Успешное запоминание через понимание!
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
В публикации приведены примеры использование методов для лучшего понимания явлений, физических величин в разделах "Электрические явления", "Тепловые явления""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delyus_opytom.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация: «Делюсь опытом»
Педагогический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.
Структура педагогического процесса:
Цель (конечный результат).
Принципы (основные направления достижения цели).
Содержание (фактический учебный материал).
Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания).
Средства (способы «работы» с содержанием).
Формы (логическое завершение процесса).
Одна из тенденций развития отечественной системы образования
(Э. Д. Днепров. «Школьная реформа в России») имеет развивающий характер образования(переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).
Методы педагогического процесса (гр. methodos) - это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта.
Метод — это путь к цели, способ действий или поведения.
Классификация методов педагогического процесса может производиться
1. По источнику познания:
· словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
· практические (упражнения, тренировки, самоуправление);
· наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала);
2. На основе структуры личности:
· методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование);
· методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.);
· методы формирования чувств (стимулирование, одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль);
3. По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности — И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
· объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
· репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание);
· проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);
· частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление);
· исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок);
4. Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений).
– словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция;
– наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов;
5. Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения:
– организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности;
– методы постановки задач, предъявления требований;
– методы выполнения практических действий;
– методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения;
– методы регулирования, корригирования действий и поведения;
– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т. д.);
– методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании);
6. Классификация методов обучения по типу деятельности:
· методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом);
· практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент);
· методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов);
Много лет я преподаю предмет «физика» в классах где учатся ребята с ОВЗ.
Характерными особенностями обучающихся являются :
недостаточное развитие произвольного внимания (устойчивость), снижен объем слухоречевого запоминания, слабо развиты мыслительные операции, медленный темп работы, повышенная утомляемость, затруднение в самостоятельной регулировке своей деятельности и поведения.
Физика -наука о природе. Механические, световые явления более понятны ученикам, т. к. знакомы из повседневной жизни. Явления электрические, тепловые на основе строения вещества, строения атома, существование электрических и магнитных полей очень сложны для понимания и усвоения знаний. Ведь легко запоминается материал урока если его понимаешь. Поэтому я объясняю эти темы с использованием различных методов, провожу аналогию с известными для учеников жизненными ситуациями, аналогиями.
№ | Элементы изучаемого материала | Применяемые методы |
1. | Основные электрические величины: а) сила тока в жизни сравнима с течением воды. б) напряжение в жизни сравнимо с разностью уровней воды и связано с силой тока прямо пропорционально (река равнинная, разность уровней воды небольшая и скорость течения воды маленькая; горная река, большой перепад высот- скорость течения воды большая; озеро, пруд, уровень воды везде одинаковый, вода в покое;) в) сопротивление в жизни сравнимо с преградами, препятствиями на пути воды, чем больше преград, тем меньше проходит воды, зависимость силы тока от сопротивления обратно-пропорциональная. | словесные (рассказ); методы формирования сознания личности(понятий, законов, теорий) (рассказ, беседа,иллюстрирование) объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение); |
2. | Зависимость проводимости проводника от рода вещества(алюминий , железо, медь, сталь). Представьте что мы с вами поехали в лес. Деревья- атомы кристаллической решетки, вы- электроны, учитель- электрическое поле. Ученики с завязанными (платком или шарфом) глазами гуляют между деревьями. Затем учитель громко зовет их к себе. На зов учителя нужно бежать(что может случиться?), столкнуться с деревом , но надо снова бежать, набивая шишки при столкновении с деревьями. Но лес бывает разный: где-то редко растут деревья, где-то часто. Поэтому проводимость хорошая где редко расположены атомы кристаллической решетки. | проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение); формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений); – |
3. | Строение твердых тел, жидкостей и газов. Ученики выходят к доске и держась за руки встают в строгом порядке(в виде снежинки, правильной фигуры) и раскачиваются--это строение твердых тел; ученики встают беспорядочно и покачиваются на месте, топчутся, переходят с места на место- это строение жидкостей; ученики находясь далеко друг от друга перебегают с места на место по классу - это строение газов; | стимулирования, мотивации деятельности(игровые эмоциональные ситуации); |
4. | Теплопроводность вещества. Ученики встают в ряд, плечо к плечу-это молекулы, учитель-это огонь, раскачивает за плечо крайнего ученика. Энергия раскачивания передается от ученика к ученику(от молекулы к молекуле). | формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов); |
5. | Изменение объема тела при изменении температуры на основе МКТ. Ребята часто не правильно объясняют это явление(молекулы сжимаются, расширяются). Ребята-это молекулы, встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. При нагревании тело расширяется-ребята отходят на 2 шага друг от друга, т. е. увеличивается расстояние между молекулами и круг становится больше по размерам. При охлаждении подходят ближе друг к другу, т. е. расстояние между молекулами уменьшается и круг становится меньше по размерам. | словесные: рассказ, беседа; объяснительно- иллюстративные (рассказ, показ, объяснение); |
Уважаемые коллеги, буду рада если Вам показались интересными примеры объяснения трудных для понимания тем предмета и надеюсь эти примеры помогут в Вашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты успешного запоминания
В данной статье предлагается методический материал (рекомендации, мнемотехники и упражнения) для родительских собраний в начальной школе и 5-х классе по развитию памяти детей и повышению эффективности...
Ассоциирование как метод успешного запоминания английских слов
Метод успешного запоминания английских слов на уроках английского языка....
Рекомендации учителя-логопеда: "Закрепление изученного материала родителями - залог успешного запоминания в работе с детьми с ОВЗ"
В рекомендациях предложен материал для повторения лексической темы "Ягоды" и коррекции звукопроизношения на тему "Звуки Р-Л"...
Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться с чем это связано....
Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"
Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...
Памятка для обучающихся 11 класса "Приемы успешного запоминания"
Рекомендации педагога-психолога помогут обучающимся 11 класса запомнить учебный материал при подготовке к экзамену....
РОЛЬ ЖЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАПОМИНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРАВИЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается роль жестов в процессе запоминания и понимания правил по русскому языку. Особое внимание уделено тому, как использование жестов может облегчить усвоение сложных грамматических...