Исследование явления электролиза и определение заряда электрона.
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Супрун Оксана Анатольевна

Урок с элементами исследовательской деятельности. Предмет: физика+химия. 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc46 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc294.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель химии ГБОУ СОШ №464 Киселева Л.А.

Учитель физики ГБОУ СОШ №464  Супрун О.А.

Название урока (тема)

Исследование явления электролиза и определение заряда электрона

Предмет

Химия, физика

Класс

11 класс

Тип урока

Урок с элементами исследовательской деятельности

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Предметные: Обобщить знания об электролизе как о физико-химическом процессе; установить связь между элементами учебного содержания разных предметных областей

Метапредметные: формировать представления учащихся о применении основных методов научных исследований (наблюдение, сравнение, эксперимент);

Развитие умений преобразования различной информации в схему;

Личностные: 

Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

Осознание методов, связывающих изучаемые понятия в единую систему 

Применение способов действий, направленных на структурирование и систематизацию изучаемого материала

Самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей

Образовательная среда урока

1.Оборудование для проведения эксперимента - 4 шт.;

2.Презентации по теме «Электролиз», разработанные  дома группами учащихся с использованием Google-технологий

3.Листы с планом эксперимента– 4 шт..

Форма работы на уроке

Группы переменного состава 4 группы по 4 чел., смена состава групп производится после выполнения практического задания

Этапы урока

Для учителя

Для ученика

Организационный

Дает установку на урок (просмотр видеофрагментов); Ставит цели и совместно с учениками формулирует задачи урока, предлагает ученикам разделиться на предварительно составленные группы (определялись по желанию при подготовке к уроку); выдает цветной жетон.

Формулируют совместно с учителем цели и задачи  урока; объединяются в группы

Актуализация знаний

Проводит демонстрационный эксперимент по определению электропроводности разных веществ

Анализируют  информацию

Ведут записи в тетради

Постановка задачи

Предлагает ученикам озвучить план проведения  эксперимента

Работают в группах;

Обсуждают  составленный предварительно план работы и составляют общий план для группы

Выбор опыта

Предлагает группам на выбор задание для проведения одного из 4-х опытов, каждый из которых направлен на определение заряда электрона

Готовит оборудование для составления схемы проведения опыта;                                              Помощь в распределении обязанностей в группе;

Выбирают одно из предложенных заданий для проведения опыта.

Распределяют обязанности в группе

Проведение эксперимента

Контролирует временные рамки проведения эксперимента

Координирует работу ребят в группах, отвечает на вопросы.

Собирают электрическую цепь; Каждая группа проводит эксперимент по электролизу в соответствии с заданными условиями; Фиксируют результаты эксперимента;

во время проведения эксперимента (30 минут) представляют результаты выполнения группового домашнего задания в виде презентации по темам «Электролитическая диссоциация», «Электролиз», «Законы Фарадея», «Применение электролиза»

Обработка экспериментальных данных

Координирует временные и содержательные аспекты выступления членов групп;

Обрабатывают полученные экспериментальные данные, решают задачу на определение заряда электрона

 

Обсуждение

Ставит задачу для новых групп обменяться результатами эксперимента

Задает уточняющие вопросы и подготавливает к формулировке общего вывода

Обсуждение и формулировка выводов по результатам эксперимента;

В соответствии с жеребьевкой формируется новый  состав групп;

представляют  и обсуждают результаты  эксперимента с членами новой группы

Презентация готовых групповых продуктов (схем)

Составляют общую схему и комментируют ее

Рефлексия

Учитель просит кратко ответить на вопрос «Что нового открыл для себя сегодня на уроке? Какие сложности возникли при выполнении заданий?»

Ученики мысленно анализируют  все этапы урока, свое участие в работе группы и делятся впечатлениями.

Задание для самостоятельной работы дома

Предлагает составить задачу или тест по изученной теме.

Записывают  домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА»

Цель работы: определить заряд электрона.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: электролитическая ванна с раствором электролита, источник тока, амперметр, ключ, весы, секундомер, соединительные провода.

Примечание: пункты 1-3 заданий выполняются дома при подготовке к работе.

ход работы

  1. Разработать план проведения эксперимента для определения заряда электрона, используя законы Фарадея для электролиза.
  2. Найти расчетные формулы для определения заряда электрона.
  3. Нарисовать электрическую цепь для проведения электролиза.
  4. Собрать электрическую цепь для электролиза  и показать преподавателю.
  5. Провести электролиз.
  6. Используя данные опыта, определить заряд электрона.
  7. На основании контрольных вопросов придумать вариант представления полученных результатов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем заключается процесс электролитической диссоциации?
  2. Что такое катод, анод, катион, анион? Что  будет происходить в растворе электролита, если в него опустить два электрода?  Что такое электролиз?
  3. Как влияет химический состав вещества, концентрация раствора и сила тока на результат опыта? На величину заряда электрона?
  4. Какая формула выражает зависимость между зарядом электрона и величинами, измеренными в ходе проведения опыта по электролизу? Какое числовое значение получено для заряда электрона ?

Исследование №1

Определение заряда электрона.  

     Оборудование: Источник питания, амперметр лабораторный с пределом измерения 2 А., ключ, реостат, электролитическая ванна, электроды, раствор сульфата меди (), весы, разновесы.

     Цель: Определить заряд электрона, используя законы электролиза.

     Гипотеза: Заряд электрона должен получиться .

     Условия: В опыте взята масса сульфата меди 5 г., воды 60 г., сила тока 0,5 А., время 30 мин. Электроды после проведения опыта просушивались над электроплиткой.

Исследование №2

Определение заряда электрона при электролизе других солей.

    Оборудование: Источник питания, амперметр лабораторный с пределом измерения 2 А., ключ, реостат, электролитическая ванна, электроды, раствор сульфата никеля, весы, разновесы.

     Цель: Определить заряд электрона, используя законы электролиза.

     Гипотеза: Заряд электрона должен получиться , при использовании других солей.

     Условия: В опыте взята масса соли 5 г., воды 60 г., сила тока 0,5 А., время 30 мин.

Исследование №3

Определение заряда электрона при изменении силы тока

    Оборудование: два источника питания, соединенных последовательно, амперметр лабораторный с пределом измерения 2 А., ключ, реостат, электролитическая ванна, электроды, раствор сульфата меди (), весы, разновесы.

     Цель: Определить заряд электрона, используя законы электролиза.

     Гипотеза: Заряд электрона должен получиться .

     Условия: В опыте взята масса сульфата меди 5 г., воды 60 г, сила тока 1 А., время 30 мин.

Исследование №4

Определение заряда электрона при изменении концентрации

       раствора медного купороса.

    Оборудование: Источник питания, амперметр лабораторный с пределом измерения 2 А., ключ, электролитическая ванна, электроды, раствор сульфата меди (), весы, разновесы.

     Цель: Определить заряд электрона, используя законы электролиза.

     Гипотеза: Заряд электрона должен получиться .

     Условия: В опыте взята масса сульфата меди 10 г., воды 60 г., сила тока 1 А., время 30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Делимость электрического заряда. Электрон.8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Делимость электрического заряда. Электрон.», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по у...

Моделирование лабораторной работы: определение удельного заряд электрона методом сбросового тока в вычислительной среде Матлаб

Целью настоящей работы была попытка моделирования движения электрона с учетом теплового разброса  вылетевших из катода электронов, а также учет сложной зависимости скорости электрона от расстояни...

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс...

Конспект урока по физике "Ток в электролитах. Явление электролиза. Закон электролиза"

Методическая разработка содержит конспект урока по физике с использованием технологий развития критического мышления. Тема урока ''Ток в электролитах. Явление электролиза.Закон электролиза&quo...

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Делимость электрического заряда. Строение атома...