СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ КАК МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИИ МиТФЭ
статья по физике (8 класс) на тему
Организация Лаборатории методики и техники физического эксперимента в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ
КАК МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИИ МиТФЭ
(Из опыта работы)
Автор- Черпита Валерий Николаевич,
учитель физики ГБОУ Школы 2051 города Москвы
Лаборатория методики и техники физического эксперимента (МиТФЭ) работает в школе № 34 города Старый Оскол с 2000 года. История создания лаборатории начинается с первой учебно-практической конференции школьного научного общества учащихся (НОУ), на которой обсуждался вопрос о необходимости обеспечения хороших условий для эффективной учебно-исследовательской деятельности НОУ. Была поставлена задача по созданию учбно-исследовательской лаборатории и её оснащению необходимым оборудованием. Была составлена программа развития лаборатории на ближайшие годы.
Предварительно были определены следующие направления работы лаборатории, которые утвердились как основные на весь период её деятельности:
- координирование работы секции физики НОУ;
- изучение технологии физического эксперимента;
- изучение электроники и создание устройств и приборов для экспериментальных установок;
- научно-исследовательская работа учащихся.
По всем четырём направлениям разработаны перспективные планы, учебно-исследовательская деятельность школьников проводится под руководством опытных преподавателей. Общая координация всей работы лаборатории проводится с учётом того, что центральной стержневой целью является изучение технологии физического эксперимента как метода познания природы, а не как средства изучения физики.
Указанные направления работы лаборатории содействуют овладению школьниками экспериментальными методами исследования природы.
Изучать природу-это экспериментировать с ней. Физикам это очевидно. Для успешного экспериментирования необходимо понимать что такое эксперимент. Даже самое простое наблюдение, не говоря уже о сложных специальных экспериментах, проводится по определённой методике, а результативность наблюдения зависит от степени владения этой методикой. Постановка и проведение эксперимента делится на ряд этапов, начиная с формулировки задачи и заканчивая выводами. Методически правильно осуществить эксперимент — это, значит, выполнить все этапы единой цепи. Каждый этап представляет собой решение отдельной законченной задачи. Овладеть методикой физического эксперимента можно, только последовательно и систематически изучая теорию и практику экспериментирования. Также нужно отметить и необходимость владения техникой эксперимента, что безусловно требует хороших знаний в области электроники.
Изучение в школьном курсе методики физического эксперимента обладает некоторыми недостатками. В основном эксперимент применяется как средство обучения, но не как метод исследования, в чём и состоит его главное назначение. Существующие факультативные курсы в какой-то степени пытаются решить эту задачу использования эксперимента как метода исследования. однако их возможности ограничены отсутствием последовательности и систематичности в обучении а также несогласованностью с общеобразовательными программами. Можно выделить ещё ряд других причин и провести их анализ.
Предлагаемая программа курса «Технология физического эксперимента» позволяет повысить эффективность развития у учащихся способностей в области искусства физического экспериментирования. Как показал опыт, она успешно может использоваться как программа элективного курса в предпрофильных и профильных классах. Целью программы является создание системы ознакомления учащихся с физическим экспериментом как методом научного познания, а не как средством обучения.
Программа работы разбита на два этапа:
- предпрофильный (8-9 класс)
- профильный (10-11класс)
Содержание программы построено таким образом, что теоретическое и практическое прохождение курса делает неизбежным и обязательным участие учеников в разработке, конструировании и изготовление экспериментальных установок различной степени сложности. При выполнении условий систематичности и последовательности учащимся становится понятным смысловое содержание каждого этапа физического эксперимента, и главное формируется отношение к эксперименту как к методу исследования.
Характерной особенностью содержания программы является синтез четырёх, казалось бы, разных видов деятельности. Как уже отмечалось выше, центральная идея - это вывести учащихся на понимание эксперимента как метода исследования. Достигается это последовательным и систематическим участием в одновременной работе по всем четырём направлениям деятельности лаборатории МиТФЭ.
Начинает работать факультатив уже по окончании 7 – го класса в летнем предметно - профильном классе. Основная задача, которая ставится перед преподавателем в седьмом классе - максимально увлечь учеников физикой и не столько дать определённый объём знаний, как привить глубокий интерес к элементам эмпирического исследования: наблюдениям, опытам. От результата работы на этом этапе зависит успех дальнейшего процесса обучения, а результативность работы оценивается по единственно объективному критерию – способности учащихся удивляться увиденному. Группа бывших семиклассников (отбор производится, прежде всего, по желанию) в летнем лагере занимаются постановкой различных опытов, учатся наблюдать и проводить анализ увиденного, делать выводы. Основная задача этого периода – показать учащимся возможность моделировать природные явления в физической лаборатории, то есть осуществить введение в эксперимент.
Работа факультатива построена таким образом, что ученик уже с восьмого класса принимает участие в работе лаборатории по всем четырём направлениям.
Определены требования к уровню подготовки учащихся при усвоении теоретической и практической части программы.
Ежемесячно проводятся групповые учебно-практические семинары, на которых идёт обсуждение текущей работы. В конце каждого учебного года (май) проводится итоговая конференция, на которой учащиеся защищают работы, выполненные в течение года. День проведения конференции является также и днём открытых дверей в лаборатории для учащихся и их родителей.
Предлагаемая система обучения школьников физическому эксперименту как методу исследования позволяет повысить познавательную активность учащихся и эффективность процесса обучения физики в целом. У учащихся, занимающихся по предлагаемой системе, проявляется особый интерес, и достаточно хорошо развиваются способности к физике как к науке. Что заметно по резко возросшему количеству выпускников, поступающих на физико-технические специальности ведущих вузов страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент как метод педагогического исследования
Статья с электронным приложением посвящена эксперименту как методу педагогического исследования...
Компьютерные модели физических экспериментов как метод повышения учебной мотивации
Данная презентация -это выступление для НПК. В ней представлены возможности современных компьютерных технологий. Использование компьютерной интерактивной графики на уроках физики....
Физический эксперимент в системе познавательной деятельности учащихся.
Эксперимент в школьном курсе физики – это отражение научного метода исследования, присущего физике. В статье рассматриваются функции и виды физического эксперимента....
физический эксперимент-это метод общеобразовательной и политехнической подготовки.
тема сомообразования...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Занятие 01.11.2021«Эксперимент как метод исследования. Виды экспериментов»
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративныйЦель: формирование у человека системы п...
Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения
Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения.Ключевые слова и фразы: Эксперимен...