Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Толокнова Вероника Геннадьевна

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_kl_-2ch.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО                                                                          СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании  ШМО                                                            Заместитель директора                                                                 Директор школы

предметов естественно-математического                        по учебно-воспитательной работе                                      ____________/В.Г.Толокнова/                                                                                            

 цикла протокол  № 1                                                         «29»  августа  2017 г      

от «26»  августа 2017 г                                                        ______________ /Т.А.Гогова/                                       Приказ № 69  «29» августа  2017 г                                                                                        

Руководитель ШМО

___________________/С.А.Савельева/

Рабочая программа

по физике

     (предмет)

7-9 классы

Учитель физики Толокнова В.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по  физике   7-9 классы составлена на основе следующих документов:

- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8,  п.9;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897);

 - Федерального перечня учебников, рекомендованных  и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

 - Примерной программы основного общего образования Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник      (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015)                                                                                               - Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).                                                                                                                                                                                                                                       - Письма МОиНРТ от19.08.2015 № 1055/15  «Методические рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования  для общеобразовательных организаций РТ»;

                                                                                                                                                                                                                                                                - Основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»    Лаишевского муниципального района Республики Татарстан;                                                                                                        

- Учебного плана МБОУ  «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан;

- Методические рекомендации МО и Н РТ «Особенности преподавания учебного предмета «Физика» в 2017-2018 учебном году»

-  Положение о рабочей программе, утвержденное приказом №  77 МБОУ  «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 24.08.2015 г.

Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познанияпозволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане. 

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план предусматривает на изучение физики 210 учебных часов, из которых189 составляет инвариантная часть, 21ч- резервное время,  из расчета 2 учебных часа в неделю в 7,8 и 9 классах.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД)К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Основное содержание курса.

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Научный метод познания.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления

Механическое движение.  Относительность движения.  Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Средняя скорость.  Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности.  Период и частота обращения. Центростремительное ускорение.

Явление инерции.  Первый закон Ньютона.  Масса тела.

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел.  Сила.  Правило сложения сил.  Сила упругости.  Методы измерения силы.  Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Явление всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Импульс.  Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.  Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление.  Атмосферное давление.  Методы измерения давления. Закон Паскаля. Пневматические и гидравлические механизмы. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.  Период колебаний математического и пружинного маятников. Резонанс. Использование колебаний в технике. Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение силы динамометром.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения.  Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.  Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью тепловогохаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты.

Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация.  Насыщенный пар.  Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей.  Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания.  Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.  Преобразование энергии в тепловых машинах.  Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины.

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.  Взаимодействие зарядов.  Закон сохранения электрического заряда.  Электрическое поле.  Действие электрического поля на электрические заряды.  Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток.  Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение.

Электрическое сопротивление.  Удельное сопротивление вещества. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное  соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.  Электронагревательные приборы.  Электропроводность жидкостей и газов. Электропроводность полупроводников.  Правила безопасности при работе  с  источниками электрического тока.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование  зависимости  силы  тока  в  проводнике  от  на-пряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи

от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников.

Изучение параллельного соединения проводников.

Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

Измерение работы и мощности электрического тока.

 Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие  постоянных  магнитов.  Магнитное  поле  Земли.  Электромагнит.  Действие  магнитного  поля  на  проводник с током. Двигатель постоянного тока. Электромагнитные приборы. Электромагнитная индукция.  Переменный  ток.   Трансформатор. Электрогенератор.  Электродвигатель переменного тока.

Демонстрации

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Электромагнитная индукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур.  Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн.  Свойства электромагнитных волн.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Спектры и спектральный анализ. Источники света.  Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоские и сферические зеркала. Преломление света. Закон преломления света.

Линза.  Фокусное расстояние, оптическая сила линзы.  Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Изучение явления распространения света.

Прямолинейное распространение света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Изучение явления распространения света..

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления

Опыты Резерфорда. Строение атома. Квантовые постулаты Бора.  Линейчатые оптические спектры.  Поглощение и  испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерный реактор.  Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и  гелиоцентрическая системы мира.  Физическая природа  небесных тел Солнечной системы.  Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.  Источники энергии Солнца и звезд.  Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации

Астрономические наблюдения.

Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

Фотографии галактик, туманностей, сверхновых.

 Учебно-тематический план

Количество часов, отведенных на изучение физики в основной школе

Тема(раздел)/класс

7

класс

8 класс

9 класс

всего по факту

1

Физика и физические методы изучения природы

4

-

-

4

2

Механические явления

57

36

93

3

Молекулярная физика и термодинамика

5

25

-

30

4

Электрические и магнитные явления

-

41

11

52

5

Квантовые явления

-

-

15

15

6

Строение и эволюция Вселенной

-

-

5

5

7

Лабораторные работы

11

11

6

28

8

Контрольные работы

4

5

3

12

9

Резерв (повторение)

4

4

3

0

10

Всего

70

70

70

210

Материально-техническое  учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. 

Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. В школе имеется  кабинет физики. Помещение кабинета физики удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02),  снабжёно водой.  Помещение оснащено демонстрационным и лабораторным оборудованием в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (80% оборудования устаревшее), в том числе техническими средствами обучения (электронная доска и мультимедийный проектор), а также специализированным демонстрационным столом. Лабораторное и демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Имеется лабораторное и демонстрационное оборудование.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для лабораторных работ оборудование для работы  учащихся в группах по 2 или по 4 человека.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

УМК «Физика» 7 класс.

  1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2017.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Лукашик, В.М. Мейлер, Е.В. Иванова – Просвещение, 2015.
  3. Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Физика - 7 класс. Сост.Н.И.Зорин

УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2015.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Лукашик, В.М. Мейлер, Е.В. Иванова – Просвещение, 2015.
  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

УМК «Физика» 9 класс.

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2015.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Лукашик, В.М. Мейлер, Е.В. Иванова – Просвещение, 2015.
  3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor



Планируемые результаты изучения курса физики

Механические явления

Выпускник научится:

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по  окружности,  инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,  атмосферное давление,  плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

-описывать изученные свойства тел и механические явления,  используя физические величины:  путь,  скорость, ускорение,  масса тела,  плотность вещества,  сила,  давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,  механическая работа,  механическая мощность, КПД простого механизма,  сила трения,  амплитуда,  период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения;  при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,  их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

-анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила,  I,  II  и  III  законы Ньютона,  закон сохранения импульса,  закон Гука,  закон Паскаля,  закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

-решать задачи,  используя физические законы  (закон сохранения энергии,  закон всемирного тяготения,  принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда)  и формулы,  связывающие физические величины  (путь,  скорость,  ускорение,  масса тела,  плотность вещества,  сила,  давление,  импульс тела,  кинетическая энергия,  потенциальная энергия,  механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

-приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;  использования возобновляемых источников энергии;  экологических последствий исследования космического пространства;

-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов  (закон сохранения механической энергии,  закон сохранения импульса,  закон всемирного тяготения)  и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

-приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

-находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему  на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

-распознавать тепловые  явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:  диффузия,  изменение объёма тел при нагревании  (охлаждении),  большая сжимаемость газов,  малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;  тепловое равновесие,  испарение,  конденсация,  плавление,

кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

-описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:  количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества,  удельная теплота плавления и парообразования,  удельная теплота сгорания топлива,  коэффициент полезного действия теплового двигателя;  при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,  связывающие данную  физическую величину с другими величинами;

-анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

-решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах,  формулы,  связывающие физические величины  (количество теплоты,  внутренняя энергия, температура,  удельная теплоёмкость вещества,  удельная теплота  плавления и парообразования,  удельная теплота сгорания топлива,  коэффициент полезного действия теплового двигателя):  на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;  приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

-приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов  (закон сохранения энергии в тепловых процессах)  и ограниченность использования частных законов;

-приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

-находить адекватную предложенной задаче физическую модель,  разрешать проблему на основе имеющихся знаний  о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

-распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:  электризация тел,  взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов,  электромагнитная индукция,  действие магнитного поля на проводник с током,  прямолинейное распространение света,  отражение и преломление света, дисперсия света;

-описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,  используя физические величины:  электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,  удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,  их обозначения и единицы измерения;  указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

-анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,

Закон Джоуля–Ленца, закон прямолинейного распространения света,  закон отражения света,  закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон прямолинейного распространения света,  закон отражения света,

Закон преломления света  и формулы,  связывающие физические величины  (сила тока,  электрическое напряжение,  электрическое сопротивление,  удельное сопротивление вещества,  работа тока,  мощность тока,  фокусное расстояние и оптическая сила линзы,  формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

- Использовать знания об электромагнитных явлениях в  повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

Для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

-приводитьпримерыпрактическогоиспользованияфизическихзнанийобэлектромагнитныхявлениях;

-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов  (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

-приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

-находить адекватную предложенной задаче физическую модель,  разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

-распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,  возникновение линейчатого спектра излучения;

-описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,  их обозначения и единицы измерения; указывать формулы,  связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

-анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,  закон сохранения массового числа,  закономерности излучения и поглощения света атомом;

-различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

-приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр) для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

-соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

-приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

-понимать экологические проблемы,  возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

                    Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

-понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

-оценивать пространственно-временные масштабы Вселенной;

-объяснять причины красного смещения;

-описывать основные этапы формирования и эволюции звезд;

Выпускник получит возможность научиться:

-указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;

-различать основные характеристики звёзд (размер, светимость, температура);

-объяснять красное смещение и разбегание галактик расширением Вселенной;

-различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс

Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...

Программа по физике по ФГОС 7-9 класс к учебникам А.В.Перышкина

Программа для 7-9 классов по физике по учебникам А.В.Перышкина с разработкой УУД....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по физике (базовый уровень) для 8 класса. ФГОС.

Рабочая программа по физике (базовый уровень) для 7 класса соответствует требованиям ФГОС. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая программа по физике 7-9 классы по ФГОС ООО...

Рабочая программа по физике Перышкин А. В. 9 класс, 3часа ФГОС

Рабочая программа рассчитана на расширенный уровень изучения предмета в 9 м классе....