Успешное запоминание через понимание!
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Тутаева Анна Геннадьевна

В публикации приведены примеры использование методов для лучшего понимания  явлений, физических величин в разделах "Электрические явления", "Тепловые явления""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delyus_opytom.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация: «Делюсь опытом»

Педагогический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

                  Структура педагогического процесса:

Цель  (конечный результат).

Принципы  (основные направления достижения цели).

Содержание (фактический учебный материал).

Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания).

Средства  (способы «работы» с содержанием).

Формы  (логическое завершение процесса).

    Одна из тенденций развития отечественной системы образования

 (Э. Д. Днепров. «Школьная реформа в России») имеет развивающий характер образования(переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).

  Методы педагогического процесса (гр. methodos) - это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта.

 Метод — это путь к цели, способ действий или поведения.

Классификация методов педагогического процесса может производиться

1. По источнику познания:

· словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

· практические (упражнения, тренировки, самоуправление);

· наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала);

2. На основе структуры личности:

· методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование);

· методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.);

· методы формирования чувств (стимулирование, одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль);

3. По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности — И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

· объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);

· репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание);

· проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

· частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление);

· исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок);

 4. Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений).

 словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция;

– наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов;

5. Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения:

 – организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности;

– методы постановки задач, предъявления требований;

–  методы выполнения практических действий;

– методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения;

–  методы регулирования, корригирования действий и поведения;

  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т. д.);

– методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании);

6.  Классификация методов обучения по типу деятельности:

· методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом);

· практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент);

· методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов);

Много лет я преподаю предмет «физика» в классах где учатся ребята с ОВЗ.

   Характерными особенностями обучающихся   являются :

недостаточное развитие произвольного внимания (устойчивость), снижен объем слухоречевого запоминания, слабо развиты мыслительные операции, медленный темп работы, повышенная утомляемость, затруднение в самостоятельной регулировке своей деятельности и поведения.

Физика -наука о природе. Механические, световые  явления более понятны ученикам, т. к. знакомы из повседневной жизни. Явления электрические, тепловые на основе строения вещества, строения атома, существование электрических и магнитных полей очень сложны для понимания и усвоения знаний. Ведь легко запоминается материал урока если его понимаешь. Поэтому я объясняю эти темы с использованием различных методов, провожу аналогию с известными для учеников жизненными ситуациями, аналогиями.

Элементы изучаемого материала

Применяемые методы

1.

Основные электрические величины:

а) сила тока  в жизни сравнима с течением воды.

б) напряжение  в жизни сравнимо с разностью уровней воды и связано  с силой тока прямо пропорционально (река равнинная, разность уровней воды небольшая и скорость течения воды маленькая;

 горная река, большой перепад высот- скорость течения воды большая;

озеро, пруд, уровень воды везде одинаковый, вода в покое;)

в) сопротивление в  жизни сравнимо с преградами, препятствиями на пути воды, чем больше преград, тем меньше проходит воды, зависимость силы тока от сопротивления обратно-пропорциональная.

словесные (рассказ);

методы формирования сознания личности(понятий, законов, теорий)

(рассказ, беседа,иллюстрирование)

объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение);

2.

Зависимость  проводимости проводника от рода вещества(алюминий , железо, медь, сталь). Представьте что мы с вами поехали в лес. Деревья- атомы кристаллической решетки, вы- электроны, учитель- электрическое поле. Ученики с завязанными (платком или шарфом)  глазами гуляют между деревьями. Затем учитель громко зовет их к себе. На зов учителя нужно бежать(что может случиться?), столкнуться с деревом , но надо снова бежать, набивая шишки при столкновении с деревьями. Но лес бывает разный: где-то редко растут деревья, где-то часто. Поэтому проводимость хорошая где редко расположены атомы кристаллической решетки.

проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

 формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений);

 

3.

Строение твердых тел, жидкостей и газов. Ученики выходят к доске и держась за руки встают в строгом порядке(в виде снежинки, правильной фигуры) и раскачиваются--это строение твердых тел;

ученики встают беспорядочно и покачиваются на месте, топчутся, переходят с места на место- это строение жидкостей;

ученики находясь далеко друг от друга перебегают  с места на место по классу - это строение газов;

стимулирования,  мотивации деятельности(игровые эмоциональные ситуации);

4.

Теплопроводность вещества. Ученики встают в ряд, плечо к плечу-это молекулы, учитель-это огонь, раскачивает за плечо крайнего ученика. Энергия раскачивания передается от ученика к ученику(от молекулы к молекуле).

формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов);

5.

Изменение объема тела при изменении температуры на основе МКТ. Ребята часто не правильно объясняют это явление(молекулы сжимаются, расширяются). Ребята-это молекулы,  встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. При нагревании тело расширяется-ребята отходят на 2 шага друг от друга, т. е. увеличивается расстояние между молекулами и круг становится больше по размерам. При охлаждении подходят ближе друг к другу, т. е. расстояние между молекулами уменьшается и круг становится меньше по размерам.

словесные: рассказ,  беседа;

объяснительно- иллюстративные (рассказ, показ, объяснение);

Уважаемые коллеги, буду рада если Вам показались интересными примеры объяснения трудных для понимания тем предмета и надеюсь эти примеры помогут в Вашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты успешного запоминания

В данной статье предлагается методический материал (рекомендации, мнемотехники и упражнения) для родительских собраний в начальной школе и 5-х классе по развитию памяти детей и повышению эффективности...

Ассоциирование как метод успешного запоминания английских слов

Метод  успешного запоминания английских слов на уроках английского языка....

Рекомендации учителя-логопеда: "Закрепление изученного материала родителями - залог успешного запоминания в работе с детьми с ОВЗ"

В рекомендациях предложен материал для повторения лексической темы "Ягоды" и коррекции звукопроизношения на тему "Звуки Р-Л"...

Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста

В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться с чем это связано....

Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"

Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...

Памятка для обучающихся 11 класса "Приемы успешного запоминания"

Рекомендации педагога-психолога помогут обучающимся 11 класса запомнить учебный материал при подготовке к экзамену....

РОЛЬ ЖЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАПОМИНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРАВИЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается роль жестов в процессе запоминания и понимания правил по русскому языку. Особое внимание уделено тому, как использование жестов может облегчить усвоение сложных грамматических...