Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя
статья по физике на тему
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, а также направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_inovatsiya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя
МБОУ «СОШ №5»
П.Айхал
Кошкиной Татьяны Геннадьевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Инновационные методики в процессе обучения учащихся в условиях личностно - ориентированного образования».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, а также направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизация образования невозможна без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках физики и математики. Реализация государственных программ «Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса – учащимися и учителями – современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Ярассматриваю инновационные технологии, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.
В поиске наиболее эффективных способов деятельности в условиях модернизации образования я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Условия формирования опыта: работая в школе с 1984 года, главным в своей работе считаю постоянное повышение своей педагогической и методической культуры. Я постоянно занимаюсь изучением новинок методической литературы, изучаю опыт своих коллег.
Учитель остаётся учителем до тех пор, пока сам учится. Такова специфика педагогического труда, которая заставляет меня ежедневнопополнять свои знания, совершенствоваться, оттачивать мастерство обучения и воспитания. Чтобы обеспечить глубокие и прочные знания учащихся по физике и математике, привить им умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, я сама должна иметь достаточно высокий научно-теоретический уровеньпо своему и смежным дисциплинам, обладать кругозором, богатой эрудицией. Поэтому я важное место уделяю самообразованию – углублению знаний в области физической и математической наук, овладению достижениями методики преподавания и передовой педагогической практики. Участвую в работе методических объединений района, выступая с докладами. Посещаю уроки коллег, а также сама провожу открытые уроки. Принимаю участие в работе педсовета школы. С 2010 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей естественного цикла. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации. На основе формирования опыта я считаю, что для достижения высоких результатов в учебной деятельности, использование новых технологий отвечает современным требованиям. Благодаря новым образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Теоретическая база: С 2010года работаю над проблемой «Инновационные методики в процессе обучения учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это приводит меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. В своей работе я опираюсь на личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии:
технология проблемного обучения (М.Фридман и др.), технология блочно - модульного обучения (М.А.Чошанов и др.), личностный подход в обучении (Н.А.Афанасьева), теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока (М.И.Лукьянова).
Использую следующую литературу:
журнал «Физика в школе», «Математика в школе», «Открытая школа»,
«Новые информационные технологии в процессе преподавания физики: (Губернаторова Л.И., Потехин К.А.), «Новые педагогические технологии» (под общей редакцией Е.С.Палат), «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности» (ж. «Народное образование» 2000г)
Технология опыта. На своих уроках наряду с традиционными технологиями я использую современные образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы),
-проблемно-поисковое обучение,
-технология использования игровых методов,
-информационно-коммуникационные технологии,
- личностно-ориентированная технология,
- здоровьесберегающие технологии.
Я считаю, что идеальной формой обучения для сотрудничества и взаимопомощи является парное и групповое обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный. Ученики дома готовят карточки – зачёты, физические и математические диктанты. Можно применить устный опрос в форме диалога у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов.
Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы учащимся задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. Этот приём позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения - детскую любознательность.
На своих уроках я широко применяю дидактические игры. Для учащихся 7-8 классов игра остаётся комфортной, психологически приемлемой формой общения. Я использую их на разных этапах урока. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно - значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребёнку ощутить собственный интеллектуальный успех. В школе проходят предметные недели. Учащиеся всех классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.
В течение нескольких лет я использую информационно-коммуникационные технологии. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках физики и математики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить тем урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объём самостоятельной работы. Компьютер позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА. Информационные технологии реализую с помощью следующих программ: программа подготовки компьютерных презентаций М S Power Point.Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам. Также на своих уроках использую Интернет.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
Здоровьесберегающие технологии обучения. Систематически в течение учебного года провожу на уроках различные виды физкультминуток. Отдых длится 1-2 минуты, провожу физкультминутку на 15-20 минуте от начала урока. Применяю физкультминутки и с включением упражнений для глаз.
Они обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Результативность опыта. В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удаётся:
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
-раскрыть всесторонние способности учащихся;
-научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
-повысить качество знаний учащихся.
Использование данной методики за 3 последних учебных года способствовало:
-повышению качества знаний по физике до 50%, по математике до 50%,
- развитию самостоятельности;
- повышению их творческой активности.
Результативность применения данной проблемы проявляется:
-в результатах итоговой аттестации в форме ГИА (качество знаний 63,3%),
-в участии детей в предметных олимпиадах, в конкурсах различного уровня.
Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моим предметам, их овладение физическим и математическим материалом.
Одним из показателей я считаю, что выпускники школы поступают в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно - развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Адресность опыта. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, на различных семинарах, показано на открытых уроках ОУ, вовремя выступления на республиканском семинаре «Использование материалов ГИА и ЕГЭ на уроках физики», проведение мастер-класса « Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности». С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, на сайте ОУ. Опыт работы можно рекомендовать педагогам, имеющим определённый стаж работы.
Директор школы __________________/Н.А.Плотникова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства
Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны
Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства
В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адап...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка
1. Актуальность и перспективность опыта. Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...