Рабочая программа учебного курса по физике для 10 - 11 классов (2 часа в неделю)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Для школ, где в 10-11-х классах физика преподаётся 2 раза в неделю, эта программа очень подходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10-11kl_2016-2017.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа N 6 № г. Сасово Рязанской области.
Рассмотрено на МО учителей Протокол №_____ От « » ______ 20__ г. Руководитель МО __________/________ | Согласованно на МС школы Протокол № _____ От « » _______ 20___ г. Руководитель МС _________/________ | Утверждено Директор школы МБОУ СОШ №6 ________/Габидулина Е.П. Приказ №______ От « » ________ 20___ г. |
Рабочая программа
учебного курса по физике
для 10 - 11 классов
Учитель : Неронова Л.Н.
г.Сасово
20____- 20___ уч. год
_
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Москва,»Просвещение», 2004г, с учётом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по физике с использованием рекомендаций авторской программы, учебного плана МОУ«Булынинская СОШ»,годового календарного графика на 2015-2016 учебный год.
В преподавании физики используется оборудование кабинета физики, поставленного в рамках программы НПО. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с использованием сборника «Рабочие программы по физике. 7-11 классы/Авт.-сост. И. А. Попова.
-М.:Издательство «Глобус»,2008.
Преподавание физики ведётся по учебникам : Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 2012. – 366 с.
Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 20013. – 382 с.
10 класс
Контрольных работ – 6,
Лабораторных работ-5.
11класс
Контрольных работ-5,
Лабораторных работ-5.
Содержание программы
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Основные особенности физического метода исследования | 1 |
2 | Механика | 23 |
3 | Молекулярная физика. Термодинамика | 21 |
4 | Электродинамика | 23 |
5 | Магнитное поле | 19 |
6 | Оптика | 10 |
7 | Основы специальной теории относительности | 3 |
8 | Квантовая физика | 13 |
9 | Элементы развития Вселенной | 7 |
10 | Обобщающее повторение | 16 |
Содержание материала
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов.
Механика (23 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности.Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс.Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (23 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p— n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Магнитное поле (19ч)
Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Мощность в цепи переменного тока.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работ
8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Оптика (10 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы.Свет – электромагнитная волна. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы
9. Измерение показателя преломления стекла.
10. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Основы специальной теории относительности (3 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика (13 ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.
9. Элементы развития Вселенной (7 ч)
Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Обобщающее повторение – 16 ч .
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Форма урока | Дата (неделя) План/Факт |
| Введение (1ч). |
| 1 четверть |
1 | Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты. | Изучение нового материала | 1 |
Кинематика (9ч). |
| ||
2 | Механическое движение, виды движений, его характеристики. | Изучение нового материала | 1 |
3 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения | Изучение нового материала | 2 |
4 | Графики прямолинейного движения. | Решение графич. задач | 2 |
5 | Скорость при неравномерном движении. | Изучение нового материала | 3 |
6 | Прямолинейное равноускоренное движение. | Изучение нового материала | 3 |
7 | Решение задач. | Систематизация получ. знаний | 4 |
8 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности». | Комбинированный урок | 4 |
9 | Контрольная работа №1 «Равномерное и неравномерное движение». | Контр. работа | 5 |
10 | Кинематика. | Обобщение | 5 |
Законы механики Ньютона (4ч). |
| ||
11 | Взаимодействие тел в природе. | Изучение нового материала | 6 |
12 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. | Изучение нового материала | 6 |
13 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 7 |
14 | Принцип относительности Галилея. | Изучение нового материала | 7 |
Силы в механике (3ч). |
| ||
15 | Явление тяготения. Гравитационная сила. | Изучение нового материала | 8 |
16 | Законы всемирного тяготения. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 8 |
17 | Контрольная работа №2 «Законы механики Ньютона» | Контр. работа | 9 |
Законы сохранения в механике (7ч) |
| ||
18 | Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. | Изучение нового материала | 2 четверть 9 |
19 | Реактивное движение. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 10 |
20 | Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | Изучение нового материала | 10 |
21 | Закон сохранения и превращения энергии в механике. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 11 |
22 | Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии». | Комбинированный урок | 11 |
23 | Законы сохранения в механике. | Изучение нового материала | 12 |
24 | Законы сохранения. Решение задач. | Систематизация получ. знаний | 12 |
Основы молекулярно-кинетической теории (7ч) |
| ||
25 | Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. | Изучение нового материала | 13 |
26 | Экспериментальное доказательство основных положений теории. | Изучение нового материала | 13 |
27 | Масса молекул. Количество вещества. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 14 |
28 | Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | Изучение нового материала | 14 |
29 | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 15 |
30 | Контрольная работа №3. «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории» | Контр. работа | 15 |
31 | Основы молекулярно-кинетической теории | Обобщение | 16 |
Температура. Энергия теплового движения молекул.(2ч.) |
| ||
32 | Температура и тепловое равновесие. | Изучение нового материала | 16 |
33 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. | Изучение нового материала | 17 |
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов(6ч) |
| ||
34 | Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | Изучение нового материала | 3 четверть 17 |
35 | Основные макропараметры газа. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 18 |
36 | Газовые законы. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 18 |
37 | Зависимость давления насыщенного пара от температуры кипения | Изучение нового материала | 19 |
38 | Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей- Люссака». | Комбинированный урок | 19 |
39 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | Изучение нового материала | 20 |
Основы термодинамики(9ч) |
| ||
40 | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. | Изучение нового материала | 20 |
41 | Работа. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 21 |
42 | Решение задач. | Изучение нового материала | 21 |
43 | Первый закон термодинамики. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 22 |
44 | Принцип действия теплового двигателя. | Изучение нового материала; обобщение и повторение пройденного материала | 22 |
45 | Контрольная работа №4. «Основы термодинамики». | Контр. работа | 23 |
Основы электродинамики (9ч.) |
| ||
46 | Что такое электродинамика. | Изучение нового материала | 23 |
47 | Электризация тел. Два рода зарядов. | Изучение нового материала | 24 |
48 | Закон Кулона. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 24 |
49 | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 25 |
50 | Основы электродинамики | Изучение нового материала; обобщение и повторение пройденного материала | 25 |
51 | Контрольная работа № 5. «Основы электродинамики». | Контр. работа | 26 |
52 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 26 |
53 | Конденсаторы. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 27 |
54 | Основы электростатики. | Повторение и обобщение | 27 |
Законы постоянного тока (8ч) |
| ||
55 | Электрический ток. Сила тока. | Изучение нового материала | 4 четверть 28 |
56 | Условия, необходимые для существования электрического тока | Изучение нового материала | 28 |
57 | Закон Ома для участка цепи. | Лекция; систематизация получ. знаний | 29 |
58 | Лабораторная работа №4. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Лабораторная работа; Комбинированный урок. | 29 |
59 | Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока | Изучение нового материала | 30 |
60 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Изучение нового материала | 30 |
62 | Практ. работа №5. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления участка цепи». | Комбинированный урок | 31 |
61 | Законы постоянного тока. Тестирование. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 31 |
Электрический ток в различных средах (6ч). |
| ||
63 | Электрическая проводимость различных веществ. | Изучение нового материала | 32 |
64 | Электрический ток в полупроводниках. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 32 |
65 | Итоговая контрольная работа | Контр. работа | 33 |
66 | Электрический ток в вакууме. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 33 |
67 | Электрический ток в газах. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 34 |
68 69 70 | Электрический ток в различных средах. Повторение Повторение | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний Систематизация получ. знаний Систематизация получ. знаний | 34 35 35 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ | Тема | Форма урока | Дата (неделя) План/Факт |
Магнитное поле (19ч) | 1 четверть | ||
1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. | Изучение нового материала | 1 |
2 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. | Изучение нового материала | 1 |
3, 4 | Лабораторная работа №1. Магнитные свойства вещества Решение задач | Комбинированный урок | 2 2 |
5 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток | Изучение нового материала | 3 |
6 | Закон электромагнитной индукции | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 3 |
7 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Комбинированный урок | 4 |
8 | Самоиндукция. Индуктивность | Изучение нового материала | 4 |
9 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 5 |
10 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | Изучение нового материала | 5 |
11 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 6 |
12 | Переменный электрический ток. | Изучение нового материала | 6 |
13 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Изучение нового материала | 7 |
14 | Производство, передача и использование электрической энергии | Изучение нового материала | 7 |
15 | Электромагнитная волна | Изучение нового материала | 8 |
16 | Свойства электромагнитной волны.. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 8 |
17 | Контрольная работа №1. «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики» | Контр. работа | 9 |
18 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. | Изучение нового материала | 2 четверть 9 |
19 | Распространение радиоволн. Амплитудная модуляция. Радиолокация. | Изучение нового материала | 10 |
Оптика(10ч) |
| ||
20 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | Изучение нового материала | 10 |
21 | Закон отражения света. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 11 |
22 | Закон преломления света. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 11 |
23 | Лабораторная работа №3 . «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Комбинированный урок | 12 |
24 | Дисперсия света. | Изучение нового материала | 12 |
25 | Интерференция света. Поляризация света. Дифракция световых волн. | Изучение нового материала | 13 |
26 | Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла» | Комбинированный урок | 13 |
27 | Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн. | Изучение нового материала | 14 |
28 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. | Изучение нового материала | 14 |
29 | Контрольная работа №2. «Световые волны. Излучение и спектры». | Контр. работа | 15 |
Элементы теории относительности (3ч). |
| ||
30 | Законы электродинамики и принцип относительности . | Изучение нового материала | 15 |
31 | Зависимость массы от скорости. Постулаты теории относительности. | Изучение нового материала | 16 |
32 | Элементы релятивистской динамики. Пров. работа. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 16 |
Атомная физика (13ч) |
| ||
33 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | Изучение нового материала | 17 |
34 | Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 3 четверть 17 |
35 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Изучение нового материала | 18 |
36 | Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 18 |
37 | Лабораторная работа №5. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | Комбинированный урок | 19 |
38 | Контрольная работа №3. «Световые кванты. Строение атома». | Контр. работа | 19 |
39 | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма излучение | Изучение нового материала | 20 |
40 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | Изучение нового материала | 20 |
41 | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 21 |
42 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | Изучение нового материала; систематизация получ. знаний | 21 |
43 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиации. | Изучение нового материала | 22 |
44 | Контрольная работа №4. «Физика атома и атомного ядра». | Контр. работа | 22 |
45 | Значение физики. | Повторение и обобщение пройденного материала | 23 |
Элементы развития Вселенной (7ч) |
| ||
46 | Строение Солнечной системы. Видимые движения небесных тел. | Изучение нового материала | 23 |
47 | Система Земля – Луна. | Изучение нового материала | 24 |
48 | Общие сведения о Солнце. | Изучение нового материала | 24 |
49 | Источники энергии. Внутренне строение Солнца. | Изучение нового материала | 25 |
50 | Физическая природа звёзд. | Изучение нового материала | 25 |
51 | Наша Галактика | Изучение нового материала | 26 |
52 | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | Изучение нового материала | 26 |
Повторение (16ч) |
| ||
53 | Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. | Повторение и обобщение пройденного материала | 27 |
54 | Законы Ньютона. | Повторение и обобщение пройденного материала | 27 |
55 | Силы в природе. | Повторение и обобщение пройденного материала | 4 четверть 28 |
56 | Законы сохранения в механике. | Повторение и обобщение пройденного материала | 28 |
57 | Основы МКТ. Газовые законы. | Повторение и обобщение пройденного материала | 29 |
58 | Взаимное превращение жидкостей, газов. | Повторение и обобщение пройденного материала | 29 |
59 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | Повторение и обобщение пройденного материала | 30 |
60 | Основы термодинамики | Повторение и обобщение пройденного материала | 30 |
61 | Основы электродинамики. | Повторение и обобщение пройденного материала | 31 |
62 | Законы постоянного тока. | Повторение и обобщение пройденного материала | 31 |
63 | Электромагнитные явления | Повторение и обобщение пройденного материала | 32 |
64 | Решение задач. | Практикум | 32 |
65 | Оптика. | Повторение и обобщение пройденного материала | 33 |
66 | Атомная физика. | Повторение и обобщение пройденного материала | 33 |
67 | Решение задач. | Комбинированный урок | 34 |
68 69 70 | Повторение Решение задач. Повторение | Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок | 34 35 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно – методический комплект.
1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 287 с.
2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов . – М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.
3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика /Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 2012. – 366 с.
7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 20013. – 382 с.
8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005. – 271 с.
10. Левитан Е.П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
11. Порфирьев В.В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003
12. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике для 8-10классов средней школы.– М.: Просвещение, 2012.
Система оценивания по физике
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Критерии оценивания тестов.
Отметка «5»
90 % – 100 % задания выполнено верно
Отметка «4»
60 % - 89 % задания выполнено верно
Отметка «3»
30 % - 59 % задания выполнено верно
Отметка «2»
0% - 29% задания выполнено верно
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по биологии 10 класс (2 часа в неделю, 68 часов за год)
1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа по математике 6 класс ( 6 часов в неделю, всего 204 часа в год) Учебник :Н.Я. Виленкин, В,И.Жохов и др. " Математика 6", Издательство: М.:Мнемозина. 2012г.
Программа содержит: пояснительную записку,требования к математической подготовке обучающихся, примерное тематическое планирование, тест за курс математики 5 класса, самостоятельные и контрольные работ...
Рабочая программа по курсу “Геометрия 8 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования втрого поколения на основе примерной Программы основного общего образован...
Рабочая программа по курсу “Геометрия 9 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе Федерадьного госудаоственного стандарта основного общего образования, примерных программ по математике 509 классов, соответствующих стандартам второго пок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)...