Урок ФГОС "Сила" 7 класс
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему
в ходе урока обучающиеся научатся распознавать условия применения фундаментального понятия «сила» при анализе ситуаций, связанных с взаимодействием тел и деформации тела, установят экспериментально от чего зависит результат действия сил, овладеют способами изображения сил.
Урок позволяет вовлечь учащихся в исследовательскую и коммуникативную деятельность при работе на уроке с раздаточным материалом и выполнения заданий. Овладеть теоретическими знаниями в области физика «Сила» и способами прикладного использования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_sila.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Лексина Альбина Владимировна |
Район | Воротынский |
Место работы | МБОУ Семьянская средняя школа |
Должность | Учитель физики |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | физика |
Класс | 7 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015) Линия УМК А.В. Перышкина(7-9) |
Тема учебного занятия | «Сила » |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок открытия нового знания по теме: «Сила» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Урок является тринадцатым в разделе «Взаимодействие тел» и первым в теме «Сила» |
Учебная задача
| Открыть способ работы с текстом по технологии ТРИЗ Вовлечь учащихся в исследовательскую и коммуникативную деятельность при работе на уроке с раздаточным материалом и выполнения заданий. Овладеть теоретическими знаниями в области физика «Сила» и способами прикладного использования |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) |
. | Обучающиеся получат возможность использовать знания о силе для дальнейшего изучения проявления различного вида сил в природе и объяснения работы различных механизмов Получат возможность научиться изображать силы графически | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm | Познавательные Обучающиеся. Научаться устанавливать причинно-следственные связи научаться воспринимать, информацию в словесной, образной, символической формах -научатся делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные Обучающиеся научаться
Коммуникативные Овладеют коммуникативными навыками при работе в группе, при высказывании своей точки зрения | Познавательные Обучающиеся получат возможность работать с текстами и сворачивать информацию в таблицы, работать по обобщенному плану изучения физических величин , решать логические задачи Регулятивные Обучающиеся получать возможность научиться делать выводы по результатам исследования Коммуникативные обучающиеся получат возможность развивать
| ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в необходимости применения практических знаний в практической деятельности Отметят потребность в справедливой оценке своей работы и работы одноклассников , | Обучающиеся получат возможность для формирования интереса к силам природы через самостоятельное приобретение знаний Обучающиеся получат возможность для высказывания личностного отношения к творцу динамики И. Ньютону Обучающиеся получат возможность развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств, давать аргументированный ответ. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Имеют опыт словесного описания взаимодействия тел, закон взаимодействия, Могут сравнивать, сопоставлять скорости взаимодействующих тел, схематически изображать явление Имеют опыт выполнения исследовательской деятельности на уроке, выполнять задания на анализ, логику, заполнять таблицы, выбирать правильное решения в затруднительной ситуации. Имеют навыки смыслового чтения, могут контролировать ход выполнения работы, умеют оценивать себя и товарищей. | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Знать определение физической величины, признаки силы, единицы силы, Уметь изображать силу графически | Уметь работать с определением, Умение работать с текстом, Умение сворачивать информацию в таблицу Умение работать в группах и отстаивать свою точку зрения | Должны проявлять: любознательность и интерес к изучению сил природы | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Использование индивидуального оценочного листа |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
А.В.Перышкин Физика 7 кл- М.: Дрофа,2015. Н.ВФилонович Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина-М.:Дрофа 2017. | А.В.Перышкин сост Н.В.Филонович Сборник задач по физике7-9 класс-М.:Экзамен 2010 Рабочая тетрадь по физике 7 класс к учебнику Перышкина А.В. ФГОС 2015(В.А.Касья-нов, А.Дмитриева А | https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0 https://www.youtube.com/watch?v=XadkqVIbnCw http://class-fizika.spb.ru/etud9.html | http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm | |
Техническое обеспечение | 1.Компьютер, медиа проектор, презентация «Сила». 2.Груз, подвешенный на пружине; пластмассовые шарики, жёлоб, цилиндр; две тележки; постоянный магнит и магнитная стрелка; набор грузов массой 100 г; стальная линейка; |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.» | Приветствуют учителя. Слушают. Подготавливаются к работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | На этапе актуализации предлагается учащимся выполнить следующие задания Ребята, вспомните, что изучает физика? О каком явлении идет речь на представленном видеофрагменте? (видео) https://www.youtube.com/watch?v=XadkqVIbnCw
2.Предложены задания группам Выполнить опыт по рисунку и описать его, заполняя таблицу Опыт 1. Движение тележек. Опыт 2. Падение тел Опыт 3. Движение кораблика Опыт4.Остановка машины Что общего в данных ситуациях? 3. Разгадай кроссворд(группа 5)
| - Физика –наука, которая изучает физические явления (Явление взаимодействие тел Взаимодействия тел
Везде при взаимодействии тел происходит изменение скорости тел разгадывают на доске кроссворд За правильные ответы учащиеся в индивидуальных листах выставляют себе баллы по предложенным критериям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову). 1Повторим опыт по взаимодействию тележек. А)Опыт с согнутой металлической линейкой незначительно В) Опыт с сильно согнутой металлической линейкой -Как изменилась скорость у тележек. Почему во втором случае скорость изменилась больше?() Словами больше, меньше мы количественно сравниваем степень взаимодействия, следовательно для описания явления необходимо ввести новую физическую величину …… - количественную меру взаимодействия тел Как бы вы назвали величину, с помощью которой можно было бы оценить степень взаимодействия тел? Для того чтобы прийти к единому мнению, обратимся к кроссворду.:
Что получили ? | Во втором случае скорость изменилась больше Пружина согнута во втором опыте больше, скорость изменилась больше,а значит степень Методический комментарий. Обсуждение позволяет ещё раз задуматься над мыслью, что для описания различных явлений требуются специальные понятия и величины, которые являются условными и в природе не существуют Обсуждают в парах, озвучивают свои предложения, дополняют друг друга, чтобы не повторяться Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве сила | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Какова же цель нашего урока? Как вы определите её для себя? | Узнать о силе, выяснить от чего зависит | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Используя кадры слайда, установим какие жизненные понятия заключены в слове «СИЛА» () А сегодня на уроке определим физический смысл СИЛЫ. Изучать будем физическую величину по плану Что мы уже узнали? При взаимодействии указывают тело, которое изменяет скорость, а то, которое вызывает, заменяют действием силы, Используя это утверждение, в таблице допишите предложения, прочитаем первую строчку По какому признаку судим о проявлении силы? Фронтальный опыт – сжатие хозяйственной губки; - изгиб -прогиб - кручение -Почему меняется форма губки? Изменение формы тела и размера - деформация -Покажите каждый сжатие губки. У кого самая большая деформация, маленькая? Почему? Значит, результат действия силы зависит от числового значения, т.е силу можно сравнивать, можно подобрать единицу измерения силы Это 1 Н. - это сила, которая действует на тело массой 1кг и изменяет скорость на 1 м/с в течении1 с. Возьмите со стола грузик и положите на ладошку .Сейчас на ладонь действует сила 1 Н Единица силы названа в честь английского ученого И.Ньютона Какие качества помогли Ньютону достичь таких успехов в науке? Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. От чего еще зависит результат действия силы, вы определите сами, выполнив исследование: Зависимость результата действия силы и заполнив лист открытий 1-2 Группа – От направления 1-3 Группа – от точки приложения (прослушить результаты эксперимента и выводы записать в тетрадь.) Заслушаем результаты исследования: Вывод результат действия силы зависит от: В физике и математике величины, имеющие числовое значение, точку приложения и направление – векторные и обозначают F и изображают графически Изобразить силу, действующую на ладонь F =5 Н
»
| мускульная сила, сила коллектива, сила вулкана, сила русского духа План-памятка изучения физических величин. 1.Как она обозначается? 2.Какое свойство или явление характеризует данная величина. 3.Как её рассчитать (определить формулу ) 4.В каких единицах измеряется 5. Способы измерения величины-прибор 6. Графическая интерпретация Сила-мера взаимодействия. Обозначение силы-F Тележка изменила скорость под действием силы По изменению числового значения скорости и направления В результате действия силы тела деформируются Разная приложена по величине сила (сообщение о Ньютоне) http://class-fizika.spb.ru/etud9.html
Выполнение исследования,заполнение листа открытия Гр№1-Эксперимент1, Кадр 6 Гр№3Эксперимент от точки приложения , Кадр 7 Числового значения ,точки приложения,направления -Работа по алгоритму 1.Указать тело, на которое действует сила. 2.Показать точку приложения 3.Направление 4.Масштаб в 1 см---….. Н 5.Составь и реши пропорцию ? см----….5Н 6.отметь отрезок - …см от точки приложения 7.Укажи направление отрезка и поставь F
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Вывод результат действия силы зависит от: В физике и математике величины, имеющие числовое значение, точку приложения и направление – векторные и обозначают F и изображают графически Изобразить силу, действующую на ладонь F =5 Н
| -Работа по алгоритму 1.Указать тело, на которое действует сила. 2.Показать точку приложения 3.Направление 4.Масштаб в 1 см---….. Н 5.Составь и реши пропорцию ? см----….5Н 6.отметь отрезок - …см от точки приложения 7.Укажи направление отрезка и поставь F | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Задача 2 М В 1 отрезке 10 Н Прочитаем , что изображено на рис. На тело действует …. , направленная …. и численно равна… -Давайте вспомним, этапы последовательности становления знаний о физической величине? (кластер) Слайд № -Что еще надо знать? А так как тел много, то и мир сил ранообразен. | Сила – мера взаимодействия. Обозначения силы,единицы, Признаки силы От чего зависит графически изображение - Прибор, способы нахождения Вст мир силhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a28466dd-1adc-4214-a8f6-399f949c00a9/7_75.avi | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Возьмите ладошки и допишите на них фразы: - Сегодня я узнал …. - Теперь я могу ….. - Было интересно …. - Было трудно … - Урок дал мне для жизни… Возьмите гвоздики и приложите их к бруску, соответствующему вашему состоянию 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться. Подойдите к столу и «приложите силу «(гвоздики) к бруску, соответствующему состоянию Посмотрите на брусок. Какую информацию можно получить
Откройте дневнике и запишите д.з., §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе | Работают с гвоздиками и брусками Что мы приложили силы к разным точкам, разная глубина, т.е, числовое значение, ,а направление все выбрали одно, бруску- «граниту науки» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Теперь прошу подсчитайте баллы в ваших индивидуальных листочках и выставите оценку за урок, согласно набранным баллам. 12-15 баллов – «5» 9-11 баллов – «4» 6-8 баллов – «3» Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный, путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький» Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали Спасибо за урок!
| Выставляют оценки за урок |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....