Формирование универсальных учебных действий в условиях требований ФГОС при обучении физике.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Корнейчук Татьяна Александровна

В статье раскрываются: способы формирования УУД при обучении физике  в условиях требований ФГОС на примере изучения темы 7 класса «Плотность вещества»..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_usloviyah_fgos.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральные государственные  образовательные стандарты, универсальные учебные действия… Как связаны эти слова и как на практике увидеть процесс формирования универсальных учебных действий?

 Основная задача современного образования состоит в том, что  ученик должен сам искать пути приобретения новых знаний, а учитель должен выступать в роли руководителя, а не в роли  образца «Делай как я». И универсальные учебные действия должны  отрабатываться на каждом уроке, не зависимо от  того, какой это предмет, а впоследствии  иметь практическое применение и в повседневной жизни.

Хотелось бы поделиться опытом проведения уроков в рамках требований ФГОС, каким вижу его я, на примере темы 7 класса «Нахождение массы и объема тела по его плотности». Так как это урок отработки пройденного материала, то я его провожу в нестандартной форме.  

Цели урока:

  •         образовательные: закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел правильной и произвольной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; учить практически и теоретически вычислять плотность твердых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом; повторить алгоритм решения расчетных задач;
  • развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;
  • воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей. Развивать  УУД.

Оборудование:  весы с разновесами, мензурки с водой, компьютер, презентация.

Материалы для урока: земля  и  песок в полиэтиленовых мешочках, куски щебня, таблица плотностей данных материалов (можно взять из интернет-источников).

            Раздаточный материал: оценочные листы, листы с алгоритмом работы в группе.

1этап (постановочный этап урока):

Проблема: как помочь школе построить  бассейн. Спортзал в школе имеется, а бассейна нет, поэтому предлагается ребятам разработать проект  строительства бассейна для школы, т.е. для самих ребят.

2 этап (этап разработки технического задания):

Так как проблема (цель) в начале урока определена, ребятам предлагается  определить пути решения проблемы (задачи).

 С чего начать строительство? (Педагог направляет идеи ребят в нужное русло)

Ситуация 1:   Определить форму бассейна.

Какой бассейн удобнее: круглый или прямоугольный?  Как определить, где будет удобнее плавать?  В каком бассейне будет больше объем воды при одном и том же уровне наполнения?

(Ребята повторяют площадь круга, прямоугольника из математики и рассчитывают объем воды- работают в группах), делают выводы  к которым пришли при помощи расчетов.

Учитель: С какой  проблемой вы столкнулись, определяя объем воды в бассейнах разной формы? (Ответ: непонятно кто за что отвечает в группе)

Учитель: Чтобы дальше можно было работать в группах, но более эффективно, давайте определим критерии по которым будите оценивать работу в группе. (Определяют критерии)( см.приложение 1) А сейчас, используя эти критерии давайте составим алгоритм работы в группе( см. приложение 2).И следующее задание выполним, применяя алгоритм работы в группе.

 Ситуация 2:    Какой материал выбрать  для отсыпки: песок, землю или щебень? Что прочнее?

 Ребята предлагают разные варианты. Поэтому, чтобы проверить их гипотезы предлагается экспериментально проверить плотность материалов.

1 группа работает с песком,   2 группа - с землей,  3 - с щебнем.

  Перед началом  практической работы учитель просит сильного ученика для всех проговорить порядок действий  и технику безопасности эксперимента.  По результатам эксперимента делается вывод самими учащимися.

 Ситуация 3. Непредвиденные обстоятельства.

 Очень часто во время строительства случаются непредвиденные обстоятельства. Так произошло и в этот раз. На заправочной станции застрял водовоз, водителя срочно госпитализировали. Он не успел сообщить номер автомобиля. А когда приехал другой водитель, на станции стояли два автомобиля с цистернами. Как определить не  вскрывая цистерну, в какой вода, в какой бензин, если массы автомобилей  одинаковые,  а объемы цистерн разные. Ребята предлагают свои способы решения проблемы. А когда по плотности находим объем, то нужно обратить внимание на плотность жидкостей: бензин водой не тушат!  Почему?

 Обратить внимание на технику безопасности  По данному заданию делаются выводы.

3 этап (Обобщающий этап). Защита проекта.

Форма бассейна определена, как и объем необходимой воды, обсыпка бассейна сделана. Остается предложить проект директору школы.

4 этап (Итоговый этап)

 Ребята оценивают свою работу (приложение 3). Цели урока достигнуты: изученный ранее материал отработан через практические навыки (УУД). Ребята тоже достигли поставленной перед собой цели: решили проблему строительства бассейна. Урок проходит быстро, интересно, времени для выполнения заданий  и выводов у ребят достаточно.

Так в нестандартной форме через проблемную ситуацию идет отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Приложение 1.Критерии оценивания работы в группе.

-высказывай свое предложение по выполнению действия и выслушивай объяснения действий партнера;

- отстаивай свой вариант решения с помощью обоснования  и соглашайся с мнением партнера, если оно убедительно;

- выполняй действия самостоятельно , либо  обращаясь за помощью при необходимости или  оказывай помощь партнеру;

- осуществляй взаимоконтроль, указывая на ошибки и объясни ошибки при необходимости.

Приложение 2

Алгоритм работы в группе

1. Прочитайте внимательно задание, определите, какие действия вам  предстоит выполнить, какие знания применить.

2. Распределите роли по выполнению задания, при необходимости

обращаясь друг к другу за консультациями.

3. Проверьте решение друг у друга. Если есть ошибки и недочеты, укажите на них.

4. Оцените свою работу по критериям

Приложение 3.          Оценочный лист

Этапы урока

Выполнил частично (1 балл)

Выполнил полностью(2 балла)

Не выполнил(0 баллов)

Этап 2

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Этап 3(выводы)

7-8 баллов – оценка 5

5-6 баллов – оценка 4

4-3 балла – оценка 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Материал предназначен для учитилей работающих в рамках реализации ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Формирование универсальных учебных действий в свете требований федерального государственного образовательного стандарта на уроках иностранного языка

Государство ставит перед школой задачу -максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя – помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком...

Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...