Образовательная программа кружка "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Еткоков Александр Геннадьевич

Образовательная программа кружка "Физика вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fizika_vokrug_nas.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 

«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

 

 

для учащихся 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

Еткоков А.Г. учитель физики

 

 

 

 

 

 

 2016 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Физику как предмет учащиеся начинают изучать в 7 классе, но очень часто испытывают затруднения при обнаружении взаимосвязи между предметом и окружающим миром. Поэтому целью данного кружка является подготовка учащихся к будущим занятиям физикой и установка взаимосвязи между физикой и другими науками естественного цикла.

Основные задачи курса:

        раскрыть проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;

        развивать у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;

        формировать у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике.

Курс кружка «Физика вокруг нас» рассчитан на учеников 11-12 лет(6 класс), проводится 1 час в неделю.

При составлении программы использованы рекомендации   СанПина 2.42.1178-02 «Гигиенические требование к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Постановление Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44 зарегистрированное в Минюсте России 05.12.2002 г. № 3997), раздел 2.9 «Требования к режиму общеобразовательного процесса».

Основные формы проведения занятий кружка: эвристическая беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, защита проектов, просмотр видеозаписей.

Примерное распределение учебного времени на различные виды самостоятельной работы:

изучение теории – 30%,

самостоятельный физический эксперимент – 40%,

решение задач – 30%.

Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета.

Ожидаемые результаты:

        личностный рост школьника.

        сформировать дополнительные умения и навыки по работе физическими приборами, дополнительной литературой, необходимыми для лучшего понимания явлений в природе.

Результат реализации программы: подготовка проектов и их защита на предметной неделе.

Тематическое планирование кружка

№ занятия

Тема занятия кружка

Кол-во часов

Формы проведения кружка

1

Организационное занятие

1

Беседа

2

Физика в природе

1

Беседа

3

Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин.

1

Беседа

Практическая работа

4

Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы.

 

1

Беседа

Сообщения учащихся

5

Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества.

1

Беседа

Практическая работа

6

Движение и взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах.

1

Беседа

Практическая работа

7

Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.

1

Беседа

Сообщения учащихся

8

История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории строения вещества.

1

Беседа

Сообщения учащихся

9

Игровое занятие. Атом. Молекула. Вещество.

 

1

Викторина

Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи)

10

Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости. Скорости в природе и технике.

1

Беседа

Практическая работа

11

Взаимодействие тел и инертность. Масса

1

Беседа

Практическая работа

Решение задач

12

Сила. Деформации. Упругие силы.

1

Беседа

Практическая работа

13

Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах.

1

Беседа

Сообщения учащихся

14-15

Решение занимательных задач.

2

 

16

Силы в природе

1

Защита проектов

17

Давление в жидкости и газе.

1

Беседа

Практическая работа

Решение задач

18

Сообщающиеся сосуды

1

Беседа

Практическая работа

Решение задач

19

Гидростатический парадокс.

1

Беседа

Практическая работа

20

Водопровод. Гидравлический тормоз.

1

Беседа

Практическая работа

Сообщения учащихся

21

Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг.

1

Беседа

Сообщения учащихся

Практическая работа

22

История развития гидро-, аэростатики (Архимед, Паскаль, Торричелли, Герике).

1

Беседа

Сообщения учащихся

23-24

Решение занимательных задач по гидро- и аэростатике

2

 

25

Брейн-ринг. Гидростатика

1

 

26

Простые механизмы. «Золотое правило механики».

1

Беседа

Практическая работа

27

Простые механизмы

1

Защита проектов

28

Виды механической энергии. Энергия вокруг нас.

1

Беседа

Практическая работа

29-30

Решение занимательных задач

2

 

31

Энергия рек и ветра.

1

Беседа

Сообщения учащихся

32

Игровое занятие. Работа, мощность, энергия

1

Викторина

Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи)

33-34

Экскурсии

2

 

 

 

Условия реализации:

            Для проведения занятий необходим кабинет физики, в котором находятся необходимые для занятия приборы и материалы.

          Освещение искусственное и естественное. Реализация программы включает в себя чередованием теоретической и практической работ, с работой в группах, парах и индивидуально, использованием межпредметного материала. Работа организована с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.

             

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Для учителя

1. Антипин А. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1974.

2. Блох А. Ш. и др. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986..

3. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

5. Глазунов А. Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.

6. Демонстрационные опыты по физике в 6–7 классах средней школы / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.

7. Довнар Э. А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.

8. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1979.

10. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.

11. Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.

12. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1976.

13. Шутов И.С, Гуринович К. М. Практические задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1985.

Для учащихся

1. Блудов М. И. Беседы по физике. 1, 2 ч. – М.: Просвещение, 1984.

2. Варикаш В. М. и др. Физика в живой природе. – Мн.: Нар. асвета, 1984.

3. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.

4. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6–7 классов / Сост. И. Г. Кирилова. – М.: Просвещение, 1986.

5. Макеева Г. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы. – Мн.: Нар. асвета, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"

дополнительное образование детей, кружок по химии...

Образовательная программа "Химия вокруг нас"

Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.Актуальность  данной программы состоит в том, что она...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет

Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"

Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...

Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"

Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...

Образовательная программа «Математика вокруг нас».

Образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на детей 11 - 14 лет. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на ур...