Метод проектов на уроках физики.
статья по физике (7, 10 класс) на тему

Дуфли Эльвира Асановна

В настоящее время очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Поэтому сегодня перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

 

 Исследовательские проекты. 

-проекты позволяющие установить межпредметные связи:

«Компьютерные технологии в теоретической физике: проблемы и перспективы»,

«Физика и проблемы создания новых материалов с заданными свойствами»,

«Экологические проблемы большого города (физические аспекты)»,

«Физические измерения в медицине».

Прикладные проекты. 

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-опорные конспекты;

-справочный материал;

-дидактический материал;

-таблицы;

-учебное пособие;

-презентация к уроку.
 

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста. 

 Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
 

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 
  • выдвижение гипотез их решения; 
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных; 
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
 

1.     Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. 

2.     Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 

3.     Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 

4.     Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 

5.     Защита проектов, оппонирование. 

6.     Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).

Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Поэтому сегодня перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

 Исследовательские проекты. 

-проекты позволяющие установить межпредметные связи:

«Компьютерные технологии в теоретической физике: проблемы и перспективы»,

«Физика и проблемы создания новых материалов с заданными свойствами»,

«Экологические проблемы большого города (физические аспекты)»,

«Физические измерения в медицине».

Прикладные проекты. 

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-опорные конспекты;

-справочный материал;

-дидактический материал;

-таблицы;

-учебное пособие;

-презентация к уроку.

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста. 

 Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 
  • выдвижение гипотез их решения; 
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных; 
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 

  1. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. 
  2. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
  3. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
  4. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 
  5. Защита проектов, оппонирование. 
  6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

    В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).

Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Использование метода проектов на уроках физики

Метод проектов позволяет использовать на уроках физики интеграцию предметов естественно-научного цикла: химии, биологии, информатики. На таких уроках учащиеся учатся самостоятельно проектировать свои ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Статья на тему "Метод проектов на уроках физики"

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет ак...

Метод проектов на уроках физики

Статьярассказывает о механизме применения метода проектов на уроках физики...