Элективный курс "Тайны световых лучей"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Свет – самое «тёмное» пятно в физике. Настолько многогранно это понятие, что материал школьного курса физики не позволяет раскрыть его в совершенстве. Человек познаёт окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным, ведь мы видим окружающие нас предметы благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_kl_13ch._tayny_svetovyh_luchey._elektivnyy_kurs.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Свет – самое «тёмное» пятно в физике. Настолько многогранно это понятие, что материал школьного курса физики не позволяет раскрыть его в совершенстве. Человек познаёт окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным, ведь мы видим окружающие нас предметы благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.
Содержание данного курса направлено на развитие познавательного интереса к предмету, на формирование у обучающихся научного мировоззрения, научной картины мира и дальнейшей профилизации.
Тематика данного курса обусловлена недостаточным количеством часов, предусмотренных Программой для изучения света; недостаточностью материала учебника для объяснения часто встречающихся в жизни человека световых явлений. Знания, полученные при изучении предложенной темы, можно использовать в профессиональном выборе.
Программа курса включает в себя не только основные вопросы, предусмотренные ГОСТом, но и большое количество качественных задач исследовательского характера. Реализация данной программы не требует больших материальных затрат, покупки дополнительных средств и оборудования.. Курс ориентирован на учащихся 8 – 9 классов с разным уровнем учебных возможностей в количестве 13 часов.
Цели:
- Углубить знания о световых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
- Сформировать умения проводить наблюдения световых явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений и выявлять закономерности.
- Развивать познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний.
- Воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники; создать ориентированную и мотивационную основы для сознательного выбора естественно – научного профиля.
Задачи:
- Обеспечить расширение и углубление знаний о свете.
- Развивать творческий потенциал школьников на основе использования проектов.
- Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
- Развивать критическое и творческое мышление.
- Формировать навыки коллективного сотрудничества; представлять работу в форме короткого сообщения с помощью визуальных средств демонстрации.
Основные методы: метод проектов; проблемный; наглядный.
Средства: компьютер, лабораторное оборудование по оптике.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Содержательная часть
- Вводное занятие (1 час)
Что такое свет? Исторические сведения. Источники света. Скорость света.
Демонстрации: 1. Различные источники света.
Рефераты:
1.Основоположники теории света.
2.Различные взгляды на природу света.
- Основы геометрической оптики (6 часов)
Отражение света. Преломление света. Показатель преломления. Законы отражения и преломления света. Распространение света в оптически неоднородной среде. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.
Демонстрации: 1. Отражение света.
2. Преломление света.
Лабораторные работы:
- Отражение света от плоского зеркала.
- Зависимость угла преломления от угла падения.
- Исследование хода луча в треугольной призме.
Конструкторское задание:
- Изготовление перископа.
- Изготовление калейдоскопа.
- Видимый и невидимый свет (4 часа)
Спектр. Разложение белого света в спектр. Дисперсия. Спектральный анализ. Невидимые части спектра.
Демонстрации:
1. Опыт Ньютона по дисперсии.
2. Спектроскоп.
Лабораторная работа:
4.Получение спектра паров натрия с помощью спектроскопа.
Конструкторское задание:
1. Изготовление спектроскопа.
Рефераты:
- Спектральный анализ в помощь криминалисту.
- Спектральный анализ в технике.
- «Если бы Солнце было зелёным…»
- Цвет и свет глазами художника.
- Световые явления в атмосфере.
- Инфракрасное излучение и его применение.
- Ультрафиолетовое излучение и его применение.
- Глаз – живой оптический аппарат.
- Дефекты зрения.
- Стереоскопическое зрение.
- Из чего состоят звёзды?
- Экскурсия «Световые явления вокруг нас» (1 час)
- Презентация проекта (1 час)
Межпредметные связи: программа предусматривает связь с математикой, астрономией, биологией, химией, историей, информатикой.
Методические рекомендации
- Требования к уровню предварительных знаний и умений, полученных при изучении оптических явлений:
Учащиеся должны знать понятия: падающий, отражённый и преломлённый лучи; углы падения, отражения и преломления; показатель преломления, спектр, дисперсия, спектральный анализ;
учащиеся должны знать законы: прямолинейного распространения, отражения и преломления света;
учащиеся должны уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического применения физических знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в научно – популярных источниках;
учащиеся должны уметь использовать новые информационные технологии для поиска информации и её обработки.
2. Основные технологии обучения – проектная и дифференцированная.
Учащиеся делятся на группы по желанию, но в каждой группе должны присутствовать учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Выявить уровень следует при помощи предварительной диагностики.
Учитель заранее разрабатывает групповые маршруты на каждое занятие с учетом уровня учебных возможностей учащихся. Каждый маршрут содержит задания с низким, средним и высоким уровнем.
Учитель знакомит учащихся:
с основными этапами разработки проекта - подготовкой, планированием, исследованием, получением результатов, представлением отчета в виде страницы к каждому занятию, оценкой результата и процесса (оценочный лист), оформлением портфолио;
с требованиями к страницам проекта, рефератам, оформлению лабораторных, конструкторских и творческих заданий;
с критериями оценки.
3. Рекомендуется в деятельности учащихся сделать упор на самостоятельную работу с источниками информации при выполнении рефератов, исследования, конструирования.
4. Конечным результатом должна стать презентация проекта, созданного группой учащихся.
5. Отчет о проделанной работе группа представляет в виде портфолио или оценочного листа контроля.
Критерии эффективности реализации программы:
- углубление знаний учащихся о световых явлениях;
- формирования умений наблюдать световые явления, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для объяснения световых явлений и решения практических задач;
- развитие познавательного интереса учащихся к предмету и выбор естественно – научного профиля в дальнейшем обучении.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Ведущая форма деятельности | дата |
1. | Вводное занятие | Беседа. Показ демонстраций. | 8.09 |
2. | Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. | Лекция. Решение задач в группах. | 29.09 |
3. | Лабораторная работа №1 | Практическая работа в группе. | 6.10 |
4. | Преломление света. Закон преломления. Показатель преломления. | Работа со справочной литературой. Поиск в Интернете. Решение задач. | 27.10 |
5. | Лабораторная работа №2 | Практическая работа в группе. | 17.11 |
6. | Лабораторная работа №3 | Практическая работа в группе. | 24.11 |
7. | Презентация конструкторских заданий по изготовлению перископа и калейдоскопа. | Беседа, рассказ, работа с компьютером. | 1.12 8.12 15.12 |
8. | Дисперсия. Призматический спектр. | Получение призматического спектра. | 22.12 |
9. | Спектроскоп. Изготовление спектроскопа. Спектральный анализ. | Парная и групповая работа с литературными источниками. Практическая работа в группе. | 12.01-22.03 |
10. | Лабораторная работа №4 | Практическая работа в группе. | 5.04 |
11. | Невидимые части спектра и их практическое использование. | Представление рефератов об и/к и у/ф излучениях и обсуждение полученной информации в группах. | 26.04 |
12. | Экскурсия. | Описание наблюдаемых явлений. | 3.05 |
13. | Презентация проекта. | Защита проекта. Обобщение изученного в данном курсе. | 24.05 |
Список литературы для учителя:
- Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. – М.:Просвещение,1986.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Блудов М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся ст. классов средней школы./Под ред. Л.В.Тарасова. – М.:Просвещение,1992.
- Тарасов Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся. – М.:Просвещение,1988.
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. - М.:Просвещение,1986.
- Колтун М.М. Мир физики: Научно – художественная лит-ра – 2е изд. – М.: Дет. лит.,1987.
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике, - М.:Просвещение,1988.
- Семке А.И. Нестандартные задачи по физике для классов естественно – научного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рентгеновские лучи"
Данная презентация дает возможность увидеть применение рентгеновских лучей на практике. Учащиеся также узнают об их свойствах. Закрепить материал позволяют данные слайды. Также к закреплению темы можн...
Урок по теме "Световые лучи. Закон преломления света. Призма" (11 класс)
Тема урока: " Световые лучи. Закон преломления света. Призма". 11-й класс(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Prizma11/Prizma11.doc)Цели урока: образовательные: формирование понятий «оптика», «Ко...
Круглый стол для учащихся 10-х классов «Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»
Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия ко Дню матери....
методическая разработка по физике Тайны световых лучей
данная разработка является обобщающим уроком в 11 классе по теме Оптика...
Программа элективного курса по физике "Световые явления".
Элективный курс....
Интерактивный урок "Тайны световых лучей." 8 классы
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Человек с незапамятных времен пытается «вскрыть» таинства природы. На сегодняшнем уроке и мы с помощью физических знаний попытаемся ...
Группа МСТ 2 Физика 17.12.2022 Тема 4. Световые лучи.
Тема 4. Световые лучиЗадание1. Изучить материал по теме «Световые лучи». См. файл.2. Заполнить таблицу Виды излученийУченыйИсточникСвойстваПрименениеИнфракрасное...