Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел методом рядов».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Воробьева Л. И.

Заявка на участие в конкурсе методических разработок уроков учителей физики.

 

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока

Предмет         физика                                                       Класс     7

 

           Базовый учебник  Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2013г.

Презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx26.93 КБ
Файл 7_klass.pptx88.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Приложение 2

Заявка на участие в конкурсе

методических разработок уроков учителей физики

Ф.И.О.

Должность

Название ОУ

Название темы урока*

Контактный телефон,

e-mail

1

Воробьёва Лидия Ивановна

Учитель физики

МБОУ «СОШ №117»

Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел методом рядов»

8917- 894-83-84,

lida.vorobeva.62@mail.ru

*Необходимо выбрать тему урока из перечня уроков примерной рабочей программы

Приложение 1

420137 г. Казань, ул. Дунайская, д.16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 117»

Авиастроительного  района г. Казани

Фронтальная лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел методом рядов».

22.09.2016г.

АвторФИО: Воробьёва Лидия Ивановна, Должность: учитель физики

Контактный телефон: 8917-894-83-84

e-mail: lida.vorobeva.62@mail.ru

        

                                                              Казань 2017

                                                              Пояснительная записка.

Урок по теме «Измерение размеров малых тел способом рядов»  - второй урок из раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» курса физики 7 класса. По типу – урок получения новых знаний. Для достижения цели используются информационно – коммуникационные, групповые  технологии и технологии развития исследовательских навыков. В ходе урока у учащихся формируются деятельностные способности, способности к структурированию, систематизации изучаемого материала, учащиеся знакомятся с косвенными методами определения размеров тел, проектированием и составлением плана  эксперимента, используя индивидуальную и коллективную работу определяют размеры малых тел методом  рядов, отрабатывают навыки оформления результатов эксперимента в тетради по заданному алгоритму

Технологическая карта урока

Предмет         физика                                                       Класс     7

           Базовый учебник  Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2013г.

Тема урока  Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Цель урока: учащиеся научатся определять размеры малых тел методом рядов, представлять результаты и измерения малых тел в виде таблиц;

учащиеся получат возможность научиться различать способы измерения размеров малых тел, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы, работать в группе.

Задачи урока: 1. Актуализировать знания по теме: «Абсолютная погрешность измерений».

  1. Подвести обучающихся к формулировке проблемы (учебной задачи) с помощью проведения эксперимента.
  2. Организовать выполнение лабораторной работы.
  3. Организовать систематизацию полученных знаний о способе рядов.
  4. Организовать работу обучающихся по выявлению применения способа  измерения размеров малых тел.
  5. Организовать рефлексию достижения цели. 

Тип урока урок приобретения новых знаний

Необходимое оборудование: учащимся -  учебник, тетради для лабораторных работ, линейка, пшено, горох, тонкая проволока;

Учителю – демонстрационная линейка, шарики одинакового размера D=2см (6 штук).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент,  актуализация знаний подготовки к Л/Р.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Спрашивает о правилах поведения на л/р, тему, цель лабораторной работы.

(слайд 1, 2).

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место.

Повторяют правила поведении на л/р, тему , цель лабораторной работы

2

Мотивация к учебной деятельности

Организация проблемной ситуации для определения учащимися цели и  задачи урока На уроках вы часто пользуетесь линейкой. Вспомните, как определить абсолютную погрешность

(слайд 3) Измерьте, учитывая абсолютную погрешность,  длину отрезка,

длину и ширину вашего учебника.

 диаметр шарика демонстрационной линейкой.

Подведение итогов  данного этапа урока

 

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют измерения с помощью ученической линейки.

Пытаются измерить диаметр шарика и понимают, что не могут этого сделать достаточно точно.

Формулируют возникшую проблему: невозможно точно измерить диаметр тела  размер, которого меньше цены деления прибора. 

П: формулировка проблемы

К: слушать   собеседника, формулировать   собственное мнение и позицию

Р: обнаружить отличия в  ранее известном алгоритме действий, анализировать полученные результаты.

3

Формулировка задачи урока

Работа над решением проблемы:

Предложите способ точного измерения размеров тел, диаметр которых меньше чем цена деления прибора.

Можно ли предложенный метод использовать для измерения размеров других тел? (слайд  4).

Какие единицы измерения будем использовать, какая между ними связь (слайд 5)?

Учащимся предлагается сравнить измерения длины ряда и диаметра шарика (слайд 6).

Вводится понятие прямых и косвенных измерений

(слайд 7,8).

Подводим итог этапа урока

Учащиеся предлагают составить ряд из малых тел,  определить  длину ряда количество шариков в ряду, диаметр шарика.

Учащиеся формулируют метод рядов, определяют, как метод рядов будет использован на уроке, размеры каких тел необходимо измерить.

Выполняют задание по переводу одних единиц измерения в другие.

Длину ряда измеряли линейкой, а диаметр, используя формулу.

Размеры малых тел можно определить с помощью способа рядов.

Прямые физические измерения выполняют с помощью приборов.

Косвенное измерение - значение физической величины, полученное с помощью формулы.

Р: определять   цель, планировать деятельность

К: излагать   свое мнение, корректировать   свое мнение.

П: усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.

4

Решение учебной задачи

Организует работу по выполнению лабораторных заданий:

оформление работы в тетради; отбор оборудовании; выполнение работы; формулирование вывода.

Подведение итога работы

(слайд8).

Выполняют л/р: оформляют записи в тетради, отбирают оборудование, выполняют измерения диаметров пшена, горошины, молекулы, делают вывод о применении способа рядов: чтобы измерить способом рядов, нужно создать этот ряд, измерить его длину, разделить на количество объектов в нем.

Размеры малых тел можно определить с помощью способа рядов.

Прямые физические измерения выполняют с помощью приборов.

Косвенное измерение - значение физической величины, полученное с использованием формулы.

П: усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.

 Р: составлять план порядок и действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном.

К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и партнёром, работать в паре и оценивать действия партнёра.

6

Обобщение и систематизация знаний

 Предлагает определить область  применения метода рядов

Можно ли применить метод ряда к большим объектам (например, измеряя высоту кирпичной кладки дома)?

 Предлагают варианты применения измерения способом рядов.

Р: Осуществлять самоконтроль, коррекцию.

К: использовать речевые средства

7

Рефлексия  достижения цели.

Предлагает  ученикам соотнести цель урока с результатами. Предлагает оценить свою работу.

Вопросы на доске:

  • Какую цель ставили перед собой и достигли ли вы её?
  •  Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?
  •  Самым трудным было…
  • Это занятие помогло мне…
  • Если бы человечество не знало об этом, то…

Делают  вывод о цели и результатах урока.

Оценивают себя.

Р: оценивать степень и способы достижения цели

К: корректировать свое мнение, использовать речевые средства

Л: осознавать свои результаты

8

Домашнее задание

Задает домашнее задание: измерить способом рядов толщину книжного листа, диаметра проволоки.

Записывают д/з.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел. Автор: Воробьёва Лидия Ивановна учитель физики МБОУ «СОШ №117»

Слайд 2

Цель: научиться выполнять измерения способом рядов. Приборы и материалы: линейка, горох, пшено.

Слайд 3

30см-20см=10 см 10см:2деления=5см в одном делении. Цена деления-5 см меньшее большее

Слайд 4

№ опыта Число частиц в ряду Длина ряда L ,мм Размер одной частицы d ,мм Горох Пшено 3) Молекула На фото- графии Истин- ный размер

Слайд 5

5см=50мм 0,5см=5мм 0.1см=1мм

Слайд 6

Длина ряда - L . Количество частиц в ряду- N . d- размер одной частицы.

Слайд 7

L и N - получены прямыми измерениями. d = L : N - косвенные измерения, т.е. с помощью формулы.

Слайд 8

Размеры малых тел можно определить с помощью способа рядов. Прямые физические измерения выполняют с помощью измерительных приборов. Косвенное измерение- значение физической величины полученное с использованием формулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок№5 Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"

Лабораторная работа в 7 классе с применением рабочих листов и ЭОР (плеер)...

Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел", 7 класс

Описание лабораторной работы "Измерение размеров малых тел" разработано для обучающихся 7 класса, изучающих предмет  "Физика" по программе А.В.Перышкина...

Лабораторная работа.Измерение размеров малых тел.

Разработка проведения и оформления лабораторной работы в 7 классе с акцентом на определение погрешности измерения....

Лабораторная работа. "Измерение размеров малых тел"

Технологическая карта урока.Лабораторная работа. "Измерение размеров малых тел" 7 класс....

Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел методом рядов».

Лабораторная работа №2 по физике для 7 класса....

Измерение размеров малых тел способом рядов - занятие для начальной школы

Материал для внеурочного занятия по физике в рамках работы кружка "Физика для малышей"...