Урок физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"
презентация к уроку по физике (7 класс)
План урока и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhimedova_sila_otkrytyy_urok_chast_1.ppt | 1.97 МБ |
arhimedova_sila_otkrytyy_urok_chast_2.ppt | 2.74 МБ |
arhimedova_sila_otkrytyy_urok_chast_3.ppt | 2.85 МБ |
arhimedova_sila.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Друзья мои! Сегодня на уроке с вами Должны добыть мы знаний и немалых. Запомните: процесс учения тогда успешен, Когда в нём личный вклад замешан. Идею выдвини, задай вопрос, И не сиди повесив нос! Я желаю вам, ребята, плодотворной работы на уроке.
Задача Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу она не может сдвинуть его с места. Почему?
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа называют Архимедовой силой, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение. Итак , тема урока «Архимедова сила»
А р х и м е д «Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей» Ж.Лагранж
Архимедова сила
1. На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила. 2. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх. Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
Опыт подтверждает, что на тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.
Подведем итог Вес тела в жидкости P 1 , будет меньше веса тела в воздухе P=mg ( m – масса тела ) на архимедову силу F A = m ж g ( m ж – масса жидкости, вытесненной телом ), т. е. P 1 = P – F A или F A = P в возд. - P в жид.
«Архимедова сила» От каких же характеристик жидкости и тела зависит значение этой выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело? Вода производит на погруженное в неё тело выталкивающее действие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физкульт. минутка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа по рисункам Одинаковая ли выталкивающая сила действует на погруженные в жидкость тела? вода керосин
№ 1. На какие шары в сосуде с водой действуют равные выталкивающие силы?
№ 2. В какой сосуд надо опустить тело, чтобы жидкость выталкивала его с наибольшей силой?
ПОДУМАЙ ! На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
ПОДУМАЙ ! Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
ПОДУМАЙ ! Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
Работа в парах 1 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое Б) На второе В) На оба тела одинаковая 2 На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? А) На третье Б) На второе В) На первое 3 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое Б) На второе В) На третье 4 К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) А)Перевесит цилиндр в спирте Б)Перевесит цилиндр в воде В) Не нарушится 5 Архимедова сила определяется формулой: А) F а = ρт V ж g Б) F а = ρж V т g В) F а = ρ V g
Работа в парах 1 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое Б) На второе В) На оба тела одинаковая А) На первое 2 На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? А) На третье Б) На второе В) На первое А) На третье 3 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое Б) На второе В) На третье А) На первое 4 К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) А)Перевесит цилиндр в спирте Б)Перевесит цилиндр в воде В) Не нарушится А)Перевесит цилиндр в спирте 5 Архимедова сила определяется формулой: А) F а = ρт V ж g Б) F а = ρж V т g В) F а = ρ V g Б) F а = ρж V т g
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение
«Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
подготовила и провела в 7 классе учитель физики и математики Страхова Н.В.
Цель урока: формирование у учащихся понятие «сила Архимеда», добиться усвоения связи между выталкивающей силой и объемом, плотностью.
Задачи:
- Образовательная: провести актуализацию знаний по темам: «Давление», «Давление жидкостей», объяснить причину возникновения силы Архимеда, научить применять формулу силы Архимеда.
- Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
- Воспитывающая: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.
Организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих УУД:
Личностных: Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию, формировать целостную картину мира, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии). Метапредметных: Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Познавательные: Выделять существенную информацию, формировать исследовательские действия, применять и преобразовывать знаково - символические средства для решения задач. Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач. Предметных: Понимать смысл понятия выталкивающая сила, физической величины сила Архимеда, ее единиц измерения, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры практического применения выталкивающей силы, способов его уменьшения и увеличения, решать задачи на применение силы Архимеда, использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний и формирования знаний, умений, навыков.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин); 2. Актуализация и проверка знаний (8 мин); 3. Изучение нового материала (13-15 мин); 4. Этап исследовательской работы учащихся (7 мин); 5. Физкультминутка (1 мин); 6. Этап обобщения и закрепления нового материала (8-10 мин); 7. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин); 8. Рефлексия (1 мин).
Ход урока
1. Организационный момент
Друзья мои! Сегодня на уроке с вами Должны добыть мы знаний и немалых. Запомните: процесс учения тогда успешен, Когда в нём личный вклад замешан. Идею выдвини, задай вопрос, И не сиди, повесив нос! Я желаю вам, ребята, плодотворной работы на уроке.
2. Устный опрос.
- От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?
- Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
- Записать формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда.
- В чём измеряется атмосферное давление?
- Назовите единицу измерения давления.
- Что измеряют манометрами?
- Чему равно нормальное атмосферное давление?
- Как изменяется атмосферное давление при подъеме в гору?
3. Изучение нового материала.
Постановка проблемы
1.Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
2.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
Учитель. (Демонстрация. Погружает мяч в воду и быстро убирает руку. Мяч «выпрыгивает» из воды) Почему мяч всплыл?
Ученик. На мяч подействовала сила со стороны воды.
Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой.
- Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа называют Архимедовой силой, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.
Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради.
Опустим в тот же аквариум металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?
Ученик. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.
Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.
Фронтальный эксперимент:
- Определите вес данного тела в воздухе.
- Определите вес этого тела в воде.
- Сравните результаты и сделайте вывод
- Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Учитель. А теперь сделайте вывод.
Ученик. На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости.
Подведем итог Вес тела в жидкости P1 , будет меньше веса тела в воздухе P=mg ( m – масса тела ) на архимедову силу FA = mж g (mж – масса жидкости, вытесненной телом ), т. е. P1 = P – FA или FA = Pв возд. - Pв жид.
Учитель. От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование.
4. Исследовательская работа.
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
- Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Задание четвертой группе.
Оборудование: тела разной формы, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.
5. Физкультминутка Я буду называть разные факторы. Если выталкивающая сила зависит от этого фактора – тянетесь вверх, если нет – приседаете. А) от формы тела; Б) от объема тела; в) от глубины погружения; г) от массы тела; д) от плотности жидкости; е) от объёма жидкости.
6. Этап обобщения и закрепления нового материала
А) Примеры проявления закона Архимеда в природе.
Произрастающий в дельте Волги вблизи Астрахани чилим (водяной орех) после цветения дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что вполне могут увлечь на дно все растение. Однако в это время у чилима, растущего в глубокой воде, на черешках листьев возникают вздутия, придающие ему необходимую подъемную силу, и он не тонет. (слайд)
В Средиземном море, у берегов Египта, водится удивительная рыба фагак. Приближение опасности заставляет фагака быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. В результате тело фагака сильно раздувается, и, в соответствии с законом Архимеда, он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого сила тяжести опускает его на дно водоема, где он укрывается среди придонных водорослей. (слайд)
Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро всплывать и вновь опускаться на дно. Моллюск этот живет в закрученной спиралью раковине. Когда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объем внутренних полостей в своем организме. (слайд)
У широко распространенного в Европе водяного паука, обитающего в стоячих или слабо проточных водах, поверхность брюшка не смачивается водой. Уходя в глубину, он уносит с собой приставшую к брюшку воздушную оболочку, которая придает ему запас плавучести и помогает возвращению на поверхность. (слайд)
Б) Работа по рисункам (слайды)
В) Работа в парах. Тест.
№ | Вопрос |
| Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? | А) На третье | ||
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) | А)Перевесит цилиндр в спирте | ||
5 | Архимедова сила определяется формулой: | А) Fа = ρтVж g Б) Fа = ρжVт g В) Fа = ρV g |
7. Итоги урока
Перед вами будут вопросы и три варианта ответа, обозначенные буквами. Выберите правильный вариант ответа и запишите букву.
1. Кто впервые указал на существование и рассчитал значение выталкивающей силы? Л. Паскаль, М. Архимед, Д. Торричелли. 2. От чего зависит выталкивающая сила? О. от плотности жидкости, в которую погружено тело и объёма тела М. от формы тела и его объёма, Е. от силы тяжести. 3. Куда направлена выталкивающая сила? Д. куда и сила тяжести, Л. Всегда вверх, Е. по-разному направлена 4. Как ещё называют выталкивающую силу? А. сила Паскаля О. архимедова сила В. сила тяжести 5. Какой буквой обозначается выталкивающая сила? Б. Fтяж В. Р Д. FА 6. Единицы измерения выталкивающей силы? Е. ньютоны М. кг/м3 П. паскаль
Добавьте ещё одну букву, чтобы получилось слово. Какое слово получилось? МОЛОДЕЦ.
8. Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к завершению. Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
конспект к открытому уроку...
урок физики 7 класс по теме : "Сила трения"
В игровой форме проходит изучение новой темы: "Сила трения"...
Конспект мультимедийного урока по физике 7 класса на тему: "Сила"
Тема: Көч.Максат: 1. Укучыларны көч һәм вектор зурлык төшенчәләре белән таныштыру.2. Җисемнең тизлеге үзгәрүе аңа тәэсир итүче көчкә бәйле булуын, ягъни табигать күренешләренең үзара бәйле...
Сценарий урока физики 7 класс "Сила трения" в рамках ФГОС
Урок "Сила трения" разработан согласно требованиям ФГО...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."
Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...
План кружка "Экспериментальная физика" для 8А (физико-математического ) класса по теме "Сила тока, напряжение, сопротивление"
В рамках дистанционных занятий, на занятиях кружока по экспериментальная физика имеет смысл рассмотреть задачи включенные в экспериментальную часть Всероссийской ол импиады школьников по физике ...
урок физик 7 класс "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".
Учебный предмет: физикаКласс: 7 классАвтор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа,2017 годУчитель: Мурадов В.С.Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжестиЦель урока: сформ...