программа для 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
«Утверждаю»
директор гимназии
Бельмехова И.Г. _______
05.09.2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета - физика, 7в, 7г классы
Статус учебного предмета - базовый
Объём учебного материала – 70 часов
Соответствует ФГОС ООО
Выполнила: учитель физики Овсянникова Н.Г.
2017 год – 2018 учебный год
- Планируемые предметные результаты освоения физики в 7 классе.
Тема | Планируемые предметные результаты | |
Научится: | Получит возможность научиться: | |
Введение (4 ч) | — понимать физические термины: тело, вещество, материя; — проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения. | — пониманию роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | — понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; — владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; — понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | — пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы; — использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
Взаимодействия тел (23 ч) | — понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение; — измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны; — понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука; — понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; — переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот. | - экспериментальным методам исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления); — способам выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой; — находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; — использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды) |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | — понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления; — измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда; — экспериментальным методам исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; —понимать смысл основных физических законов и применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда; —понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании. | — способам выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики; — использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Работа и мощность. Энергия (13 ч) | — понимать и объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой; — измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию; —экспериментальным методам исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага; —понимать смысл основного физического закона: закон сохранения энергии; —понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании. | — способам выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии; — использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Резервное время (3 ч) |
- Содержание учебного предмета
Тема | Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | Примечание |
Введение (4 ч) | Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | Урок, лабораторно-практическое занятие | I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой; 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Анализ формул. 7. Решение текстовых количественных и качественных задач. 8. Выполнение заданий по разграничению понятий. 9. Систематизация учебного материала. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 1. Наблюдение за демонстрациями учителя. 2. Просмотр учебных фильмов. 3. Анализ графиков, таблиц, схем. 4. Объяснение наблюдаемых явлений. 5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. 6. Анализ проблемных ситуаций. III - виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с кинематическими схемами. 2. Решение экспериментальных задач. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Измерение величин. 5. Постановка опытов для демонстрации классу. 6. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 7. Моделирование и конструирование. | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. | Урок, лабораторно-практическое занятие, зачёт | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». | |
Взаимодействия тел (23 ч) | Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы | Урок, лабораторно-практическое занятие | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Лабораторная работа №»4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра». | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. | Урок, лабораторно-практическое занятие, зачёт | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | |
Работа и мощность. Энергия (13 ч) | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. | Урок, лабораторно-практическое занятие, зачёт | Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага». Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | |
Резервное время (3 ч) |
- Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема | Дата проведения | Домашнее задание |
Введение (4 часа) | ||||
1 | 1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины | § 1—2 | |
2 | 2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | § 3-4, упр.1, задание 1-4 на стр.11 | |
3 | 3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника | § 5—6, задание 1-3 на стр.14-15; стр.203-204 | |
4 | 4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Задание 1 или 2 на стр.19; стр.19-20 | |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) | ||||
5 | 1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | § 7—9, стр.204-205 | |
6 | 2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | ||
7 | 3 | Движение молекул | § 10, задание 1-2 на стр.29 | |
8 | 4 | Взаимодействие молекул | § 11, задание 1-2 на стр.33 | |
9 | 5 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | § 12, 13, задание 1-2 на стр.38, стр.38-39 | |
10 | 6 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||
Взаимодействия тел (23 часа) | ||||
11 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | § 14, 15, упр.2 | |
12 | 2 | Скорость. Единицы скорости | §16, упр.3, задание на стр.49 | |
13 | 3 | Расчет пути и времени движения | § 17, упр.4, | |
14 | 4 | Инерция | §18, упр.5 | |
15 | 5 | Взаимодействие тел | § 19 | |
16 | 6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | § 20, 21, упр.6, №1, стр205-206 | |
17 | 7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Упр.6 № 2-3 | |
18 | 8 | Плотность вещества. | § 22, стр.207-208 | |
19 | 9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | Упр.7 | |
20 | 10 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | §23, упр.8 | |
21 | 11 | Расчет массы и объема тела по его плотности | ||
22 | 12 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | ||
23 | 13 | Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | ||
24 | 14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | §24, упр.9, §25, упр.10, №1 | |
25 | 15 | Сила упругости. Закон Гука | §26 | |
26 | 16 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | §27, 28, упр.10, №2, 3 | |
27 | 17 | Сила тяжести на других планетах | §29. Упр.10, №4, 5 | |
28 | 18 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | §30, упр.11 | |
29 | 19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | §31, упр.12 | |
30 | 20 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике | §32, 33, упр.13 | |
31 | 21 | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» | §34, стр.97 | |
32 | 22 | . Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра» | Стр.98-100 | |
33 | 23 | Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час) | ||||
34 | 1 | Давление. Единицы давления | §35, упр.14 | |
35 | 2 | Способы уменьшения и увеличения давления | §36, упр.15 | |
36 | 3 | Давление газа | §37, задание на стр.109 | |
37 | 4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | §38, упр.16, задание на стр.112 | |
38 | 5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | §39, 40, упр.17, задание 1 на стр.119 | |
39 | 6 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | ||
40 | 7 | Сообщающиеся сосуды | §41, упр.18 | |
41 | 8 | Вес воздуха. Атмосферное давление | §42, 43, упр.19, 20 | |
42 | 9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | §44, упр.21 | |
43 | 10 | Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах | §45, 46, упр.22 | |
44 | 11 | Манометры | §47, упр.23 | |
45 | 12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | §48, 49, упр.24, упр.25. №2 | |
46 | 13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | § 50, упр.26, №1-2 | |
47 | 14 | Закон Архимеда | §51, упр.26, №3-5, стр.151-152 | |
48 | 15 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | ||
49 | 16 | Плавание тел | §52, упр.27 | |
50 | 17 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | ||
51 | 18 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | ||
52 | 19 | Плавание судов. Воздухоплавание | §53, 54, упр.28, упр.29 | |
53 | 20 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | Стр.162-163 | |
54 | 21 | Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||
Работа и мощность. Энергия (13 часов) | ||||
55 | 1 | Механическая работа. Единицы работы | §55, упр.30 | |
56 | 2 | Мощность. Единицы мощности | §56, упр.31 | |
57 | 3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | §57, 58, упр.32, № 1-3 | |
58 | 4 | Момент силы | §59, упр.32, №4-5 | |
59 | 5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10«Выяснение условия равновесия рычага» | §60 | |
60 | 6 | Блоки. «Золотое правило» механики | §61, 62 | |
61 | 7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | Упр.33 | |
62 | 8 | Центр тяжести тела | §63 | |
63 | 9 | Условия равновесия тел | §64 | |
64 | 10 | Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости » | §65 | |
65 | 11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | §66, 67, упр.34 | |
66 | 12 | Превращение одного вида механической энергии в другой | §68, упр.35, стр.201-202 | |
67 | 13 | Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» | ||
Резерв (3 часа) | ||||
68 - 70 |
| Повторение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).
УМК «Физика. 7 класс»
- Физика. 7 класс. А. В. Перышкин, Москва. Дрофа.2014
- Сборник задач по физике. 7 – 9 классы. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Москва. Просвещение. 2016
- Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Москва. Дрофа. 2014
- Физика. Тесты. 7 класс. Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. Москва. Дрофа. 2014
- Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Москва. Дрофа. 2014
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы. А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон. Москва. Дрофа. 2014.
- Электронное приложение к учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...