Разработка нестандартного урока "Кино с физической точки зрения"
план-конспект урока по физике (9, 10, 11 класс) на тему

Хасиева Лариса Владимировна

Материал для использования во время внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kino_s_fizicheskoy_tochki_zreniya.docx141.39 КБ

Предварительный просмотр:

В сравнительно недалеком будущем компьютерные игры, кинофильмы, телешоу будут запускаться как сквозной проект с содержательной и коммуникационной конвергенцией. Уже сегодня выпуск нового кинофильма зачастую сопровождается появлением компьютерных игр и телевизионных шоу, или, наоборот, по популярным компьютерным играм снимают кино. И это лишь начало - в недалеком будущем такие процессы станут обычным явлением, в чем уверены участники ежегодного саммита "Голливуд и игры". По мнению одного из них, американского режиссера Пола Андерсона, процесс конвергенции неизбежен и вскоре интеллектуальная собственность будет выпускаться одновременно в виде игр, фильмов и телепостановок.

Что же происходит на необъятных просторах нашей Родины? В советское время существовало немало крупных научных и инженерных проектов, которые работали на престиж страны. И эти проекты, к которым в полной мере можно отнести и создание советской киноиндустрии, а затем и телеиндустрии, не только развивали научно-технический и производственный потенциал, но прежде всего формировали идеологию общества, его национальные ценности, вдохновляли молодежь. К счастью, сегодня вновь появляются масштабные национальные проекты, и, например, зимняя Олимпиада 2014 г. является типичным конвергентным шоу-бизнес-проектом будущего.

Но способна ли отечественная наука и техника предложить российскому обществу в недалекой перспективе новые проекты, равномасштабные по значимости ядерной и космической программам?

Мне представляется, что одним из таких проектов в стране вообще и в индустрии массовых развлечений и кино в частности может стать внедрение нанотехнологий. Мировая гонка по их освоению только началась, что в известной степени уравнивает стартовые возможности соревнующихся на новом уровне.

Промышленная революция

Что же такое нанотехнологий? Это не просто новые материалы и вещи из них, как иногда полагают, но, скорее, новые сущности, требующие колоссальных материальных ресурсов и поэтому доступные на первом этапе ограниченному количеству стран. Эти сущности требуют переворота не только в науке и технике, но прежде всего в мышлении.

Нанотехнологий определяются как совокупность методов и приемов манипулирования веществом на атомном и молекулярном уровнях с целью производства конечных продуктов с заранее заданной атомной структурой.

Ключом к пониманию нанотехнологий является то, что их применение предполагает не просто качественные продукты, но значительное улучшение самих средств производства. Производство промышленных нанопродуктов может стать таким же дешевым, как копирование компьютерных файлов. Здесь заложено настоящее значение нанотехнологий - именно поэтому их освоение часто рассматривают как "следующую промышленную революцию".

Сегодня мир находится на пороге эпохи глобального конструктора легко собираемых игрушек. Нанотехнологий позволяют манипулировать частицами на уровне размеров молекул и атомов (порядка десять в минус девятой степени метров) и строить из них, как из кубиков, принципиально новый окружающий мир.

Ведь сначала человек перевел в цифру информацию, что обусловило появление компьютеров и нового качества связи, в том числе и при передаче аудиовизуальной информации. И лишь теперь, на базе накопленных обществом знаний с помощью нанотехнологий, по образному выражению, в цифру переводится сама материя.

От нанотехнологий в недалеком будущем ожидается сильнейшее влияние на многие, ранее консервативные базовые области, в том числе и на материаловедение, электронику, хранение информации. Достаточно сказать, что по нанотехнологиям в авторитетной международной организации по стандартизации - Международной электротехнической комиссии (МЭК), в сентябре 2006 г. был открыт соответствующий специализированный комитет ТК113.

Реализация замысла

Если XX век был эпохой революционных открытий практически во всех областях науки и техники, то век XXI обещает стать веком нанотехнологий. Еще в 1959 г. американский физик Ричард Фейнман предположил, что со временем многие материалы и приборы будут создаваться на молекулярном или даже атомарном уровне, что сулит фантастические перспективы. Но чтобы манипулировать столь малыми объектами, необходима измерительная и рабочая аппаратура нового поколения.

Реализовать замысел помог открытый в начале XX века туннельный эффект, возникающий между двумя проводящими веществами, расположенными на таком расстоянии, чтобы волновые функции электронов перекрывались. В результате выяснилось, что с помощью очень тонкой иглы можно получать информацию о строении материи на атомном уровне.

В 1966 г. американский ученый Рассел Янг сконструировал прибор, работающий по этому принципу, однако его открытие не было востребовано. Второе свое рождение оно получило в 1981 г., когда специалисты Цюрихского объединения IBM Г. Бининг и Г. Рорер разработали прибор, действующий по аналогичному принципу, и назвали его сканирующим зондовым (или туннельным) микроскопом (СЗМ).

Это устройство позволяло наблюдать каждый атом в отдельности, причем в заданных точках. Рабочим органом прибора - зондом - служила токопро-водящая металлическая игла. Зонд подводился к изучаемой поверхности очень близко - на десятые доли ангстрема, при подаче постоянного напряжения между ними возникал электрический ток. После компьютерной обработки информации о перемещении зонда можно было "увидеть" рельеф поверхности объекта с необходимым разрешением.

В 1986 г. в той же лаборатории были созданы СЗМ второго поколения - атом-но-силовые. В них сканирующее устройство было устроено подобно патефону: острая иголочка (зонд) прикреплялась к одному концу плоской упругой пластинки из тонкой платиновой фольги - кан-тилевера, а другой ее конец крепили в держателе. В ходе сканирования игла, повторяя рельеф изучаемой поверхности, заставляла кантилевер колебаться и поворачиваться вокруг продольной оси. В 1993 г. появились приборы, использующие резонансный метод, при котором измерения проводят вибрирующим кантилевером, колебания которого возбуждает внешний пьезогенератор. При его приближении к объекту характер колебаний становится иным, причем изменение амплитуды в основном зависит от рельефа поверхности, а фаза чувствительна к ее физическим свойствам.

Сегодня многие оппоненты нанотех-нологий говорят об отсутствии практических результатов вообще, а уж в предметной, аудиовизуальной области и подавно. Но в то же время наш соотечественник физик Виталий Фролов научился использовать конфокальный сканирующий микроскоп наноразреше-ния для неповреждающего воспроизведения архивных носителей механической звукозаписи - редких фоновали-ков и грампластинок. А уж компакт-диски и DVD "читать" таким бесконтактным образом можно и подавно. Представляете, какой высокой плотности записи-чтения информации можно достичь в недалеком будущем?..

Иглы различной модификации позволяют сканирующим зондовым микроскопам выявлять свойства исследуемых материалов. Например, если зонды имеют токопроводящую поверхность, можно измерить относительное распределение поверхностного сопротивления и емкости, а также электрические характеристики приповерхностных структур. Проводящими электрический ток зондами с диэлектрическим покрытием устанавливают распределение приповерхностных магнитных полей и емкости и т.д.

Нетерпеливый читатель спросит, какое отношение все это имеет к искусству, массовой информации, к хранению, передаче и воспроизведению аудиовизуальной информации. Забегая вперед, отвечу: самое прямое. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Зондовые микроскопы способны модифицировать самые различные поверхности и менять их структуру, скажем, методом литографии с нанометровой точностью.

О ювелирной тонкости подобного метода говорит такой пример: "нарисованные" таким образом портреты всех россиян с их биографиями уместились бы на пластине твердого материала, вплоть до алмаза. Вот это действительно вечный архив!

Сегодня различные СЗМ выпускает ряд иностранных фирм, таких как: Digital Instruments, Molecular Imaging (США) и т.д. Огромный вклад в развитие нанотехнологии внесла и отечественная наука. Так, еще в 1993 г. в Зеленограде была создана компания ЗАО "Нанотехнология-МТД", которая стала выпускать высококачественные сканирующие зондовые микроскопы самых различных модификаций и назначений и комплектующие к ним. На базе основных серий - "Смена" и "Солвер" -можно "набрать" около 20 вариантов "машин", позволяющих определять до 43 характеристик изучаемого объекта. Это единственная российская фирма, вышедшая на мировой рынок и занявшая там передовые позиции.

О порошках и многоножках

Отрадно, что развитию нанотехнологии уделяется сейчас повышенное внимание в России на самом высоком уровне. В своем послании Федеральному собранию президент РФ В. Путин назвал нанотехнологии локомотивом научно-технического развития страны на пути создания по-настоящему инновационной экономики. Инициатива президента РФ послужила основой для выработки "Стратегии развития на-ноиндустрии". На реализацию национальной программы развития нанотехнологии государство направляет более 130 млрд рублей.

Поскольку вещество при переходе от грубодисперсного состояния к состоянию с размером частиц < 100 нм резко изменяет ряд своих фундаментальных свойств, то для обозначения этого отличия в середине 70-х годов прошлого века в СССР был предложен термин ультрадисперсные порошки (УДП). В настоящее время на Западе и у нас в стране для обозначения подобных сред используется термин "нанопорошки" (НП).

Интерес к нанодисперсным материалам связан с тем, что они находят все более широкое применение в качестве исходного сырья при производстве керамических и композиционных материалов, сверхпроводников, солнечных батарей, фильтров, геттеров, присадок к смазочным материалам, красящих и магнитных пигментов, компонентов низкотемпературных высокопрочных припоев и др.

Основные достижения и особенно перспективы использования НП связаны с отработкой технологии получения порошков с особыми свойствами, такими как: очень низкие температуры спекания < 100 °С; высокая химическая активность; наличие избыточной (запасенной) энергии (послесвечение) и т.п.

Изменение фундаментальных свойств традиционных материалов в нанодиспер-сном состоянии (понижаются: температура начала плавления, теплота испарения, энергия ионизации, работа выхода электронов и др.) открывает широчайшие возможности в области создания новейших материалов и технологий, принципиально новых приборов, устройств, веществ и продуктов на их основе.

Не отстают россияне и в материаловедении. Так, концерн "Наноинду-стрия" выпустил специальный восстанавливающий состав на основе адаптивных наночастиц, который может защитить от износа практически любые трущиеся металлические поверхности!

Недавно IBM создала прототип устройства памяти "многоножка" (Millipede) - первое наноустройство хранения данных. Новинка состоит из записывающей матрицы манипуляторов, включающей в себя 4096 кантилеверов, выполненных как устройства чтения-записи (подобные кантилеверы используются сейчас в электронных и атомно-силовых микроскопах). Правда, у прототипа пока вчетверо меньше кантилеверов, но это не мешает предположить о благоприятных рыночных перспективах продукта.

Практическое применение

Практическое использование нанотехнологии первого поколения, например, в виде сверхтонкодисперсных растворов и покрытий, обладающих свойствами самоочищения при световом воздействии, защищающих от пыли и грязи пластик, стекло, ткани, оптические и осветительные приборы, имеющих эффект послесвечения (таких, как самосветящаяся вечная табличка "запасной выход" в кинотеатрах и других учреждениях культуры), уже позволило получить фундаментальные знания о них. Бактерицидные нано-краски дезинфицируют воздух в общественных местах, нанопокрытия снижают трение и восстанавливают металлические и другие трущиеся поверхности, упрочняют, но не утяжеляют их конструкции.

В учреждениях культуры, музеях, архивах, в кинематографии встречается множество задач, решаемых путем использования наносодержащих покрытий, хотя на смену уже идут беспленочные цифровые технологии:

  1. лечение и профилактика ультрафиолетового разрушения, гниения, биологическая защита старых архивных бумажных и других документов, фото- и кинопленок с желатиновой основой путем нанесения наносеребряного и т.п. покрытия при архивировании, долговременном или выставочном хранении;
  2. защита от царапин, механических повреждений и пыли оригиналов фильмовых материалов и фильмокопий для кинопроката;
  3. снижение трения и износа кинопленок в фильмовом канале традиционных пленочных киноаппаратов;
  4. создание кино/фотоносителей (пленок и бумаг) со сверхтонким, одномолекулярным (толщиной в одну молекулу), наносеребряным слоем;
  5. нанесение нанопокрытий на кино/фотооптику для защиты от влаги, пыли и грязи в полевых условиях съемки, кинопроекции;
  6. упрочнение, снижение трения, увеличение срока службы механической транспортной системы кинопленки в пленочных кинопроекционных аппаратах;
  7. улучшение отражающих свойств, обеспыливание и создание "вечно чистых" киноэкранов, пленочных фильмовых материалов путем нанесения прозрачных защитных нанопокрытий;
  8. улучшение санитарно-гигиенических условий в общественных местах, театрах, клубах, библиотеках, залах, музеях, кинотеатрах, архивах путем окраски стен и мебели видимыми и невидимыми защитными антибактериальными нано красками;
  9. создание активных составных киноэкранов для цифрового кинематографа из элементарных экранов, например, на основе углеродных нанотрубок.

Еще одно направление, которому в современной кинематографии уделяется все больше внимания, - это создание стерео (3D) и многомерных (4D) систем кинопоказа с дополнительной, экстрасенсорной поддержкой, включающей ароматизацию, вибрацию, брызги и др. Причем уже разрабатываются системы, где дополнительное воздействие на зрителя будет реализовано не физически, а физиологически, путем возбуждения не органов чувств, а воздействия слабыми полями (например, ультразвуком) непосредственно на зоны мозга, отвечающие за определенные чувства человека.

Появление новых типов экранов наряду со стремительным внедрением цифрового кинематографа также может изменить привычные технологии кинопоказа, форму кинозалов, отменить требование затемненности. Уже появились первые коммерческие образцы активных составных экранов большого размера, которые по яркости, разрешению, контрастности значительно превышают параметры цифровых кинопроекторов и при этом сравнимы с ними по стоимости.

Из наноматериалов могут создаваться сверхпрочные и легкие поверхности, пленки, тросы, серебросодержащие недорогие отражающие покрытия, кино/фотоматериалы и защитно-дезинфицирующие покрытия для них, прочные и немаркие (по сути вечные) художественные костюмы для актеров и защитные - для каскадеров; легкие, прочные, негорючие декорации, занавесы и даже новые типы пассивных и активных экранов для показа изображений.

Сегодня цифровой кинематограф театрального качества ассоциируется у скептиков с пугающими объемами информации в сотни гигабайт и единицы терабайт, требуемых для хранения одного двухчасового кинофильма. Дальнейшие планы ученых из Bell Labs напоминают даже не фантастику, а чистое прожектерство. Тем не менее в этой лаборатории ведутся работы над созданием устройства размером с мяч, которое позволит обрабатывать петабитные (миллиарды гигабит) объемы данных. В представлении специалистов Bell Labs в петабитном коммутаторе будут использоваться микрозеркала, создаваемые на кремниевой подложке методами самосборки, а также нанотехнологи-ческими методами. Они позволят обрабатывать и оптические, и электрические сигналы, причем с намного большей эффективностью и скоростью, нежели это возможно сегодня.

Разрабатываются и новые изделия наноэлектроники для обработки и хранения информации, светоизлучающие элементы для построения активных составных экранов произвольного размера, позволяющих получить слитное изображение кинотеатрального качества на незатемненном экране, видное под углами зрения до 160-170 град. Исследовательское подразделение компании Motorola представило прототип цветного дисплея на основе эффекта наноэмиссии (NED, Nano Emissive Display) с диагональю 5" на базе нанотрубок с использованием технологии CNT (Carbon Nanotube Technology). Новая разработка явилась прорывом в мир, где широкоформатные, плоские и при этом весьма недорогие и долговечные экраны телевизоров и компьютеров из фантастики станут обыденной реальностью. Новый экран оптимизирован для создания на его основе в ближайшей перспективе широкоформатного телеэкрана стандарта ТВЧ, который будет иметь менее 1" (2,5 см) в толщину.

"Основываясь на нашем 15-летнем опыте и 160 патентах в области углеродных нанотрубок и плоских экранов, мы разработали технологию, открывающую перспективу создания нового поколения плоских крупноразмерных экранов, обеспечивающих непревзойденное качество изображения, и при этом со значительно меньшей стоимостью, чем сегодняшние модели, - заявил Джим О'Кон-нор, вице-президент компании Motorola по вопросам развития технологий и их коммерциализации. - В настоящее время совместно с производителями дисплеев мы ведем работу по дальнейшему продвижению технологии и созданию на ее основе коммерческих продуктов".

"Технология NED компании Motorola наглядно демонстрирует возможность отображения полноцветного видео с хорошим временем отклика, - отмечает Барри Янг (Barry Young), вице-президент и руководитель финансового департамента компании DisplaySearch, ведущей компании в области исследования рынка плоских дисплеев и консалтинга. -Результаты подробного стоимостного анализа свидетельствуют, что себестоимость производства панели дисплея на основе технологии NED с диагональю 40" (около 1 м) составит менее $400". "Motorola" доказала, что ее технология NED полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к устройствам для полноценного воспроизведения видео, -считает Кимберли Аллен, директор по стратегии и технологиям дисплеев аналитической компании iSupply. - Непосредственное выращивание углеродных нанотрубок на стеклянной подложке предпочтительней, чем метод с использованием пасты и печатных технологий, и позволяет создать более крупные и более сложные дисплеи".

И вот уже созданы дисплеи для домашнего кинотеатра с контрастом миллион к одному. Компания Sharp представила на последней выставке бытовой электроники в Лас-Вегасе (2007 International CES) ЖК-дисплей Mega-Contrast Premium, демонстрирующий феноменальный уровень контрастности: один миллион к одному! От конкурента не отстала и компания Sony.
Нужно заметить, что панель от Sharp -не единственный дисплей, достигший контраста миллион к одному. По сообщению Engadget, фирма Sony продемонстрировала на той же выставке свой ТВЧ-экран (с разрешением 1080р и диагональю 27"), также обладающий высоким контрастом - миллион к одному. Только Sony создала не ЖК-панель, а экран на органических светодиодах (OLED).

Заглядывая в будущее, можно предположить, что нанотехнологии станут реальной основой создания новых массовых зрелищ и индивидуальных развлечений, они будут основаны на обработке, передаче и воспроизведении значительно больших, чем сегодня, объемов оцифрованной многомерной информации. Это, в свою очередь, приведет к действительно реалистичному го-лографическому отображению окружающего трехмерного мира со всеми его нюансами четвертого и последующих чувственно-эмоциональных измерений, откроет иные изобразительные возможности для экранных искусств, которые несомненно выйдут в новое изобразительно-эмоциональное пространство.

Немного истории о 25 кадре

Вопросами изучения возможностей человека занимаются примерно столько же лет, сколько существует на планете homo sapience (человек разумный). Разуму свойственен процесс самопознания.
Еще до нашей эры отдельные выдающиеся умы пришли к выводу о том, что мозг человека имеет как сознание, так и подсознание, ключ к которому древние так и не смогли найти. Платон в свой трактат "О познании воспоминания" ввел такое понятие, как неосознанная или подсознательная память. С тех самых пор все и пошло.

Более поздняя наука стала определять подсознание как "...универсальный принцип бытия и причину мирового процесса" (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Еще позднее З. Фрейд, Ж. Жарко, И. Сеченов и И. Павлов доказали, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания, которое оказывает огромное влияние не только на память, но и на поведение людей.

В 1918 году немецкий ученый Франк впервые попытался изучать особенности работы человеческого мозга при помощи кино, однако недостаточные возможности кинотехники того времени не позволили ему добиться нужного эффекта. Его опыты были сначала отложены до "лучших времен", а потом благополучно забыты.

Опыты по воздействию на подсознание были продолжены не в чистом, а в "прикладном" виде. Отраслью, которая фактически стала спонсором дальнейших экспериментов, стала реклама.

В 1957 году один из самых смелых экспериментаторов в рекламном бизнесе, известный специалист в области социальной психологии, член Американской ассоциации психологов, общества прикладной антропологии, Американской ассоциации по изучению рынка Джеймс Вайкери провел свои знаменитые опыты в кинотеатре города Нью-Джерси. Он договорился с владельцами кинотеатра об установке второго проекционного аппарата. С помощью этого аппарата Вайкери во время демонстрации фильма проецировал на экран слова: "Кока-кола" и "Ешьте поп-корн". Эти слова показывались на ничтожно короткий миг - всего на 1/300 долю секунды. Предполагалось, что человеческий глаз не сможет их заметить. Даже те люди, которые были предупреждены о проводившемся эксперименте, не замечали слов. Тем не менее, Джеймс Вайкери считал, что эти слова будут замечены глазом, но, минуя сознание, отпечатаются где-то в подсознании. Проведенные опыты с блеском подтвердили его предположения. На тех сеансах, где включался второй проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна на 50%. Эти цифры свидетельствуют о потрясающей эффективности этого вида рекламы.

Всплеск общественного интереса и внимания ученых к "сублимальному" кино, воздействующему на подсознание (так называемый "эффект 25-го кадра"), после 1959 года пошел на убыль. Уникальная возможность воздействия на подсознание большого количества людей требовала определенной регламентации использования метода. Метод запрещен в областях коммерческой и политической рекламы, однако успешно используется в образовательной сфере.


Для лучшего понимания и даже применения -
программа с 25 кадром

Чему может Вас научить эта программа? Ответ прост. Всему. Так как Вы сами ставите себе установку заданную в двадцать пятом кадре, ну а подействует она или нет зависит только от Вас.

Вот только пожалуйста не гипнотизируйте себя какими-то нелепицами типа: "Я ничего не могу." или "Я ничего не вижу или не чувствую." Поверьте этим и закончится. Человек - зомби, куда уж хуже. Намного гуманнее другие установки типа: "Я люблю жизнь." или "Я проникаю в суть вещей." или "Я создаю свою жизнь."

 

Что такое 25-й кадр, эффект видео или механизм подсознания?

Это - средство обучения 
или способ зомбирования?


Что такое 25 кадр? Видео воздействие на подсознание НАГЛЯДНО:

http://www.311.ru/img/banner10.gif

http://www.311.ru/img/banner30.gif

http://www.311.ru/img/banner50.gif

Этот баннер с частотой кадров 0,1 сек, что очень сильно воздействует на подсознание.

Этот с частотой 0,3 сек. При такой частоте воздействие почти отсутствует.

Этот с частотой кадров 0,5 сек, что совершенно не оказывает влияния на подсознание.

 

 25 кадр, эффект зомби

Как узнать делает ли 25 ый кадр из человека зомби
Будьте внимательны и все поймете.

Многих интересует - а могут ли на нас гипнотически воздействовать с экранов телевизора или в интернете. Увы, да это возможно, но в рекламных целях запрещено.

Чуть выше Вы видите один и тот же баннер с разной частотой кадров. Любая частота менее 0,3 секунды воздействует на подсознание. Понимайте правильно. Конечно, воздействует не частота сама по себе. А та информация, которая доносится на этой частоте. При этом информация может быть сами понимаете разная.

Что делать? Если вдруг Вы обнаружите где-то в жизни, скажем, по телевизору или в интернете какой-то баннер подобный тому что здесь находится слева, будьте осторожны, не позволяйте себе его долго рассматривать. Критерием здесь конечно является скорость движения текста или слов. Если рассмотреть практически не удается, то лучше не смотреть.

 

Возникшее на рубеже конца 19 и начала 20 века киноискусство открыло перед человеком новый удивительный мир. Не видавшие ничего подобного ранее, люди восхищались сменяющимися на экране друг за другом картинками, и даже полутора минутное действо (а именно столько длились первые фильмы) успевало привести публику в неописуемый восторг.

Первые выпускаемые киноленты были черно-белые.Черно-белое кино. Ретро явление в современном кинематографе Приход в кинематограф цвета произошел в 1922 году, однако вышедший тогда в красно-зеленой гамме фильм, без отсутствия синего цвета, не произвел должного впечатления на зрителя. В 1934 году вышла картина «La Cucaracha», который можно назвать первым «полноценно цветным» фильмом. Официально же, годом появления цветного кино принято считать 1935 год. Именно тогда вышел первый полнометражный цветной фильм - «Бекки Шарп», снятый американским режиссером армянского происхождения Рубеном Мамуляном. В советском союзе пионером стал фильм «Груня Корнакова», вышедший на год позже.

Прогресс не стоит на месте.Черно-белое кино. Ретро явление в современном кинематографе Сейчас черно-белое кино практически невозможно встретить среди ныне выпускаемых фильмов. Кроме того, нынешняя молодежь воспринимает его как пережиток прошлого и, видя на экране очередной старый фильм, будь то советский, или зарубежный, не мешкая тянется к пульту, чтобы переключить канал. Возможно, именно для этого нового поколения взялись за реставрацию старых добрых советских картин, переведя их в цвет. «Акту подобного вандализма» уже подверглись «17 мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Офицеры». Но с другой стороны так ли это плохо? Если молодежь не хочет смотреть черно-белое старое кино, то может цветное станет? По крайней мере, споры на этот счет до сих пор продолжаются.

Черно-белое кино. Ретро явление в современном кинематографеПродолжая тему черно-белого кинематографа, нельзя не упомянуть, что порой режиссеры специально используют его для придания особой атмосферы фильму. В 1993 году вышел фильм «Список Шиндлера» культового режиссера современности Стивена Спилберга. В картине рассказывается история немецкого предпринимателя Оскара Шиндлера, который спас во время второй мировой войны более тысячи польских евреев. Так вот интересным фактом является то, что фильм был снят в черно-белой палитре. Сделано это было умышленно, для придания особой атмосферы ленте. При этом «Список Шиндлера» стал самым дорогим и самым коммерчески успешным черно-белым фильмом 20 века.

Специальный эффект с применением черно-белой пленки был создан в советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм начинается в серой будничной гамме, а когда главному герою вследствие потери сознания начинает сниться сон, картинка обретает цвет. Очень часто в цветных фильмах можно встретить, как главные герои смотрят телевизор. А показывают там обязательно старые черно-белые фильмы, успевшие стать классикой. Сделано это, может быть, по разным причинам, будь то отсылка к прошлому, отдача дани уважения классике, или просто создания контраста между фильмом, который смотрите вы, и видят главные герои.

Черно-белое кино. Ретро явление в современном кинематографеНевероятно большое количество раз можно встретить черно-белые ретро серии в различных сериалах. На ум приходят «Секретные материалы», «Сверхъестественное». Один из эпизодов в сериале «Альф» посвящен немому кинематографу. Забавный пришелец решает написать свой собственный сценарий фильма, который и демонстрируется нам в процессе просмотра серии.

Черно-белое кино. Ретро явление в современном кинематографеБывают случаи, когда режиссеры намеренно отказываются от цветной гаммы в фильме. Так поступили создатели одной из самых культовых кинокомедий всех времен и народов «В джазе только девушки». Картина была выпущена в 1959 году, и тогда уже существовало цветное кино. Однако на нескольких отснятых экранных сценах лица актеров Кёртиса и Леммона изрядно позеленели от немалого количества косметики. В результате чего было решено снимать на черно-белую пленку.

Подведя итоги можно сказать, что черно-белое кино хоть и является в некоторой степени ретро явлением, но по-прежнему применяется кинематографистами, правда в последнее время не так часто.

В заключение рассмотрим основные символические значения всех 12 цветов. Как уже упоминалось в начале темы, большинство цветов семиотически многозначны.
1. Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.
2. Оранжевый цвет — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства.
3. Желтый цвет — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства.
4. Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).
5. Голубой цвет — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.
6. Синий цвет — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной.
7. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию (отчасти это верно и для фиолетового цвета). Фиолетовый цвет — символ мудрости, зрелости; господства; высшего разума и космического пространства.
8. Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, высокорожденность, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.
9. Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, скрытость, благородство, зрелость.
10. Белый цвет — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.
11. Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску.
12. Черный цвет — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти.

Наверное, в мире нет человека, который не любил бы смотреть кино, мультики или сериалы. Все люди очень восприимчивы к визуальной информации. Фильмы способны побудить к романтическим чувствам и поступкам, испугать, заставить грустить, смеяться или плакать. Можно с уверенностью сказать, что еще ни один фильм не оставил человека равнодушным, ведь в каждый вложена не только работа сценариста и идея режиссера, но и огромная любовь к зрителям.

Необходимо сказать, что без спецэффектов кино просуществовало недолго. Люди, которые стояли у истоков этого нового искусства, начали думать над тем, каким образом можно на экране показать то, что существовало только в их фантазиях.

Предшествовали компьютерной графике первые анимационные фильмы. Зачастую их рисовали авторы комиксов, пользовавшихся в то время огромной популярностью.

Все начиналось с предельно простых анимационных короткометражных фильмов, создатели которых в каждом новом кадре незначительно изменяли исходное изображение, нарисованное мелом на доске. Таким образом, на пленке получались движущиеся фигуры. Первой такой работой, сохранившейся до настоящего времени, стал фильм «Юмористические выражения смешных лиц» 1906 года выпуска.

Первым анимационным фильмом, который приобрел успех у зрителей, стал «Динозавр Герти», который появился в 1914 году и который ошибочно называют самым старым мультфильмом. Создание короткометражной картины о приключениях непоседливого бронтозавра потребовало от авторов титанических трудов: на тонкие листы рисовой бумаги было нанесено 10 тысяч рисунков. Это был первый анимационный фильм, созданный посредством метода ключевых кадров (в первую очередь рисуются основные рисунки, а затем и соединяющее их промежуточные фазы). Позже при помощи этого метода была создана вся диснеевская классика, в том числе и первые мультфильмы о приключениях Микки Мауса. Первая же полнометражная анимационная картина – «Белоснежка и семь гномов» — появилась лишь через 33 года после выхода «Динозавра Герти».

Вместе с анимацией кинематографисты начали развивать и еще один способ показать невозможное – миниатюрные модели. Первым в этой области выступил француз Мельес в 1902 году, который использовал миниатюры в своем фильме «Полет на Луну». Его работа по амбициям, использованным приемам и полету фантазии даже в современное время походит на настоящее голливудское кино.

В последующие годы миниатюры применяли практически для всех наиболее зрелищных сцен. В настоящее время миниатюры остаются востребованными. Так, к примеру, Кристофер Нолан хорошо известен своей любовью к миниатюрам: динамичные эпизоды из «Темного рыцаря», крепость из «Начала» и многие другие сюжеты снимались в небольших павильонах.

Первое применение метода так называемого «matte painting» было документально зафиксировано в 1907 году. Поскольку аналогов этого термина в русском языке не существует, то его принято называть рисованными декорациями. Это своего рода прообраз современных хромакеев. Разница заключается лишь в том, что в начале прошлого столетия декорации рисовали собственными руками, а не на компьютере. Основная задача художников заключалась в том, чтобы создать такой рисунок, который бы гармонично смотрелся в кадре на фоне актеров и реквизита.

Рисованные декорации существовали до конца 90-х годов прошлого века, когда им на смену пришли цифровые спецэффекты. Так, к примеру, в «Крепком орешке 2» в финальной сцене использовался рисунок, хотя перед тем, как попасть на экран, его дополнительно обработали на компьютере. Рисованные декорации применял также Кэмерон в знаменитом «Титанике».

Еще один спецэффект, который не дожил до наших дней – кукольная мультипликация. В настоящее время ее используют исключительно для создания анимационных фильмов вроде «Паранормана», хотя и там многочисленные выражения лиц персонажей были созданы на компьютере и распечатаны при помощи 3D-принтера.

Впервые эта технология появилась в 1890-е годы. Через полстолетия персонажи, созданные таким способом, могли убедительно сражаться с актерами в кадре. Нужно отметить, что подобная работа требовала много терпения. К примеру, драка со скелетами, которую можно увидеть в фильме «Ясон и аргонавты» (1963) длится не более трех минут, хотя для ее создания потребовалось четыре месяца.

Одним из наиболее интересных спецэффектов в кинематографе, за счет которого один и тот же актер может сыграть сразу две роли, впервые заявил о себе в 1961 году, когда на экраны вышел фильм «Ловушка для родителей». Изначально по сценарию во всем фильме было всего несколько сцен, в которых Харли Миллс должна была появляться сразу в двух ролях. Во всех остальные предполагалось наличие дублера. Но уже после первых тестов стало очевидно, что дублирование выглядит убедительно, поэтому было решено использовать спецэффект максимально. В результате фильм получил «Оскар» за лучший монтаж.

В те годы для достижения нужного эффекта камеру устанавливали на штатив, снимали два дубля, которые в процессе монтажа просто накладывали друг на друга. Сложность возникала в тех сценах, когда герои-близнецы должны были друг с другом взаимодействовать.

Технику дублирования успешно освоили и советские режиссеры, в частности, Л.Гайдай. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» Н.Крачковская по очереди трогает двух героев Ю.Яковлева, которые одновременно находятся в кадре. Даже в наше время этот эпизод выглядит безупречно с технической точки зрения.

Боле сложное применение спецэффекта продемонстрировал режиссер Д.Финчер в картине «Социальная сеть». Сцены, в которых появлялись оба близнеца Винклвоссы, снимали при помощи дублера, на лицо которого наносились специальные маркеры. В процессе пост-продакшна голову дублера заменяли на голову актера А.Хаммера. В данном случае использование дублера было единственной возможностью для режиссера воплотить свой замысел в жизнь, ведь хороших актеров-близнецов не так много, но если необходимо, чтобы они еще были похожи на реальных людей, задача становится практически невыполнимой.

В процессе работы над картиной «Звездные войны. Эпизод IV:Новая надежда» съемочная группа сумела решить серьезную проблему, которая не давала покоя многим кинематографистам. Батальные сцены снимались при помощи миниатюр, но достичь динамики или эффекта скорости боя при помощи обычных камер никак не удавалось.

 

Для того чтобы зритель получил возможность буквально пронестись между моделями кораблей и декорациями, сотрудники студии спецэффектов ILM взяли на вооружение технологии, которые использовались в промышленных системах контроля. Так появилась Dykstraflex – автоматическая система управления съемками.

Ее использование дало возможность кинематографистам запрограммировать все необходимые движения камеры и показать на экране все, что было недоступно зрителям, поскольку такие невероятные пролеты не смог бы выполнить ни один оператор в мире.

Глава компании ILM за свое изобретение получил «Оскар», а сама система в скором времени стала причиной настоящей битвы между студиями, породив «гонку вооружений». После громкого успеха «Звездных войн» начался настоящий бум фантастики, что требовало самых новых технических достижений.

Среди спецэффектов нужно отметить и компьютерную графику. В числе первых фильмов, в котором была использован двухмерная компьютерная графика, стал «Западный мир». Для того чтобы получить картинку, которую якобы видел робот, создателям картины пришлось серьезно поработать. Все кадры, снятые на пленку, делились на небольшие квадратные сегменты, после чего проводили вычисление усредненного цвета каждого из них.

В распоряжении студии не было цветного принтера, поэтому объем работы увеличивался в разы: весь процесс нужно было повторить для черно-белого кадра, а потом всю процедуру проделать и еще с тремя, содержащими зеленый, красный и голубой цвета. Таким образом, компьютерная обработка 10-секундной сцены занимала около 8 часов. Но в то же время полученный результат оказался настоящим прорывом.

Полностью компьютерный персонаж появился лишь в 1985 году в картине «Молодой Шерлок Холмс». Чтобы создать небольшой эпизод, в котором рыцарь из фрагментов церковного витража пугает священника, создателям фильма потребовалось полгода.

Когда вышел первый трейлер «Мира Юрского периода», многие зрители были недовольны тем, что динозавры в новой картине выглядят значительно хуже, чем в оригинальном фильме «Парк Юрского периода» 1993 года выпуска. А между тем среди кинематографистов начались активные обсуждения относительно того, насколько можно полагаться на компьютерную графику.

В некоторой степени замечание, что динозавры в новой картине менее правдоподобны, справедливо, ведь из тех 14 минут, в которых показаны динозавры, только 4 были сделаны при помощи компьютерной графики. Все же остальное время, в том числе, и в сцене, в которой появляется тираннозавр, Спилберг сделал ставку на аниматронику и людей, переодетых в динозавров.

Модель главного хищника с короткими передними лапами, которая использовалась в фильме, весила около шести тонн, тем не менее, приложенные усилия окупились, ведь даже сейчас все выглядит весьма современно и убедительно. Между тем, вдохновил Спилберга на использование аниматроники один из аттракционов, который назывался King Kong Encounter, в котором все желающие могли лицом к лицу столкнуться с полноразмерной копией известного примата.

Независимо от того, какое бы число аниматоров не работало над компьютерным персонажем, его движения на экране не всегда выглядят естественно. Именно потому технология «захвата движений» стала для кинематографистов настоящим спасением.

Впервые она была использована во втором фильме «Властелина колец». Голлум стал первым компьютерным персонажем, который активно взаимодействовал с людьми. Чтобы произвести захват движений, каждая сцена с участием Серкиса (сыгравшего роль Голлума) снималась сразу 13 камерами. Затем все изображения были собраны в единую 3D-модель, которая обладала всеми главными чертами актера.

В 2009 году появилась картина «Аватар» Джеймса Кэмерона. Для того чтобы компьютерные герои выглядели на экране как можно более правдоподобно, движения лиц и тел актеров записывались одновременно со звуком. При помощи такой синхронизации удалось создать наиболее реалистичных компьютерных героев за всю историю кино.

Еще одна технология, которая ассоциируется с фильмом «Аватар» — это 3D. Конечно, нельзя говорить о том, что Кэмерон стал изобретателем 3D-кино, но в то же время он создал компактную 3D-камеру, которая сделала возможными 3D-съемки для всех. Кроме того, это заставило большинство кинотеатров в мире заменить старые пленочные проекторы цифровыми с поляризационными очками.

Несмотря на то, что с момента выхода «Аватара» прошло уже немало лет, он все еще остается самой совершенной 3D-картиной из всех существующих. В то же время, нужно отметить, полнометражная съемка в формате 3D по-прежнему остается большой головной болью кинематографистов, особенно, если необходимо снимать крупные планы или солнечные блики. Поэтому многие предпочитают работать в формате 2D, а объем добавлять на стадии пост-продакшна.

Конечно, это далеко не полный перечень тех спецэффектов, которые в настоящее время используются при создании кино. Как только появляется какая-то новинка, большинство людей спешат посмотреть ее, чтобы увидеть своих любимых актеров. Но, если кинематограф настолько перегружен спецэффектами, то возникает вполне логичный вопрос: а нужны ли вообще актеры, если все можно нарисовать или сделать на компьютере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Урок физической культуры с точки зрения здоровье сбережения

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников, уровень роста и развития органов и систем организма....

Методическая разработка "Труд с точки зрения закона и социальных перспектив"

Урок права в 11 классе. Обобщающее повторение  по разделу  "Трудовое право", в форме групповойработы с элементами имитационной интерактивной игры (моделирование ситуации) и практического зан...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...