Анисимова В. В. "Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики"
статья по теме
В статье раскрывается понятие "проблемное обучение" и приводятся примеры применения проблемных ситуаций на уроках физики средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова В. В.,
учитель физики,
МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска Тамбовской области
Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики
Знания - дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целевыми ориентациями проблемного обучения являются:
-приобретение знаний, умений и навыков;
- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса к содержательной стороне материала приводит лишь только к ситуативной заинтересованности на уроке. Организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся является стимулом формирования познавательных интересов школьников. Он включает разнообразие форм самостоятельной работы: овладение новыми способами деятельности, элементы исследования, творческие и практические работы.
Рассмотрим примеры деятельности учащихся на различных уроках: объяснение нового материала, лабораторной работе, обобщение материала.
В 7 классе при изучении темы: «Давление» применяется проблемный метод обучения.
В начале урока на доске записаны проблемные вопросы:
Почему на лыжах по снегу гораздо легче идти, чем в сапогах?
Для чего у рюкзаков делают широкие лямки?
Где легче спать: на пуховой перине или деревянной кровати?
Почему роза «колется»?
Учащиеся выдвигают гипотезу - действие силы зависит не только от модуля силы, но и от площади поверхности, на которую она действует.
Вводим понятие «давление», как физическая величина, равная отношению силы к площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Указываем единицы измерения давления.
Далее проводим эксперимент, из которого ребята делают выводы, что, действительно, действие силы зависит от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Следующий этап в проведении урока - самостоятельная экспериментальная работа учащихся. Они должны рассчитать давление, которое оказывает деревянный брусок на поверхность, если его класть разными гранями на стол. Из этой работы они делают вывод: давление тем больше, чем меньше площадь поверхности.
В конце урока ребята отвечают на вопросы, которые им были заданы в начале урока.
На этом уроке реализуются различные методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, практический.
Лабораторную работу « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» (8 класс) можно провести как зачетную работу по теме:
«Закон Ома».
Учащиеся уже имеют понятия: электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, удельное сопротивление; знают формулу расчета сопротивления проводника (зависимость сопротивления от удельного сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения); закон Ома для участка цепи; умеют пользоваться реостатом и измерять силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
Для выполнения лабораторной работы, деятельность учащихся на уроке можно организовать следующим образом.
Учитель | Ученики |
Что нужно знать, чтобы найти сопротивление проводника? | Знать силу тока и напряжение на концах участка цепи. |
Как узнать эти величины? | Измерить с помощью амперметра и вольтметра. |
Достаточно ли только одного опыта, чтобы убедиться в справедливости полученных результатов? | Нет, нужно провести несколько, хотя бы два. |
Можно ли изменить величины, измеряемые амперметром и вольтметром? | Да, можно изменить силу тока. Для этого потребуется реостат. |
Итак, давайте назовем приборы и материалы, которые потребуются для выполнения работы. | Источник тока, ключ, резистор, сопротивление которого надо измерить, соединительные провода, амперметр и вольтметр. |
Как работу будете выполнять? | 1. Соберем электрическую цепь, соединив последовательно источник тока, ключ, реостат, резистор, амперметр. 2. Присоединим к резистору вольтметр. 3. Замкнем цепь. Снимем показания приборов. 4. Изменим силу тока при помощи реостата и повторим измерения. 5. Рассчитаем сопротивление проводника, используя закон Ома для участка цепи. 6. Сравним полученные результаты. Сделаем вывод. |
Таким образом, в процессе урока учитель нацелен на формирование интереса к знаниям и постоянно создает соответствующую установку на каждом этапе урока.
Каждый элемент структуры деятельности (цель→мотив→содержание→способы овладения →результат) имеет материал для «субъективного присвоения» знаний.
Формирование у учащихся умения обобщать учебный материал является необходимым условием развития их мышления. Обобщение знаний можно осуществлять с помощью различных методических приемов: путем использования приема сравнения, получения обобщающих ответов, когда у учащихся имеется уже определенная база знаний, и они могут осуществлять «привязку» нового материала к уже известному. Необходимость сравнивать, анализировать, сопоставлять остро стимулирует мыслительную активность учеников. Один из способов проблемного обучения школьников - умение систематизировать знания по какой-либо теме или разделу курса - это ставить перед ними вопросы, требующие обобщающего ответа.
Например, в 11 классе при изучении темы: «Спектр электромагнитных волн» ребятам можно предложить вопросы: что общее и различное у электромагнитных волн?
Учащиеся на основе изученного материала должны прийти к следующим выводам:
Различия в свойствах отдельных излучений:
- по способу получения,
- по способу регистрации,
- методу регистрации,
- характеру взаимодействия с веществом,
- область применения.
Общие свойства различных электромагнитных излучений:
- физическая природа всех излучений одинакова;
- все излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной 3·108 м/с;
- все излучения обнаруживают общие волновые свойства (отражение, преломление, интерференцию, дифракцию, поляризацию).
В 10 классе при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» можно предложить учащимся заполнить таблицу:
№ п/п | Состояние вещества | Соотношение между средней потенциальной и кинетической энергией молекул | Движение молекул | Свойства |
1 | Твердое | |||
2 | Жидкое | |||
3 | Газообразное | |||
4 | Плазма |
Таким образом, в основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, что позволяет успешно достигать цель обучения - усвоение не только основ наук, но и самого процесса усвоения знаний и научных фактов, формирование положительных мотивов к учению, развитие творческого мышления и познавательных интересов школьников. Содержание самой деятельности, связанной с проблемностью изложения, выполнение творческих заданий, практическая направленность заданий способствует интересному характеру действий.
Литература:
1. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе.-
М.: Просвещение, 1981г.
2. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики.-
М.: Просвещение, 1980г.
3. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики- М.: Просвещение, 1985г.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат – М.: Изд. центр «Академия», 2003 г.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии
статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии
Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии...
Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"
Данный опыт обобщен на заседании МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...