращения к ценностям науки как компоненту культуры, через личностные качества выдающихся учёных. При изучении курса необходимо обращать внимание учащихся на то, что физика является экспериментальной наукой и её законы опираются на факты, установленные при помощи опытов, поэтому необходимо большое внимание уделять описанию различных экспериментов, подтверждающих изучаемые физические явления и закономерности.

Программа определяет общие педагогические принципы, заложенные в курсе физики, такие, как:

– актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала;

– усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

– взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного знаний;

– использование педагогических методик, направленных на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

– усиление практической направленности при изучении курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
  • овладение научным подходом к решению различных задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • осознание необходимости в применении достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Содержание курса

Внутренняя энергия (10 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры тела со средней скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

2. Изучение явления теплообмена.

3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Демонстрации

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Изменение агрегатных состояний вещества (7 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

4. Измерение влажности воздуха

Демонстрации

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Тепловые двигатели (3 ч)

Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Принцип работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Электрический заряд. Электрическое поле (5 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов и их взаимодействие. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Электрический ток (10 ч)

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках электрической цепи

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

7. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

Демонстрации

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах.

Электролиз

Электрический разряд в газах

Измерение силы тока амперметром.

Измерение напряжения вольтметром.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Расчет характеристик электрических цепей (9 ч)

Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электроэнергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

8. Регулирование силы тока реостатом

9. Измерение работы и мощности электрического тока

Демонстрации

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Магнитное поле (6 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель постоянного тока. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

10. Сборка электромагнита и испытание его действия

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Демонстрации

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Основы кинематики (9 ч)

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

Изучение зависимости пути и времени при равномерном и равноускоренном движении

12. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

Демонстрации

Равномерно прямолинейное движение

Относительность движения

Равноускоренное движение

Основы динамики (7 ч)

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Второй закон ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

Явление инерции

Взаимодействие тел

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

Повторение (2 ч)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема урока

Основное содержание по темам

Домашнее задание

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Внутренняя энергия - 10 ч

Температура и тепловое движение

Наблюдать, описывать и объяснять физические явления c позиций МКТ.

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

§ 1

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

§ 2, 3

Теплопроводность

Сравнивать теплопроводность различных веществ

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 4

Конвекция. Излучение

Наблюдать конвекционные потоки в жидкостях и газах

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

§ 5, 6

Количество теплоты

Количественно описывать явления, связанные с изменением внутренней энергии исследуемой системы

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 7

Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты

Вычислять количество теплоты и удельную тёплоёмкость вещества при теплопередаче

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

§ 8

Лабораторная работа №1 Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса

Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 8

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

Вычислять количество теплоты и удельную тёплоёмкость вещества при теплопередаче

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

§ 1 – 5 (повторить)

Лабораторная работа №2  Измерение удельной теплоёмкости вещества

Измерять удельную тёплоёмкость вещества

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 6 – 8 (повторить)

Обобщающий урок по теме «Внутренняя энергия».

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 24;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 4-9

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

§ 1 – 8 (повторить)

Изменения агрегатного состояния вещества (7 ч)

Агрегатные состояния вещества

Наблюдать, объяснять физические явления, связанные с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое, используя представления о строении вещества.

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 9

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Наблюдать, описывать физические явления плавления и отвердевания, используя представления о строении вещества.

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

§ 10

Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел

Измерять удельную теплоту плавления льда.

Исследовать тепловые свойства парафина.

Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации.

Вычислять удельную теплоту плавления

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 11

Испарение и конденсация. Насыщенный пар

Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 12

Кипение. Удельная теплота парообразования

Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при испарении и конденсации.

Вычислять удельную теплоту парообразования вещества

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

§ 13

Влажность воздуха

Измерять влажность воздуха по точке росы

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

§ 14

Контрольная работа № 1 по теме «Изменения агрегатного состояния вещества»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 40;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 10-15

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения,

§ 9 – 14 (повторить)

Тепловые двигатели (3 ч)

Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей

изучение устройства и принцип действия тепловых машин

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 16

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Тепловые машины и экология

Обсуждение экологических проблем последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ 17 - 19

Контрольная работа№2 по теме «Тепловые двигатели»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 52;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 16-21

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения,

§ 20

Электрическое поле (5 ч)

Электризации тел. Электрический заряд

Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.

Наблюдать взаимодействие одноимённо и разноимённо заряженных тел

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной

§ 21

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон

Наблюдать переход электрического заряда от одного тела к другому

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 22, 23

Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда

Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 24, 25

Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике

Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 26, формулы

Контрольная работа № 3 по теме «Электрическое поле»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 68;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 22-27

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения

§ 27

Электрический ток (10 ч)

Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы

Изготовлять и испытывать гальванический элемент

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 28, 29

Электрический ток в различных средах. Действие электрического тока

Наблюдать, описывать и объяснять физические явления, связанные с прохождением тока по проводнику.

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 30, 31

Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока

Собирать и испытывать электрическую цепь

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 32, 33

Лабораторная работа №3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках

Измерять силу тока в электрической цепи

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 32, 33,  задача в тетради

Электрическое напряжение

Получить представления о физических величинах и их единицах, используемых для описания электрического тока.

Научиться наблюдать и описывать физические явления, связанные с прохождением тока по проводнику

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§34

Лабораторная работа №4 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Измерять напряжение на участке цепи.

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§34, задача в тетради

Электрическое сопротивление. Закон Ома

Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

§ 35, 36

Лабораторная работа № 5Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра

Измерять электрическое сопротивление

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 35, 36

Решение задач по теме «Электрический ток»

Решать задачи по теме «Электрический ток»

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование целостного мировоззрения

§ 32 – 36 (повторить формулы)

Контрольная работа № 4  по теме «Электрический ток»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 90;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 28-35

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения

§ 32 – 36 (повторить)

Расчёт характеристик электрических цепей (9 ч)

Расчёт сопротивления проводника

Изучать зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 37

Лабораторная работа №6 Регулирование силы тока реостатом

Включать в цепь реостат и с его помощью регулировать силу тока в цепи

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 37

Последовательное и параллельное соединение проводников

Наблюдать и описывать физические явления, связанные с включением потребителей в цепь при различных способах включения.

Получить представление о зависимости силы тока и напряжения на участке цепи от способа соединения составляющих его проводников

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 38

Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников

Получить представление о зависимости сопротивления участка цепи от способа соединения составляющих его проводников

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстникам

§ 39

Работа электрического тока. Закон Джоуля—Ленца

Объяснять явления нагревания проводников электрическим током

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 40

Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы

Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

формирование целостного мировоззрения

§ 41, 42

Лабораторная работа № 7 Измерение работы и мощности электрического тока

Измерять работу и мощность электрического тока

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 41, 42

Решение задач по теме «Расчёт характеристик электрических цепей»

Вычислять основные характеристики электрических цепей

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения

§ 37 – 42 (повторить формулы)

Контрольная работа №5 по теме «Расчёт характеристик электрических цепей»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 106;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 36-41

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения

§ 37 – 42 (повторить)

Магнитное поле (6 ч)

Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током.

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.

Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 43, 44

Лабораторная работа №8 Сборка электромагнита и испытание его действия

Собирать и испытывать электромагнит

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 43, 44

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Изучать явления намагничивания вещества.

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

§ 45, 46

Действие магнитного поля на проводник с током Электродвигатели

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.

Изучать принцип электродвигателя

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач

формирование целостного мировоззрения

§ 47

Лабораторная работа №9 Изучение принципа работы электродвигателя

Изучать работу электродвигателя постоянного тока

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 47

Решение задач по теме «Магнитное поле»

Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 118;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 42-47

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения

§ 43 - 47

Основы кинематики (9 ч)

Система отсчёта. Перемещение

Наблюдать и описывать физические явления, связанные с механическим движением.

Получить и развить представления о физических терминах и величинах, используемых для описания механического движения.

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 48

Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения

Получить и развить представления о физических величинах, используемых для описания механического движения.

Научиться описывать феномен механического движения тела как аналитически, так и графически.

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 49, 50

Лабораторная работа №10. Изучение равномерного движения

Изучать равномерное движение

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование целостного мировоззрения

§ 49, 50

Скорость при неравномерном движении

Получить и развить представления о различных видах механического движения и способах его описания.

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

§ 51

Ускорение и скорость при равнопеременном движении

Рассчитывать скорость при равнопеременном прямолинейном движении тела.

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 52

Перемещение при равнопеременном движении

Рассчитывать перемещение при равнопеременном прямолинейном движении тела.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование целостного мировоззрения

§ 53

Лабораторная работа №11 Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения

Измерять ускорение тела при движении по наклонной плоскости

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

§ 53

Решение задач по теме «Основы кинематики»

Решать задачи по теме «Основы кинематики»

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

формирование целостного мировоззрения

§ 48 – 53 (повторить формулы)

Контрольная работа № 6  по теме «Основы кинематики»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 134;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 48-55

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

§ 48 – 53 (повторить)

Основы динамики (9 ч)

Инерция и первый закон Ньютона

Наблюдать явление инерции

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

§ 54

Второй закон Ньютона

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 55

Третий закон Ньютона

Измерять силы взаимодействия двух тел

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

§ 56

Импульс силы. Импульс тела

Получить представление о импульсе силы и импульсе тела.

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§ 57

Закон сохранения импульса. Реактивное движение

Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

формирование целостного мировоззрения

§ 58, 59

Решение задач по теме «Основы динамики»

Применять закон сохранения импульса для расчёта результатов взаимодействия тел

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование целостного мировоззрения

§ 54 – 59 (повторить формулы)

Контрольная работа № 7 по теме «Основы динамики»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

– подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 150;

– выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 56-63

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

§ 54 – 59 (повторить)

Итоговое тестирование

Выполнение вариантов контрольной работы, в формате ГИА,

формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения

Подготовить доклад «Физика и окружающий нас мир»

Обобщающий урок. Мы познаем окружающий мир.

Объяснение различных природных явлений с точки зрения физики

формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Правила безопасного поведения дома и на улице.


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК

  • Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.
  • Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В. В., Ломаченкова И. А., Панебратцева Ю. А.
  • Физика. Тетрадь-тренажёр. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А. 
  • Физика. Тетрадь-практикум. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.
  • Физика. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Жумаев В.В. под ред. Панебратцева Ю.А.
  • Физика. Задачник.8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А под ред. Панебратцева Ю.А.
  • Физика. Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д. А., Воронцова Н. И.

Сайт Интернет-поддержки : www.spheres.ru


Приложения

8 класс

Контрольные работы (5 работ):

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

Вариант – 1.

  1. Определите удельную теплоемкость металла, если для изменения его температуры на 10С у бруска массой 200 г, сделанного из этого металла, было сообщено 800 Дж теплоты.
  2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 200г спирта.
  3. Летом лед сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?
  4. Какое количество теплоты получила алюминиевая кастрюля массой 400 г и находящаяся в ней вода объемом 0,5 л при нагревании от 20С до кипения?
  5. Сколько воды, взятой при 15С, можно нагреть до 45 С, сжигая спирт массой 20г и считая, что вся выделяемая при горении спирта энергия идет на нагревание воды.

Вариант – 2.

  1. Сколько воды можно нагреть на 10С, сообщив ей 84 кДж теплоты?
  2. При полном сгорании 0,5 кг топлива выделяется 22 МДж теплоты. Какова удельная теплота сгорания топлива?
  3. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лед или положить лед на крышку бака? Почему?
  4. В калориметр налили 150 г воды, при температуре 10 С. В тот же калориметр опустило стальной цилиндр, нагретый до температуры 100 С. В результате теплообмена, в калориметре установилась температура 20 С. Какова масса цилиндра?
  5. На сколько градусов нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагревание?

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Вариант – 1.

  1. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 100 г, взятой при температуре 1075С? Изобразите этот процесс на графике.
  2. При кипении воды было затрачено 690 кДж энергии. Найдите массу испарившейся воды.
  3. Почему в психрометре показания влажного термометра меньше, чем показания сухого?
  4. Какое количество теплоты получает в течение часа двигатель Дизеля мощностью 147 кВт с коэффициентом полезного действия 34 %?
  5. Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10С до 40 С? Удельная теплоемкость бетона 800Дж/(кг∙С).

Вариант – 2.

  1. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200 г, взятой при температуре 50С? Начертите график этого процесса.
  2. Определите массу медного бруска, если для его плавления необходимо 42 кДж энергии.
  3. Почему для измерения низких температур воздуха используют спиртовые, а не ртутные термометры?
  4. Тепловой двигатель мощностью 750 Вт за час работы расходует 330 г каменного угля. Определите коэффициент полезного действия этого двигателя.
  5. Какая масса льда, взятого при температуре 0С расплавится, если ему сообщить такое количество теплоты, которое выделится при конденсации стоградусного пара массой 8 кг?

Контрольная работа № 3  по теме «Электрические явления».

Вариант – 1.

  1. Какой заряд протекает через миллиамперметр за 2 минуты, если сила тока в цепи равна 50 мА?
  2. Вычислите удельное сопротивление провода длиной 5 км, площадью поперечного сечения 35 мм2, если его сопротивление равно 3,5 Ом.
  3. Какое необходимо приложить напряжение к проводнику сопротивлением 2,5 Ом, чтобы сила тока в нем была равна 400 мА?
  4. Проводники сопротивлениями 10 Ом и 30 Ом соединены последовательно. Определите силу тока и напряжение на каждом проводнике, если к ним приложено напряжение 80 В.
  5. Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 10 Ом за 10 с при силе тока в нем 2 А?

Вариант – 2.

  1. Определите силу тока в электрическом утюге, если за 3 минуты по спирали проходит электрический заряд, равный 900 Кл.
  2. Сколько метров нихромовой проволоки сечением 0,22 мм2 потребуется для изготовления резистора сопротивлением 12 Ом? Удельное сопротивление нихрома равно 1,1 Ом · мм2/м.
  3. Какое сопротивление имеет алюминиевый провод, если при напряжении на его концах 10 В сила тока в нем равна 200 мА?
  4. Два проводника сопротивлениями 3 Ом и 6 Ом соединены параллельно. Определите общее сопротивление и силу тока в каждом проводнике, если к ним приложено напряжение 12 В.
  5. На какое напряжение рассчитан паяльник мощностью 18 Вт при силе тока 500 мА?

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления».

Вариант – 1.

  1. Почему катушка с током, подвешенная на гибких проводах, ведет себя как магнитная стрелка (один конец обращен к югу, другой – к северу)?
  2. Почему две железные пластинки, притянувшись к магниту, расходятся свободными концами?
  3. Будет ли отклоняться магнитная стрелка, если провод, по которому течет ток согнуть вдвое (рис. 106)?
  4. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?
  5. Определите полюсы магнита, если известно расположение магнитных линий (рис. 108).
  6. При погрузки подъемным электромагнитным  краном стальных предметов очень часто они не отпадают от электромагнита после выключения тока в обмотке. Что следует сделать, чтобы предметы отпали?
  7. Почему магниты размагничиваются, если их хранить сложенными одноименными полюсами?
  8. Каким образом можно усилить магнитное поле катушки с током?
  9. Почему опыты с магнитами нужно делать в месте, достаточно удаленном от железных предметов?

Вариант – 2.

  1. Как вынуть стальную булавку из стеклянной бутылки, не опрокидывая ее и не опуская внутрь каких-нибудь предметов?
  2. Молния ударила в ящик со стальными ножами и разбила его. После этого ножи оказались намагниченными. Как это объяснить?
  3. На тонких проводах подвешена катушка К (рис. 107). Почему она притягивается к магниту (или отталкивается), если по ней пропустить электрический ток?
  4. Почему две иглы, подвешенные на нитях, отталкиваются, если к ним поднести полюс магнита?
  5. Объясните, почему поворачивается магнитная стрелка, расположенная рядом с проводником, когда по нему течет ток.
  6. Как будет вести себя стрелка при замыкании цепи электромагнита (рис. 109)?
  7. Каким способом можно узнать, если ток в проводнике, не пользуясь амперметром?
  8. Что называют магнитными аномалиями? Как можно их обнаружить с помощью магнитной стрелки?
  9. Действует ли магнит на легкие стальные предметы (перо, кнопку, иголку), если между ним и предметами расположить картон, фанеру, стекло, железный лист?

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления».

Вариант – 1.

  1. В солнечный день длина тени на земле от человека ростом 1,8 м равна 90 см, а от дерева – 10 м. Какова высота дерева?
  2. По рисунку 1 определите, какая среда – 1 или 2 – является оптически более плотной.
  3. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?
  4. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1 – 3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.
  5. Постройте изображение предмета в плоском зеркале (рис. 3).
  6. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.
  7. На рисунке 4 показаны положение оптической оси MN тонкой линзы, светящейся точки А и ее изображения А1. Найдите построением положение центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?

  1. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?

Вариант – 2.

  1. В солнечный день длина тени на земле от дома равна 40 м, а от дерева высотой 3 м длина тени равна 4 м. Какова высота дома?
  2. На рисунке 1 изображены два параллельных луча света, падающих из стекла в воздух. На каком из рисунков а – в правильно изображен примерный ход этих лучей в воздухе?
  3. На рисунке 2 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.
  4. Постройте изображение предмета в плоском зеркале (рис. 3).
  5. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?
  6. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
  7. На рисунке 4 показаны главная оптическая ось MN линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокуса линзы. Какая это линза?
  8. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1

«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы: калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан.

Указания к работе

  1. Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г, а в стакан – столько же холодной. Измерьте температуру холодной и горячей воды. Горячую воду нужно наливать во внутренний сосуд калориметра, вставленный во внешний сосуд.
  2. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте термометром  полученную смесь и измерьте ее температуру.
  3. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до этой же температуры
  4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Масса горячей воды m, кг

Начальная температура горячей воды t, С

Температура смеси t2, С

Количество теплоты, отданное горячей водой                   Q, Дж

Масса холодной воды                m1, кг

Начальная температура холодной воды t1, С

Количество теплоты, полученное холодной водой                Q1, Дж

  1. Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой, и сделайте соответствующий вывод.

Лабораторная работа № 2

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы: скатан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.

Указания к работе

  1. Налейте в калориметр воду массой 100 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды.
  2. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте ее температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра). Затем опустите его в калориметр с водой.
  3. Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра.
  4. С помощью весов определите массу металлического цилиндра, предварительно обсушив его.
  5. Все данные измерений запишите  в таблицу.

Масса воды в калориметре               m1, кг

Начальная температура воды t1, С

Масса цилиндра m2, кг

Начальная температура цилиндра t2, С

Общая температура воды и цилиндра t, С

  1. Рассчитайте: а)количество теплоты Q1, которое получила вода при нагревании: Q1 = c1m1(t – t1), где c1 – удельная теплоемкость воды; б) количество теплоты Q2, отданное металлическим цилиндром при охлаждении: Q2 = c2m2(t2 – t), где с2 – удельная теплоемкость вещества цилиндра, значение которой надо определить.

Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании, равно количеству теплоты, отданному при охлаждении, можно записать:

Q1 = Q2, или c1m1(t – t1) = c2m2(t2 – t).

В полученном уравнении неизвестной величиной является удельная теплоемкость с2;

Подставив в уравнение значения величин, измеренных на опыте, вычислите с2 – удельную теплоемкость вещества, из которого изготовлен цилиндр. Сравните ее с табличным значением.

Лабораторная работа № 3

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: источник питания, резистор, ключ, амперметр, соединительные провода.

Указания к работе

  1. Соберите цепь по рисунку 155, а учебника. Запишите показания амперметра.
  2. Затем включите амперметр так, как показано на рисунке 155, б, а потом так, как на рисунке 155, в.
  3. Сравните все полученные показания амперметра. Сделайте вывод.
  4. Нарисуйте в тетради схемы соединения приборов.

Лабораторная работа № 4

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора.

Приборы и материалы: источник питания, два резистора, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

  1. Соберите цепь из источника питания, резисторов и ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.
  2. Измерьте напряжение U1,  U2 на концах каждого резистора и напряжение U на участке цепи, состоящем из двух резисторов.
  3. Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 5

«Регулирование силы тока реостатом».

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

  1. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.
  2. Составьте цепь (рис. 156 учебника), включив в нее последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ.
  3. Замкните цепь и отметьте показания амперметра.
  4. Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.
  5. После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.

Лабораторная работа № 6

 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

Приборы и материалы: источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

  1. Соберите цепь, соединив последовательно источник питания, амперметр, исследуемый проводник, реостат, ключ.
  2. Измерьте силу тока в цепи.
  3. К концам исследуемого проводника присоедините вольтметр и измерьте напряжение на проводнике.
  4. С помощью реостата измените сопротивление цепи и снова измерьте силу тока и напряжение на исследуемом проводнике.
  5. Результаты измерений занесите в таблицу

№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление                     R, Ом

1

2

  1. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения.
  2. Результаты вычислений занесите в таблицу.

Лабораторная работа № 7

«Измерение мощности и работы электрического тока».

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в резисторе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: источник питания, резистор, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода и секундомер.

Указания к работе

  1. Соберите цепь из источника питания, резистора, амперметра, ключа, соединив все последовательно.
  2. Измерьте вольтметром напряжение на резисторе.
  3. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов.
  4. Вычислите мощность тока в резисторе.
  5. Заметьте время включения и выключения цепи. По времени работы электрического тока в цепи и мощности резистора вычислите работу тока.

Лабораторная работа № 8

 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Приборы и материалы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка, детали для сборки электромагнита.

Указания к работе

  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите магнитные полюсы у катушки.
  2. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие магнита на стрелку. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 9

«Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)».

Цель работы: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.

Приборы и материалы: модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

  1. Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите его во вращение.
  2. Измените направление вращения подвижной части электродвигателя, изменив направление тока в цепи.

Лабораторная работа №10

«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Приборы и материалы: собирающая линза, экран, лампа с колпачком,  в котором сделана прорезь, линейка.

Указания к работе

  1. При помощи линзы получите изображение окна на экране. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет приблизительно фокусное расстояние линзы F. Оно будет измерено тем точнее, чем дальше находится экран от окна.
  2. Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы: 1) d2F. Каждый раз наблюдайте полученное на экране изображение прорези лампы.
  3. Сравните каждое изображение с изображением на рисунках 150, 151, 152 учебника.
  4. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом из указанных случаев.
  5. Сформулируйте и запишите вывод о том, как меняется изображение прорези на колпачке лампы при удалении лампы от линзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...