В. А. Комшилова, А. А. Смирнов, Санкт-Петербург Престиж профессии инженера — это очень просто!
статья по физике на тему
Данная статья затрагивает вопросы подготовки современных школьников к вступлению во взрослую жизнь в современных очень непростых условиях. Страна нуждается в квалифицированных кадрах для работы в промышленности, которая сейчас начинает развиваться, в частности из-за введения различных санкций. Нужны выпускники школ, которые сделают осознанный выбор – поступление в технический ВУЗ, получение профессии инженера. В связи с этим в школе возникают задачи подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по профильным дисциплинам, то есть по физике, профильной математике, информатике. Для успешной учёбы в техническом ВУЗе требуются высокие результаты по ЕГЭ. На практике с введением платного обучения возможность обучения в любом вузе появилась даже у неподготовленных к такому сложному образовательному маршруту учащихся. Работать по специальности такие выпускники не смогут. На выбор будущей профессии большое влияние оказывают родители. В данной статье анализируются сложности сложившейся ситуации и возможные подходы к её разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prestizh_professii_inzhenenra_-_eto_ochen_prosto.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
В. А. Комшилова, А. А. Смирнов,
Санкт-Петербург
Престиж профессии инженера — это очень просто!
Слоган «это очень просто» заимствован из 60-х годов двадцатого столе-
тия. В те годы будущим любознательным молодым и активным предлагалась
серия книг с типовыми названиями: «Транзистор — это очень просто», «Ра-
дио — это …», «Телевидение — это …» и т.д. В этих книгах доступным языком
объяснялись очень неочевидные для тех лет новые направления развития
элементной базы, информационной, коммуникационной, вычислительной
техники.
Авторам, эти книги помогли стать неплохими инженерами, сориентиро-
вав в огромном количестве возможных специальностей, а потом в 90-е, вы-
нужденные стать учителями физики.
Заимствовав часть названия, мы надеемся, что это позволит сформулиро-
вать хоть малую часть вопросов, которые необходимо решить, чтобы достиг-
нуть главной цели — поднятия престижа инженерных профессий.
Поднять престиж любой профессии, в том числе и инженерной, волюнта-
ристскими методами невозможно. В статье мы попытаемся в очередной раз
показать, что в основе формирования престижа профессии лежат очень про-
стые принципы:
• Потребность государства в данной профессии
• Целенаправленная работа школы и всей вертикали учебных заведе-
ний по подготовке специалистов данных профессий
• Однозначная моральная поддержка в семье
• Ценностные ориентиры учащихся при выборе профессии должны сов-
падать с государственными интересами
Потребность государства в данной профессии.
Определяется политикой формирования главных статей наполнения госу-
дарственного бюджета:
• «сырьевая»
• «промышленная»
«Сырьевая» политика базируется на добыче/продаже нефти, газа, леса,
полезных ископаемых. Переработка сырья выполняется по минимуму. Оче-
видная большая потребность только в малоквалифицированном персонале,
типа обслуживающего. Приоритетным престижем обладают бизнесмены,
юристы, менеджеры. Основной рабочий принцип: «дешево купить — дорого
продать». Престиж инженерных профессий очень низок, требуется только
обслуживание, эксплуатация и ремонт. Государственные монополии на ори-
гинальные технологии отсутствуют, все технологии покупаются вместе с обо-
рудованием. Количество рабочих мест для производства всего очень мало.
Все просто покупается за рубежом. Это имеет красивое название: «интегра-
ция в мировую или, в крайнем случае, в евроэкономику». Инженерные про-
фессии просто практически не нужны. Подобная «интеграция» прекрасно
иллюстрируется странами Балтии, где все крупные промышленные предпри-
ятия при вступлении в Евросоюз просто были демонтированы.
«Промышленная» политика базируется на глубокой переработке любого
сырья. Пример: Япония и Южная Корея своего сырья практически не имеют.
Уровень переработки ими привозного сырья известен. Посмотрите на их
электронику и продукцию машиностроения. Количество патентов на ориги-
нальные технологии зашкаливает и является уже стратегической «броней»
для государства.
Приоритетным профессиональным престижем, также как и у «сырьеви-
ков», обладают бизнесмены, юристы, менеджеры, но главным уже является
абсолютно другой рабочий принцип: «что и до какого уровня будем перера-
батывать». Очевидно, что реализация данного принципа нуждается в огром-
ной армии инженеров самых разных специальностей. Спрос рождает пред-
ложение и формирует престиж.
В России сегодня основные источники формирующие бюджет — это угле-
водороды, лес, т.е. сырье. Однако, санкции, наложенные на Россию, и встреч-
ные санкции вынужденно, но явно наметили тенденцию к независимости от
импорта в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Имеются четкие
директивы по ликвидации импортозависимости в энергетическом (пока
опять сырье) и стратегическом машиностроении. Эти сдвиги в экономике
требуют для своего дальнейшего развития квалифицированных специали-
стов. Престиж инженера на несколько пунктов вырос.
Независимость от импорта и процесс интеграции в мировую экономику в
какой-то степени противоречат друг-другу. Соответственно векторы престижа
инженера и независимости от импорта являются однонаправленными и
очень жестко связанными.
Целенаправленная работа школы
Школа сегодня обязана выполнять две основных функции:
• Получение учениками знаний в соответствии с утвержденным «учеб-
ным планом»
• Не допустить нахождения учеников вне контроля школы (хотя бы с 9
утра до 15 часов) ранее достижения ими установленного возраста
Последнее касается учеников не желающих учиться или просто необу-
чаемых и означает, что, несмотря ни на что, эти ученики должны числиться
за школой со всеми вытекающими последствиями.
Получение учениками знаний в соответствии с «учебным планом» школа-
ми выполняется применением различных технологий, идет переход на рабо-
ту по ФГОСам, но суть «учебного плана» остается примерно неизменной. Се-
годня «учебный план» четко ориентирован на «сырьевую» государственную
политику.
Школа формально не готовит к поступлению в ВУЗы и сдаче ЕГЭ и нельзя
анализировать и сравнивать показатели различных школ по результатам ЕГЭ
и поступлениям в ВУЗы. Допускается только внутренний самоанализ для кор-
ректировки собственной педагогической деятельности. Такое устранение
привело к разрыву первой важнейшей связи «ШКОЛА-ВУЗ». В результате ряд
ВУЗов вынужден первый семестр тратить на спецкурс: «дообучение по
школьной программе предметов: математики, физики, химии …»
В федеральном «учебном плане» прописано: «естественные науки — 5 ча-
сов в неделю»: физика, химия, биология, география — 1, максимум 2 часа в
неделю. Черчение — отсутствует. Слесарное, столярное дело отсутствует.
Мальчишки не могут чертежи ни понять, ни начертить, ни гайку закрутить.
Устный счет в математике — отсутствует. Какие получаются выпускники, та-
кие и специалисты — такой, в итоге, и престиж.
Очень надеемся, что звучащие с высоких трибун слова о росте потребно-
сти в инженерах, дойдут и до «учебного плана».
Однозначная моральная поддержка в семье
Нельзя говорить о поднятии престижа профессии инженера, не учитывая
особенности современных школьников и их семей.
Особенность современных школьников — обширная, но бессистемная
информированность по многим вопросам.
Современные школьники, благодаря Интернету, имеют доступ к практи-
чески любой информации. Они хорошо ориентируются в постоянно меняю-
щемся информационном пространстве. Школьники прекрасно ориентируют-
ся в новых технологиях, быстро осваивают появляющиеся новые гаджеты и
нетерпимо относятся к некомпетентности других в этих областях. Отношение
школьников к полученной информации носит прагматичный характер. Их не
интересуют авторы найденной информации. Они не всегда могут осмыслить
и грамотно применить на практике полученную информацию.
Старшему школьному возрасту свойственно более осознанное отношение
к учебному процессу. В этом возрасте можно выделить два типа учащихся.
Для первого типа характерно равномерное распределение интересов, без
выделения какой-то группы предметов.
Для второго типа свойственен ярко выраженный интерес к определенно-
му циклу предметов, часто сопровождающийся ничегонеделанием по другим
предметам или минимальными усилиями в других областях.
Различия в отношении к учебе связано с различиями в мотивации. Вто-
рому типу свойственен ранний выбор будущей специальности и осознанное
отношение к тем предметам, которые потребуются для поступления в ВУЗ и
дальнейшего обучения в нем. Такие дети обычно успешно сдают ЕГЭ по вы-
бору, но иногда имеют большие проблемы в освоении других предметов. К
сожалению, дети, рано определившиеся с выбором будущей профессии,
встречаются редко. Большая часть не может определиться со своей специа-
лизацией д аже во втором полугодии 11 класса, и выбирают ЕГЭ д ля ВУЗов и
технического, и гуманитарного профиля.
Выпускники 2010-х годов на 1 ,5 — 2 года старше абитуриентов середины
прошлого века. Большинство из них достигает совершеннолетия уже в 10-11
классах. В прошлом веке они были бы студентами 1-2 курсов. Это физически
сформировавшиеся юноши и девушки, которые в соответствии с нашим за-
конодательством могут создавать семьи, а с другой стороны полностью зави-
сят от родителей и находятся под их опекой.
Появилось много учащихся, пропускающих занятия в школе по согласо-
ванию с родителями. В это время все усилия брошены на подготовку к ЕГЭ с
помощью разных курсов, репетиторов. Занятия идут по индивидуальному
плану.
Уже в старшей школе учащиеся и их родители задумываются о продолже-
нии образовательного процесса в высшей школе, реже в средних специаль-
ных учебных заведениях, еще реже о начале трудовой деятельности сразу
после окончания школы
Следует признать, что, не смотря на то, что выпускники школ стали стар-
ше абитуриентов прошлого столетия, их родители принимают куда более
активное участие в выборе ВУЗа и к подготовке к поступлению в него (в рам-
ках оплаты подготовительных курсов и услуг репетиторов). Роль родителей в
выборе будущей профессии детей резко возросла. Это объясняется тем, что в
большинстве случаев именно родители оплачивают обучение в ВУЗе своего
чада.
Наиболее мотивированная способная и хорошо подготовленная, но, к со-
жалению, малочисленная часть абитуриентов поступает на бюджетные места.
Именно эта часть выпускников школы успешно завершает обучение в ВУ-
Зе — свой образовательный маршрут и затем востребована на рабочих мес-
тах в соответствии с полученной специальностью.
Еще одна особенность современных родителей состоит в том, что выбор
ВУЗа определяется не наличием работы по окончании ВУЗа и достойного
заработка, а размером проходного балла и набором предметов, который мо-
жет осилить их ребенок.
Получение диплома по данной специальности в большинстве случаев не
связывается с будущей работой. Будущая работа должна обеспечить хороший
доход. А диплом нужен только как элемент престижа. Очевидно, что такой
подход противоречит интересам государства.
Видимо следует проводить различные мероприятия по информированию
населения о развитии перспективных отраслей промышленности, потребно-
сти в тех или иных специальностях, о наличии рабочих мест, о необходимом
уровне образования для работы на перспективных развивающихся предпри-
ятиях, об уровне зарплаты на них.
От взглядов родителей на перспективность тех или иных профессий зави-
сит выбор профессий нынешними инфантильными выпускниками школ.
Ценностные ориентиры учащихся
Учащиеся могут очень быстро пересмотреть свои ценностные, а может
быть и нравственные критерии. Как только Россия возьмет четкий «промыш-
ленный» курс, даже если все санкции завтра отменят, то престиж инженерных
профессий займет подобающее ему место. Сменить «сырьевую» политику на
«промышленную» это программа на несколько лет, но она должна быть вы-
полнена. В любом случае, «учебный план» всегда автоматически будет соот-
ветствовать только нужным сегодня стране профессиям.
Будет расти престиж не только инженера, а главное самой России. При
этом молодые люди, сегодня посматривающие за рубеж, останутся дома, а
там, глядишь, ранее уехавшие и возвращаться начнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информирование молодежи Санкт-Петербурга о наиболее востребованных профессиях на рынке труда
Материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера»...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Кто такой инженер. Роль профессии “инженер
Учебно-методический материал "Кто такой инженер. Роль профессии “инженер”." может быть использован на занятиях по иностранному языку или в качестве самостояльной работы во время отмены занятий на пери...
Занятие по программе «Просто» «Виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу»
Цель: Дать представление о городе, как о культурном центре РоссииЗадачи:- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к истории и культуре нашей Родины.- Пробуждать желание детей сов...
Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"
Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...
Формирование престижа профессии инженера на уроках истории на примере подвига советских учёных в годы ВОВ.
Подготовка будущих инженеров и специалистов широкого спектра технических профессий в среднеобразовательных учреждениях предполагает углубленное изучение точных наук. Цель данной статьи заключается в о...
Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»
Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....