Рабочая программа по физике для 10-11 классов
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира. О строении и эволюции Вселенной;
- знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теорией относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Сведения о программе:
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Изучаемый материал разбит на тематические блоки (модули). В рамках модуля учащиеся могут выбирать различные учебные траектории, но сроки окончания модуля строго ограничены контрольным мероприятием. Количество часов на изучение отдельных тем не изменено, структурный порядок изучения тем сохранен, расширение содержания учебного материала происходит в процессе решения специально подобранных разноуровневых задач (Система задач).
Курс физики 10 – 11 класса включает 8 разделов: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электродинамика». Курс физики 11 класса включает 5 разделов: «Электродинамика», «Колебания и волны», «Оптика», «Квантовая физика», «Элементы астрофизики».
Данная структура курса имеет следующие особенности:
· теория относительности изучается сразу после механики и до электродинамики и оптики, что позволяет показать место механики в современной физической картине мира и с самого начала изучения курса следовать идее единства классической и современной физики;
· далее следует большой раздел о строении и свойствах вещества, в котором вслед за классическими представлениями молекулярной физики, включающей молекулярно-кинетическую теорию и термодинамику, рассматриваются квантовые идеи физики атома, атомного ядра и элементарных частиц.
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова – (базовый уровень), программы общеобразовательных учреждений - М., Просвещение.
Учебно-методический комплекс:
1. Учебники:
для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 365 с./;
для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – 156-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 365 с./;
2. Сборник задач по физике: для 10-11 класс общеобразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003.
3. . Сборник задач по физике: для 10-11 класс общеобразовательных учреждений / Сост. А.П. Рымкевич. – 8-е изд. М.: Просвещение, 2004.
Информация о количестве учебных часов: 10 класс – 105(175) часов (3(5) часа в неделю); 11 класс – 102(170) часов (базовый уровень стандарта 3(5)часа в неделю) .
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.
Используемы методы обучения (по И. Я. Лернеру): объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы: Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В).
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Оптимальным путем развития ключевых компетенций учащихся является стимулирующий процесс решения задач при инициативе учащегося. Решение задач является одним из важных факторов, развивающим мышление человека, которое главным образом формируется в процессе постановки и решении задач. В процессе решения качественных и расчетных задач по физике учащиеся приобретают «универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», что соответствует определению понятия ключевых компетенций.
Поле решаемых задач – Система задач - удовлетворяет внутренним потребностям учащихся; выводит знания, умения и навыки всех учеников на стандарт образования (программа минимум); активизирует творческие способности, нацеливает на интеграцию знаний, полученных в процессе изучения различных наук, ведет к ориентировке на глобальные признаки, (последнее утверждение относится к учащимся, работающим над задачами продвинутого уровня); практико-ориентирована, содержит современные задачи, отражающие уровень развития техники, нацеливает на последующую профессиональную деятельность, что особенно актуально для выпускников.
В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа; тестирование; лабораторная работа; фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторный практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10-11.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
357500 г. Пятигорск ул. Дзержинского, 12, тел.: 8(8793) 33-20-43
«Согласовано» На заседании ШМО учителей естественно-научного цикла ____________ /Маливенко Е.В./ «28» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
____________ /Небескина И.И./ «29» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 _______________ Мичева И.С. Приказ №___ от «01» сентября 2017г. Протокол пед. совета №1 от «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
по физике
за курс среднего общего образования
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель /Разработчик программы: Маливенко Евгения Викторовна Квалификация: соответствие занимаемой должности Педагогический стаж: 10 лет Эксперт программы: Небескина И.И., заместитель директора по УВР |
г. Пятигорск
Содержание
I. | Пояснительная записка | стр.3-4 |
1.1. | Общая характеристика учебного предмета | стр. 3 |
1.2. | Место предмета в учебном плане | стр.3-4 |
1.3. | Результаты освоения курса | стр. 4 |
II. | Основное содержание курса | стр. 5-6 |
III. | Требования к уровню подготовки учащихся | стр. 6-8 |
IV. | Календарно – тематическое планирование | стр. 10-32 |
I. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ и других школьных предметов.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира. О строении и эволюции Вселенной;
- знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теорией относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать
простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.2. Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 и 68 часов учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится также 138 часов. В том числе в 10 классе - 70 часов, в 11 классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
1.3. Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
- использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
- в познавательной сфере:
- давать определения изученным понятиям;
- называть основные положения изученных теорий и гипотез;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
- структурировать изученный материал;
- интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
- применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
II. Основное содержание курса
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение.
Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
2. Механика (22ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падание тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Использование Законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условие равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21ч).
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и массы молекул. Количества вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер Вальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел.
Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы:
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
5. Измерение модуля упругости пружины.
4. Электродинамика (32ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы:
6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8. Определение заряда электрона.
5. Повторение (3ч).
Формы и средства контроля
Формами и средствами контроля учащихся являются зачеты, лабораторные работы, семинарские уроки, контрольные и самостоятельные уроки.
6. Электродинамика (31 час).
Электрическое поле (7 часов). Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Дискретность электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон кулона. Кулоновская сила. Электрическое поле. Электростатическое поле. Напряжённость электрического поля. Напряжённость поля электрического заряда. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Однородное электрическое поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Проводники в электрическом поле. Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряжённостью однородного электрического поля. Электрическая ёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Законы постоянного тока (9 часов). Электрический ток. Сила тока. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Применение закона Ома для участка цепи к последовательному и параллельному соединению проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Сторонние силы. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Максимальное и минимальное значения напряжения на зажимах источника тока. Ток короткого замыкания. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Полупроводники. Электропроводность полупроводников и её зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы и их применение.
Магнитное поле и электромагнитная индукция (9 часов). Взаимодействие токов. Магнитное полк тока. Индукция магнитного поля. Направление магнитной индукции. Сила Ампера. Модуль вектора магнитной индукции. Направление силы Ампера и её формула. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Линии магнитной индукции. Вихревой характер магнитного поля. Однородное магнитное поле. Сила Лоренца. Направление силы Лоренца и её формула. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики. Магнитная запись и хранение информации. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Электромагнитные колебания и волны (6 часов). Электромагнитные колебания. Сходство и различие механических и электромагнитных колебаний. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона. Собственная частота колебаний в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.
7. Оптика (14 часов).
Геометрическая и волновая оптика (10 часов). Световые лучи. Закон преломления света. Линзы. Ход лучей в линзах. Оптическая сила линзы и системы близко расположенных линз. Получение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы. Скорость света. Призма. Дисперсия света. Свет, как электромагнитная волна. Когерентность. Получение когерентных световых волн. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поляризация света. Поперечность световых волн. Разрешающая способность оптических приборов. Электромагнитное излучение различных диапазонов длин волн – радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Источники, свойства и применение этих излучений.
Основы специальной теории относительности (4 часа). Постулаты специальной теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии, импульса и массы тела. Границы применимости классической механики.
8. Квантовая физика (15 часов).
Световые кванты (6 часов). Гипотеза Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотон. Опыты Лебедева и Вавилова. Фотоэффект. Применение фотоэффекта в технике. Опыт Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм.
Атом и атомное ядро (9 часов). Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Боровская модель атома водорода. Линейчатые спектры. Лазеры. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
9. Обобщающие занятия (4 часа).
Физика и методы научного познания (2 часа). Физика как наука. Научные методы познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания мира. Физическая теория. Основные элементы физической картины мира.
Элементы астрофизики (2 часа). Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
- смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
- смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля — Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного
мировоззрения;
уметь:
- описывать и объяснять:
- физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
- физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел;
- при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
- фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять
явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
В результате изучения физики в 11 классе ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;
- излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
IV. Календарно-тематичесчкое планирование курса физики 10 класса
Дата | № урока | Тема урока | Основной материал | Демонстрации | Домашнее задание |
1/1 | Введение. Что такое механика. | Цель физики. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение. | Конспект в тетради ученика. | ||
2/2 | Механическое движение. Системы отсчёта. Материальная точка. | Механическое движение. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Описание движения точки. Тело отсчета. Задание положения точки с помощью координат. Радиус-вектор. | §§1-4 | ||
3/3 | Траектория. Путь. Перемещение. | Понятия траектории, пути и перемещения. Построение и чтение графиков равномерного движения. | §§9,10. Упр.1(2,4) | ||
4/4 | Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. | Скорость, уравнение и график прямолинейного равномерного движения. | Демонстрация равномерного прямолинейного движения. | ||
5/5 | Относительность движения. | Правило сложения скоростей. Решение задач (стр.27 учебника) | §§11,12. Упр.2 (1,2). №32* (Р). | ||
6/6 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. | Определение мгновенной скорости движения. Ускорение (определения модуля и направления). Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением. Скорость при движении с постоянным ускорением. | Демонстрация направления мгновенной скорости с помощью точильного круга. | §§13,14,15. Упр.3(1,2) №51,52(Р). | |
7/7 | График зависимости мгновенной скорости от времени. Уравнения движения с постоянным ускорением. | Уравнения и графики движения с постоянным ускорением. Решение задач по примеру стр.35 учебника. | Демонстрация равноускоренного и равнозамедленного движения с помощью капельницы. | §16. Упр.3(3,4) №51,52(Р). | |
8/8 | Решение задач по теме «Перемещение при равномерном и равноускоренном движении» | Решение задач на перемещение при равномерном и равноускоренном движении. Свободное падение тел. Движение тела вертикально вверх. Движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту. | Демонстрация: траектория движения тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту(струя подкрашенной жидкости из шприца, расположенного горизонтально и под углом к горизонту). | §§17,18 Упр.4(1,2, 3). | |
9/9 | Лабораторная работа №1 «Изучение равномерного прямолинейного движения». | № 59 – 63 (Р) | |||
10/10 | Центростремительное ускорение. | Выбор системы отсчёта. Что вызывает ускорение тел? Движение с постоянной скоростью при действии на тело сил. | §§22,23,24. №117,118 (Р) | ||
11/11 | Повторительно-обобщительный урок по теме «Кинематика» | Повторение и обобщение знаний и умений по теме «Кинематика» | §§25-27. Упр.6(1-4) 28,29. Упр.6(5-7) | ||
12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Геоцентрическая система отсчета. Влияние равномерного прямолинейного движения на механические процессы. Принцип относительности. Решение задач. | Другой вариант | ||
13/13 | Работа над ошибками. Первый закон Ньютона. | . Материальная точка. Первый закон Ньютона. Четыре типа сил. Силы в механике. | Демонстрация: на тележке установить шарик и штатив с подвешенным шариком. Причем шарики поместить на одном уровне относительно указателя. При равномерном движении тележки положение шариков не меняется. При замедленном движении тележки положение шариков меняется. | §§30. Упр.6 (8-10)§31,32,33. Упр.7(1) №183,186* (Р). | |
14/14 | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. | Инерциальная система отсчёта Деформация и сила упругости. Закон Гука. Решение задач. | Демонстрации: 1. Опыты по рис. 59,60,61 учебника 2. Динамометр. Измерение силы с помощью различных видов динамометров. 3.Опыт по рис. 63,64,65 учебника. | §§36,37. Упр.7(2). | |
15/15 | Масса – мера инерции тела. | Сила. Сравнение сил. Измерение сил. Динамометр. О силах в механике. Экспериментальное определение зависимости ускорения от силы. Инерция. Вычисление первой космической скорости. Сила тяжести и вес. Невесомость. | §§34,35. №190,191, 198*(Р). | ||
16/16. | Сила. Сложение сил. | Масса. Взаимодействия тел. Силы взаимодействия двух тел. Основные и производные единицы физических величин. | Демонстрация зависимости силы трения от площади соприкосновения тел и обработки трущихся поверхностей. Уменьшение и увеличение коэффициента трения. | §§38,39,40. Упр.7(3,4). | |
17/17 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | Второй закон Ньютона. Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. | Свободное падение тел в трубке Ньютона. | §§41-44. Упр.8(6,7). №327*(Р). | |
18/18 | Закон всемирного тяготения. Закон Гука. | Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Определение гравитационной постоянности. Зависимость ускорения свободного падения тел от географической широты. Равенство инертной и гравитационной масс. Роль сил трения. Трение покоя. Трение скольжения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях газа. | Демонстрация таблицы «определение гравитационной постоянной». | §§45-48. №334,341, 344*(Р). | |
19/19 | Закон сохранения импульса. Закон сохранения в механике. | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием силы трения. | Закон сохранения импульса. Реактивное движение (развязать надутый детский шарик). Таблица «Освоение космического пространства». | §§52,53. | |
20/20 | Работа. Мощность. Энергия. Решение задач. | Работа силы. Единица работы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. Решение задач по примеру стр.125.126 учебника. | Упр.9(6,7) подготовиться к лабораторной работе №2. | ||
21/21 | Лабораторная работа №2. Изучение закона сохранения механической энергии. | № 216 – 218 (Р) | |||
22/22 | Решение задач по теме «Законы сохранения в механике». | Решение задач на повторение темы: «Механика». | №228,263, 300(Р). | ||
23/23 | Контрольная работа№2 по теме: «Механика». | Другой вариант | |||
24/24 | Зачет по механике. | Повторение по вопросам. | |||
25/1 | Работа над ошибками. Основные положения молекулярно- кинетической теории. | Основные положения молекулярно- кинетической теории. Оценка размеров молекул. Число молекул. Масса молекул. Относительная молекулярная масса. Количество вещества и постоянная Авогадро. Молярная масса. | §§57-59. Упр.11(1,2). | ||
26/2 | Строение газообразных, твердых и жидких тел. | Броуновское движение. Объяснение броуновского движения. Силы взаимодействия молекул. Строение газов, жидкостей, твердых тел. | Демонстрации: 1) Модель броуновского движения. 2) Свойства газов, жидкостей, твердых тел. 3) Диффузия. | §§60,61,62. | |
27/3 | Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа. | Идеальный газ в молекулярно- кинетической теории. Давление газа. Среднее значение квадрата скорости молекул. Вывод основного уравнения. | Комплект л/о «Архимед» | §§63,64,54. | |
28/4 | Решение задач по теме «Основы МКТ». | Решение задач на основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа. | Комплект л/о «Архимед» | Упр.11(1,2). | |
29/5 | Контрольная работа №3 по теме: «Основы молекулярно- кинетической теории». | Другой вариант | |||
30/6 | Температура и тепловое равновесие. | Микроскопические параметры. Холодные и горячие тела. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Термометры. Средняя кинетическая энергия молекул газа при тепловом равновесии. Газы в состоянии теплового равновесия. Определение температуры. | Различные виды термометров. Определение температуры. | §§66,67. | |
31/7 | Температура-мера средней кинетической энергии молекул. | Абсолютный нуль температуры. Абсолютная шкала температур. Постоянная Больцмана. Связь абсолютной шкалы и шкалы Цельсия. Зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры. Средняя скорость теплового движения молекул. | Экспериментальное определение скоростей молекул. | §§68,69. Упр.12(1,2) | |
32/8 | Уравнение состояния идеального газа. | Уравнение состояния. Для чего нужно знать уравнение состояния? Изотермический, изобарный, изохорный процессы. | Демонстрация газовых законов. Комплект л/о «Архимед». | §§70, 71. | |
33/9 | Решение задач по теме «Температура». | Решение задач на уравнение состояния идеального газа и газовые законы. | Упр.13(3,4, 5). №505*(Р). | ||
34/10 | Тестирование по теме: «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» | №492,512, 540*(Р). | |||
35/11 | Кипение. Влажность воздуха. | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Водяной пар в атмосфере. Парциальное давление водяного пара. Относительная влажность. Психрометр. Значение влажности. | 1. Испарение и конденсация жидкостей. 2. Кипение воды. 3. Психрометр. 4. Волосяной гигрометр. | §§72,73,74. Упр.14(1,2). | |
36/12 | Кристаллические и аморфные тела. | Кристаллические тела. Анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Аморфные тела, их свойства. Физика твердого тела. | 1. Кристалличес кие тела, анизотропия. 2. Аморфные те ла, их свойства. | §§75, 76. | |
37/13 | Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. | Работа в механике и термодинамике. Изменение внутренней энергии при совершении работы. Вычисление работы. Геометрическое толкование работы. Термодинамика и статистическая механика. Внутренняя энергия в МКТ. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Зависимость внутренней энергии от макроскопических параметров. | §§77, 78. Упр. 15(1,2,3,4,5). | ||
38/14 | Количество теплоты. | Теплопередача. Количество теплоты и теплоемкость. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Решение задач | §79, № 640,641, 642*(Р). | ||
39/15 | Решение задач по теме «Количество теплоты». | Решение задач на изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. | № 646, 648, 654(Р). | ||
40/16 | Первый закон термодинамики. | Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Невозможность создания вечного двигателя. Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам. Теплообмен в замкнутой системе. | Комплект л/о «Архимед». | §§80, 81. Упр. 15(6,7,9) | |
41/17 | Необратимость процессов в природе. | Примеры необратимых процессов Общее заключение о необратимости процессов в природе. Точная формулировка понятия необратимого процесса. Второй закон термодинамики. Границы применимости второго закона термодинамики. | §§82, 83. | ||
42/18 | Тепловые двигатели. | Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей. | §84.Упр.15(16), № 672(Р). | ||
43/19 | Решение задач по теме «Тепловые процессы». | Решение задач по теме: «Основы Термодинамики». | №649,664, Стр.222 учебника. | ||
44/20 | Решение задач по теме «Тепловые двигатели». | Решение задач по теме: «Молекулярная физика. Тепловые Явления». | №644,667, подготовится к контрольной работе. | ||
45/21 | Контрольная работа №4 по теме: «Молекулярная физика. Тепловые явления». | Другой вариант | |||
46/22 | Подготовка к устному зачету по теме: «Молекулярная физика. Тепловые явления». | ||||
47/1 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.
| Что изучает электродинамика? Электрический заряд и элементарные частицы. Два знака электрических зарядов. Элементарный заряд. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. | 1.Два знака зарядов, их взаимодействие. 2.Электризация тел. 3Действие электроскопа. 4. Равенство зарядов при электризации. | §§85-88. | |
48/2 | Закон Кулона | Опыты Кулона. Единица электрического заряда. Решение задач на закон Кулона. | Таблица «Опыты Кулона». | §§89,90. Упр.16(1,2, 3). №681,686,689 (Р). | |
49/3 | Электрическое поле. | Близкодействие и действие на расстоянии. Идеи Фарадея. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий. Радиоволны. Что такое электрическое поле? Основные свойства электрического поля. | 1. Обнаружение электрического поля. 2. Убывание электрического поля с расстояния. | §§91,92. | |
50/4 | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Напряженность точечного заряда. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. | Демонстрация силовых линий электрических полей. Комплект л/о «Архимед». | §§93, 94. Упр. 17(1,2) | |
51/5 | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. | Свободные заряды. Электростатическое поле внутри проводника. Эл. заряд проводников. Эл. свойства нейтральных атомов и молекул. Эл. диполь. Два вида диэлектриков. Поляризация полярных и неполярных диэлектриков. | Комплект л/о «Архимед». | §§95, 96, 97. | |
52/6 | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Единица напряженности электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. | §100. Упр.17(5,7). | ||
53/7 | Электроемкость. Конденсатор. | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Применение Конденсаторов. | 1.Электрическое поле плоского воздушного конденсатора. 2.Различные виды конденсаторов. 3.Конденсатор переменной емкости. | §§101, 102, 103. | |
54/8 | Решение задач по теме: «Электризация тел». | Решение задач на различные типы соединений. Подготовка к тесту по главе: «Электростатика». | №757,760,765. (Р). | ||
55/9 | Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | Электрический ток. Сила тока. Действие тока. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Условия , необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Вольт- амперная характеристика. | 1.Действия электрического тока. 2.Вывод закона Ома для участка цепи. 3.Построение вольт-амперной характеристики металлического проводника на основе эксп. | §§104, 105, 106. Упр. 19(1,2). | |
56/10 | Законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Последовательное и параллельное соединения проводников. Решение задач. | 1.Последовательное соединение проводников. 2.Параллельное соединение проводников. | §107.Упр.19 (3,4) №789(Р). | |
57/11 | Работа и мощность постоянного тока. | Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность тока. | 1.Тепловое действие постоянного тока. 2.Определение мощности эл. лампочки. | §108.№798, 803, 799(Р). | |
58/12 | Закон Ома для полной цепи. | Сторонние силы. Природа сторонних сил. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Определение ЭДС батарейки карманного фонаря | §§109,110. Упр.19(5,6). | |
59/13 | Лабораторная работа №3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | № 813(Р). | |||
60/14 | Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи». | Решение задач по главе «Законы постоянного тока», подготовка к контрольной работе. | №818,802, 784(Р) | ||
61/15 | Контрольная работа№5 по теме: «Законы постоянного тока». | Другой вариант | |||
62/16 | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. | Электрическая проводимость различных веществ. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах. Движение электронов в металле. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | Зависимость сопротивления от температуры. Комплект л/о «Архимед». | §§111,112, 113,114. | |
63/17 | Электрический ток в полупроводниках. | Строение полупроводников. Электронная и дырочная проводимости. Донорные и акцепторные примеси. | §§115,116 | ||
64/18 | Электрический ток в вакууме. | Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Свойства электронных пучков и их применение. Электронно-лучевая трубка. | Устройство вакуумного диода и электронно-лучевой трубки. Комплект л/о «Архимед». | §§120,121. | |
65/19 | Электрический ток в жидкостях. | Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Электролиз. Законы электролиза. Применение электролиза. | Эл. ток в жидкостях | §§122,123. Упр.20(4,5 , 6). | |
66/20 | Электрический ток в газах. | Эл. разряд в газе. Ионизация газов. Проводимость газов. Рекомбинация. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Ионизация электронным ударом. Плазма. | Самостоятельный и несамостоятельный разряды. | §§124,125, 126. Подготовиться к тести рованию | |
67/21 | Подготовка к годовому тестированию. | Повторение основных формул, теорий, решений задач по курсу физики 10 класса. | Подготовиться к годово му тести рованию. | ||
68/22 | Итоговая контрольная работа | Другой вариант | |||
69/23 | Работа над ошибками. Повторение. | № | |||
70/24 | Заключительный урок |
Календарно – тематичекое планирование курса физики 11 класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Основной материал | Оборудование | Домашнее задание |
1. | Электродинамика | ||||
Тема 1. Электрическое поле | |||||
1.1 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда. Закон кулона. | Что изучает электродинамика? Электрический заряд и элементарные частицы. Два знака электрических зарядов. Элементарный заряд. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. | Эбонитовая и стеклянная палочки, фольга, штатив, шёлковая нить, электрометр, кусочек шерсти и шёлка. | §84 – 88, | |
2.2 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Однородное электрическое поле. | Близкодействие и действие на расстоянии. Идеи Фарадея. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий. Радиоволны. Что такое электрическое поле? Основные свойства электрического поля. | Гильза из фольги, пенопласт, кусочек шерсти, касторовое масло, манная крупа. | §89 – 92, | |
3.3 | Решение задач по теме: «Электростатическое поле». | Дидактический материал | Упр. 16(____) | ||
4.4 | Диэлектрики и проводники в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. | Свободные заряды. Электростатическое поле внутри проводника. Эл. заряд проводников. Эл. свойства нейтральных атомов и молекул. Эл. диполь. Два вида диэлектриков. Поляризация полярных и неполярных диэлектриков. | Эбонитовая палочка, кусочек шерсти, металлическая трубка. Свободно вращающаяся на штативе, электрометр, деревянная линейка. | §93 – 95. | |
5.5 | Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряжённостью и напряжением однородного электростатического поля. | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Единица напряженности электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. | Электроформная машина, проводники, изолирующий штатив. | §96 – 98, | |
6.6 | Электроёмкость, единицы электроёмкости. Энергия заряженного конденсатора. | §99 – 101 №____(Р) | |||
7.7 | Контрольная работа №1 «Электрическое поле». | Др. вариант | |||
Тема 2. «Законы постоянного тока» | |||||
8.1 | Работа над ошибками. Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | Электрический ток. Сила тока. Действие тока. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Вольт- амперная характеристика. | Гальванический элемент, амперметр, вольтметр, ключ, линейка, соединительные провода. | §102 – 105, Упр. 19 (___) | |
9.2 | Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной цепи. | Сторонние силы. Природа сторонних сил. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода. | §106 – 108, №____(Р) | |
10.3 | Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода. | Упр. 19 (_____) | ||
11.4 | Решение задач по теме: «Закон Ома для полной цепи». | №_________(Р) | |||
12.5 | Лабораторная работа №2 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода. | Упр. 19 (_____) | ||
13.6 | Носители свободных электрических зарядов в металлах и электролитах. | Электрическая проводимость различных веществ. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах. Движение электронов в металле. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | Водный раствор поваренной соли | §109 – 112 | |
14.7 | Носители свободных электрических зарядов в газах и вакууме. | Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Свойства электронных пучков и их применение. Электронно-лучевая трубка. | Источник тока, гальванометр, полупроводник, нагреватель. | §113 – 114, 117, 121 | |
15.8 | Контрольная работа №2 «Законы постоянного тока» | Дидактический материал | Др. вариант | ||
Тема 3. Магнитное поле и электромагнитная индукция. | |||||
16.1 | Работа над ошибками. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. | Магнитное поле. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Магнитная стрелка. Направление вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Вихревое поле. | Моток, дугообразный магнит, магнитная стрелка, ключ, реостат, амперметр, соединительные провода. | §1-2, вопр. | |
17.2 | Сила Ампера и её применение. | Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера. Направление силы Ампера. Единица магнитной индукции. Наблюдение действия силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле | Дугообразный магнит, соединительные провода, ключ, реостат, качели из проволоки, штатив. | §3, 5 Упр. 1(____) | |
18.3 | Сила Лоренца и её применение. | Намагничивание вещества. Гипотеза Ампера. Температура Кюри. Ферромагнетики и их применение. Магнитная запись информации. | Динамик, демонстрационный амперметр. | §6, Упр.1 (___) | |
19.4 | Решение задач по теме «Магнитное поле тока» | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. | №___________(Р) | ||
20.5 | Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. | Взаимодействие индукционного тока с магнитом. Правило Ленца. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. | Проволочный моток, штатив, источник тока, ключ, соединительные провода, магнит. | §8-11, Упр.2 (__) | |
21.6 | Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, реостат, ключ, магнитная стрелка, соединительные провода. | Упр.2 (___) | ||
22.7 | Вихревое электрическое поле. | Вихревое электрическое поле. Индукционные токи в массивных проводниках. Применение ферритов. | §12, вопр. | ||
23.8 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. | ЭДС в движущихся проводниках. | ЭДС в движущихся проводниках. | §13 | |
24.9 | Самоиндукция и индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. | Энергия магнитного поля. Возникновение магнитного поля при изменении электрического. Электрическое поле. | Самоиндукция. Индуктивность. Аналогия между самоиндукцией и инерцией. | §15-17, №_____(Р) | |
25.10 | Контрольная работа №3 «Магнитное поле и электромагнитная индукция» | Дидактический материал | Др. вариант | ||
2. | Электромагнитные колебания и волны | ||||
26.1 | Работа над ошибками. Электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Источник тока, конденсатор, катушка, двухполюсной ключ. | §29 – 31. | |
27.2 | Лабораторная работа №4 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом. | №_____(Р) | ||
28.3 | Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания» | №_____(Р) | |||
29.4 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Гармонические колебания заряда и тока. | Источник тока, конденсатор, катушка, двухполюсной ключ. | §27 – 28. | |
30.5 | Электромагнитная волна, её скорость. Свойства электромагнитной волны. | Как распространяются электромагнитные взаимодействия. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыт Герца. Плотность потока излучения от расстояния до источника. Зависимость плотности потока излучения от частоты. | §48, 49, 54. | ||
31.6 | Контрольная работа №3 по теме: «Колебания и волны» | Дидактический материал | Др. вариант | ||
3. | Оптика | ||||
Глава 1. Геометрическая и волновая оптика.. | |||||
32.1 | Работа над ошибками. Световые лучи. Закон отражения света. | Два способа передачи воздействия. Корпускулярная и волновая теории света. Геометрическая и волновая теории света. Геометрическая и волновая оптика. Скорость света. Астрономический метод измерения скорости света. Лабораторные методы измерения скорости света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения. | Оптический диск с принадлежностями. | §59 – 60. | |
33.2 | Закон преломления света. Полное внутренне отражение. | Дисперсия света. Опыт И. Ньютона по дисперсии света. Сложение волн. Интерференция. Условие максимумов и минимумов. Когерентность волн. Распределение энергии при интерференции. | Оптический диск с принадлежностями. | §61 – 62. | |
34.3 | Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла» | Стеклянная пластина, булавка, линейка, карандаш, транспортир, четырёхзначные таблицы. | Упр. 8 (__) | ||
35.4 | |||||
36.5 | Линза. Посторенние изображений в линзе. Формула тонкой линзы. | Виды линз, изображение в линзе. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. | Набор линз. | §63 – 65. | |
37.6 | Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, свеча, экран, направляющая рейка. | №_____(Р) | ||
38.7 | Дисперсия света. | Дисперсия света. Опыт И. Ньютона по дисперсии света. | Ванна, ФОС. | §66, Упр.9 | |
39.8 | Интерференция механических волн. Интерференция света. | Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких плёнках. Кольца Ньютона. Длина световой волны. Интерференция электромагнитных волн. | Ванна, ФОС, дифракционная решетка, источник света, оптическая скамья. | §67-69, Упр.10 (__) | |
40.9 | Дифракция световых волн. Дифракционная решетка | Дифракция механических волн. Опыт Юнга. Теория Френеля. Дифракционные картины от различных препятствий. Границы применимости геометрической оптики. Разрешающая способность микроскопа, телескопа. Дифракционная решетка. Решение задач. | Дифракционная решетка, источник света, оптическая скамья. | §70-72, №_____(Р) | |
41.10 | Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн. Источники, свойства и применение этих излучений. | Опыты с турмалином. Поперечность световых волн. Механическая модель опытов с турмалином. Поляроиды. | ФОС, набор по поляризации света. | §73-74, Упр.10 (__) | |
Контрольная работа №5 «Геометрическая и волновая оптика». | Дидактический материал | Др. вариант | |||
Глава 9. Основы специальной теории относительности. | |||||
42.1 | Работа над ошибками. Постулаты специальной теории относительности. | Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности. Отличие первого постулата теории относительности от принципа относительности в механике. | Плакат. | §75 – 77. | |
43.2 | Полная энергия. Энергия покоя. Границы применимости классической механики. | Относительность одновременности. Относительность расстояний. Релятивистский закон сложения скоростей. | Плакат. | §78 – 80. | |
44.3 | Повторительно-обобщительный урок по теме «Основы специальной теории относительности». | §75 – 80 – повт., Упр.11 (__) | |||
45.4 | Контрольная работа №6 «Основы специальной теории относительности». | Дидактический материал | Др. вариант | ||
4. | Квантовая физика | ||||
Глава 1. Световые кванты | |||||
46.1 | Работа над ошибками. Гипотеза Планка о квантах. Фотон. | Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности. Отличие первого постулата теории относительности от принципа относительности в механике. | Плакат. | §90, 92 – 93. | |
47.2 | Фотоэффект. Применение фотоэффекта в технике. | Фотоны. Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. Применение фотоэффекта. Решение задач. | Электрометр, цинковая пластина, эбонитовая и стеклянная палочки, шерсть, шёлк, стеклянная пластина, источник света. | §88 – 89, 91. | |
48.3 | Решение задач по теме: «Фотоэффект». | Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | №_____(Р) | ||
49.4 | Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. | Химическое действие света. Фотография. Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Самостоятельная работа. | Плакат. | Доклады уч-ся. | |
50.5 | Повторительно-обобщительный урок по теме «Световые кванты». | §88 – 93 – повт. | |||
51.6 | Контрольная работа №7 «Световые кванты». | Дидактический материал | Др. вариант | ||
Тема2. Атом и атомное ядро. | |||||
52.1 | Планетарная модель атома. Трудности планетарной модели атома. Квантовые постулаты Бора. Боровская модель атома водорода. | Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Определение размеров атомного ядра. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Поглощение света. Трудности теории Бора. Квантовая механика. | Презентация по теме. | §94 – 96. | |
53.2 | Линейчатые спектры. Спонтанное и вынужденное излучения света. Лазеры. | Индуцированное излучение. Лазеры. Свойства лазерного излучения. Принцип действия лазеров. Трехуровневая система. Устройство рубинового лазера. Другие типы лазеров. Применение лазеров. | Плакат. | §97. | |
54.3 | Лабораторная работа №4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, неоном и гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями. | №___________(Р) | ||
55.4 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Радиоактивные превращения. Правило смещения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Счетчик Гейгера, камера Вильсона, плакаты. | §98 – 102. | |
56.5 | Модель строения атомного ядра. Нуклонная модель ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | Презентация. | §103 – 106. | |
57.6 | Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерные реакции на нейтронах. Открытие деления урана. Механизм деления ядра. Испускание нейтронов в процессе деления. Цепные ядерные реакции. Изотопы урана. Коэффициент размножения нейтронов. Образование плутония. Основные элементы ядерного реактора. Критическая масса. Реакторы на быстрых нейтронах. Первые ядерные реакторы. | Плакат. | §107 – 112. | |
58.7 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | Элементы, не существующие в природе. Меченые атомы. Радиоактивные изотопы_ источники излучений. Получение радиоактивных изотопов. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Радиоактивные изотопы в промышленности и сельском хозяйстве Челябинской области. | Плакат. | §115 – 116. | |
59.8 | Повторительно-обобщительный урок по теме «Атом и атомное ядро». | §90 – 116 – повт., Упр.11 (__) | |||
60.9 | Контрольная работа №8 «Атом и атомное ядро». | Дидактический материал | Др. вариант | ||
5. | Обобщающие занятия | ||||
Тема 1. физика и методы научного познания. | |||||
61.1 | Физика, как наука. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование объектов и явлений природы. Научные гипотезы. | Этап первый. От электрона до позитрона: 1897-1932 гг. Этап второй. От позитрона до кварков:1932-1964. гг. Этап третий. От гипотезы о кварках (1964г.) до наших дней. Открытие позитрона. Античастицы. Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Единство строения материи. Современная физическая картина мира. | §117, доклады уч-ся. | ||
62.2 | Физические законы. Физические теории. Границы применимости. Физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. | Научное мировоззрение. Физика и астрономия. Физика и биология. Физика и техника. Энергетика. Создание материалов с заданными свойствами. Автоматизация производства. | §118, доклады уч-ся. | ||
Тема 2. Элементы астрофизики. | |||||
63.1 | Солнечная система. Звёзды и источники и их энергия. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша Галактика. | Строение Солнечной системы, строение и расположение звезд в нашей Галактике, эволюция Солнца и звёзд. Теория происхождения нашей Галактики. | Теллурий. | Лекционный материал. | |
64.2 | Другие Галактики. Пространственные масштабы наблюдение Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | Вселенная. Другие Галактики. Применимость законов физики для масштабов Галактики. | Презентация. | Лекционный материал. | |
6. | Повторение. | ||||
65.1 | Повторение темы «Электродинамика». | Гл.1-5, №____(Р) | |||
66.2 | Повторение темы «Оптика и квантовая физика». | Гл.8-11, №___(Р) | |||
67.3 | Итоговая контрольная работа. | Др. вариант | |||
68.4 | Заключительный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....
Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по физике для 7-9 класс
Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа по физике для 7-9 класса
Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...