Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Организационное начало.
| - Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами определим, существует ли связь между силой тяжести и весом тела. - Тема урока: «Связь между силой тяжести и массой тела». - Итак, откройте ваши тетради, запишите число и тему урока «Связь между силой тяжести и массой тела». |
записывают |
II. Актуализация знаний | - Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним основные понятия и определения:
|
|
| – Что такое сила? | Сила – мера взаимодействия тел между собой. |
| – Какова единица силы? | За единицу силы в системе СИ принят ньютон – в честь великого английского учёного И. Ньютона. |
| – Какую силу называют силой тяжести? | Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. |
| – Что такое вес тела? | Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения. |
| – Каким прибором можно измерить силу? | Силу можно измерить динамометром. |
| – Как измерить силу тяжести? | затрудняются |
III. Организация деятельности учащихся. 1) Мотивация.
|
Рис. 1 | нить пережечь |
Демонстрация. - На нити, закрепленной на штативе, висит шарик (рис. 1).
- Почему шарик падает?
Вывод учителя: действительно, ведь груз всегда падает вертикально вниз! |
Потому, что его притягивает Земля. |
2) Постановка учебной проблемы.
| А почему именно вертикально вниз, а не куда-нибудь в сторону? | Причина в том, что все тела притягиваются Землей. |
3) Выдвижение гипотез.
| - С одинаковой ли силой различные тела притягиваются Землёй? - От чего зависит сила, с которой тела притягиваются Землёй? | затрудняются От сил гравитационного взаимодействия, массы тела. |
| - Проверим, правильность ваших предположений. |
|
4)Экспериментальная проверка гипотез
| Фронтальный эксперимент 1. Камешки в руке. Оборудование: два камешка, один маленький, а другой побольше. - Возьмите в руку камешек, который побольше. |
|
| - Что вы чувствуете? | Тяжесть |
| - Вы чувствуете тяжесть, не так ли? - Пусть на одной ладони у вас будет прежний камешек, а на другой – который поменьше. - Что вы чувствуете теперь? |
Один камешек легче другого. |
| - Правильно, вы чувствуете, что маленький камешек значительно легче. Вывод учителя: Тяжелое и легкое – это означает сильное и слабое притяжение к Земле. |
|
| - Почему камешки не падают на пол? Что им мешает? | Рука, на которой они лежат. |
| Фронтальный эксперимент 2. Бросание предметов в воздухе. - Возьмите кусочек пластилина. Поднимите его над полом и отпустите. - Возьмите кусочек пластилина. Подбросьте его вверх. - Почему пластилин всякий раз оказывается на полу? - Подберите с пола пластилин и положите в коробку. - А почему в нашем опыте с шариком, который висел на нити, он не падал на Землю? Что ему мешало? |
выполняют
выполняют
Земля его притягивает
Нить |
| Демонстрация (проводит учитель) Взять два одинаковых шарика – один из пластмассы, а другой из стали (одинакового цвета) и подвесить их на шляпную резинку одинаковой длины. Обратить внимание на то, что оба шарика растянули резинку. Но резинка, стараясь сократиться до прежнего размера, действует на шарик с силой направленной вертикально вверх.
|
|
| - Что произошло с резинкой?
- Почему шарики не падают на стол?
Вывод учителя: Правильно, каждый из шариков, растянув резинку, находится в состоянии покоя. А это значит, что действие нити уравновешивается каким-то другим действием.
- Как вы думаете, что еще действует на шарики? - Почему один шарик растянул резинку сильнее, чем другой?
- Как вы это определили?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод учителя: Следовательно, из ваших ощущений и ваших наблюдений следует, что Земля разные тела притягивает по-разному. Значит, нужна количественная мера этого притяжения. - А что является количественной мерой взаимодействия? | Каждый шарик растянул резинку. Их удерживает резинка в состоянии покоя.
Земля.
Один шарик тяжелее, чем другой.
Действие Земли на один шарик больше, чем на другой.
На различные тела Земля оказывает разные действия.
СИЛА. |
5) Работа с учебником. | Вывод учителя: силой тяжести называется сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Прочитайте определение в учебнике на стр. Прикрепляю к доске табличку с буквой F. | Записывают в тетрадь. читают |
| - В опыте я использовала стальной и пластмассовый шарики. Как вы думаете, чем отличаются друг от друга шарики одинакового объема? Прикрепляю к доске табличку с буквой m. | Массой.
|
|
|
|
6) Развитие полученной информации (получение выводов)
Презентация.
8) Работа с учебником
| - Как вы думаете, могу ли я между силой и массой поставить знак равно? Вывод учителя: Правильно, знак “ = ” ставить нельзя, следовательно, должен быть коэффициент пропорциональности, который был определен опытным путем и равен 9,8. Обозначается он “g” (от латинского слова “гравитация”). Измерения показали, что у поверхности земли свободно падающее тело увеличивает за 1с скорость на 9,8 м/с. Эта величина называется ускорением свободного падения. Необходимо помнить, что сила тяжести, которая действует на тело, зависит от географической широты, на которой находится тело. Демонстрация учителя. Трубка Ньютона. Демонстрирует учитель. У меня в руках стеклянная трубка, из которой откачан воздух, в ней находятся тела разных форм и разной массы. - Если отсутствует воздух, что это означает?
- Сейчас я переверну трубку. Как вы думаете, что произойдет с телами? - Какое тело закончит своё движение первым? - Проверим? Провожу демонстрацию. - Что вы заметили? - А значит все тела, независимо от формы и массы за единицу времени увеличивают свою скорость на одинаковую величину. - Зная массу тела и ускорение свободного падения, можно найти силу земного притяжения для данного тела. - Как вы думаете, как будет определяться эта сила? - Обратите внимание на стр. 63 учебника и прочитайте, как определить силу тяжести. - Запишите определение в тетрадь. - Согласно, полученной формуле, в каких единицах измеряется ускорение свободного падения? | Нет
Отсутствует сила сопротивления с воздухом. Упадут
Предположения.
Все тела опустились на дно трубки одновременно.
Fт=mg
записывают
|
Работа со схемами. | - Мы получили формулу для расчета численного значения силы тяжести. - Но сила – вектор. - Что кроме численного значения определяет векторную величину? - Попробуем изобразить силы графически. выберем масштаб. Пусть 3Н будет равен отрезку 0,3 см. Тогда силу в 15Н необходимо начертить отрезком длиной… Показываю, на подготовленном схематическом рис. - Изобразите силу тяжести, равную 12Н, 21Н.
- Следует учитывать, что сила тяжести действует на тело, а значит, приложена к самому телу. - Куда направлена сила тяжести? - А как вниз? - А если нить отвести в сторону (рис. 3)?
- Сейчас я покажу схематические рисунки, а вы по очереди выйдете, и покажите, куда направлена сила тяжести. Разобрать рисунки:
| Горизонтальная поверхность | Наклонная поверхность | Вогнутый мост | Выпуклый мост |
Вывод учителя: Направление силы тяжести не зависит от положения тела. |
Направление.
1,5 см.
Изображают, на подготовленных схематических рис.
Вниз.
Выходят, изображают стрелочки |
6) Применение новых знаний
IV. Закрепление материала.
| - Вертикальность предмета на Земле можно проверить отвесом. Фронтальный эксперимент. Отвес Цель: научиться делать отвес и с его помощью определять вертикальное направление. Оборудование: пуговица с ушком, нить длиной 60 см. - К ушку пуговицы привяжи нить длиной 60 см. – - Этим простым прибором можно определять вертикальность направления. - Проверьте с помощью отвеса вертикальность ножек стола, стула, стены. - Почему отвесом можно проверять вертикальность? Обсуждение опыта.
- Движение падающего яблока (притча об открытии И. Ньютона).
- Провести “живой опыт”. К пуговице ученика привязать отвес. Попросить его наклониться вперед, вбок на одной ноге, на другой.
|
|
IV. Подведение итогов | – Что нового узнали на уроке? | Ответы учеников. |