Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности
статья по физике на тему
Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности
Выполнила: учитель физики МАОУ СОШ № 40 г.Улан-Удэ
Мельник Елена Дмитриевна
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия должно соблюдаться одно из условий:
- способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих -- самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
- присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
- создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
То есть самое приоритетное – знания учащимися приобретаются через деятельность. Поскольку не все возможно рассмотреть и выполнить в рамках одного урока, поэтому домашнее задание должно рассматриваться в едином контексте с темой урока. Домашнее задание не должно быть самоцелью. Оно должно совершенствовать приобретенные знания и по возможности развивать прикладной характер такого предмета как физика. Домашний эксперимент способствует более глубокому пониманию материала и он имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Предлагаю серию домашнего эксперимента по теме: «Электростатика. Постоянный ток. Магнетизм»
Задание № 1 «Электризация тел в нашей жизни»
Цель: Снять видеоролик продолжительностью 3-5 минут или
выполнить физический эксперимент «Электризация тел в нашей жизни».
Приборы и материалы: резиновые воздушные шарики, пшено, гречка, манка, перец.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Задание № 2 «Изготовление электроскопа»
Цель: Сконструировать простейший электроскоп.
Приборы и материалы: стеклянная баночка, проволока, фольга или металлические скрепки.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Задание № 3 «Ах, этот воздушный шарик!»
Цель: Наблюдение электризации»
Приборы и материалы: картон, мелко нарезанная фольга, воздушный шарик, газета, шерстяная материя.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Насыпьте на лист картона нарезанную металлическую фольгу. Наэлектризовали воздушный шарик и приближали к кусочкам фольги, не касаясь их. | ||
Потрите газетой воздушный шарик, поднесите его к потолку и отпустите. | Шарик останется висеть у потолка и может находиться в таком положении сутками. | |
Наэлектризуйте два воздушных шарика о газету. Поднесите их на длинных нитях рядом. | Шарики отталкиваются. Почему? | |
Наэлектризуйте один воздушный шарик о газету, другой – о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга. | Шарики притягиваются. Почему? |
Задание №4 «Волшебная линейка»
Цель: Исследовать взаимодействие наэлектризованной линейки с небольшой струей воды.
Приборы и материалы: линейка, струя воды.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Наэлектризуйте пластмассовую линейку. Поднесите к струйке воды. Снимите видеоролик (3-5 минут). |
Задание № 5 «Электрическое поле»
Цель: Исследование электрического поля.
Приборы и материалы: расческа, воздушный шарик.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Наэлектризовали трением расческу или воздушный шарик. При помощи каких опытов можно убедиться, что вокруг этих заряженных тел существует электрическое поле? |
Задание № 6 «Изучение устройства гальванического элемента»
Цель: Изучить устройство гальванического элемента.
Приборы и материалы: гальванический элемент, нож, ножницы, картон, проволока, клей.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Аккуратно вскрыли старый гальванический элемент в разрезе. Укрепили элемент на держателе. | Подписали обозначения каждого элемента. |
Задание № 7 «Конструирование гальванического элемента»
Цель: Сконструировать гальванический элемент.
Приборы и материалы: картофель, лимон или яблоко, две монеты из различных металлов (сплавов) – белая и желтая.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Вставить в свежеразрезанный картофель монеты так, чтобы они не касались друг друга, и прикоснуться одновременно к обеим монетам языком: | Чувствуется «вкус» электрического тока. Такой же, но более ощутимый «вкус» вы почувствуете, коснувшись языком одновременно двух полюсов круглой электрической батарейки ( для этого можно воспользоваться короткой проволокой). |
Задание № 8 «Изучение гальванического элемента»
Цель: Сконструировать гальванический элемент.
Приборы и материалы: картофель, швейные иглы, батарейка.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Разрежьте сырую картофелину пополам и в одну из этих половинок на расстоянии 1-2 см воткните швейные иглы. Иглы присоедините к полюсам гальванического элемента. | Изменяется ли цвет картофеля около игл? Сделайте вывод для каждого электрода (катода и анода). | Можно ли с помощью этого метода выявить наличие нитратов в картофеле? |
Задание №9 «Исследование различия накала ламп при разных типах
соединения».
Цель работы: Исследовать различия накала ламп при разных типах соединения.
Приборы и материалы: три лампы накаливания, батарейка, провода.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Запомните, каков накал одной лампы, соединенной с батарейкой ( так называемый нормальный накал). Потом составьте разные цепи с двумя и с тремя лампами ( подумайте, как это сделать). Сравните накал ламп в этих цепях с нормальным накалом. | Как объяснить различие в накале ламп для разных типов соединения? |
Задание №10 «Мощность домашних бытовых приборов»
Цель работы: Изучение мощности домашних приборов.
Приборы и материалы: лампа, утюг, холодильник, вентилятор, телевизор, паспорта электроприборов.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Записать номинальные мощности домашних потребителей электроэнергии. Подсчитать общую мощность всех этих потребителей. |
Задание №11 «Карманный фонарик»
Цель работы: Определить работу электрического тока..
Приборы и материалы: карманный фонарик, паспорт электроприбора.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Используя паспортные данные батарейки и лампочки карманного фонарика, определить работу электрического тока, совершаемую при использовании фонарика в течение 30 минут |
Задание №12 «Ёлочная гирлянда»
Цель работы: Расчет фактического напряжения на лампе.
Приборы и материалы: елочная гирлянда, паспорт электроприбора..
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Подсчитать число лампочек в гирлянде. Записать паспортные данные (номинальное напряжение и силу тока) одной лампочки. Рассчитать фактическое напряжение на лампочке при включении гирлянды в сеть напряжением 220В и сравнить его с номинальным. |
Задание №13 «Количество теплоты»
Цель работы: Расчет количества теплоты, выделяемой чайником или электрокипятильником.
Приборы и материалы: чайник или электрокипятильник, паспорт к электроприбору.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Записать по паспорту мощность домашнего электрического чайника или электрокипятильника. Рассчитать количество теплоты, выделяемой за 10 минут. Рассчитать стоимость потребляемой за это время электроэнергии. |
Задание №14 «Счетчик электроэнергии»
Цель работы: Расчет электроэнергии, израсходованной за сутки.
Приборы и материалы: счетчик электроэнергии.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
На лестничной площадке рассмотреть счетчик электроэнергии вашей квартиры. Выяснить, как снимают с него показания. Измерьте с его помощью электроэнергию, израсходованную за сутки. Вычислите стоимость этой энергии. |
Магнетизм
Задание №1 «Самодельная магнитная стрелка»
Цель: Сконструировать самодельную магнитную стрелку.
Приборы и материалы: стальная игла или лезвие безопасной бритвы, постоянный магнит.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Намагнитить стрелку или лезвие с помощью любого постоянного магнита (например, того, который удерживает фигурку на дверце холодильника). |
Задание №2 «Изучение магнитных взаимодействий»
Цель: Изучить магнитное взаимодействие.
Приборы и материалы: Скрепки, магнит, компас.
Что делали? | Что наблюдали? | Что объяснили? |
Намагнитить стрелку или лезвие с помощью любого постоянного магнита (например, того, который удерживает фигурку на дверце холодильника). Возьмите магнит. Подвесьте к магниту «цепочку» из скрепок, а потом, взявшись за верхнюю скрепку, осторожно уберите магнит. | Что происходит с цепочкой? Как располагается магнитная стрелка компаса, если его помещать в разных местах вблизи магнита? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики
Творческий проект. Современный учитель физики может и даже обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...
Проектная деятельность с элементами инновационных технологий
В новом веке существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в РоссииИ сегодня , по-настоящему актуальным является внедрение коучинга в систему изучения иностранных языков н...
Мастер - класс "Эксперимент как один из методов обучения"
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, ...
Тестовая подготовка как один из элементов организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Домашний эксперимент по физике в проектной деятельности учащихся
Почему именно домашний эксперимент?Простота в выполненииБезопасность в организацииБезграничность в творчествеСамостоятельность в выборе способа подачи отчета....
Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания как один из критериев успешности деятельности педагога и его обучающихся
Практическое обучение и воспитание 2022: реализация образовательных и профессиональных стандартов в современных условиях...
Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»
Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...