Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального эксперимента
статья по физике на тему
Искра жады знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального эксперимента Ахадаев Анатолий Дугарович учитель физики Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний. Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой – не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Мною многократно апробированы на уроках физики задания с “дозами помощи” - подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объем информации, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, очень легко создавать и поддерживать ситуацию успеха. Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент. Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Осуществляется он на простейшем оборудовании. Основное назначение фронтального эксперимента: Образовательная функция: он способствует формированию у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами. Развивающая функция: он способствует развитию мышления учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций. Воспитывающая функция: он способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке. В качестве примера, используемый мною, фронтальный эксперимент по теме “Механические колебания”. Опыт №1. Изучение свободных колебаний груза, подвешенного на резиновом шнуре, груза, подвешенного на нити. Цель: Выяснить условия возникновения свободных колебаний. Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити. Подсказка: Выведите груз из положения равновесия и ответьте на вопросы: 1). Под действием каких сил маятник совершает колебания? 2). Почему колебания маятника постепенно затухают? Опыт №2. Превращения энергии при колебательном движении. Цель: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно при колебательном движении. Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити. Подсказка: Наблюдая за колебаниями каждого из маятников, ответьте на вопросы: 1). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение потенциальной энергии? 2). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение кинетической энергии? 3). Изменяется ли полная механическая энергия, если сопротивление воздуха не учитывать? Опыт №3. Измерение амплитуды, периода, частоты колебаний нитяного (математического) маятника. Оборудование: Нитяной маятник, линейка измерительная, секундомер. Подсказка: 1). Поднимите маятник над линейкой так, чтобы центр тяжести шарика находился напротив нулевого деления шкалы линейки, а шарик почти касался ее. Отклоните маятник от положения равновесия на небольшой угол и отпустите. 2). Измерьте среднюю амплитуду колебаний маятника. 3). Измерьте время, за которое маятник сделает 10 полных колебаний. 4). Вычислите период и частоту колебаний . Опыт №4. Изучение фазы колебаний маятников. Цель: Наблюдение и сравнение одновременного движения двух нитяных маятников при различной разности фаз их колебаний. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, два нитяных маятника одинаковой длины. Подсказка: 1). Отклоните один маятник от положения равновесия на небольшое расстояние и отпустите. Наблюдайте за колебаниями маятника. В каких положениях относительно положения равновесия находится маятник, если фаза его колебаний равна ? 2). Отклоните оба маятника в противоположные стороны от положения равновесия и одновременно отпустите их. С какой разностью фаз колеблются маятники? 3). Приведите оба маятника в колебания с разностью фаз 0, . Опыт №5. Проблемное задание. “Выяснить, от чего зависит период колебаний нитяного маятника”. Цель1. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его массы. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, нить, набор гирь массой 100,50,20г, секундомер. Подсказка: Не меняя длину маятника, определите периоды колебаний маятника, когда его масса равна 100,50,20г . Сформулируйте вывод. Цель 2. Выясните, зависит ли период колебаний маятника от амплитуды колебаний. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер. Подсказка: Отклоните маятник от положения равновесия на 100 и определите период колебаний . Аналогичные измерения и вычисления выполните при отклонениях нити от вертикали на 200. Сформулируйте вывод. Цель 3. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его длины. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер. Подсказка: Определите период колебаний маятника длиной 1м . Уменьшите длину в 2раза, определите период колебаний. Уменьшите длину еще в 2раза, определите период колебаний. Сформулируйте вывод. Опыт №6. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Ученики выполняют и оформляют работу по алгоритму “Учусь ставить эксперимент”
8. Что будет, если… (изменить какой – то параметр, условие опыта) Поскольку работа выполняется без инструкции, то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторной работы. Опыт №7. Проверьте на опыте, что периоды колебаний математического и конического маятников одинаковой длины равны между собой. Докажите это теоретически. Одним из видов фронтального эксперимента являются экспериментальные задачи. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому ученику приходиться сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только на заключительном этапе подставить в формулу. Для решения таких задач предлагаю учащимся использовать структурно – логическую схему. Создание структурно – логической схемы делится на две части: первая – нахождение выражения (формулы) для решения проблемы в общем виде, вторая – формулирование обязательных указаний на то, как (с помощью какого прибора, таблицы и др.) может быть определена каждая физическая величина. Результат представлен в виде схемы. В каждую схему входят три основных части: 1) физические величины, 2) стрелки связи, 3) словесные указания (название прибора или иной источник знаний). Например, фрагмент урока экспериментальных задач по теме “Плотность вещества” 7 класс. Урок строится с непременным учетом индивидуальных возможностей (каждый ученик или группа решает столько задач, сколько сможет). Учащимся предлагаются разноуровневые задачи: 1) Имеется алюминиевый цилиндр. С помощью весов и мензурки определите, есть ли в нём пустоты? Соответствующее оборудование находится на ученическом столе. Сначала организуется фронтальная беседа с целью повторения правил работы с мензуркой и весами и “мозговой штурм” для обсуждения решения всех заданий. После “мозгового штурма” ученики обязаны представить выполняемое задание в форме структурно – логической схемы, предъявить ее учителю и только потом выполнять работу. Структурно – логические схемы предложенных экспериментальных задач: 1)
2) 3) 4) Рассмотренный прием придает работе разумную, понятную ученикам целенаправленность, обосновывает “железной” логикой последовательность выполняемых действий, помогает связывать теорию с практикой. Если экспериментальная задача допускает несколько вариантов решения то, сравнивая разные структурно – логические схемы, ученик выбирает более рациональный способ решения задачи. Используемая литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....
Эксперимент – как метод активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики
методика структурированного урока...
Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики
Творческий проект. Современный учитель физики может и даже обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...
Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального эксперимента
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание яв...
Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»
Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...