Сообщающиеся сосуды
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Дупленко Ольга Викторовна

Разработка урока в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchayushchiesya_sosudy.rar1.41 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по физике 

в 7 классе МОБУ СОШ №5 п.Новочунка

на тему «Сообщающиеся сосуды»

учитель физики  

Дупленко Ольга Викторовна

Тема урока:         «Сообщающиеся сосуды»

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: 

образовательные: системно - деятельностный подход, элементы технологии проблемного обучения.

Цель урока. Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи.

Образовательные

-  повторить формулу для расчета гидростатического давления;

 - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона  

   Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;

- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.

Развивающие

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;  

  сосудов в быту, технике, природе;

- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.

Воспитательные

- воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.

Планируемые образовательные  результаты.

Учащиеся должны:

  • уметь опознавать сообщающиеся сосуды;
  • знать, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах;
  • знать, как располагаются поверхности жидкости в сообщающихся сосудах с разной плотностью.
  • уметь применять эти знания при решении задач.

Основные термины, понятия.

Сообщающиеся сосуды, водомерное стекло, акведук.

Оборудование: компьютер, модель сообщающихся сосудов, стеклянные трубки, резиновая трубка, штатив, зажим, Power Point «Сообщающиеся сосуды».ppt., сигнальные карточки.

План урока 

 

этап

время, мин

Приемы и методы

 1.

Организационный момент.

2

Беседа

 2.

Постановка проблемы

2

Беседа, презентация

 3.

Актуализация знаний

8

Экспериментальное задание.

4.

Физкультурная минутка.

1

5.

Изучение нового материала.

10

Беседа, эксперимент, записи на доске,  в тетрадях Демонстрация опытов, презентация.

6.

Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов).

19

Беседа, записи на доске и в тетрадях, групповая работа

7.

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

3

Фронтальный опрос. Записи задания в дневниках.

Ход урока

Части урока

Содержание урока

слайды

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы

5. Изучение нового материала.

6. Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов).

7. Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание

На протяжении нескольких уроков мы изучаем давление, производимое жидкостями и газами. Что было нами установлено?

Сейчас вам предстоит выполнить задание. (приложение 1)

  1. Достаточно ли было измерить глубину воды, чтобы рассчитать давление?
  2. Во втором задании увеличилась глубина жидкости, следовательно, увеличилось давление воды на дно.
  3. Что изображено на рисунке?
  4. В какой из них можно налить больше жидкости? Почему?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, повторим необходимые знания, и изучим новые.

 Все эти сосуды называют сообщающимися. Как вы думаете,  почему их так назвали? Что общего у названных предметов и сосудов у меня на столе?

- Правильно, молодцы!

- Значит, тема нашего урока…

(фиксирует на доске тему урока)

Формулирует определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть называют сообщающимися.

-На сегодняшнем уроке мы будем выступать в роли исследователей. Изучая новый материал, мы пройдем все этапы теории познания: новые фактывыдвижение гипотезы экспериментальная проверка  выводы  применение на практике.

- С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Я возьму самый простой по форме сообщающийся сосуд- U – образную  трубку.  Наливаю в него окрашенную воду, т.е.  однородную жидкость, что можно сказать по этому опыту? Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? Какой вывод? (показать линейкой,  что вода на одном уровне).

- А если сообщающиеся сосуды поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в них? (учитель проверяет гипотезу учеников, продолжая опыт)

- Посмотрите на этот красивый прибор у меня на столе.(рис. № 109, учебник А. В. Перышкин).

- Охарактеризуйте его.

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно.

(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов)

- А как это можно объяснить?

-Покажем это теоретически

Решим задачу-рисунок

-Какой из сосудов можно заполнить доверху?

- Объясните  почему можно заполнить доверху только сосуд №2?

- Вернемся к нашей проблеме выбора вместительного кофейника. Как можно решить эту проблему?

- А что будет, если в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости? Если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни?

- Почему? Как это можно объяснить?

- Посмотрите на слайд. У какой жидкости столб выше и почему?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, “водяных затворах” в системе канализации. На слайде показана водомерная трубка бака. Объясните принцип действия этого прибора.

Опыт №3: демонстрация самого простого фонтана

 - Объясните наблюдаемое явление в опыте.

-Где можно использовать принцип работы данного прибора?

Демонстрация действующей модели фонтана.

-Во время ремонта актового зала школы возникла необходимость наметить на стенах горизонтальную линию. Как можно это сделать, используя сообщающиеся сосуды?

- А вот фотографии шлюзов.

-Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните, как проводят корабль через шлюзы.

-Назовите примеры сообщающихся сосудов.

-Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды?

-Сформулировать законы сообщающихся сосудов, с которыми ознакомились на уроке.

-Где используются  сообщающиеся сосуды?

- Решение задач.

1.В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран ? (рисунок на доске).

2.Можно ли заполнить доверху  сосуды №1, №2, №3?

3.В каком колене трубки

находится  менее плотная

жидкость?

-Выразите свое отношение к уроку сигнальными карточками.

-Выставление оценок. Домашнее задание  Обязательное: изучить § 41. 1.Выполнить задание 9,

2.Создать сообщающиеся сосуды, используя две бутылки и резиновую трубку (желающие)

Дополнительное: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие.

Ответ учеников: жидкости и газы оказывают весовое давление на дно и стенки сосудов, на все погруженные тела. Это давление зависит от плотности и глубины

Выполняют экспериментальное задание

-на рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная

дают различные ответы на вопросы

Дают ответы.

Учащиеся записывают в тетрадь тему и определение

- Вода установится на одном уровне.

- Уровни жидкости будут одинаковыми.

- Это тоже сообщающиеся сосуды.

- Форма трубок различная.

- Разное сечение трубок.

- Вода в каждой трубке на одном уровне.

- В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.

- Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.

Номер ответа учащиеся показывают карточкой

-На рисунке сообщающиеся сосуды,  жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокие сосуды никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через сосуд №2

- Кофейник и трубка носика - сосуды, которые связаны между собой, и жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик. Кофейники вмещают одинаковое количество жидкости.

- Уровни будут различными.

- У жидкостей различные плотности.

- Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.

- Чем больше плотность жидкости, тем меньше  высота ее столба.

Более того, можно сказать: во сколько раз больше плотность жидкости, во столько раз меньше ее высота

Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.

- Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх.

Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание.

Решают задачи.

Усвоил новое знание и научился применять его на практике -зеленый сигнал; усвоил новое знание, но еще нужна помощь- желтый сигнал; испытываю затруднения- красный сигнал.

Записывают в дневники домашнее задание

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайды №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10, 11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №17

Приложение.

  1. Экспериментальное задание.

Оборудование на столах.

1 вариант

2 вариант

1. Рассчитайте давление воды на дно стакана.

1. Рассчитайте давление воды на дно стакана.

2. Изменится ли давление воды на дно стакана, если в воду полностью погрузить брусок? Ответ обоснуйте.

2. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если воду перелить из стакана в мензурку? Ответ обоснуйте.

  1. Решение задач.

1.В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран?

рисунок на доске

Дано:

h1= 40 см

h2= 10 см

g = 9,8  Н/кг

ρ = 1000 кг/м3

СИ

0,4 м

0,1 м

Решение:

p = ρgh

p1 = 1000· 9,8 · 0,4м = 3920 Па

р2 =  1000 · 9,8 · 0,1м = 980 Па

р1 –р2= 3920Па – 980Па = 2940 Па

2940 Па = 2,94 кПа

Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным.

p1 - ?

p2 - ?

  1. Можно ли заполнить доверху  сосуды №1, №2, №3?

999Рисунок на доске.

  1. В каком колене трубки  находится  менее плотная жидкость?

777777 Рисунок на доске


Информация о домашнем задании.

 Обязательное: изучить § 41, упр. №18, №433

Дополнительное:

1. Создать сообщающиеся сосуды, используя две бутылки и резиновую трубку (желающие)

2. Подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства  и объясните его действие.

Используемая литература:

  1. А. В. Перышкин, Учебник «Физика, 7 класс»  издательство «Дрофа», 2016г.
  2. Сборник задач по физике к учебникам А.В.Перышкина и др. 7 – 9 классы.М.: «Экзамен» 2016г.
  3. Интернет-ресурсы

      Картинки – images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

сообщающиеся сосуды

Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...

Сообщающиеся сосуды

Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...