урок в 7 классе "Простые механизмы рычаг"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок "Протые механизмы.Рычаг" проводится после прохождения уроков "Работа" и "Мощность", т.к. эти темы тесно связаны между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Простые механизмы.Рычаг" | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по физике
в 7 классе Государствененого бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красновадейского района Санкт-Петербурга
на тему «Простые механизмы. Рычаг»
Разработал: Соболева А.И.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации»,
Проверил: Муромов С.И.
Санкт-Петербург, 2017
Конспект урока по теме «Простые механизамы. Рычаг»
Учебный предмет: физика
Класс: 7
Автор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа, 2013 год
Тема урока: Простые механизмы. Рычаг.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран, презентация к уроку, модели простых механизмов, линейки, набор грузов, учебник «Физика-7». В. Перышкин, карточки с заданиями для обучающихся.
Цель урока: Дать понятие простого механизма, рассмотреть виды простых механизмов, понять принципы их работы
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с видами простых механизмов, основными характеристиками рычага.
- Разъяснить правило равновесия сил на рычаге.
- Формировать умение определять основные характеристики рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности при выведении условия равновесия рычага.
- Развивать у учащихся чувство взаимопонимания и взаимопомощив процессе совместного выполнения исследовательской работы.
Методы, используемые на уроке:
- эвристический метод
- исследовательский метод
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение через эксперимент; самостоятельно проводить опыты с приборами и оборудованием кабинета физики.
Метапредметные: наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал; умение работать с источниками информации, анализировать и оценивать информацию; умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения при коррекции ответов и дальнейшем контроле.
Предметные: формирование представления о простых механизмах, знание пончятий плечо силы; умение объяснять условие равновесия рычага, умение делать выводы и умозаключения на основе проведенного эксперимента.
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент (1 мин.) | Подготовка рабочих мест к работе. Приветствие друг друга | Подготовка рабочих мест к работе. Приветствие друг друга |
Актуализация знаний (5 минут) | Вы изучили физические величины: работу и мощность. Предлагаю вам ответить на вопросымини теста и провести взаимопроверку. (Слайд 2) 1. В каком случае совершается работа? А. Шарик катиться по гладкому столу Б. кирпич лежит на столе В. Автопогрузчик поднимает груз 2. Кто развивает большую мощность: человек идущий по лестнице или он же, прыгающий с шестом? А. первый Б. второй В. Мощность одинакова 3. Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Вт за 3 с? А. 0,05 Дж Б. 0,3 Дж В. 300 Дж 4. Груз какого веса можно поднять, совершая работу 20 Дж на высоту 5 м? А. 4Н Б. 100Н В. 25 Н | Отвечают на вопросы теста и далают взаимопроверку. Обучающие отвечают на вопросы теста и делают взаимопроверку. ответы
|
Мотивация и целеполагание (3 минуты) | На сладе 3 Вашему вниманию предоставлена серия рисунков – сюжетов. 1) Какую общую идею передают эти сюжеты? 2) При помощи чего совершается работа? 3) Сложны ли они по своей конструкции? 4) А зачем используют подъемный механизм? Такие приспособления получили название простые механизмы Записали в тетрадь тему нашего урока «Простые механизмы.Рычаг» (Слайд 4) Как вы думаете, какая цель нашего урока? | Ответы: 1)Человек совершает работу 2) при помощи различных приспособлений, устройств, механизмов. 3)Нет. 4)Для того, чтобы облегчить труд человека. Научится определять простые механизмы. Выяснить принцип действия и область практического применения. |
Изучение нового материала (17 минут) | Когда-то Архимед воскликнул: “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю”. Я же прошу вашего внимания, и, очень надеюсь, что вы поймёте, как Архимед хотел это сделать. С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без специальных приспособлений невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды. (Слайд 5) Найдите в учебнике на стр.171 определение механизма и запишите его в тетрадь. Рассмотрим несколько приспособлений для совершения механической работы. В повседневной жизни вы часто с ними сталкиваетесь. Их применяют, чтобы получить выигрыш в силе, то есть при помощи меньшей силы противодействовать большей силе. На стр. 171 перечисляются простые механизмы и их разновидности. Найдти их. Графическое представление на слайде 6 Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг. Рычаг - твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Нарисуйте схему рычага, можно воспользоваться рис.168 на стр.173 Используя учебник стр. 173, ответьте, что обозначается следующими букванными обозначеними: О ВА ОА (L1) ОВ(L2) F1 F2 Проверка задания на сладйде 7. Как называется расстояние от шейного позвонка до сусиава крепления рук? Сформулируйте пожалуйста определение, что называется плечом силы? Просмотр видеоролика (Слайд 8) Рычаги бывают 1-го и 2-го рода. Рычаг 1-го рода. Силы приложены по обе стороны от точки опоры. Рычаг 2-го рода. Силы приложены по одну сторону от точки опоры. В вашей карточке представлены рисунки рычагов разных видов. Определите тип рычага на данных рисунках (слайде 10) | Записывакют определение. Приспособления для преобразования силы, наз.механизмами. Графически изображат схему простые механизмы и их разновидности. Записывают определение в тетрадь. Рисуют схему Ищут на стр.173 ответы Точка опоры; Рычаг; Кратчайшее расстояние от точки опоры до линии вдоль которой действует сила 1; Кратчайшее расстояние от точки опоры до линии вдоль которой действует сила 2; Сила, вращающая рычаг по часовой стрелке сила; Сила вращающая рычаг против часовой стрелки. Плечом Крайтчашее расстояние между точкой опоры и прмой, вдоль которой сила действует на рычаг. Определяют тип рычага по рисунком. |
Закрепление: практическая работа (10 минут) | А сейчас Вы приступите к самостоятельному исследованию. Цель Вашего исследования выяснить, при каком условии рычаг находится в равновесии. (Слайд 11) Задание: 1.Повесили грузики на одно из плеч и, используя другие грузики, уравновесили рычаг. 2.Считая , что каждый груз 1 Н, определите и запишите чему равны силы и длины плеч. Вычислите отношение сил и плеч. 3.Поставьте знак между F1/F2 ? L2/L1 4.F1 большеF2 в____раза? 5.L2 больше L1 в _____раза? 6.Вставь слова: Во сколько F1 ______ чем F2, во столько L1 _______ L2 7.Как называется такая пропорциональность? Какой можно сделать вывод в ходе данного исследования. (Слайд 12) Рычаг позволяет получить выграш в силе F1/F2=L2/l1 - с помощью рычага большую силу можно уравновесить меньшей силой Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры. Инженерный гений Архимеда с особой силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году до н. э. в ходе Второй Пунической войны. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Архимед создал «Сверхоружие древности». Построенная конструкция показала свою полную работоспособность. Так называемая «Лапа Архимеда» представляла собой огромный рычаг, выступающий за городскую стену и оснащённый противовесом. Знаменитый историк древности Полибий писал, что если римский корабль пытался пристать к берегу возле Сиракуз, эта машина, управляемая специально обученным человеком, захватывала нос корабля и переворачивала его. Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде. Полибий писал: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое-либо дело… римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца». (Слайд 13) | Учащиеся работают группами по 2 человека. Например 2. F1= 1 Н L1= 12 см F2= 2 Н L2= 6 см F2/F1= 2/1 L1/L2= 12/6 3. F1/F2 = L2/L1 4. в 2 раза 5. в 2 раза 6. Во сколько F1 больше чем F2, во столько L1 меньше L2 7.обратная пропорциональность. Вывод: рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него , обратно пропорциональны плечам этих сил |
Рефлексия (3 минуты) | Предлагаю вам составить синквейн на тему на «рычаг» Схема синквейна представлена на слайде (14) | Пример Рычаг Твердый, вращающий, Уравновесить, преобразовать, действовать. Позволяет получить выграш в силе. Правило рычага. |
Отработка изученного материала (4 минуты) | - что называется простыми механизмами? - какие виды простых механизмов вы знаете? - для какой цели применяют простые механизмы? - какой простой механизм применялся в Египте при строительстве пирамид? - что представляет собой рычаг? - каково правило равновесия рычага? - что называется плечом силы? - кто установил правило равновесия рычага? “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю”. Так начинался наш урок. Так возможно ли поднять Землю? (Слайд 15) | Дают ответы на поставленные вопросы С помощью рычага можно получить выигрыш в силе, но Землю передвинуть нельзя. |
Подведение итогов (1 минута) | Подводим итоги, комментирует дом. задание: §57-58 читать. Используя различные источники информации, подготовить материал в электронном виде об использовании простых механизмов в различных областях жизни | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
Список литературы:
1) Перышкин А.В. Физика. 7 класс. М.-Дрофа, 2013 г.
2) Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 классы. М.Просвещение 2014г.
3) Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. 2-е изд. - М. Просвещение: 2010г.
Интернет ресурсы:
http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"
Урок физики с использованием ЭОР в 7 классе по теме: "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"...
Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс
Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему....
Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."
Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"
Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"
Этот коспект урока разработан для учителей, работающих в коррекционных школах 1-2 видаТема 79-81: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Решение задач».Цели: 1. Ввести понятие «простой м...
Урок Простые механизмы. Рычаг.Равновесие сил на рычаге.
Объяснение нового материала...
разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"
Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....