Технологическая карта "Радиоактивность. Модели атомов"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Карачакова Ирина Владимировна

Технологическая карта и презентация для интерактивной доски к уроку "Радиоактивность. Модели атомов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data ur.1_radioaktivnost.notebook42.6 КБ
Файл ur.1_radioaktivnost._modeli_atomov.docx129.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок «IT – учитель года»

Номинация: Физика

Карачакова Ирина Владимировна

МБОУ «Чапаевская ООШ»

e-mail: cherpakova_iv@mail.ru


Технологическая карта урока

УМК Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс

Раздел: Строение атома и атомного ядра                                                Дата ___________________

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

Радиоактивность. Модели атомов

Цель урока:

организовать деятельность учащихся по изучению явления радиоактивности и ознакомления с планетарной моделью атомов

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

владение знаниями о физическом явлении окружающего мира- радиоактивность; приводить примеры применения радиоактивности в технике и медицине; развитие теоретического мышления на основе умения строить модели строения атома

Личностные:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей учащихся;

- убежденность в познании природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуре;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения;

Метапредметные:

- умение овладевать новыми знаниями и организовывать учебную деятельность под руководством учителя;

- ставить цели и планировать свою деятельность с помощью учителя;

 - контролировать и оценивать результаты своей деятельности под руководством учителя;

- понимать различия между исходными фактами и гипотезами  и объяснять их под руководством учителя.

Основные понятия

атом, радиоактивное излучение, радиоактивность, альфа-частицы, бета-частицы, гамма-частицы, метод сцинтилляций

Ученые

Демокрит, Анри Беккерель, Эрнест Резерфорд, Джозеф Томсон, супруги Кюри: Мария и Пьер

Межпредметные связи

Оборудование

Ресурсы / Программное обеспечение

химия

1)проектор,  компьютер

2) экран, US- мышьбш  B

или интерактивная доска SmartBoard

учебник «Физика 9 класс», тетрадь, ручка

ПО SmartNotebook

презентация «Радиоактивность. Модели атомов»

видеоролик «Радиоактивность. Модели атомов»

Этапы уроков

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап (организационный)

ф

приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

саморегуляция как способность к мобилизации сил и волевому усилию

2-й этап (постановки целей и задач урока)

ф

- объявляет об изучении нового раздела физики, спрашивая его значение у школьников;

- организует беседу по уточнению первичных знаний (Ребята, а вы знаете, что такое атом?)

- Выдвигает проблему:

(оправдывает ли атом свое название?)

- подводит обучающихся к теме урока методом «Ассоциации» (слайд 1)

- приводят примеры из жизни

(слышали …, смотрели по телевизору…)

- мельчайшая частица

- нет (т.к. атом имеет более сложное строение)

- радиоактивность

- осуществление актуализации личного жизненного опыта

- синтез; подведение под понятие

- высказывают свое мнение

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-владение монологической речью

3-й этап (открытие новых знаний и первичное закрепление нового материал)

ф

и

ф,и

п,и,ф

-организует просмотр видеофильма «Радиоактивность. Модели атомов» (первую часть)

(слайд 2)

- организует просмотр видеофильма «Радиоактивность. Модели атомов» (вторую часть (слайд 3)

- организует порядок работы в виртуальной лаборатории (слайд 4)

- заполняют таблицу «Радиоактивные излучения», осуществляют поиск информации (Интернет-источники, энциклопедия)

- Заполняют таблицу «Модели атомов» с помощью учебника

- изучают опыт Резерфорда по рассеянию α-частиц в виртуальной лаборатории (virtulab.ru)

- поиск и выделение необходимой информации

- анализ, синтез

-планирование учебного сотрудничества

- учащиеся ставят цель: заполнить таблицу;

- осуществляют самопроверку с эталоном

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- контроль и  коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

4-й этап (домашнее задание)

ф

объявляет домашнее задание и дает рекомендации по его выполнению

слушают рекомендации учителя

выделение существенной информацию

записывают домашнее задание в дневник

(§65,66

РТ стр.164-166 №2,4,10,11)

саморегуляция как способность к мобилизации сил и волевому усилию

5-й этап (рефлексия)

ф

организует обсуждение достижений, предлагает оценить свою работу на уроке

участвуют в беседе

анализ степени усвоения новых знаний

выслушают своих одноклассников, отвечают на вопросы

высказывать и формулировать мысли с точностью и достаточностью

оценивают свою работу на уроке

принимать и сохранять учебную цель, осуществляют самоконтроль



Опыт практического применения:

Урок по теме «Радиоактивность. Модели атомов» был проведен в IV четверти 2015-2016 учебного года в 9 классе МБОУ «Чапаевская ООШ».

Подготовка к уроку: заранее в библиотеке взять энциклопедии по физике и разложить их на учительском столе.

При формулировании темы урока используем способ «Ассоциативный ряд», подбирая слова: уран, испускание, радиация, Чернобыль (слайд 1). На уроке ученики быстро отгадали слово «радиоактивность». Используя эффект «Затенение экрана» открываем тему урока (Рис. 1).

Рис. 1. Первый слайд презентации «Радиоактивность. Модели атомов»

Предлагаем школьникам самим сформулировать цель урока. На следующем шаге школьники просматривают видеоролик «Радиоактивность. Модели атомов» и заполняют таблицу «Радиоактивные излучения» (Таблица 1, слайд 2), используя дополнительные источники информации – Интернет, энциклопедии по физике. Выход в сеть Интернет ребята могут осуществлять с мобильных устройств (телефон, смартфон, планшет). Мы специально оставили некоторые ответы в таблице, для того чтобы ученикам было проще ориентироваться, какого рода информации им необходимо найти. Обсуждаем полученные результаты.

Таблица 1

«Радиоактивные излучения»

α – излучение

β- излучение

ϒ – излучение

Состав

ядра гелия

электроны

электромагнитное излучение

Проникающая способность

самая малая

средняя

самая большая

Скорость

20 000 км/с

близкая к 300 000 км/с

300 000 км/с

Далее предлагаем заполнить таблицу «Модели атомов» (Таблица 2, слайд 3), потом включаем видеоролик «Радиоактивность. Модели атомов» оставшуюся часть.

Обсуждая результаты, делаем акцент на опыт Резерфорда по рассеиванию частиц. Можно начать словами Резерфорда: «Это почти столь же невероятно,  как если бы вы выстрелили 15-дюймовым  снарядом в кусок тонкой ткани, а снаряд возвратился бы к вам и нанес вам удар».

Таблица 2

«Модели атомов»

«Кекс с изюмом»

Планетарная

Автор

Томпсон

Э.Резерфорд

Сущность

Атом – это шар, по всему объему распределен положительный заряд, внутри шара – отрицательный заряд (электроны). «+» заряд равен «-», поэтому атом нейтральный

В центре атома находится маленькое по размеру ядро («+» заряд), вокруг которго движутся электроны («-» заряд), в целом атом нейтральный

Предлагаем ребятам посетить сайт virtulab.ru  (Квантовая физика – Опыт Резерфорда) (слайд 4), познакомиться с установкой опыта Резерфорда, наводя курсором на элементы, высвечивается их название. Открываем свинцовую заслонку, наблюдаем, ученики комментируют полученный результат. (Наблюдают прямой пучок α-частиц без отклонений). Добавляем золотую фольгу и еще один экран из сульфида цинка, теперь можно увидеть, что некоторые α-частицы отклоняются. Ученики дают объяснение.

При проведении этапа рефлексии, необходимо подвести итоги урока: что узнали нового? С какими сложностями столкнулись? И т.д. Предлагаем ученикам самостоятельно оценить себя на уроке.

Источники информации:

  1. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец./С.В. Анофрикова, М.А. Бобкова, Л.А. Бордонская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой – М.: Просвещение,1987. – 336 с.: ил.
  2. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоватучреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - 16-е изд., стереотип. – М: Дрофа,2011. – 300с.
  3. Виртуальная образовательная лаборатория www.virtulab.net
  4. Проект «Инфоурок» http://infourok.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Презентация к уроку "Модели атомов. Опыт Резерфорда". Описывается предистория о изучении строении атомов, показывается опыт Резерфорда...

Модели атомов. Опыт Резерфорда. 9 кл

открытый урок по физике по теме "Модели атомов. Опыт Резерфорда" в 9классе...

модели атомов

Материал по теме "Модели атомов"содержит: презентацию к уроку, тесты, технологическую карту урока...

Конспект урока 11 класс «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» с презентацией.

В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл...

Планетарная модель атома

Планетарная модель атома, или модель Резерфорда — историческая модель строения атома, которую предложил Эрнест Резерфорд в результате эксперимента с рассеиванием альфа-частиц. По этой модели атом сост...

Интегрированный урок физики и математики "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"

Технологическая карта к интегрированному уроку физики и информатики в 9 классе "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"...

Разработка урока по теме " Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда."

Тема урока «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда».Тип урока: «открытие» новых знанийВид урока: комбинированныйМетоды обучен...