Открытый урок по теме "Газовые законы" 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Цель данного урока познакомить учащихся с изопроцессами, графиками изопроцессов и на базе полученных знаний доказать справедливость газовых законов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazovye_zakony.doc | 65.5 КБ |
gazovye_zakony.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по физике для обучающихся 10 класса
Выполнила: учитель физики МБОУ СОШ №21 с. Семеновки г. Йошкар-Олы Баскакова Т.М.
Тема: «Газовые законы»
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности | Ресурсное обеспечение | УУД |
Проверка домашнего задания | Ц: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память. Р: формирование компетенции личного самосовершенствования | Фронтальный опрос | Карточки - формулы | личностные |
Объяснение нового материала | Ц: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний. Р: формирование учебно-познавательной, ценностно – смысловой, личного сам-ния, коммуникативной, информационной компетенций. | Коллективная исследовательская работа | Таблица для заполнения. Презентация. Оборудование: баллон с газом, надутый воздушный шарик | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Домашнее задание | Ц: проверить усвоение материала урока. Р: формирование социально- трудовой, ценностно-смысловой компетенций. | Разноуровневые задачи: 3 репродуктивные, последняя на сообразительность | Сборники задач по физике | личностные |
Закрепление, отрабатывание умений и навыков | Ц: закрепить знание графиков изопроцессов. Р: формирование учебно-познавательной, личного самосоверщенствования компетенций | Самостоятельная работа по графикам | Обобщающая таблица. Презентация. | Регулятивные |
Закрепление, отрабатывание умений и навыков | Ц: закрепить знания теории газовых законов. Р: формирование учебно-познавательной, коммуникативной компетенций | Тестовая работа | Презентация. | Регулятивные |
Цель урока: познакомить учащихся с изопроцессами, графиками изопроцессов и на базе полученных знаний доказать справедливость газовых законов,
Задачи урока:
- обучающая – научиться выводить газовые законы, определять зависимость между параметрами в них, строить графики в разных системах координат;
- развивающая – закрепить знание уравнений состояния идеального газа и их применение при решении задач;
- воспитывающая – воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, самостоятельность в закреплении полученных знаний, познавательный интерес.
Оборудование: презентация к уроку, баллончик с газом, воздушный шарик, таблица к уроку для заполнения, таблица для закрепления.
Ход урока
Организационный момент (1 мин).
Проверка домашнего задания (5 мин).
Фронтальный опрос, переходящий в постановку новой темы, целей и задач (5 мин).
Объяснение новой темы в форме беседы (20 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Рефлексия, итог урока ( закрепление нового материала) (8 мин).
- Сегодня, ребята, мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей и сформулировать пусть уже открытые законы. Но мы пока учимся, а дальше, как знать может быть, вам откроется то, о чем сегодня ученые даже не думают. Повторим то, что изучали ранее.
- Итак, мы отметили, что уравнение состояния идеального газа связывает между собой три макроскопических параметра: р, Т и V. Но при любых ли процессах все эти параметры изменяются? Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем любой аэрозоль. Какой параметр здесь постоянен? (учащиеся отвечают: объем не изменяется). А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? (учащиеся отвечают: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной). А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться и рассмотреть процесс при повышении температуры? (учащиеся отвечают: объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно). Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются (работа по третьему слайду: учитель вводит определение изопроцесса и определяет, какие изопроцессы будут рассмотрены далее).
Теперь рассмотрим каждый из представленных процессов подробнее и попытаемся установить для каждого из них связь между Т, р и V.
- На доске демонстрируется четвертый слайд: учитель описывает систему: в сосуде с газом помещен поршень. При движении поршня объем, занимаемый газом, изменяется. Давайте заполним таблицу и по ней определим название процесса. Ученик заполняет таблицу, комментируя свои действия. Определяет название процесса. Учитель: Теперь давайте дадим определение изотермического процесса (переходит к пятому слайду). Температура постоянна, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, к какому уравнению мы должны обратиться? (учащиеся отвечают: к уравнению Менделеева-Клапейрона). Давайте попробуем (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения). Что же мы получили? (продолжение пятого слайда). Полученный нами закон был открыт английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году. Имя французского аббата Эдма Мариотта в названии закона появилось в 1676 году благодаря его работе “Речь о природе воздуха”, в которой были описаны опыты, аналогичные экспериментам Бойля, и при этом без ссылок на работы последнего. Еще раз вернемся к опыту. Если температура постоянна, как связаны между собой давление и объем? (учащиеся отвечают: при увеличении объема давление падает и, наоборот, при уменьшении объема давление увеличивается). Теперь рассмотрим графики изотермического процесса. Вначале зависимость р от V. Обозначим все постоянные величины через k, тогда р = k•1/V. Какая кривая является графиком такой функции? (учащиеся отвечают: графиком такой функции является гипербола). Построим гиперболы для двух процессов, при которых Т2> Т1. (Учитель показывает графики на слайде). Графики изотермического процесса получили название изотерм. Постройте изотермы в координатах р, Т и V, T. (Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду). Теперь перейдем к следующему процессу (изобарный и изохорный процесс рассматриваются аналогично изотермическому).
- Мы познакомились с тремя изопроцессами: изотермическим, изобарным и изохорным. Все они вытекают из уравнения состояния идеального газа. Обратимся к слайду (учитель демонстрирует первый шаг десятого слайда). Если мы рассматриваем один и тот же газ, не изменяя его массу, то количество вещества данного газа тоже изменяться не будет и можно перейти к записи Клапейрона (второй и третий шаг десятого слайда). А теперь переходим к изопроцессам (учащиеся работают в тетрадях). Сравним результаты.
- Домашнее задание :§69; №. 517,527,537,544(прочитать графики диаграммы)
- Проверка закрепления нового материала: построить графики, ответить на вопросы теста по слайдам презентации.
- Учащиеся сдают тетради с выполненным домашним заданием.
Используемая литература:
- Громов С. В., Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 10 класса., Москва, “Просвещение”, 2003 г.
- Маркина Г. В., Боброва С. В., Физика 10 класс. Поурочные планы, Волгоград, “Учитель”, 2006 г.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н., Физика, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Москва, “Просвещение”, 2008г.
- Мякишев Г. Я., Синяков А. З., Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс, учебник для углубленного изучения физики, Москва, “Дрофа”, 2007 г.
- Якунин В. И., Учебное пособие для изучающих физику в средней школе., Тамбов, ТИПКРО, Тамбовский областной физико-математический лицей, 1994 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Газовые законы
«термо» - (греч.) « температура» «хорос» - (греч.) – « объем» «барос» - (греч.) – « давление» Изопроцессы –процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров «изос» – от греческого слова «постоянство» Изотермический процесс Изохорный процесс Изобарный процесс
Изотермический процесс T=const Закон Бойля-Мариотта PV=const P V 0 P T 0 V T 0
Роберт БОЙЛЬ (1627-1691), английский химик и физик, один из учредителей Лондонского королевского общества. Сформулировал (1661) первое научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу. Способствовал становлению химии как науки. Установил (1662) один из газовых законов (закон Бойля — Мариотта) Эдм Мариотт (1620-1684) Французский физик, член Парижской академии наук со дня ее основания (1666). Был настоятелем монастыря в окрестностях Дижона. Вторично дал формулировку закона, открытого и опубликованного Р. Бойлем в 1662 (закон Бойля–Мариотта). Впервые использовал этот закон для определения высоты места по показаниям барометра. Описал многочисленные опыты о течении жидкостей по трубам и действие фонтанов (1686). Изучал также явление удара тел
= = При V 0 =const p 1 < p 2
Изохорный процесс V=const Закон Шарля P T 0 P V 0 V T 0
ШАРЛЬ Жак Александр Сезар (1746-1823), французский физик. Труды связаны с изучением расширения газов. Установил (1787) зависимость давления идеального газа от температуры (Шарля закон). Сразу же после братьев Ж. и Э. Монгольфье построил воздушный шар из прорезиненной ткани и для его наполнения впервые использовал водород. В 1783 совершил полет на этом шаре. Изобрел ряд приборов
= При Т 0 = const p 1 < p 2 , , следовательно, V 1 >V 2
Изобарный процесс P=const Закон Гей-Люссака V T 0 P V 0 P T 0
Гей –Люсак Жозеф Луи Французский химик и физик, член Парижской академии наук (с 1806), её президент в 1822 и 1834. родился в Сен-Леонаре. Окончил Политехническую школу в Париже (1800), где учился К.Л. Бертолле. Работал там же (в 1800-1802 ассистент Бертолле). В 1805-1806 совершал путешествие по Европе вместе со знаменитым немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом. С 1809 проф. химии в Политехнической школе и физики в Сорбонне. С 1832 проф. химии в Ботаническом саду в Париже. Работы относятся к различным областям химии. Изобрёл (1816) термограф и ртутный сифонный переносной барометр. Совместно с Т.Ж. Пелузом получил (1833) нагреванием молочной кислоты лактид. Иностранный почетный чл. Петербургской академии наук (с 1829)
V T T 0 V 2 V 1 p 1 p 2 При Т 0 = const V 1
Обобщающая таблица Процесс m=const M=const Закон Графики Изотермичес-кий T=const pV=cons Изохорный V=const p T =const Изобарный p=const V T =const p V 0 p T 0 V T 0 p T 0 V T 0 p V 0 V T 0 p T 0 p V 0
Задание 1 Вариант 1 изотермическом процессе? Вариант 2 изобарном процессе? А. Б. В. Г. Т V p m Какой из макроскопических параметров остается постоянным при …
Задание 2 Вариант 1 A. P V = const Б . P V = const В . V Т = const Г . V T = const Какая из формул описывает закон Вариант 2 Бойля-Мариотта? Гей-Люссака?
Задание 3 Вариант 1 изобарный процесс? Вариант 2 изотермический процесс? А. Б. В. Г. Менделеев, Клапейрон Каким ученым принадлежит закон, описывающий … Шарль Бойль, Мариотт Гей- Люссак
Вариант 1 изохорному процессу? Вариант 2 изотермическому процессу? Задание 4 А. Б . В. Г. р р Т V V V р T Какой график соответствует
Задание 5 Вариант 1 Вариант 2 В p А p V Г V p V Б p V На каком из рисунков А, Б, В, Г изображен процесс, соответствующий данному графику? p T T V
Проверь правильность своих ответов № задания 1 вариант 2 вариант 1 А Б 2 А Г 3 Г В 4 А Г 5 В Г
Оцени свои результаты Число правильных ответов оценка 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.
Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...