Методика подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике (тезисы).
статья по физике (11 класс) на тему

Калганова Лидия Даниловна

Здесь представлен алгоритм подготовки учащихся 11 класса к Единому Государственному Экзамену по физике, приводящий к высоким результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_podgotovki_k_ege.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Методика подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике.        

(Тезисы выступления на ГМО учителей физики г. Фрязино в сентябре – октябре 2016 года).

                                Учитель физики МОУ СОШ №1с УИОП  Калганова Лидия Даниловна.

  1. Подготовка к ЕГЭ не сводится к работе с учениками выпускного класса: чтобы собрать хороший урожай, поле ещё вспахать и засеять надо. Наш «урожай» зреет 5 лет. Семиклассника на первом вводном уроке надо «зажечь», а потом 5 лет поддерживать это горение…
  2. Мотивация изучения предмета в виде «получить высокий балл ЕГЭ» придёт во втором полугодии 11-го класса, а до этого мотивация совсем другая… Здесь главное – «физика – это наука про нас, про жизнь». Подготовка учителя к уроку – это не посмотреть, что в параграфе написано, и даже не подобрать задание. Это – сочинить сценарий, свой для каждого класса. Урок  должен быть насыщенным, продуктивным и вовремя весёлым, иначе дети устанут, пропадёт интерес… Учитель на уроке – как хороший актёр (и режиссёр, и дирижёр) на сцене, расслабишься на минутку – потеряешь не один урок… Необходимо всё время «держать руку на пульсе», быть готовым в любую минуту ответить на вопрос, объяснить иначе, пошутить, не потерять время, сменить, если надо, вид деятельности в зависимости от состояния класса.
  3. Десятый физмат – класс мотивированный, они уже пришли учиться. Но, к сожалению, он сильно неоднородный: одних надо подготовить на физфак МГУ и в МФТИ, а другим сложная программа вообще не под силу. Надо бы делить класс на 2 группы, как это делается в элитных школах Москвы, но, к сожалению, это невозможно. Стараюсь,  работаю с «технологией дифференцированного обучения», но, честно говоря, теряем мы и самых слабых, и, к сожалению, самых сильных.
  4. В 11 классе начинается конкретная работа по подготовке именно к экзамену.

А) Все контрольные работы пишутся исключительно в форме ЕГЭ, причём первая – «Механические колебания» - без времени, кому сколько надо. Очень много нервных затрат у учащихся уходит именно на соблюдение самой формы ЕГЭ, на переключение с одного вида заданий на другой, на правильность заполнения бланков…

Б) Затраты времени на первую работу у разных учеников составляют от 2 до 6 часов, время определяет сам ученик. Потом, в течение года, я ввожу нормирование времени: на выполнение второй контрольной отвожу времени не более, чем в 2,5 раза больше, чем положено по норме, На третью – не более, чем в 2 раза, и так далее. Последнюю полнометражную работу они пишут даже быстрее, чем положено по норме. В итоге они уже не боятся «не успеть», умеют быстро переключаться на разные виды заданий и грамотно заполнять бланки.

В) Контрольная работа обязательно анализируется: я разбираю у доски все «типичные» ошибки, на все «индивидуальные»  пишу рецензию прямо в рабочих листах конкретного ученика. Описываю (каждому!), за что я сняла балл, и за что «может снять эксперт».

Г) Физика – не первый экзамен в экзаменационном календаре. Когда выпускники сдадут все предыдущие экзамены, навык выполнения работ по физике будет потерян, поэтому на следующий день после сдачи предыдущего экзамена они уже приходят писать «пробный ЕГЭ по физике», и работаю с ними я уже каждый день.

Затраты труда учителя на подготовку к ЕГЭ по такой методике огромны. Только проверка одной такой контрольной работы для меня – 5 -7 часов чистого времени в воскресенье (более 20 человек сдают ЕГЭ по физике ежегодно), но результаты хорошие: средний балл ЕГЭ по классу ежегодно превосходит средний региональный. Ниже приведена сравнительная таблица результатов ЕГЭ по физике моих воспитанников и средних результатов по региону.

Год

Кол-во выпускников

в классе

Число сдававших физику

% сдававших физику

Средний балл по моим воспитанникам

Средний балл по региону

Разница в показателях.

2009

21

15

71,4

72,2

49,8

22,4

2010

26

17

65,4

66,60

50,79

15,81

2011

28

20

71,4

73,25

53,60

19,65

2012

23

16

69,6

63,25

49,12

14,13

2013

29

19

65,5

78,37

58,49

19,88

2014

Выпуска не было

2015

27

19

70,4

74,32

54,37

19,95

2016

27

22

81,5

78,00

52,94

25,06

ИТОГО:

181

128

70,7

72,28

52,73

19,55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

Методика подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового сочинения по литературе.

Статья содержит описание опыта работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. Материал статьи может быть полезен всем преподавателям литературы, так как содержит описание методики о...

Методика подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации в форме ГИА по теме «Планиметрические задачи»

Вматериале указаны цели изадачи подготовки выпускников к ОГЭ по математике. Предложена подборка  планиметрических задач по геометрии по темам 7-9 класса....

Методика подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ

Целью  является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии...