Образовательная программа кружка "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс) на тему
Образовательная программа кружка "Физика вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fizika_vokrug_nas.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
для учащихся 6 класса
Еткоков А.Г. учитель физики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Физику как предмет учащиеся начинают изучать в 7 классе, но очень часто испытывают затруднения при обнаружении взаимосвязи между предметом и окружающим миром. Поэтому целью данного кружка является подготовка учащихся к будущим занятиям физикой и установка взаимосвязи между физикой и другими науками естественного цикла.
Основные задачи курса:
∙ раскрыть проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
∙ развивать у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
∙ формировать у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике.
Курс кружка «Физика вокруг нас» рассчитан на учеников 11-12 лет(6 класс), проводится 1 час в неделю.
При составлении программы использованы рекомендации СанПина 2.42.1178-02 «Гигиенические требование к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Постановление Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44 зарегистрированное в Минюсте России 05.12.2002 г. № 3997), раздел 2.9 «Требования к режиму общеобразовательного процесса».
Основные формы проведения занятий кружка: эвристическая беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, защита проектов, просмотр видеозаписей.
Примерное распределение учебного времени на различные виды самостоятельной работы:
изучение теории – 30%,
самостоятельный физический эксперимент – 40%,
решение задач – 30%.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета.
Ожидаемые результаты:
∙ личностный рост школьника.
∙ сформировать дополнительные умения и навыки по работе физическими приборами, дополнительной литературой, необходимыми для лучшего понимания явлений в природе.
Результат реализации программы: подготовка проектов и их защита на предметной неделе.
Тематическое планирование кружка
№ занятия | Тема занятия кружка | Кол-во часов | Формы проведения кружка |
1 | Организационное занятие | 1 | Беседа |
2 | Физика в природе | 1 | Беседа |
3 | Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. | 1 | Беседа Практическая работа |
4 | Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы.
| 1 | Беседа Сообщения учащихся |
5 | Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. | 1 | Беседа Практическая работа |
6 | Движение и взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах. | 1 | Беседа Практическая работа |
7 | Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
8 | История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории строения вещества. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
9 | Игровое занятие. Атом. Молекула. Вещество.
| 1 | Викторина Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи) |
10 | Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости. Скорости в природе и технике. | 1 | Беседа Практическая работа |
11 | Взаимодействие тел и инертность. Масса | 1 | Беседа Практическая работа Решение задач |
12 | Сила. Деформации. Упругие силы. | 1 | Беседа Практическая работа |
13 | Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
14-15 | Решение занимательных задач. | 2 |
|
16 | Силы в природе | 1 | Защита проектов |
17 | Давление в жидкости и газе. | 1 | Беседа Практическая работа Решение задач |
18 | Сообщающиеся сосуды | 1 | Беседа Практическая работа Решение задач |
19 | Гидростатический парадокс. | 1 | Беседа Практическая работа |
20 | Водопровод. Гидравлический тормоз. | 1 | Беседа Практическая работа Сообщения учащихся |
21 | Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг. | 1 | Беседа Сообщения учащихся Практическая работа |
22 | История развития гидро-, аэростатики (Архимед, Паскаль, Торричелли, Герике). | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
23-24 | Решение занимательных задач по гидро- и аэростатике | 2 |
|
25 | Брейн-ринг. Гидростатика | 1 |
|
26 | Простые механизмы. «Золотое правило механики». | 1 | Беседа Практическая работа |
27 | Простые механизмы | 1 | Защита проектов |
28 | Виды механической энергии. Энергия вокруг нас. | 1 | Беседа Практическая работа |
29-30 | Решение занимательных задач | 2 |
|
31 | Энергия рек и ветра. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
32 | Игровое занятие. Работа, мощность, энергия | 1 | Викторина Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи) |
33-34 | Экскурсии | 2 |
|
Условия реализации:
Для проведения занятий необходим кабинет физики, в котором находятся необходимые для занятия приборы и материалы.
Освещение искусственное и естественное. Реализация программы включает в себя чередованием теоретической и практической работ, с работой в группах, парах и индивидуально, использованием межпредметного материала. Работа организована с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.
Список литературы:
Для учителя
1. Антипин А. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1974.
2. Блох А. Ш. и др. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986..
3. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
4. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
5. Глазунов А. Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
6. Демонстрационные опыты по физике в 6–7 классах средней школы / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.
7. Довнар Э. А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
8. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1979.
10. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
11. Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.
12. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1976.
13. Шутов И.С, Гуринович К. М. Практические задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1985.
Для учащихся
1. Блудов М. И. Беседы по физике. 1, 2 ч. – М.: Просвещение, 1984.
2. Варикаш В. М. и др. Физика в живой природе. – Мн.: Нар. асвета, 1984.
3. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
4. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6–7 классов / Сост. И. Г. Кирилова. – М.: Просвещение, 1986.
5. Макеева Г. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"
дополнительное образование детей, кружок по химии...
Образовательная программа "Химия вокруг нас"
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.Актуальность данной программы состоит в том, что она...
Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»
Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет
Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"
Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...
Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"
Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...
Образовательная программа «Математика вокруг нас».
Образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на детей 11 - 14 лет. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на ур...