Методическая разработка урока по физике в 7 классе
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Методическая разработка урока по физике в 7 классе: Плотность вещества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МБ ОУ Байковская ОШ

            Методическая разработка 

                 урока  по физике 

                в 7 классе по теме:

        «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»

                                                                                                            Разработала:

                                                                                                            учитель  физики

                                                                                                            Шабарова Л.И.

                                                                                                                       

        

                                                 

                                                          с.Байково

                                                                2017г.

                                                Тема урока: “Плотность вещества”.

        Цель  и  задачи урока:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Способствовать развитию умения сопоставлять факты;
  3. Развивать исследовательские навыки;
  4. Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
  5. Создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный, носит исследовательский характер.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский

 метод, практический метод, демонстрационный метод.

Ход урока:

Название этапа урока/ продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация

 ( 2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Слушают высказывание.

Любое знание желательно добыть опытным путём.

2.  Повторение

(3 минуты)

Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях.  

А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).

Самостоятельно работают.

 Самопроверка.  

3. Определение цели урока

(8 минут)

- А теперь обратите внимание на доску. (Слайды  № 3,4, 5)

Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?

Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?

Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 6

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.

Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов.  

Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму.

Объём, масса, род материала.

Записывают в тетрадях название темы урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала

(13 минут)

Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы)  Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5)  с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы  каждой группе.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами.

Какие выводы вы сделали?

Слайд №7.

Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества.

Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды  №  8, 9, 10 -  с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Читают задание по карточке.  

Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.

Выполняют экспериментальное задание, заполняют карточку, формулируют вывод.

Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения.  

  1. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос:

1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

А теперь откроем учебники на стр. 95, 96, перед нами таблицы плотностей различных тел.

1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.

2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?

3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?

Слайд № 14.  Отвечаем на вопросы.

Отвечают на вопросы.

1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.

Работа по учебнику.

- Самая большая плотность,  из таблиц,  у золота, самая  низкая у водорода.  

- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.

- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.

1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м

2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.

3. Плотность будет одинаковой.

4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти. 

 6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

(4 минуты)

Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)

А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.  

Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)

Записывают в дневник домашнее задание.

Заполняют анкету.

Список литературы:

1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / А.В. Пёрышкин М.: Дрофа,  2017 г.

2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Лукашик М.: Дрофа,  2015 г.

3.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg

3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg

Приложение

                                                      Таблица №1

Агрегатное состояние

форма

объём

твёрдое

жидкое

газообразное

Если изменяется качественное свойство, то ставим знак «+», если нет, то – «-»

_________________________________Памятка №1

План изучения физической величины

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

______________________________________________________________

                                                                                                                 Таблица № 2

1 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с  помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Алюминий

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                             Таблица № 3

2 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы  этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Парафин

Вывод:_______________________________________________________________________

                                                                                                                                          Таблица № 4

3 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела).  Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г,  вычислите массу вещества, находящегося в нем.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Вода

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                                                       

                                                                                                                                             Таблица № 5

4 группа:  Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Подсолнечное масло

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                                 Таблица № 6

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....