элективный курс
методическая разработка по физике (9, 10, 11 класс) на тему
для подготовки учащихся к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt.kurs_intens.podgot.11kl.doc | 71 КБ |
elektiv_10kl.doc | 127 КБ |
elektiv_resh_kach_zadach_9kl.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город КРАСНОДАР
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г.Краснодара
(наименование образовательного учреждения)
Элективный курс
по физике
«Интенсивный курс изучения физики на базовом уровне».
(11 класс)
Разработала
учитель физики I
квалификационной категории
Скрылева
Зинаида Владимировна
Краснодар 2015 год
Программа элективного курса «Интенсивный курс изучения физики на базовом уровне».
Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 11 классов базовой школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
подготовка к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при изучении физики на базовом уровне (2 часа в неделю)
развитие интереса к физике и решению физических задач; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики средней школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.
В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи
по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в окружающем нас мире.
- физики.
уметь:
- Работать с различными источниками информации.
- Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений.
- Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.
Содержание курса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Физическая задача. Классификация задач | 2 |
2 | Правила и приемы решения физических задач | 2 |
3 | Динамика и статика | 8 |
4 | Законы сохранения | 5 |
5 | Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел | 5 |
6 | Основы термодинамики | 3 |
7 | Постоянный электрический ток в различных средах | 3 |
8 | Электромагнитные колебания и волны | 6 |
Итого | 34 |
1. Физическая задача. Классификация задач
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
2. Правила и приемы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.
Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения:
алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей,
графические решения и т. д.
3.Динамика и статика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные
законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения,
сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы
точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
4.Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
5.Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
6.Основы термодинамики
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
7.Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
8.Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные
измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М: Интеллект-Центр, 2004.
9. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2005..
10. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2006
11 Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2007.
12. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2008.
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10—11 кл. М.: Просвещение, 2008.
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М: Просвещение, 2010.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М: Наука, 2005.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2009.
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2011.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 2005.
10.Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2009.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город КРАСНОДАР
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г.Краснодара
(наименование образовательного учреждения)
Рабочая программа элективного курса
«Избранные вопросы физики»
для 10 класса
основного общего образования
Составитель:
Учитель физики
1 категории
Скрылева Зинаида Владимировна
МБОУ СОШ №20 г. Краснодар
2016 - 2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(платные дополнительные образовательные услуги)
По курсу «Избранные вопросы физики»
(указать предмет, курс, модуль)
Возраст детей 16-17 лет____________________________________
Срок реализации 1год________________________________________
Учитель Скрылева Зинаида Владимировна
Программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и авторской программы элективного курса класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(платные дополнительные образовательные услуги)
По курсу «Избранные вопросы физики»
(указать предмет, курс, модуль)
Возраст детей 16-17 лет____________________________________
Срок реализации 1год________________________________________
Учитель Скрылева Зинаида Владимировна
Программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и авторской программы элективного курса 10 класс «Избранные вопросы физики»
(автор Скрылева З.В.),
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Программа элективного курса
«Избранные вопросы физики» Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитана на учащихся 10 класса. В связи с введением ФГОС, для выполнения требований государственного образовательного стандарта в последнее время многие учителя физики обращаются к активным методам обучения, таким как – проектный и исследовательский. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Решение задач позволит учащемуся включиться в познавательную деятельность, найти для решения задачу по силам. Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 10 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 60 часов. Решение задач по физике – один из основных методов обучения учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также сведения из истории науки и техники.
Физическая задача — реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в учебной, научной или повседневной деятельности. Это сродни мысленному эксперименту.
Физические задачи используются для:
а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
б) сообщения новых сведений;
в) формирования практических умений и навыков;
г) проверки глубины и прочности знаний;
д) закрепления, обобщения и повторения материала;
е) развития творческих способностей учащихся и пр.
Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи актуальность данного курса определяется направленностью на формирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих компетентностей; личностных качеств (целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность); развитие эстетических чувств и самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.
Цели курса:
Обучающие: познакомить учеников с различными приемами и способами решения качественных задач. Сформировать у учащихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.
Воспитательные: воспитать у учеников устойчивый интерес к изучению физики, продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Развивающие: развивать память, умения пользоваться полученными знаниями, формирование умений выдвигать гипотезы, логично и образно выражать свои мысли.
Во время изучения курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Данный элективный курс позволит подойти осознанно к выбору физико-математического профиля обучения на старшей ступени. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает элективный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе. В связи с этим определяются
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
Развитие умений самостоятельной работы с использованием источников информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.
Следует отличать качественную задачу oт вопроса по проверке формальных знаний (например, что называется ампером, как формулируется закон Ома). Цель последних — закрепить формальные знания учащихся; ответы на эти вопросы в готовом виде имеются в учебнике, и ученик должен лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например, можно сформулировать следующий вопрос: почему при резком торможении автомобиля его передок опускается?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике.
Решение качественных задач способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Качественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Таким образом, решение качественных задач по физике является одним из важных приемов политехнического обучения.
Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает необходимость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.
В процессе решения качественных задач прививаются навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физическом кабинете. Развиваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия учащихся.
Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить:
понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них,
вскрывать взаимосвязь явлений (причинно-следственные зависимости),
уметь на основании законов физики предвидеть ход явления.
Итак, решение качественных задач дает возможность учителю установить глубину теоретических знаний и понимание учащимся изучаемого материала.
Значение этих задач состоит также и в том, что они вызывают большой интерес у учащихся, создают их устойчивое внимание на уроке, позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы изложения. Таким образом, решение качественных задач есть один из приемов делектаризации обучения.
Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изучении таких разделов курса физики, в которых нет физических формул, и явления рассматриваются лишь с качественной стороны (например, закон инерции, электромагнетизм).
Психология указывает на одну из особенностей детей среднего школьного возраста - конкретно-образное мышление. Детям более доступны понятия, основанные на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем понятия, устанавливаемые на абстракциях. Подростку более понятен индуктивный, а не дедуктивный путь установления физического закона. Качественные задачи, связанные с конкретными, хорошо известными детям предметами, легко воспринимаются учащимися, и те их решают охотнее, чем количественные задачи. Итак, на первой ступени изучения детьми физики качественные задачи в преподавании играют большую роль, чем количественные.
Рассмотрим методику решения простых качественных задач — качественных вопросов. При решении любых задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом. Поэтому можно говорить лишь о едином аналитико-синтетическом методе решения физических (и, в частности, качественных) задач.
Решение качественного вопроса можно представить в виде пяти этапов:
1. Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изучение прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что неизвестно, какова конечная цель решения задачи).
2. Осознание условий задачи (анализ данных задачи, физических явлений, описанных в ней, введение дополнительных уточняющих условий).
3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка физического закона или определения в соответствии с условиями задачи; установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи).
4. Осуществление плана решения задачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).
5. Проверка ответа (постановка соответствующего физического эксперимента, решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими принципами физики (законом сохранения энергии, массы, заряда, законами Ньютона и др.)).
Решение сложной качественной задачи также осуществляется этими пятью этапами, но при знакомстве с условиями задачи обращается внимание на ее главный вопрос, на конечную цель решения. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаключений, начинающаяся с вопроса задачи и оканчивающаяся данными ее условия или формулировками законов и определений физических величин. На четвертом этапе составляется синтетическая цепь умозаключений, начинающаяся с формулировки определений физических величин, соответствующих законов, с описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающаяся ответом на вопрос задачи.
Следует различать три формы осуществления эвристического приема решения качественных задач в процессе обучения физике:
а) форма наводящих вопросов предполагает постановку учителем ряда вопросов и ответы на них учащихся. Это первая ступень обучения;
б) вопросно-ответная форма предполагает постановку самим учащимся вопросов и ответы на них. Как правило, решение представляется в письменном виде;
в) повествовательная (ответная) форма предполагает ответы учащихся на мысленно поставленные перед собой вопросы. Решение представляется в виде логически и физически связанных между собой тезисов (предложений), образующих цельный рассказ.
Графический прием решения качественных задач состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, чертежа, схемы, рисунка, фотографии и т. п.
Графический прием решения качественных задач состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, чертежа, схемы, рисунка, фотографии и т. п.
Достоинством этого приема является наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса.
Экспериментальный прием решения качественных задач заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы «Что произойдет?» и «Как сделать?»
В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развиваются их любознательность, активность, познавательный интерес, формируются практические умения и навыки.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На дополнительные платные образовательные услуги по изучению физики в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю – 60 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В примерной программе по физике для 10 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса являются: реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам решения качественных задач.
Способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Методические рекомендации.
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
Содержание изучаемого курса.
* Механика
-Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
-Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
-Решение графических задач по кинематике.
-Движение тела по вертикали. Падение тел.
- Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости). (Движение по окружности). (Движение связанных тел).
Решение задач на законы сохранения. Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1 v1+m 2v2=m 1v'1+m 2v'2
Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
Свободные и вынужденные колебания. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
Молекулярная физика и термодинамика
Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы. Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела
Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате.
Основы электродинамики
Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Законы постоянного тока
. Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
Качественные задачи:
- плотность вещества;
- давление;
- механическое движение;
- коэффициент трения.
Учебно-тематический план предметного курса
№№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Умения и навыки |
1 | Законы движения | 1 | Решение задач | Уметь применять теорию на практике |
2 | Средняя скорость. Относительность скорость движения тела. | 1 | Практикум | Уметь решать задачи |
3 | График равномерного прямолинейного движения | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
4 | Равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
5 | Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи |
6 | Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость. | 1 | Лекция, Решение задач | Уметь решать задачи |
7 | Баллистическое движение. | 2 | Лекция, решение задач | Уметь решать задачи |
8 | Л.Р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | 1 | Лабораторная работа | Уметь выполнять эксперимент |
9 | Итоговое занятие по теме «Кинематика» | 1 | Самостоят. деятельность. | Тесты |
10 | Как выбирать профессию? Физика в профессиях. | 1 | Семинар | |
11 | Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел. | 3 | Решение задач, выступления | Уметь решать задачи, знать границы применимости законов Ньютона |
12 | Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. | 3 | Практикум, творческий эксперимент | Уметь применять теорию на практике |
13 | Движение тел по наклонной плоскости. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи под действием нескольких сил |
14 | Движение связанных тел. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи под действием нескольких сил |
15 | Зачетное занятие | 1 | Сам. Деят. | Уметь применять законы Ньютона при решении задач |
16 | Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. | 3 | Решение задач | Уметь решать задач |
17 | Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости. | 1 | Лабор. Работа | Уметь обращаться с приборами |
18 | Зачетное занятие | 1 | Контроль знаний | Уметь самостоятельно решать задачи |
19 | Колебательное движение Волны. Звук. | 1 | Лекция | Уметь применять теорию на практике |
20 | Колебательное движение Волны. Звук. | 2 | решение задач | |
21 | Зачетное занятие | 1 | Сам. Деят. | тест |
22 | Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы. | 3 | Решение задач | Уметь решать задачи и работать со справочниками |
23 | Термодинамика. Внутренняя энергия. | 1 | решение задач | Уметь решать задачи |
24 | Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 3 | Решение задач Семинар-конференция | Уметь работать с информациями |
25 | Уравнение теплового баланса. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи и работать со справочниками |
26 | Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел. | 3 | Решение задач Лабор. Работа Семинар | Уметь применять теорию на практике и работать с информацией |
27 | Зачетное занятие | 1 | Сам. Деят. | тест |
28 | Электростатика Поверхностная плотность заряда | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи Тесты |
29 | Работа. Диэлектрики и проводники в э/с поле. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
30 | Потенциал. Разность потенциалов. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи |
31 | Объемная плотность энергии э/с поля. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
32 | Электроемкость конденсатора. | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи |
33 | Творческие экспериментальные задачи | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
34 | Тестирование | 1 | Сам. Деят. | |
35 | Законы постоянного тока | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи |
36 | Электрический ток в различных средах | 2 | Решение задач | Уметь решать задачи |
37 | Зачетное занятие | 1 | Сам. Деят. | тест |
Итого | 60 |
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
-уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
Для оценки знаний надо провести:
- промежуточный контроль - отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады
-итоговый контроль- тестирование, рефераты
Литература для учителя и учащихся.
1. Г.Я. Мякишев, ББ. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика-10»
2.В.А. Касьянов «Физика-10»
3.В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
4.Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.
5.Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2004. составитель О.В.Малярова
6.Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике»
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город КРАСНОДАР
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г.Краснодара
(наименование образовательного учреждения)
Рабочая программа элективного курса
«Решение качественных задач по физике»
для 9 класса
основного общего образования
Составитель:
Учитель физики
1 категории
Скрылева Зинаида Владимировна
МБОУ СОШ №20 г. Краснодар
2017 – 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением ФГОС, для выполнения требований государственного образовательного стандарта в последнее время многие учителя физики обращаются к активным методам обучения, таким как – проектный и исследовательский. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Решение же задач позволит учащемуся включиться в познавательную деятельность, найти для решения задачу по силам. Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 60 часов. Решение задач по физике – один из основных методов обучения учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также сведения из истории науки и техники.
Физическая задача — реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в учебной, научной или повседневной деятельности. Это сродни мысленному эксперименту.
Физические задачи используются для:
а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
б) сообщения новых сведений;
в) формирования практических умений и навыков;
г) проверки глубины и прочности знаний;
д) закрепления, обобщения и повторения материала;
е) развития творческих способностей учащихся и пр.
Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи актуальность данного курса определяется направленностью на формирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих компетентностей; личностных качеств (целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность); развитие эстетических чувств и самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.
Цели курса:
Обучающие: познакомить учеников с различными приемами и способами решения качественных задач. Сформировать у учащихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.
Воспитательные: воспитать у учеников устойчивый интерес к изучению физики, продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Развивающие: развивать память, умения пользоваться полученными знаниями, формирование умений выдвигать гипотезы, логично и образно выражать свои мысли.
Во время изучения курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Данный элективный курс позволит подойти осознанно к выбору физико-математического профиля обучения на старшей ступени. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает элективный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе. В связи с этим определяются задачи курса:
- Расширение и углубление знаний учащихся по физике
- Уточнение способности и готовности ученика осваивать предмет на повышенном уровне
- Создание основы для последующего обучения в профильном классе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.
Следует отличать качественную задачу oт вопроса по проверке формальных знаний (например, что называется ампером, как формулируется закон Ома). Цель последних — закрепить формальные знания учащихся; ответы на эти вопросы в готовом виде имеются в учебнике, и ученик должен лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например, можно сформулировать следующий вопрос: почему при резком торможении автомобиля его передок опускается?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике.
Решение качественных задач способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Качественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Таким образом, решение качественных задач по физике является одним из важных приемов политехнического обучения.
Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает необходимость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.
В процессе решения качественных задач прививаются навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физическом кабинете. Развиваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия учащихся.
Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить:
понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них,
вскрывать взаимосвязь явлений (причинно-следственные зависимости),
уметь на основании законов физики предвидеть ход явления.
Итак, решение качественных задач дает возможность учителю установить глубину теоретических знаний и понимание учащимся изучаемого материала.
Значение этих задач состоит также и в том, что они вызывают большой интерес у учащихся, создают их устойчивое внимание на уроке, позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы изложения. Таким образом, решение качественных задач есть один из приемов делектаризации обучения.
Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изучении таких разделов курса физики, в которых нет физических формул, и явления рассматриваются лишь с качественной стороны (например, закон инерции, электромагнетизм).
Психология указывает на одну из особенностей детей среднего школьного возраста - конкретно-образное мышление. Детям более доступны понятия, основанные на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем понятия, устанавливаемые на абстракциях. Подростку более понятен индуктивный, а не дедуктивный путь установления физического закона. Качественные задачи, связанные с конкретными, хорошо известными детям предметами, легко воспринимаются учащимися, и те их решают охотнее, чем количественные задачи. Итак, на первой ступени изучения детьми физики качественные задачи в преподавании играют большую роль, чем количественные.
Рассмотрим методику решения простых качественных задач — качественных вопросов. При решении любых задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом. Поэтому можно говорить лишь о едином аналитико-синтетическом методе решения физических (и, в частности, качественных) задач.
Решение качественного вопроса можно представить в виде пяти этапов:
1. Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изучение прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что неизвестно, какова конечная цель решения задачи).
2. Осознание условий задачи (анализ данных задачи, физических явлений, описанных в ней, введение дополнительных уточняющих условий).
3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка физического закона или определения в соответствии с условиями задачи; установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи).
4. Осуществление плана решения задачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).
5. Проверка ответа (постановка соответствующего физического эксперимента, решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими принципами физики (законом сохранения энергии, массы, заряда, законами Ньютона и др.)).
Решение сложной качественной задачи также осуществляется этими пятью этапами, но при знакомстве с условиями задачи обращается внимание на ее главный вопрос, на конечную цель решения. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаключений, начинающаяся с вопроса задачи и оканчивающаяся данными ее условия или формулировками законов и определений физических величин. На четвертом этапе составляется синтетическая цепь умозаключений, начинающаяся с формулировки определений физических величин, соответствующих законов, с описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающаяся ответом на вопрос задачи.
Следует различать три формы осуществления эвристического приема решения качественных задач в процессе обучения физике:
а) форма наводящих вопросов предполагает постановку учителем ряда вопросов и ответы на них учащихся. Это первая ступень обучения;
б) вопросно-ответная форма предполагает постановку самим учащимся вопросов и ответы на них. Как правило, решение представляется в письменном виде;
в) повествовательная (ответная) форма предполагает ответы учащихся на мысленно поставленные перед собой вопросы. Решение представляется в виде логически и физически связанных между собой тезисов (предложений), образующих цельный рассказ.
Графический прием решения качественных задач состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, чертежа, схемы, рисунка, фотографии и т. п.
Графический прием решения качественных задач состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, чертежа, схемы, рисунка, фотографии и т. п.
Достоинством этого приема является наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса.
Экспериментальный прием решения качественных задач заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы «Что произойдет?» и «Как сделать?»
В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развиваются их любознательность, активность, познавательный интерес, формируются практические умения и навыки.
При правильно поставленном опыте ответ получается быстро, он убедителен и нагляден. Так как сам эксперимент не объясняет, почему так, а не иначе протекает явление, то его сопровождают словесным доказательством.
В ряде случаев учащиеся, не владея навыками логического мышления, применяют прием выдвижения гипотезы (интуитивное мышление). Этот путь решения задачи не следует отвергать. Наоборот, надо тщательно рассмотреть любое предложение, любую физическую идею решения задачи, доказать либо ее применимость, либо несостоятельность. При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На дополнительные платные образовательные услуги по изучению физики в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю – 60 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В примерной программе по физике для 9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса «Решение качественных задач» в 9 классе являются: реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам решения качественных задач.
Способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Классификация задач (1 ч).
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов. Качественные задачи.
Тепловые явления (12ч.)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Принципы работы тепловых двигателей.
Преобразования энергии в тепловых машинах
Электрические и магнитные явления (11 ч.)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Действия электрического тока.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электромагнитные колебания и волны (5 ч.)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный ток.
Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Без задач нет физики (1 ч).
Что такое качественная задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Основы кинематики (9 ч).
Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графики прямолинейного равномерного движения. Средняя скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Графическое изображения переменного движения. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Криволинейное движение. Закон сложения скоростей.
Основы динамики (9ч).
Закон всемирного тяготения. II закон Ньютона. Нахождение равнодействующей силы. III закон Ньютона. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения. Сила тяжести. Вес тела. Движение тел в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение системы связанных тел. Движение тел по наклонной плоскости. Движение тел по окружности. Применение законов динамики.
Законы сохранения в механике (5ч).
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Закон сохранения энергии. Задачи на совместное применение законов сохранения в механике. Комбинированные задачи.
Механические колебания и волны(3ч).
Свободные колебания. Колебания математического маятника и груза на пружине. Длина и скорость распространения волны.
Физика атомного ядра(4 ч).
Способы наблюдения частиц. Состав атомного ядра. Ядерные реакции. Термоядерные реакции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА УРОВЕНЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Раздел | Тема | Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Классификация задач | 1 | 1 |
2 | Тепловые явления | 12 | 12 |
3 | Электрические и магнитные явления | 11 | 11 |
4 | Электромагнитные колебания и волны | 5 | 5 |
5 | Без задач нет физики | 1 | 1 |
6 | Основы кинематики | 9 | 9 |
7 | Основы динамики | 9 | 9 |
8 | Законы сохранения в механике | 5 | 5 |
9 | Механические колебания и волны | 3 | 3 |
10 | Физика атомного ядра | 4 | 4 |
Итого | 60 | 68 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература для учителя
1.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2009;
- Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 2009;
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 2010;
- Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 2009;
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 2001;
- Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Журнал «Квантор», 1991.
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 2009.
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
- Ченцов А.А., Коцарев Л.Л. Вариативный подход к решению задач по физике. Книга для учителя. – Белгород, Изд-во БелГУ, 2008.
Литература для учащихся
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по физике для основной школы. 7 - 9 классы. – М.: Илекса, 2005
- Волков В.А.. Тесты по физике. – М.: ВАКО, 2009.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2009;
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 2010;
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Просвещение, 2010;
- Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема | Дата |
1. | Классификация задач (1ч.) | |
Тепловые явления (12 ч.) | ||
2. | Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. | |
3. | Взаимодействие молекул. Внутренняя энергия. | |
4. | Работа и теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | |
5. | Испарение и конденсация. | |
6. | Удельная теплота парообразования. | |
7. | Насыщенный пар. Влажность воздуха | |
8. | Точка росы. Гигрометры и психрометры. | |
9. | Водяной пар в атмосфере. Кипение. | |
10. | Кристаллические и аморфные тела. | |
11. | Плавление и кристаллизация. | |
12 | Плавление и кристаллизация. | |
13 | Плавление и кристаллизация. | |
Электрические и магнитные явления (11 ч.) | ||
14 | Электризация тел. | |
15 | Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. | |
16 | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | |
17 | Напряженность электрического поля. | |
18 | Проводники в электрическом поле. Электроскоп. | |
19 | Постоянный электрический ток. | |
20 | Сопротивление | |
21 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | |
22 | Работа и мощность электрического тока. | |
23 | Закон Джоуля – Ленца. Молния. | |
24 | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле тока. | |
Электромагнитные колебания и волны (5 ч.) | ||
25 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. | |
26 | Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. | |
27 | Линза. | |
28 | Глаз как оптическая система | |
29 | Оптические приборы. | |
30 | Без задач нет физики (1 ч) |
Основы кинематики (9 ч). | ||
36 | Система отсчета | |
37 | Путь и перемещение. | |
38 | Прямолинейное равномерное движение. | |
39 | Средняя скорость. Мгновенная скорость. | |
40 | Прямолинейное равноускоренное движение. | |
41 | Перемещение равноускоренного движения. | |
42 | Относительность движения. Закон сложения скоростей. | |
43 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | |
44 | Криволинейное движение. | |
Основы динамики (9 ч). | ||
45 | Законы Ньютона. | |
46 | Закон всемирного тяготения. | |
47 | Искусственные спутники Земли. | |
48 | Закон Гука. Деформации. | |
49 | Сила трения. Виды трения. | |
50 | Сила тяжести. Вес тела | |
51 | Движение тел по наклонной плоскости | |
52 | Движение тел по окружности. | |
53 | Применение законов динамики. | |
Законы сохранения в механике (3ч). | ||
54 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | |
55 | Механическая работа. Мощность. | |
56 | Закон сохранения энергии. | |
Механические колебания и волны(2ч). | ||
57 | Колебательное движение. Математический и физический маятник. | |
58 | Резонанс .Источники звука. | |
Физика атомного ядра(2 ч) | ||
59 | Способы наблюдения частиц. | |
60 | Состав атомного ядра. Радиоактивность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...