Рабочие программы 7-9 классы по физике
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Рабочие программы по физике 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassy_7-9_programmy.fizika.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

        8 класс.

.

ПРОГРАММА        
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Программа по физике на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, Н.С. Пурышева,Л.Б.Богаткина, с учетом Учебного плана МБОУ «Новомарьясовская  СОШ-И» на 2012-2013 учебный год.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа.

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ц е л и  изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание

 8 класс (2 ч. в неделю).

Тепловые явления (13ч).

Агрегатные состояния (12ч).

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя..

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические и магнитные явления (26ч).

Электромагнитные явления (7ч).

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Световые явления (10ч).

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость  силы  тока  от  напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Лабораторные работы.

 1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры..

2.Измерение удельной теплоемкости вещества.

3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока

4.Измерение напряжения на различных участках цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

6.Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

7.Измерение работы и мощности электрического тока.

8.Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.Изучение принципа действия электродвигателя.

10.Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Специфика класса.        

В классе 10 учащихся. Из них только 2 ученика могут работать самостоятельно, обладают нормально вычислительными навыками. Остальные учащиеся требуют постоянной помощи при выполнении письменных заданий, лабораторных работ, решении задач, не развита память. В учебной деятельности они нуждаются в организующей, планируемой помощи на всех этапах урока, а также в дополнительных занятиях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  подготовки учащихся 8 класса.        

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:        

 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;

  смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:        

 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных ;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

 контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

 рационального применения простых механизмов;

 оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематический план

8класс (2ч в неделю).

        

№ урока.

№ урока в теме.

Содержание ( тема урока).

Дата по плану.

Дата по факту.

 

Тепловые явления(25 часов).

1.

1.

Тепловое движение. Температура. ТБ и ПБ на уроках физики.

2.

2.

Внутренняя энергия.

3.

3.

Способы изменения внутренней энергии тела.

4.

4.

Теплопроводность.

5.

5.

Конвекция.

6.

6.

Излучение.

7.

7.

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

8.

8.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

9.

9.

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.

10.

10.

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

11.

11.

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

12.

12.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

13.

13.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

14.

14.

Контрольная работа по теме «Тепловые явления».

15.

15.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

16.

16.

Удельная теплота плавления. Решение задач.

17.

17.

Решение задач па плавление и кристаллизацию тел.

18.

18.

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

19.

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

20.

20.

Решение задач. Парообразование и конденсация.

21.

21.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

22.

22.

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

23.

23.

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

24.

24.

Изменение агрегатных состояний вещества. Подготовка к контрольной работе.

25.

25.

Контрольная работа №2 по теме «Изменения агрегатных состояний».

Электрические явления (26 ч.).

26.

1.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

27.

2.

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

28.

3.

Электрическое поле.

29.

4.

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

30.

5.

Объяснение электрических явлений.

31.

6.

Электрический ток. Источники тока.

32.

7.

Электрическая цепь и ее составные ча-сти.

33.

8.

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направ-ления тока.

34.

9.

Сила тока. Единицы силы тока.

35.

10

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

36.

11.

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

37

12.

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

38.

13.

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

39.

14.

Зависимость силы тока от напряхения. Закон Ома для участка цепи.

40.

15.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Решение задач. Реостаты.

41.

16.

Лабораторная работа №5,6 «Регулирование силы тока реостатом»,-«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

42.

17.

Последовательное сопротивление проводников.

43.

18.

Параллельное соединение проводников.

44.

19.

Решение задач. Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

45.

20

Контрольная работа №3 «Электрический ток. Соединение проводников».

46.

21.

Работа и мощность электрического тока.

47.

22.

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

48.

23.

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца.

49.

24.

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

50.

25.

Повторение темы «Электрические явления».Решение задач.

51.

26.

Контрольная работа №4 «Электрические явления».

Электромагнитные явления(7 часв).

52.

1.

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

53.

2.

Магнитное поле катушки с током Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

54.

3.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

55.

4.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

56.

5.

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».Повторение темы «Электромагнитныэ явления».

57.

6.

Устройство электроизмерительных приборов.

58.

7.

Повторение темы «Электрические и электромагнитные явления».

Световые явления (8часов).

58.

1.

Источники света. Распространение света.

59.

2.

Отражение света. Законы оражения.

60.

3.

Плоское зеркало.

61.

4.

Преломление света.

62.

5.

Линзы. Оптическая сила линзы.

63.

6.

Изображения, даваемые линзой.

64.

7.

Лабораторная работа №10 «Получение изображений при помощи линзы».

65.

8.

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления».

66-68

1-3

Итоговое повторение.

Учебно-методический комплект 8 класс.

1.А.В.Перышкин  Физика 8 класс Москва Дрофа 2013 год.

2. А.В. Перышкин   Сборник задач по физике 7-9 классы «Экзамен» Москва 2013 год.

3.В.А. Лукашик, Е.В. Иванова  Сборник задач по физике 7-9 классы Просвещение 2006 год.

Учебно-методический комплект (учителя).

1.Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова, Е.В.Шаронина Физика Методические материалы  «Дрофа» Москва 2001 год.

2.Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике «Экзамен» Москва 2010 год.

3. Громцева О.И. Физика Итоговая аттестация «Экзамен» Москва 1014год.

4.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 8 класс Дидактические материалы «Дрофа» 2004 год.

5. Марон А.Е., Марон Е.А Контрольные работы по физике 7,8,9 классы Просвещение 2003 год.

.

7 класс

ПРОГРАММА        
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Программа по физике на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, Н.С. Пурышева,Л.Б.Богаткина, с учетом Учебного плана МБОУ «Новомарьясовская  СОШ-И» на 2012-2013 учебный год.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа.

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ц е л и  изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

                ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

7 класс (2ч. в неделю)

Введение (4 ч).

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества ( 6ч ).

 Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Взаимодействие тел (21 ч).

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела. Сила трения.

.         Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч).

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

.        Работа, мощность, энергия (12ч ).

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Демонстрации.

 Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Равномерное прямолинейное движение.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы.

1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора*.

2.Измерение размеров малых тел

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Определение плотности твердого тела.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условия плавания тел.

9.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

10.Выяснение условия равновесия  рычага.

Специфика класса.        

Класс- разноуровневый. Сильные ученики: Беликов К., Кичеева Р., Кобыжакова А., Обеднина О. могут самостоятельно изучать материал, выполнять дифференцированные задания. Есть учащиеся, которые могут хорошо усваивать материал, но не всегда выполняют домашние задания, поэтому необходимо постоянно проверять задания. В кассе есть очень слабые ученики. Учебный материал на уроках не запоминают, внимание рассеянное, низкая техника чтения, слабые вычислительные навыки, не понимают смысла указанных заданий. В учебной деятельности они нуждаются в организующей, планирующей помощи на всех этапах урока.

        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения физики ученик должен        

знать/понимать:        

 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

 смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;

уметь:        

 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления; ∙ выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических

 решать задачи на применение изученных физических законов;

 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

 контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

 рационального применения простых механизмов;

 оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематический план

        7 класс  (2ч в неделю).        

№ урока.

№ урока в теме.

Тема урока.

Дата по плану.

 Дата фактически.

Введение(4 часа).

1.

1.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. ТБ И ПБ на уроках физики.

2.

2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

3.

3.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

4.

4.

Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества (6часов).

5.

1.

Строение вещества. Молекулы.

6.

2.

Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел».

7.

3.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

8.

4.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

9.

5.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

 

10.

6.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Взаимодействие тел (21час).

11.

1.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

12.

2.

Скорость. Единицы скорости.

13.

3.

Расчет пути и времени движения.

14.

4.

Явление инерции. Решение задач.

15.

5.

Взаимодействие тел.

16.

6.

Масса тела. Измерение массы тела. Измерение массы тела на весах.

17.

7.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

18.

8.

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

19.

9.

Плотность вещества.

20.

10.

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела».

21.

11.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

22.

12.

Решение задач. Механическое движение. Масса и плотность. Подготовка к контрольной работе.

23.

13.

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса и плотность».

24.

14.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

25.

15.

Сила упругости. Закон Гука.

26.

16

Вес тела.

27.

17.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

 

18.

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

29.

19.

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

30.

20.

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

31.

21.

Трение в природе и технике. Контрольная работа №2 «Сила тяжести. Вес тела. Закон Гука. Сила трения».

Давление твердых тел, жидкостей и газов(25часов).

32.

1.

Давление. Единицы давления.

33.

2.

Способы уменьшения и увеличение давления.

34.

3.

Давление газа.

35.

4.

Передача давления жидкостями и газами .Закон Паскаля.

36.

5.

Контрольная работа №3 «Давление. Закон Паскаля».

37.

6.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

38.

7.

Решение задач. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

39.

8.

Сообщающиеся сосуды.

40.

9.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

41.

10.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

42.

11.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

43.

12.

Решение задач. Атмосферное давление.

44.

13.

Манометры. Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление».

45.

14

Поршневой жидкостный насос.

46.

15

Гидравлический пресс.

47.

16.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

48.

17.

Архимедова сила.

49.

18.

. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

50.

19.

Плавание тел.

51.

20.

Решение задач. Архимедова сила. Плавание тел.

52.

21.

. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

53.

22.

Плавание судов.

54.

23.

Воздухоплавание.

55.

24.

Повторение темы «Давление твердых  тел жидкостей и газов».

56.

25.

. Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых  тел жидкостей и газов».

Работа и мощность. Энергия(12часов).

57.

1.

Механическая работа.

58.

2.

Мощность. Решение задач.

59.

3.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

60.

4.

Момент силы. . Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

61.

5.

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

62.

6.

Равенство работ при использования простых механизмов. Золотое правило механики.

63.

7.

Решение задач. Простые механизмы.

64.

8.

Коэффициент полезного действия механизмов. . Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

65.

9.

 Решение задач. Работа и мощность.

66.

10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность».

67.

11.

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

68.

12.

Повторение.

Учебно-методический комплект 7 класс.

1.А.В.Перышкин  Физика 7 класс Москва Дрофа 2013 год.

2. А.В. Перышкин   Сборник задач по физике 7-9 классы «Экзамен» Москва 2013 год.

3.В.А. Лукашик, Е.В. Иванова  Сборник задач по физике 7-9 классы Просвещение 2006 год.

Учебно-методический комплект (учителя).

1.Н.И.Павленко, К.П.  Павленко Тестовые задания по физике «Школьная пресса» 2003 год.

2.Л.А.Кирик Самостоятельные и контрольные работы «Илекса» 2005 год.

3.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 7 класс Дидактические материалы «Дрофа» 2004 год.

4. Марон А.Е., Марон Е.А Контрольные работы по физике 7,8,9 классы Просвещение 2003 год.

9 класс.

ПРОГРАММА        
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Программа по физике на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, Н.С. Пурышева,Л.Б.Богаткина, с учетом Учебного плана МБОУ «Новомарьясовская  СОШ-И» на 2012-2013 учебный год.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа.

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ц е л и  изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание

(9класс 2часа неделю)

        Законы взаимодействия и движения тел (29ч).

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерци периода колебаний груза на пружине от массы груза.

и. Первый закон Ньютона. Масса тела.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания и волны. Звук (11ч).

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.Механические волны. Длина волны. Звук.

Электромагнитное поле (!!ч).

 Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Квантовые явления (13ч).

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.        

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

 Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.        

Условия распространения звука.

Модель опыта Резерфорда камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

        Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.        

Лабораторные работы и опыты:

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение деления ядра атома по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фото.

.         

Специфика класса.                

В 9 классе 20 учащихся. Класс- разноуровневый. Сильные ученики: Гребенников К., Чезыбаева О. могут самостоятельно изучать материал, выполнять дифференцированные задания, решать поставленные перед ними проблемы. Елеева К., Додонкова М., Карпенко Л. хорошо усваивают материал, умеют работать с учебником, имеют неплохие вычислительные навыки. Остальные учащиеся работают на удовлетворительно, требуют постоянного контроля со стороны учителя, обладают слабыми вычислительными навыками, могут работать только по аналогии. В классе необходимо строить работу с учетом индивидуальных особенностей учеников

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ        
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:                

 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

 смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

 контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

 рационального применения простых механизмов;

 оценки безопасности радиационного фона.

        Календарно-тематический план

        9 класс  (2ч в неделю).

№ урока.

№ урока в теме.

Тема урока.

Дата по плану.

Дата фактически.

.

Законы взаимодействия и движения тел.

29.

1.

1.

Материальная точка. Система отсчета. ТБ и ПБ на уроках физики.

2.

2..

Перемещение. Определение координаты.

3.

3.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

4.

4.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

5.

5.

Решение задач на прямолинейное  равномерное и равноускоренное движение.

6.

6.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7.

7.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

8.

8.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Оценка погрешностей.

9.

9.

Относительность движения

10.

10.

Решение задач. Прямолинейное равноускоренное движение.

11.

11.

Решение задач .Движение тел.Подготовка к контрольной работе.

12.

12.

Контрольная работа №1 по теме :«Движение тел».

13.

13.

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

14.

14.

Второй закон Ньютона.

15.

15.

Третий закон Ньютона.

16.

16.

Решение задач. Законы Ньютона

17.

17.

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

18.

18.

Решение задач. Свободное падение тел.

19.

19.

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения тел на Земле и других небесных телах.

20.

20.

Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

21.

21.

Движение тела по окружности. Решение задач.

22.

22.

ИСС земли.

23.

23.

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения тел».

24.

24.

Импульс тела.

25.

25.

Закон сохранения импульса.

26.

26.

Реактивное движение. Ракеты.

27.

27.

Решение задач. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса.

28.

28.

Решение задач. Взаимодействие тел. Подготовка к контрольной работе.

29.

29.

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

Механические колебания и волны.

11ч.

30.

1.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятники.

31.

2.

Величины, характеризующие колебательное движение.

32.

3..

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

33.

4.

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания

34.

5.

Вынужденные колебания. Резонанс.

35.

6.

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

36.

7.

Длина волны, скорость распространения волн.

37.

8.

Источники звука  Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

38.

9.

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

39.

10

Колебания и волны. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

40.

11.

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны».

Электромагнитное поле.

11.

41

1

Магнитное поле и его графическое изображение Неоднородное и однородное  магнитное поле.

42.

2.

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

43

3

Обнаружение магнитного поля  по его действию на  электрический ток Правило левой руки.

44

4

Индукция магнитного поля .Магнитный поток.

45

5

Лабораторная работа №4 «Изучения явления электромагнитной индукции»

46

6

Явление электромагнитной индукций .Получение переменного электрического тока.

47

7

Электромагнитное поле.

48

8

Электромагнитные волны.

49

9

Решение задач .Электромагнитное поле . Подготовка к  контрольной работе.

50

10

Контрольная работа№4 «Электромагнитное поле».

51.

11.

Электромагнитная природа света.

Строение атома и атомного ядра .Использование энергии атомных ядер .

52.

1.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов Опыт Резерфорда.

53

2                    

Радиоактивные превращения атомных ядер.

54

3

Экспериментальные методы исследования частиц .

55.

4.

Открытие протона и нейтрона.

56

5

Состав атомного ядра .Массовое число .Зарядовое число .Изотопы . Альфа- и бета-распад .Правило смещения.

57

6

Ядерные силы .Энергия связи .Дефект масс.

58

7.

Деление ядер урана. Цепная реакция.

59

8

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

60

9

Биологическое действие радиации.

        

61

 

10

Термоядерная реакция.

62.

11.

Решение задач. Строение атома. Ядерные реакции. Подготовка к контрольной работе.

.

63.

12.

Контрольная работа № 5 «Строение атомного ядра. Ядерные реакции.».

64.

13.

Элементарные частицы. Античастицы.

65-68.

1-4.

Повторение.

Учебно-методический комплект 9 класс.

1.А.В.Перышкин, Е.М. Гутник  Физика 9 класс Москва Дрофа 2013 год.

2. А.В. Перышкин   Сборник задач по физике 7-9 классы «Экзамен» Москва 2013 год.

3.В.А. Лукашик, Е.В. Иванова  Сборник задач по физике 7-9 классы Просвещение 2006 год.

Учебно-методический комплект (учителя).

1.Кирик Л.А. Физика Методические материалы «Илекса» Москва 2006 год.

2.Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике «Экзамен» Москва 2010 год.

3. Громцева О.И. Физика Итоговая аттестация «Экзамен» Москва 1014год.

4.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 9 класс Дидактические материалы «Дрофа» 2004 год.

5. Марон А.Е., Марон Е.А Контрольные работы по физике 7,8,9 классы Просвещение 2003 год.

        

.

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 7-11 класс по физике

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 7-9 классам   (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник), по 10-11 классам (В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова)....

Рабочая программа для 10 класса по физике

Рабочая программа для 10 класса по физике к УМК С.А.Тихомировой, 2 ч/нед....

Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5часов/неделя

Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5 часов/неделю...

Рабочая программа 7-9 классы по физике учебник Перышкин Гутник

Рабочая программа по физике 7-9 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным пред...

Рабочая программа 7 - 9 классы по физике.

Рабочая программа по физике 7 - 9 классы (базовый уровень)....