Урок физики в 9 классе по теме "Реактивное движение. Ракеты"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Урок физики построен в соответствии с требованими ФГОС. Он содержит презентацию и клнспект урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reaktivnoe_dvizhenie.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики

9 класс

Тема  урока

Реактивное движение. Ракеты

Цели:

создать условия для формирования понимания применения закона сохранения импульса в реактивном движении; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; учить владению всеми видами речевой деятельности; развивать творческие способности при работе с информацией; содействовать развитию умений критически оценивать себя в учебной деятельности; воспитывать чувство гордости за свою малую родину  

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1. Ребята! Наш сегодняшний урок – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий. Запись темы урока представляет собой деформированное предложение. Значит, нам предстоит сформулировать тему. Откройте тетрадь, запишите число. Классная работа

Реализация домашнего задания.

Слайд 2. На дом вам был задан §21, упражнение 20, задания 2 и 3. Кто справился с заданием? У кого оно вызвало затруднение?

№2

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Формулирование темы урока

Следующий этап нашего урока - повторение. Какую тему урока мы рассмотрели на прошлом уроке? Сформулируйте понятие импульса. В чем заключается закон сохранения импульса? Проведём экспресс-опрос с последующей самопроверкой.

Экспресс-опрос «Верное или неверное утверждение?»

Ребята, верные утверждения отмечайте знаком «+».

  1. Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – в бланке ответов обведи кружком «да», а если не согласен – обведи «нет».)
  1. Первая космическая скорость равна 7, 9 м/с.
  2. Произведение массы тела на его ускорение называется импульсом тела.
  3. Единица измерения импульса – кг/м/с.
  4. Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
  5. При увеличении массы тела в 3 раза импульс тела уменьшается в 3 раза;
  6. Закон сохранения импульса выполняется в любых условиях.

Самопроверка. Результаты самопроверки

Слайд 3. Самостоятельно проверьте выполнение задания. За каждый правильный ответ  поставьте  один балл. 

Каковы же результаты экспресс - опроса?  Насколько вы были успешны, ребята?

Верные утверждения: 1, 4, 5.  

Неверные утверждения: 2, 3, 6

Отметьте количество баллов

Ребята, давайте исправим неверные утверждения.

Пробное учебное действие. Формулирование темы урока

Чьи портреты перед вами?  Что связывает этих людей?

Я не случайно разместила эти портреты. Включите свое пространственное и ассоциативное воображение и скажите, какой аппарат напоминает это расположение? (ракета) Как движется ракета? (очень быстро) Как называется это движение? (реактивное). Давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.

Запишите тему урока.

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

4 октября 2017 года вся страна отмечала 60-летие события, которое мы с вами изучили на прошлых уроках. О каком событии идет речь? (60-летие запуска 1 искусственного спутника Земли). А с помощью чего спутник был запущен? (с помощью ракеты-носителя). Что же мы сегодня будем изучать? Какие цели поставим перед собой? как вы думаете, с акой темой связана наша тема? для чего нужен этот материал?

  IV. Работа над темой урока

Итак, ребята, с помощью каких источников информации мы можем изучить материал? (учебник, интернет, презентация, объяснение материала учителем) (подвожу к слову опыт)

Опыт с шариком.

Вопросы к опыту;

  • почему шарик полетел? с каким законом это связано?
  • чему была равна масса завязанного шарика? скорость? импульс?
  • что произошло, когда шарик развязали? как изменились скорость, масса, импульс?
  • чему равен суммарный импульс шарика и воздуха? Почему?
  • Что должно быть, чтобы выполнялся закон сохранения импульса?(скорости противоположно направлены)
  • Как движутся шарик и струя воздуха?
  • как называется такой вид движения?
  • Давайте сформулируем и запишем определение реактивного движения.

Движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части, называется реактивным движением.

А как вы думаете, в природе встречаются примеры реактивного движения? (кальмары, каракатицы, осьминоги и другие головоногие моллюски. Они всасывают в себя воду, а затем с силой выталкивают ее. Некоторые из них используя реактивное движение, выпрыгивают из воды  для спасения от врагов и добычи пищи.

Работа с учебником. Самостоятельное изучение теоретического материала (п. 20)

Слайд 5. Ребята, а сейчас мы с вами изучим устройство и запуск ракет-носителей, которые предназначены для вывода в космос искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и т.д.

внимательно прочитайте теоретический материал  на страницах  58, 60-61. Используя приём «Инсерт», отметьте  то, что вы знали уже (V); то, что для вас явилось новой информацией (+);  то, что вызывает сомнение (-); то, что требует пояснения (?). Справились? Молодцы! А теперь поработаем в группах сменного состава.  

Работа в группах сменного состава. Здоровьесозидающие действия 

Итак, ребята, гдк же встречается принцип реактивного движения?

На ракете мы с вами врядли полетим, а кто летал в самолете?

А теперь се дружно встали. Мы с вами дружно поднимаемся по трапу самолета. Занимаем места согласно купленным билетам.

Удобно присели.

Пристегнулись.

Закрыли глаза. Приятного полета. Взлетаем. 5-4-3-2. (музыка)

Приземлились. Открываем глаза и подолжаем работать.

V. Включение изучаемого  материала в систему знаний

А теперь поработаем в группах сменного состава. Обсудите, систематизируйте изученный материал и создайте  синквейн,.  Вы работаете в шести группах.  ).

(В целях здоровьесозидания (здоровьесбережения) при работе в группе допускается перемещение учащихся в радиусе посадки. По окончании работы ребята размещают продукты деятельности на доске)

VI. Закрепление материала. Домашнее задание

Решение задачи.

 Какую скорость относительно ракетницы

   приобретает ракета масса 600 г, если газы массой 15 г вылетают из нее со скоростью 800 м/с ?

Самооценка.

VII. Контроль знаний и умений. Взаимопроверка

Задание с кратким ответом

Слайд 8. Ребята, вам необходимо закончить высказывание      

А)

Б)

В)

Г)

Взаимопроверка

VIII. Подведение итогов урока.

  1. Какое движение называют реактивным?
  2. На каком законе основано реактивное движение?
  3. Каково назначение ракет?
  4. Перечислите основные части любой космической ракеты.
  5. Коков принцип действия ракеты?
  6. Как изменить скорость ракеты?

Выставление оценок (суммируются баллы за экспресс-опрос и задание с кратким ответом). Оценки за урок я выставлю после проверки тетрадей.

VIII. Информация о домашнем задании; §22, упр.21 (2). 

IX. Рефлексия

И

Т

О

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 10 класс "Движение по окружности"

Используется при объяснении движения тела по окружности....

Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"

План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А....

Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"

Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....

Презентация урока физики 10 класс "Баллистическое движение"

Хороший материал для подготовки к уроку. Пример решения задач.•Но на тела ещё действует сила сопротивления воздуха!Наблюдать идеальное свободное падение можно в трубке Ньютона, если с помощью нас...

Урок физики 9 класса по теме "Реактивное движение"

План-конспект урока в 9 классе к учебнику Перышкин А.В. по теме "Реактивное движение"...

План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел

краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...

План-конспект урока физики 7 класс "Решение задач по теме "Механическое движение", "Масса", "Плотность"""

План урока по физике 7 класса к учебнику Перышкина по теме "Решение задач"...