Метапредметный подход при обучении физике. Метатема "Цвет".
методическая разработка по физике (11 класс)

Занятие по метатеме "Цвет" в 11 классе на примере урока по физике "Дисперсия". Может использоваться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metatema_tsvet.docx33.34 КБ
Office presentation icon tsvet.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Поговорим сегодня о свете. Давайте закроем глаза на несколько секунд. Что вы чувствуете? Отвечайте, не открывая глаз. (Пустота, темнота, страх, боязнь, сон, неизвестность). Откройте глаза. Сравните ваши ощущения с предыдущими. (Покой, равновесие, все хорошо; хорошо, что есть свет; хорошо, что я вижу свет). Свет позволяет нам видеть окружающие предметы.

 А какого цвета СВЕТ? Красный? Желтый? Белый? Давайте попробуем ответить на вопросы: «Какого цвета свет? и что такое свет?»  (СЛАЙД 1)

 У каждого есть своя гипотеза о природе цвета. Можно с пеной у рта доказывать свою правоту, но настоящее доказательство опирается на факты, а не на мнения. Обратимся к эксперименту.

СЛАЙД 2,3.  В 1666 г. Исаак Ньютон провел опыт с узким пучком света, который попадая на стеклянную призму, разложился на составляющие цвета.

СЛАЙД 4. Ньютон выделил 7 простых цветов. Кто знает слова, которые помогают запомнить порядок расположения цветов?  (каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) (как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь)

С точки зрения физики мы видим различные предметы благодаря тому, что свет отражается от них и попадает к нам в глаз.

Давайте поговорим о цвете  с разных точек зрения. Для этого разделимся на группы.

СЛАЙД 5.

  • Теоретики
  • Экспериментаторы
  • Лирики
  • Спортсмены
  • Художники.

Каждая группа получает свое задание, потом презентует результаты своей работы.

Группа «Теоретики».

Задание. На основе работы с текстом составьте кластер по теме «Дисперсия».

Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено. Он заинтересовался этим и первый «исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особенности цветов, каких до сих пор никто даже не подозревал» (слова из надписи на надгробном памятнике Ньютону).

Основной опыт Ньютона был гениально прост. Ньютон догадался направить на призму световой пучок малого сечения. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов.

Ньютон выделил семь цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Саму радужную полоску Ньютон назвал спектром.

Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное пятно, закрыв синим стеклом, наблюдал синее пятно и т. д. Отсюда следовало, что не призма окрашивает белый свет, как предполагалось раньше. Призма не изменяет свет, а лишь разлагает его на составные части. Различным цветам соответствуют волны различной длины.

Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки разных цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.

Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше других – красные. Луч красного цвета преломляется меньше из-за того, что красный свет имеет в веществе наибольшую скорость, а луч фиолетового цвета больше, так как скорость фиолетового света наименьшая. Именно поэтому призма и разлагает свет.

Впоследствии была выяснена зависимость цвета от физических характеристик световой волны: частоты колебаний или длины волны. Поэтому можно дать более глубокое определение дисперсии, чем то, к которому пришел Ньютон. Дисперсией называется зависимость показателя преломления света от длины (или частоты) волны.

Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. Если предмет, например лист бумаги, отражает все падающие на него лучи различных цветов, то он будет казаться белым. Покрывая бумагу слоем красной краски, мы не создаем при этом света нового цвета, но задерживаем на листе некоторую часть имеющегося. Отражаться теперь будут только красные лучи, остальные же поглотятся слоем краски. Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Если посмотреть на траву через красное стекло, пропускающее лишь красные лучи, то она будет казаться почти черной.

Группа «Экспериментаторы»

Теория.

 Глаз содержит три типа светочувствительных элементов – колбочек. Каждый тип реагирует преимущественно на одну цветовую область: красную, зелёную и синюю. При создании изображений на ТВ-экране, мониторе и проекторе используют эту особенность, получая все цвета, включая белый, из трёх основных: красного (R – red), зелёного (G – green) и сине-фиолетового (B – blue).

Оборудование: фонарики со светофильтрами (красным, зелёным и фиолетовым), экран (лист белой бумаги), цветные мелки.

Задача. Освещая экран лучами разного цвета и накладывая их друг на друга, получите другие цвета. Яркость регулируйте, удаляя фонарик от экрана. Выясните, какие цвета можно получить попарным или тройным наложением красного, зелёного и фиолетового. Результат цветными мелками занесите в таблицу.

Ход работы

 1. Включите три фонарика, заклеенных светофильтрами, и направьте их лучи на экран.

 2. Накладывайте их лучи друг на друга попарно и фиксируйте смешанный цвет в таблице.

Цвета лучей до наложения

Полученный цвет

Группа «Лирики».

Филологи утверждают, что каждый звук имеет свой цвет.

Задание.

1. Подберите гласным звукам соответствующие на ваш взгляд цвета. Результаты занесите в таблицу.

Звуки

Цвет

А

О

И

Е

У

Ы

2. Проверьте ваши предположения. (по А. П. Журавлеву)

Звуки

Цвет

А

Ярко-красный

О

Яркий светло-желтый или белый

И

Светло-синий

Е

Светлый желто-зеленый

У

Темный сине-зеленый

Ы

Тусклый темно-коричневый или черный

3. Какому цвету соответствуют строки Сергея Есенина из цикла «Персидские мотивы» по вашему мнению?

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

4. После анализа строк с точки зрения цвета звуков (по А. П. Журавлеву) выяснилось, что цвет этих строк – синий.

Группа «Спортсмены»

Значение олимпийских колец

Пять переплетенных колец, которые изображены на флаге олимпиады, известны как олимпийские кольца. Эти кольца окрашены в синий, черный, красный, желтый и зеленый цвет, и переплетены друг с другом, в принципе являются символом Олимпийских игр. Олимпийские кольца были разработаны Пьер де Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания. Обе Америки рассматриваются, как единый континент, в то время как Антарктика и Арктика не были приняты во внимание. Несмотря на отсутствие определенного цвета к конкретному континенту или региону, различные теории о значении цвета олимпийских колец склонны связывать их с различными цитатами. Например, по крайней мере один из пяти цветов среди олимпийских колец присутствует на флаге каждой из стран-участниц. Пять олимпийских колец были приняты в 1914 году и дебютировали на Олимпиаде в Бельгии в 1920 году.

Источник: ru.wikipedia.org

Задания:

  1. Восстановите цвета олимпийских колец. Раскрасьте заготовку в формате А 4.

  1. Дайте свою интерпретацию цветов олимпийских колец (цвета должны символизировать спортивные качества).

Синий –

Черный –

Красный –

Желтый –

Зеленый –

Группа «Художники»

Теория.  Исследования психологов в середине XX в. показали, что каждый цвет обладает совершенно определённым психофизическим воздействием, не зависящим от индивидуальных особенностей человека. Различия наступают на уровне психологической реакции каждого человека на тот или иной цвет.

Задание. 

  1. Назвать цвет, который оказывает на вас лично указанное психологическое воздействие. Подберите подходящий оттенок цвета и закрасьте мелками правый столбец таблицы.

Психологическое воздействие

Цвет

Закрашивание

Тревожный, энергичный, возбуждающий

Обжигающий,

страстный

Успокаивающий, уютный

Веселый, ясный,

теплый

Печальный,

холодный

  1. Сравните свою таблицу с результатами работы психологов.

Красный, оранжевый, желтый – положительные эмоции.

Красный. Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы  заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

Оранжевый. Предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. Однако такое состояние мешает сосредоточиться на выполнении работы и других важных делах, поэтому также может наблюдаться небольшая рассеянность.

Желтый. Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

Зеленый, синий, фиолетовый – спокойствие и безмятежность.

Зеленый. Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.

 Синий говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

Фиолетовый. Это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться. В таком состоянии вы готовы к новым творческим свершениям, но можете быть немного рассеяны и забыть о каких-либо важных вещах.

Белый, серый, черный – беспокойство и отстраненность.

Белый. Этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной. Возможно, накануне вы с кем-то поссорились или попали в стрессовую ситуацию. В таком состоянии хочется обо всем забыть и начать с чистого листа. Выбор белого цвета говорит о положительной тенденции от плохого настроения к хорошему.

Серый. Чаще всего серое настроение в прямом смысле означает хмурость, скуку или тревогу. В таком состоянии хочется побыть наедине с собой, спрятаться от окружающих и предстоящих дел. Также такое состояние может говорить о волнение перед каким-либо событием.

Черный. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.

СЛАЙД 6. Оцените свое настроение. Посмотрите на предложенные цвета и выберите тот, который в данный момент нравится больше всего. Не думайте долго – первый цвет, на который вы обратили внимание, скорее всего и будет тем, который в данный момент наиболее приятен.

СЛАЙД 7. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какого цвета свет?

Слайд 2

Исаак Ньютон В 1666 году поставил опыт по дисперсии света

Слайд 6

Оцените свое настроение. Посмотрите на предложенные цвета и выберите тот, который в данный момент нравится больше всего. Не думайте долго – первый цвет, на который вы обратили внимание, скорее всего и будет тем, который в данный момент наиболее приятен.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в преподавании физики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....

Метапредметный подход в обучении физики

Метапредметный подход в обучении физики...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно требованиям ФГОС...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно  требование ФГОС...

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".

laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...

Метапредметный подход в обучении (на примере преподавания физики)

Современная школа в условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) нуждается в «новом» типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования.В...