Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный физик" для 7 класса (34 часа)
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный физик" для 7 класса (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №18 г.Волгодонска
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СШ №18
г.Волгодонска
__________ Д.В.Шляков
Приказ от ________ №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по физике «Юный физик»
Уровень образования основное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс 7 а, б, в
Количество часов 34
Учитель Левковская Е.Н.
(ФИО)
1.Пояснительная записка
Программа кружка «Юный физик» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Целью изучения предмета «Юный физик» является:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. - Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
2.Место учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану МБОУ СШ №18 г.Волгодонска на изучение предмета «Юный физик» в 7 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
3.Содержание учебного предмета
Научные методы познания (3 часа)
Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент.
Методы теоретического познания: измерения, сравнения, анализ явлений, синтезирование (обобщение) фактов, установление причинно-следственных связей. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин.
Демонстрации:
- Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления.
- Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
- Определение цены деления различных измерительных приборов.
Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.
Демонстрации:
- Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
- Мерный цилиндр (мензурка).
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Ориентация на местности при помощи компаса.
- Измерение площадей различных фигур.
- Измерение пульса, давления.
Лабораторные работы:
- Изготовление масштабной линейки длиной 1 метр из плотной бумаги с делениями на дециметры, причём первый дециметр разделить на сантиметры и миллиметры.
- Изготовление кубического сантиметра из мела, глины, дерева, резины или другого материала.
- Изготовление и градуирование мензурки.
Учимся измерять (5 часов)
Цена деления измерительного прибора. Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.
Демонстрации:
- Измерение масштабной линейкой длины карандаша.
Лабораторные работы:
- Измерение объёма тела правильной формы (детского кубика, коробки, карандаша).
- Определение вместимости сосудов различной ёмкости ( флакона из-под шампуня, кастрюли, вазы ).
- Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы ( картофелины, гайки, пластмассовой игрушки).
- Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (6 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Взаимодействие молекул. Диффузия.
Демонстрации:
- Модели кристаллических решёток различных химических веществ.
- Модель броуновского движения.
- Демонстрация явления смачивания.
Лабораторные работы:
- Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода.
- Выяснение условий протекания диффузии.
- Определение времени прохождения диффузии.
Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его характеристики. Виды движения. Траектория и путь. Система отсчёта. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
Демонстрации:
- Принцип действия отвеса.
- Определение массы тела с помощью рычажных весов.
Лабораторные работы:
- Определение скорости равномерного движения.
- Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
- Определение плотности предметов домашнего обихода.
- Определение плотности воды, растительного масла, молока.
Выявляем закономерности (5 часов)
Вес тела. Сила трения. Сила тяжести. Действие на тело нескольких сил.
Демонстрации:
- Динамометр. Измерение силы с помощью динамометра.
Лабораторные работы:
- Обнаружение и измерение веса тела.
- Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Занимательные опыты по физике (5 часов)
Методика проведения опытов в домашних условиях. Анкетирование учащихся «Насколько понравилось вам работать в кружке?»
Демонстрации: занимательные опыты, опыты в домашних условиях
Формы организации учебных занятий:
- Беседа;
- Практикум;
- Вечера физики;
- Экскурсии;
- Выпуск стенгазет;
- Проектная работа;
- Школьная олимпиада;
Основные виды учебной деятельности:
- Решение разных типов задач;
- Занимательные опыты по разным разделам физики;
- Применение ИКТ;
- Занимательные экскурсии в область истории физики;
- Применение физики в практической жизни;
- Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса отражают:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Занимательная физика», должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
5.Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1. Научные методы познания (3 часа ) | ||
1 | Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания. | 5.09 |
2 | Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. | 12.09 |
3 | Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов». | 19.09 |
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа) | ||
4 | Измерительные приборы и использование их в жизни человека. | 26.09 |
5 | Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки». | 3.10 |
6 | Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра». | 10.10 |
7 | Лабораторная работа «Изготовление и градуирование мензурки». | 17.10 |
3. Учимся измерять (5 часов) | ||
8 | Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность. | 24.10 |
9 | Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы». | 7.11 |
10 | Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы». | 14.11 |
11 | Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости». | 21.11 |
12 | Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа». | 28.11 |
4.Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (6 часов) | ||
13 | Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. | 5.12 |
14 | Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода». | 12.12 |
15 | Движение молекул. Диффузия. | 19.12 |
16 | Взаимодействие молекул. Явление смачивания. | 26.12 |
17 | Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии». | 16.01 |
18 | Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии». | 23.01 |
5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов) | ||
19 | Механическое движение и его характеристики. Виды движений. | 30.01 |
20 | Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения». | 6.02 |
21 | Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения». | 13.02 |
22 | Масса. Плотность. | 20.02 |
23 | Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода». | 27.02 |
24 | Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока». | 6.03 |
6. Выясняем закономерности (5 часов) | ||
25 | Сила. Вес тела. | 13.03 |
26 | Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела». | 20.03 |
27 | Сила трения. Действие на тело нескольких сил. | 3.04 |
28 | Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей». | 10.04 |
29 | Терминологическая игра «Путь прокладывает логика». | 17.04 |
7. Занимательные опыты по физике (5 часов) | ||
30-31 | Весёлые опыты в домашних условиях. | 24.04, 8.05 |
32-33 | Защита проектов по выбранным темам. | 15.05, 20.05 |
34 | Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». | 22.05 |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей _________
(подпись) (Ф.И.О.)
от ___________ № ___ «___» ____________ 20____г.
___________
подпись (Ф.И.О.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-51753-1570620507.jpg)
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-51753-1570620507.jpg)
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 1. (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136021-1351952750.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской
В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-288788-1420894110.jpg)
Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"
Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....
Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии
Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-423822-1541429964.jpg)
рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян
1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-953521-1506613491.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...