Рабочие программы по физике 8,9,10 класс.
рабочая программа по физике (8, 9, 10 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 8-10 классам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_a.docx | 46.22 КБ |
programma_9_a_b_z.doc | 241 КБ |
progamma_10_a.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«Утверждаю» Директор МАОУ «Школа №77» ______________Жамгоцева И.А. Приказ № 173 от 01.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017- 2018 учебный год
по физике
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) основное общее образование – 8 класс «А»
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Программа разработана на основе: авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
____________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Количество учебных часов за год 70
Учитель Гаджиев Умалат Насирович
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МАОУ «Школа № 77» от 31. 08. 2017 г. № 1 _____________ А.А.Назарчук | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ ________________ Подпись Ф.И.О. «___» ________ 2017 г. |
г. Ростов-на-Дону
2017/2018
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета в основной школе учащиеся должны
знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
- Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов учебной программы и характеристика
основных содержательных линий
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на этапе основного общего образования, в том числе: в VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Продолжительность 2017-2018 учебного года для 7-9 классов – 35 недель (с 1 сентября 2017г. по 31 мая 2018 г.) Осенние каникулы с 29 октября по 6 ноября 2017г. Зимние каникулы с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. Весенние каникулы с 22 марта по 01 апреля 2017г. 23 февраля, 8 марта, 1,2, 9 мая – праздничные выходные дни. Соответственно календарно-тематическое планирование по физике для 8 «А» класса рассчитано на 68 часов.
Рабочая программа предусматривает следующее распределение учебного материала:
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Тема | количество часов |
1. | Тепловые явления | 12 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 |
3 | Электрические явления | 27 |
4 | Электромагнитные явления | 6 |
5 | Световые явления | 8 |
6 | Повторение | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы.
№1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
№3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№5. Регулирование силы тока реостатом.
№6. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления.
№7. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления (6 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
№8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
№9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (8 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
№10. Получение изображения при помощи линзы.
Итоговое повторение (резервное время) (6 часа)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008
- Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2007.
- Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем урока | Количество часов |
1. | дата по календарю | Тема урока | Количество часов, отведённых на изучение данной темы |
Тепловые явления. | 23 | ||
1 | 2.09 | Техника безопасности в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Повторение курса физики 7 класса. | 1 |
2 | 4.09 | Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Повторение курса физики 7 класса. | 1 |
3 | 9.09 | Конвекция. Излучение. Повторение курса физики 7 класса. | 1 |
4 | 11.09. | Количество теплоты. Единицы количества теплоты Удельная теплоемкость. Повторение курса физики 7 класса. | 1 |
5 | 16.09 | Диагностическая работа. | 1 |
6 | 18.09 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | 1 |
7 | 23.09 | Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении». | 1 |
8 | 25.09 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 |
9 | 30. 09 | Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела. | 1 |
10 | 2.10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 |
11 | 7.10 | Решение задач по теме по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах» | 1 |
12 | 9.10 | Повторение и обобщение темы «Тепловые явления». | 1 |
13 | 14.10 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 |
14 | 16.10 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 |
15 | 21.10 | Решение задач по теме «Удельная теплота плавления». | 1 |
16 | 23.10 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 |
17 | 28.10 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 |
18 | 11.11 | Решение задач по теме «Удельная теплота парообразования и конденсации» | 1 |
19 | 13.11 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 |
20 | 18.11 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 |
21 | 20.11 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 |
22 | 25.11 | Повторение темы «Тепловые явления» | 1 |
23 | 27.11 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 |
Электрические явления. | 27 | ||
24 | 2.12 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 |
25 | 4.12 | Электрическое поле. | 1 |
26 | 9.12 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | 1 |
27 | 11.12 | Объяснение электрических явлений. | 1 |
28 | 16.12 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 |
29 | 18.12 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 |
30 | 23.12 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 |
31 | 25.12 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 |
32 | 13.01 | Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 |
33 | 15.01. | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 |
34 | 20.01 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 |
35 | 22.01 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 |
36 | 27.01 | Закон Ома для участка цепи. | 1 |
37 | 29.01 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 |
38 | 3.02 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 |
39 | 5.02 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 |
40 | 10.02 | Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 |
41 | 12.02 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 |
42 | 17.02 | Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» | 1 |
43 | 19.02 | Работа и мощность электрического тока. | 1 |
44 | 24.02 | Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 |
45 | 26.02 | Единицы работы электрического тока, применяемые в практике. Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока». | 1 |
46 | 3.03 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. | 1 |
47 | 5.03 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | 1 |
48 | 10.03 | Короткое замыкание. Предохранители. | 1 |
49 | 12.03 | Повторение темы «Электрические явления» | 1 |
50 | 17.03 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления». | 1 |
Электромагнитные явления | 6 | ||
51 | 19.03 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
52 | 2.04 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 1 |
53 | 7.04 | Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 |
54 | 9.04 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 |
55 | 14.04 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 |
56 | 16.04 | Лабораторная работа №9 «Изучение двигателя постоянного тока (на модели)». | 1 |
Световые явления. | 8 | ||
57 | 21.04 | Свет. Источники света. Распространение света. | 1 |
58 | 23.04 | Отражение света. Законы отражения света | 1 |
59 | 28.04 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. | 1 |
60 | 30.04 | Преломление света. | 1 |
61 | 5.05 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 |
62 | 7.05 | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
63 | 12.05 | Лабораторная работа №10 «Получение изображений с помощью линзы». | 1 |
64 | 14.05 | Повторение темы «Световые явления». | 1 |
Повторение. | 6 | ||
65 | 19.05 | Повторение темы «Тепловые явления». | 1 |
66 | 21.05 | Повторение темы «Электрические и магнитные явления» | 1 |
67 | 26.05 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
68 | 28.05 | Повторение. | 1 |
69 | Повторение. | 1 | |
70 | Повторение. | 1 |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«Утверждаю» Директор МАОУ «Школа №77» ______________Жамгоцева И.А. Приказ № от 01.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017- 2018 учебный год
по физике
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) основное общее образование – 9 класс «А,Б,З»
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Программа разработана на основе: авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
____________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Количество учебных часов за год 70
Учитель Гаджиев Умалат Насирович
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МАОУ «Школа № 77» от 31. 08. 2017 г. № 1 _____________ А.А.Назарчук | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ ________________ Подпись Ф.И.О. «___» ________ 2017 г. |
г. Ростов-на-Дону
2017/2018
1. Пояснительная записка
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводят 210 уч. часов для обязательного изучения учебного предмета «Физики» на этапе основного общего основания, в том числе 7, 8, 9, 10 классов по70часов из расчета 2уч. часа в неделю. Продолжительность 2017-2018 уч.г. для 7-8 и 10 кл. 35 недель (с 1 сентября 2016 по 31 мая 2017г.), а для 9 кл. 34 недели (1 сентября по 25 мая 2017г.). Осенние каникулы с 29 октября по 6 ноября 2017г.. Зимние каникулы с 30 декабря 2017г. по 8 января 2018г.. Весенние каникулы с 22 марта по 1 апреля 2018г.. 23, февраля, 8 марта, 1,2,9 мая – праздничные выходные дни. Соответственно календарно тематическое планирование по физике в 7 «З», 9 «А», 9 «Б», 9 «З», в 8 «В», 8 «З», 10»А» классов рассчитано на 67 часов. Рабочая программа предусматривает следующие распределение учебного материала.
СТРУКТУРА КУРСА
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:
№ пп | Название темы | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны | 11 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитное поле. | 17 | 1 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 11 | 2 | 1 |
5 | Повторение | 2 | ||
6 | Итого | 67 | 6 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Лабораторные работы.
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
- Измерение ускорения свободного падения
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Относительность движения
- Явление инерции
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
- Свободное падение тел в трубке Ньютона
- Направление скорости при равномерном движении по окружности
- Закон сохранения импульса
- Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Механические колебания
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
- Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
- Превращение энергии при механических колебанияМеханические колебания
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
- Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
- Превращение энергии при механических колебаниях
- Механические волны
- Звуковые колебания
- Условия распространения звука
Лабораторная работа.
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
Электромагнитное поле. (17часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Электромагнитная индукция
- Правило Ленца
- Самоиндукция
- Электромагнитные колебания
- Устройство генератора переменного тока
- Устройство трансформатора
- Передача электрической энергии
- Свойства электромагнитных волн
- Принципы радиосвязи
- Дисперсия белого света
Лабораторная работа
- Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра. (11 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Модель опыта Резерфорда
- Наблюдение линейчатых спектров излучения
- Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Повторение (3 часа)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения предмета в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
- уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
- владеть методами научного познания:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы;
- представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
- изменения координаты тела от времени;
- силы упругости от удлинения пружины;
- силы тяжести от массы тела;
- силы тока в резисторе от напряжения;
- массы вещества от его объема;
- температуры тела от времени при теплообмене;
- объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
- смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
- большую сжимаемость газов;
- малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- процессы испарения и плавления вещества;
- испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
- положение тела при его движении под действием силы;
- удлинение пружины под действием подвешенного груза;
- силу тока при заданном напряжении;
- значение температуры остывающей воды в заданный момент времени;
- владеть основными понятиями и законами физики:
- давать определения физических величин и формулировать
физические законы;
- описывать:
- физические явления и процессы;
- изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества;
- вычислять:
- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
- импульс тела, если известны его скорость и масса;
- расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
- энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
- энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении)
- строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе;
• воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):
- называть:
- источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
- преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах;
- приводить примеры:
- относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
- изменения скорости тел под действием силы;
- деформации тел при взаимодействии;
- проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
- колебательных и волновых движений в природе и технике;
- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
- опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;
- читать и пересказывать текст учебника;
- выделять главную мысль в прочитанном тексте;
- находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;
- конспектировать прочитанный текст;
- определять:
♦ промежуточные значения величин по таблицам результатов
измерений и построенным графикам;
- характер тепловых процессов: нагревания, охлаждения, плавления, кипения (по графикам изменения температуры тела со временем);
- сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
- период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
- по графику зависимости координаты от времени — координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся/уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы;
- сравнивать сопротивления металлических проводников (больше — меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.
3.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник М., учебник , Дрофа, 2010-2013 г, для 9 класса; 2.Физика. 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, , Е.М.Гутник «Физика. 9 класс»/ Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова, Е.В.Шаронина; Под ред. Е.М.Гутник- М.; Дрофа, 2010.
3.Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» , 7- 9 классы, (Издание второе), М.: Экзамен, 2010 г.
4.Сборник тестовых заданий. Физика7-9 класс,М. «Интелект-центр».2011г.
5.Кирик Л.А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006. 6.Физика в школе: Научно-методический журнал Автор/создатель: Издательство "Школьная пресса", г. Москва 2010 – 2015г.
6.Большая советская энциклопедия. – ЗАО «Новый Диск», ЗАО «Гласнет», Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
7.Открытая физика 1,1. под ред. Проф. МФТИ С.М. Козела. – М., ООО «Физикон», 2001.
8.Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. – М., ООО»Кирилл и Мефодий», 2004.
9.Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. Под ред. Ханнанова Н.К., - 1С: Школа
10.Физика, 7 – 11 классы. Практикум. Учебное электронное издание. – «ФИЗИКОН»
11.Физикус. Обучение с приключением. – «Heureka-Klett», «МедиаХаус»
№п/п | Наименование приборов и материалов используемых на уроках физики в 9 классе. |
Тема: Законы взаимодействия и движения тел. | |
1. | Желоб лабораторный металлический |
2. | Шарик металлический |
3. | Цилиндр металлический |
5. | Метроном |
6. | Измерительная лента. |
7. | Штатив с муфтой |
8. | Прибор для изучения движения тел. |
9. | Тележка |
10. | Набор грузов демонстрационный |
11. | Динамометр демонстрационный |
12. | Лабораторный комплект по механике |
13. | Трубка Ньютона универсальная |
14. | Прибор для демонстрации закона сохранения импульса |
Тема: Колебательное движение. Звук. | |
1. | Нитяной маятник. |
2. | Набор пружин разной жесткости. |
3. | Набор шаров-маятников |
4. | Камертоны на резонирующих ящиках |
Тема: Электромагнитое поле. | |
1. | Миллиамперметр |
2. | Катушка- моток. |
3. | Магнит дугообразный. |
5. | Источник питания. |
6. | Катушка с железным сердечником. |
7. | Реостат |
8. | Ключ |
9. | Соединительные провода |
10. | Модель генератора электрического тока. |
11. | Гальванометр |
12. | Магнит полосовой. |
13. | Прибор для демонстрации правила Ленца |
14. | Комплект для изучения свойств электромагнитных волн |
15. | Линзы , призма. |
16. | Трансформатор универсальный учебный |
17. | Комплект по волновой оптике |
18. | Радиоконструктор |
Тема :Строение атома и томного ядра. | |
1. | Фотографии треков заряженных частиц |
2. | Модель атома Резерфорда. |
3. | Лабораторный комплект по квантовым явлениям |
ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ | |
Таблица «Шкала электромагнитных излучений» | |
Таблица «Фундаментальные физические постоянные» | |
Таблица "Международная система единиц (СИ)" | |
Таблица "Приставки и множители единиц физических величин" |
Календарно - тематическое планирование по физике 9 класс
УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М. на 2017-2018 уч. год
№ урока | Дата Проведения урока/ класс 9А | Дата Проведения урока/ класс 9Б | Дата Проведения урока/ класс 9З | Тема урока | Количество часов |
Законы движения и взаимодействия тел (26 часов) | |||||
1 | 2.09 | 2.09 | 4.09 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | 1 |
2 | 6.09 | 4.09 | 6.09 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 |
3 | 9.09. | 9.09 | 11.09 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 |
4 | 13.09 | 11.09. | 13.09 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 |
5 | 16.09 | 16.09 | 18.09 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 |
6 | 20.09 | 18.09 | 20.09 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
7 | 23.09 | 23.09 | 25.09 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 |
8 | 27.09 | 25.09 | 27.09 | Вводный контроль. Диагностическая работа. | 1 |
9 | 30.09 | 30. 09 | 2.10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 |
10 | 4.10 | 2.10 | 4.10 | Решение задач по теме: «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» | 1 |
11 | 7.10 | 7.10 | 9.10 | Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» | 1 |
12 | 11.10 | 9.10 | 11.10 | Относительность движения. | 1 |
13 | 14.10 | 14.10 | 16.10 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 |
14 | 18.10 | 16.10 | 18.10 | Второй закон Ньютона. | 1 |
15 | 21.10 | 21.10 | 23.10 | Третий закон Ньютона. | 1 |
16 | 25.10 | 23.10 | 25.10 | Свободное падение тел. | 1 |
17 | 28.10 | 28.10 | 8.11 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | 1 |
18 | 8.11 | 11.11 | 13.11 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 1 |
19 | 11.11 | 13.11 | 15.11 | Закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел | 1 |
20 | 15.11 | 18.11 | 20.11 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
21 | 18.11 | 20.11 | 22.11 | Искусственные спутники Земли | 1 |
22 | 22.11 | 25.11 | 27.11 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | 1 |
23 | 25.11 | 27.11 | 29.11 | Реактивное движение. Ракеты | 1 |
24 | 29.11 | 2.12 | 4.12 | Вывод закона сохранения механической энергии | 1 |
25 | 2.12 | 4.12 | 6.12 | Решение задач по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | 1 |
26 | 6.12 | 9.12 | 11.12 | Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | 1 |
Механические колебания и волны. Звук .( 11 часов ) | |||||
27 | 9.12. | 11.12 | 13.12 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 |
28 | 13.12 | 16.12 | 18.12 | Величины, характеризующие колебательное движение | 1 |
29 | 16.12. | 18.12 | 20.12 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» | 1 |
30 | 20.12 | 23.12 | 25.12 | Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. | 1 |
31 | 23.12 | 25.12 | 27.12 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | 1 |
32 | 27.12 | 13.01 | 10.01 | Длина и скорость распространения волны. | 1 |
33 | 10.01 | 15.01. | 15.01 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота , тембр и громкость звука. | 1 |
34 | 13.01 | 20.01 | 17.01 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука | 1 |
35 | 17.01 | 22.01 | 22.01 | Отражение звука. Эхо. | 1 |
36 | 20.01 | 27.01 | 24.01 | Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» . | 1 |
37 | 24.01 | 29.01 | 29.01 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук .» | 1 |
Электромагнитное поле ( 17 часов) | |||||
38 | 27.01 | 3.02 | 31.01 | Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле | 1 |
39 | 31.01 | 5.02 | 5.02 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. | 1 |
40 | 3.02 | 10.02 | 7.02 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1 |
41 | 7.02 | 12.02 | 12.02 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца | 1 |
42 | 10.02 | 17.02 | 14.02 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
43 | 14.02 | 19.02 | 19.02 | Явление самоиндукции. | 1 |
44 | 17.02 | 24.02 | 21.02 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 |
45 | 21.02 | 26.02 | 26.02 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 |
46 | 24.02 | 3.03 | 28.02 | Конденсатор. | 1 |
47 | 28.02 | 5.03 | 5.03 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | 1 |
48 | 3.03 | 10.03 | 7.03 | Принципы радиосвязи и телевидения | 1 |
49 | 7.03 | 12.03 | 12.03 | Электромагнитная природа света. | 1 |
50 | 10.03 | 17.03 | 14.03 | Преломление света. | 1 |
51 | 14.03 | 19.03 | 19.03 | Дисперсия света. | |
52 | 17.03 | 2.04 | 21.03 | Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. | 1 |
53 | 21.03 | 7.04 | 2.04 | Решение задач по теме «Электромагнитные явления» | 1 |
54 | 4.04 | 9.04 | 4.04 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | 1 |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. ( 11 часов ) | |||||
55 | 7.04 | 14.04 | 9.04 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда | 1 |
56 | 11.04 | 16.04 | 11.04 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 |
57 | 14.04 | 21.04 | 16.04 | Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. | 1 |
58 | 18.04 | 23.04 | 18.04. | Состав атомного ядра . Массовое число .Зарядовое число. | 1 |
59 | 21.04 | 28.04 | 23.04 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | 1 |
60 | 25.04 | 30.04 | 25.04 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | 1 |
61 | 28.04 | 5.05 | 30.04 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. | 1 |
62 | 5.05 | 7.05 | 7.05 | Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 |
63 | 12.05 | 12.05 | 14.05 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада | 1 |
64 | 16.05 | 14.05 | 16.05 | Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика» | 1 |
65 | 19.05 | 19.05 | 21.05 | Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» | 1 |
Итоговое повторение ( 3 часа.) | |||||
66 | 23.05 | 21.05 | 23.05 | Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» , « Механические колебания и волны. Звук .», «Электромагнитное поле» . | 1 |
67 | 23.05 | 21.05 | 23.05 | Обобщение изученного материала за курс 9 класса | 1 |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«Утверждаю» Директор МАОУ «Школа №77» ______________Жамгоцева И.А. Приказ № от 01.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017- 2018 учебный год
по физике
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) основное общее образование – 10 класс «А»
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Программа разработана на основе: авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
____________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Количество учебных часов за год 70
Учитель Гаджиев Умалат Насирович
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МАОУ «Школа № 77» от 31. 08. 2017 г. № 1 _____________ А.А.Назарчук | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ ________________ Подпись Ф.И.О. «___» ________ 2017 г. |
г. Ростов-на-Дону
2017/2018
1. Пояснительная записка
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводят 210 уч. часов для обязательного изучения учебного предмета «Физики» на этапе основного общего основания, в том числе 7, 8, 9, 10 классов по70часов из расчета 2уч. часа в неделю. Продолжительность 2017-2018 уч. г. для 7-8 и 10 кл. 35 недель (с 1 сентября 2017 по 31 мая 2017г.), а для 9 кл. 34 недели (1 сентября по 25 мая 2017г.). Осенние каникулы с 29 октября по 6 ноября 2017г.. Зимние каникулы с 30 декабря 2016г. по 8 января 2018г.. Весенние каникулы с 22 марта по 1 апреля 2018г.. 23, февраля, 8 марта, 1,2, 9 мая – праздничные выходные дни. Соответственно календарно тематическое планирование по физике в 7 «З», 9 «А», 9 «Б», 9 «З», в 8 «В», 8 «З», 10»А» классов рассчитано на 69 часов. Рабочая программа предусматривает следующие распределение учебного материала.
СТРУКТУРА КУРСА
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторные занятия | контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Механика | 22 | 2 | 2 |
3 | Молекулярная физика. Термодинамика | 21 | 1 | 1 |
4 | Электродинамика | 21 | 3 | 3 |
5 | Повторение | 4 | ||
6 | Итого | 69 | 6 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Физика и методы научного познания. (1час)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. Научное мировоззрение.
Кинематика (9 часов)
Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.
Демонстрации:
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Запись равномерного и равноускоренного движения.
- Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)
- Направление скорости при движении тела по окружности.
Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.
Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Динамика (14 часов)
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Понятие силы – как меры взаимодействия тел. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Закон сохранения и превращения энергии в механики.
Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Демонстрации:
- Проявление инерции.
- Сравнение массы тел.
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
- Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.
- Невесомость.
- Зависимость силы упругости от величины деформации.
- Силы трения покоя, скольжения и качения.
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение.
- Изменение энергии тела при совершении работы.
- Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.
Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия,
Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.
Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.
Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы молекулярно-кинетической теории (14 часов)
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации:
- Опыты, доказывающие основные положения МКТ.
- Механическую модель броуновского движения.
- Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.
- Изотермический процесс.
- Изобарный процесс.
- Изохорный процесс.
- Свойства насыщенных паров.
- Кипение воды при пониженном давлении.
- Устройство принцип действия психрометра.
- Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.
- Модели кристаллических решеток.
- Рост кристаллов.
Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах.
Практическое применение: использование кристаллов и других материалов
и технике.
Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы термодинамики (6 часов)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. [Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.] Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.
Демонстрации:
- Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.
- Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.
- Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.
- Принцип действия тепловой машины.
Знать: понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты. удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели.
Законы и формулы: первый закон термодинамики.
Практическое применение: тепловых двигателей на транспорте, в энергетике
и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Уметь: решать задачи на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы термодинамики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы электродинамики
Электростатика (10 часов)
Что такое электродинамика. Строение атома. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды конденсаторов.
Демонстрации:
- Электризация тел трением.
- Взаимодействие зарядов.
- Устройство и принцип действия электрометра.
- Электрическое поле двух заряженных шариков.
- Электрическое поле двух заряженных пластин.
- Проводники в электрическом поле.
- Диэлектрики в электрическом поле.
- Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.
- Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемостью среды.
Знать: понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость.
Законы: Кулона, сохранения заряда.
Практическое применение: защита приборов и оборудования от статического электричества.
Уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости. Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Законы постоянного тока (8 часов)
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа №2 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
Лабораторная работа №3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Демонстрации:
- Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.
- Закон Ома для участка цепи.
- Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.
- Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.
- Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.
Знать: понятия: сторонние силы и ЭДС;
Законы: Ома для полной цепи.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.
Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Электрический ток в различных средах (6 часов)
Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.
Демонстрации:
- Зависимость сопротивление металлического проводника от температуры.
- Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности.
- Действие термистора и фоторезистора.
- Односторонняя электропроводность полупроводникового диода.
- Зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от напряжения.
- Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.
- Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.
- Электролиз сульфата меди.
- Ионизация газа при его нагревании.
- Несамостоятельный разряд.
- Искровой разряд.
- Самостоятельный разряд в газах при пониженном давлении.
Знать: понятия: электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р – n - переход в полупроводниках.
Законы: электролиза.
Практическое применение: электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.
Уметь: решать задачи на определение количества вещества выделившегося при электролизе, оценивать и анализировать информацию по теме «Электрический ток в различных средах» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
• знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, волна;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
• вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
• уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства телодвижение небесных тел и искусственных спутников Земли» свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основ для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
- оценки влияния на человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
3.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19 - 384 с.
2. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев – M.: Просвещение, 2004.-254 с.
3. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. – М.:Просвещение,Эксмо,2006. 240 с.
4. Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.
5. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н Степанова - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.
6. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.
7. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.
8. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
- Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
- Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 366 с.
Календарно - тематическое планирование по физике 10 класс на 2017-2018 уч. год
№ по порядку | Дата | Тема | Кол часов |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1ч) | |||
1 | 5.09 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Физика и познание мира | 1 |
МЕХАНИКА (22 ч) | |||
КИНЕМАТИКА (7 ч) | |||
2 | 6.09 | Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) | 1 |
3 | 12.09 | Диагностическая работа | 1 |
4 | 13.09 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике | 1 |
5 | 19.09 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения (РУПД) | 1 |
6 | 20.09 | Свободное падение тел — частный случай РУПД | 1 |
7 | 26.09 | Равномерное движение точки по окружности (РДО) | 1 |
8 | 27.09 | Зачет по теме «Кинематика» | 1 |
Динамика и силы в природе ( 8 ч) | |||
9 | 3.10 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | 1 |
10 | 4.10 | Решение задач на законы Ньютона (I часть) | 1 |
11 | 10.10 | Силы в механике. Гравитационные силы | 1 |
12 | 11.10 | Сила тяжести и вес | 1 |
13 | 17.10 | Силы упругости — силы электромагнитной природы | 1 |
14 | 18.10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 по теме: Изучение движения тела по окружности. | 1 |
15 | 24.10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 по теме: Измерение жесткости пружины | 1 |
16 | 25.10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 по теме: Измерение коэффициента трения скольжения | 1 |
Законы сохранения в механике. Статика (7 ч) | |||
17 | 7.11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 по теме: Изучение движения тела, брошенного горизонтально | 1 |
18 | 8.11 | Закон сохранения импульса, реактивное движение | 1 |
19 | 14.11 | Механическая работа и мощность силы | 1 |
20 | 15.11 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии. Закон сохранения энергии в механике | 1 |
21 | 21.11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 по теме: Изучение закона сохранение механической энергии | 1 |
22 | 22.11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 по теме: Изучение равновесия тела под действием сил. Равновесие тел. | 1 |
23 | 28.11 | Контрольная работа №1 на тему «Законы Ньютона. Законы сохранения в механике» | 1 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч) | |||
Основы МКТ (9ч) | |||
24 | 29.11 | Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование | 1 |
25 | 5.12 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | 1 |
26 | 6.12 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 |
27 | 12.12 | Температура | 1 |
28 | 13.12 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона) | 1 |
29 | 19.12 | Газовые законы | 1 |
30 | 20.12 | Решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы | 1 |
31 | 26.12 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 по теме: Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака | 1 |
32 | 27.12 | Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция | 1 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч) | |||
33 | 9.01 | Реальный газ. Воздух. Пар | 1 |
34 | 10.01 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 1 |
35 | 16.01 | Твердое состояние вещества | 1 |
36 | 17.01 | Контрольная работа № 2 на тему «Уравнение состояния идеального газа». Газового закона. | 1 |
Термодинамика (8 ч) | |||
37 | 23.01 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | 1 |
38 | 24.01 | Работа в термодинамике | 1 |
39 | 30.01 | Решение задач на расчет работы термодинамической системы | 1 |
40 | 31.01 | Теплопередача. Количество теплоты | 1 |
41 | 6.02 | Первый закон (начало) термодинамики | 1 |
42 | 7.02 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | 1 |
43 | 13.02 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | 1 |
44 | 14.02 | Контрольная работа №3 по теме: «Термодинамика. Количество теплоты». | 1 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 ч) | |||
Электростатика (8 ч) | |||
45 | 20.02 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | 1 |
46 | 21.02 | Закон Кулона | 1 |
47 | 27.02 | Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия | 1 |
48 | 28.02 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | 1 |
49 | 6.03 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | 1 |
50 | 7.03 | Энергетические характеристики электростатического поля | 1 |
51 | 13.03 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | 1 |
52 | 14.03 | Контрольная работа №4 на тему: «Электростатика». | 1 |
Постоянный электрический ток (7 ч) | |||
53 | 20.03 | Стационарное электрическое поле | 1 |
54 | 21.03 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 |
55 | 3.04 | Решение задач на расчет электрических цепей | 1 |
56 | 4.04 | ТБ Лабораторная работа №8 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | 1 |
57 | 10.04 | Работа и мощность постоянного тока | 1 |
58 | 11.04 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 |
59 | 17.04 | ТБ Лабораторная работа №9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
Электрический ток в различных средах (7 ч) | |||
60 | 18.04 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 |
61 | 24.04 | Электрический ток в металлах | 1 |
62 | 25.04 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | 1 |
63 | 8.05 | Закономерности протекания тока в вакууме | 1 |
64 | 15.05 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | 1 |
65 | 16.05 | Контрольная работа №5 на тему: «Электрический ток в различных средах». | 1 |
66 | 22.05 | Повторение на тему «Кинематика» | 1 |
67 | 23.05 | Повторение на тему «Динамика и силы в природе» | 1 |
68 | 29.05 | Повторение на тему «Термодинамика» | 1 |
69 | 30.05 | Повторение на тему «Электродинамика» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....
Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по физике для 7-9 класс
Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа по физике для 7-9 класса
Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...