Практико -ориентированный подход в обучении физике
статья по физике (6, 7 класс)
Осуществляю непрерывное саморазвитие профессиональной компетентности в соответствии с программой самообразования с учетом требований профессионального стандарта педагога и приоритетных задач стратегии развития образования ХМАО-Югры. Изучаю передовой опыт коллег на сетевых ресурсах педагогических сообществ. Веду работу по созданию оценочных средств в условиях внедрения ФГОС нового поколения. В рамках реализации программы «Одаренные дети» участвую в разработке индивидуальных образовательных траекторий и сопровождении учащихся с высоким уровнем учебной мотивации и большим интеллектуальным потенциалом, что позволяет успешно участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе и всероссийских.
Осуществляю практическую деятельность - изучение опыта коллег и транслирование собственного опыта через проведение открытых уроков и внеурочных занятий, участие в семинарах, представление опыта в сетевых сообществах, осуществление проектно-исследовательской деятельности, участие в педагогических проектах. Изучаю особенности инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация опыта практико-ориентрованного обучения | 1.92 МБ |
Мотивация к обучению физике- практико-ориентированный подход | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Добрый вечер! Уважаемые коллеги!
Я не буду рассказывать о теоретических вопросах ФГОСов, к которым мы уже конечно же привыкли. И все можем сформировать через УУД нужные компетенции, а просто поделюсь своим личным опытом о внеурочной проектной деятельности.
Итак , 7 класс начало начал сложной и увлекательной науки. Одна девочка по имени Софья, начиная с начальной школы, презентовала свои проекты и очень успешно. Она обратилась ко мне с предложением. Конечно, никто из нас не откажется, если сам ребёнок является инициатором. Но что же она от меня хочет и с чем это «едят» для меня было большим вопросом. Я спросила, что бы она хотела исследовать. Через день она принесла электронный вариант самого первого выпуска журнала « Наука и жизнь», кажется 1958 года выпуска, добытый из интернета её мамой. Стали просматривать. Обратили внимание на лабораторный способ получения вихревых колец. Вернее, из всего просмотренного Софья обратила внимание на это. А про себя я подумала: Допустим, получим мы эти вихревые кольца, а дальше то что. В чем будет актуальность, какую поставим цель?» Первое, что было сделано – это изготовлен большой фанерный ящик больше метра длины с круглым отверстием внутри. Подключили учителя химии, нужны были реактивы и химическая реакция, в ходе которой эти колечки вихревые появлялись. Провели реакцию внутри ящика. Колечки есть внутри, а наружу не выходят. Крутили, вертели ящик, поднимали реактивы на уровне отверстия – не выходит. И просто случайно ударили по ящику со стороны противоположной отверстию. Какова же была радость, когда оттуда по очереди стали выплывать нужные нам долгожданные кольца внушительных размеров. А потом все пошло в нужном русле. Много интересных вещей узнали, обо всем не буду рассказывать, но просматривая разные источники информации, наткнулись на следующее.
Наши далёкие предки о физике вихревых процессов не имели никакого представления, но они были очень наблюдательными людьми. В ходе выполнения работы я наткнулась на описание интересных явлений, таких как течение воды вверх по склону. Но ему обязательно предшествует наклонный участок, в котором не просто течёт вода, а именно с образованием вихревых колец цилиндрической формы. Например, в Алтайских горах есть Бущелакские озёра, и при перетекании воды из одного озера в другое , наблюдается подобное явление. Но заметить это можно, только внимательно присмотревшись. Это явление использовали наши предки при подаче воды во дворцы, расположенные на вершинах гор.
Эта информация даже для меня было открытием. С этим проектом мы получили 2 и 3 места на городском фестивале «Открытие мира» и слете НОУ.
Моя дочь, сейчас ученица 7 класса, вспоминая себя в пятилетнем возрасте, находясь на отдыхе у бабушки в деревне, обернула фольгой банку с молоком. Каково же было её удивление, когда через сутки это молоко, находясь в теплом помещении, не скисло. Учась, в 3 классе она спросила « Почему молоко не скисло? «Был еще вопрос о том, почему в одной одежде холодно, а в другой тепло? Я решила, что интерес получения ответов на эти вопросы ответов необходимо удовлетворить. Занялись исследованиями.
На «Открытие мира» в начальной школе результаты были невысокими, а в пятом классе на «Слёте Ноу» завоевали 2 место в секции физика. И с этого времени ребенок знает о том, что такое теплопроводность и почему одни тела хорошо проводят тепло, а другие плохо. В этой же работе нагревали воду, растительное масло, свиной жир и помещали в пластиковые стаканы. Для эффектного выступления мы купили шляпку с вуалью, тонкая мелкая сеточка вуали задерживает тепло и не даёт лицу замерзнуть, об этом говорилось в финальной части выступления.
Были в краеведческом музее Ханты-Мансийска, смотрели экспонаты одежды коренных народов, изготовленные из рыбьей кожи. Решили попробовать. А преамбула такая. У меня в классе есть ученик, довольно проблемный и по учёбе и по поведению, зовут Кириллом. Однажды мама пришла на родительское собрание и рассказывает: « Надежда Семеновна! Кирилл в ванной комнате что-то химичит с уксусом и содой, вдруг сделает какую-нибудь взрывчатку.» Я решила его подключить, тем более, что его папа увлекается рыбалкой. Попросила снять кожу со щуки соскоблить и обезжирить её с помощью раствора, в который входили уксус, моющее кухонное средство, пищевая сода. Мне нужны были правильные пропорции этих компонентов и информация о том, какое моющее средство подходит лучше ( хозяйственное мыло, стиральный порошок , «Фери» или «Аос». Всё это я узнала от Кирилла. Каждый день приносил мне образцы, как горели его глаза, с каким воодушевление он об этом рассказывал. В общем, заинтересовала, смотивировала мальчика. А дальше уже исследовала с Вероникой, своей дочерью, выделанную нами по технологии Кирилла кожу разных рыб на различные физические характеристики (прочность, износоустойчивость, водонепроницаемость, выдерживание разных температур т.д.). Продуктом работы стало изготовление вазочки.
Работа потянула на первое место в «Открытии мира». В этом году планируем её презентовать на Слёте НОУ.
Ещё одну работу выполняли под названием « Исследование молочных продуктов на качество и полезный состав. Получение творога, сливочного масла и сыра в домашних условиях. Представляли её на секции биология. Результат – пятое место.
И третья работа была в этом году у нас на секции физика Слёта НОУ о комфортных условиях пребывания детей в школе. Здесь использовались приборы из лаборатории «Гоу линк» для определения уровня кислорода и углекислого газа. Влажности и освещённости в школьных в школьных помещениях. Про себя думала, три работы – перебор в один год. Говорю дочери: «Давай последнюю работы про комфортные условия отдадим какому-нибудь ученику, а у нас тобой будут оставшиеся две про рыбью кожу и исследование молочной продукции» На что последовал ответ: «Я же в кабинете директора и завуча измеряла, я сама её презентую.» Оказывается, какой удача для ребёнка не старшеклассника не только попасть, но и окунуться в атмосферу в кабинете директора, а ещё сделать замеры и увидеть, что всё там очень комфортно и все показатели в норме.
Что хочу сказать в заключении. Все мы работаем в режиме цейтнота, никогда ни на что не хватает времени. Но какое удовлетворения получаешь от реакции детей, когда у них получается что-то важное, серьёзное нужное, а это дорогого стоит. Конечно, чувство гордости за достойно оцененный результат. А для себя сколько нового и интересного узнаём! В общем, если заниматься этим, то только с энтузиазмом, лирическим настроением и установкой на успех, подойти к этому творчески.
Буду признательна, если я Вас заинтересовала или подняла настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"
Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...
Практико-ориентированный подход в обучении биологии
О необходмиости усиления практической направленности в обучении биологии...
Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»
В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для фо...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении химии позволяет сделать химию инструментом, с помощью которого школьник может объяснить мно...
Доклад на тему: "Практико-ориентированный подход в обучении географии"
"Деяние есть живое единство теории и практики"Аристотель...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...