Сообщающиеся сосуды
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка урока в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchayushchiesya_sosudy.rar | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по физике
в 7 классе МОБУ СОШ №5 п.Новочунка
на тему «Сообщающиеся сосуды»
учитель физики
Дупленко Ольга Викторовна
Тема урока: «Сообщающиеся сосуды»
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии:
образовательные: системно - деятельностный подход, элементы технологии проблемного обучения.
Цель урока. Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Задачи.
Образовательные
- повторить формулу для расчета гидростатического давления;
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона
Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;
- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Развивающие
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;
сосудов в быту, технике, природе;
- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
Воспитательные
- воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты.
Учащиеся должны:
- уметь опознавать сообщающиеся сосуды;
- знать, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах;
- знать, как располагаются поверхности жидкости в сообщающихся сосудах с разной плотностью.
- уметь применять эти знания при решении задач.
Основные термины, понятия.
Сообщающиеся сосуды, водомерное стекло, акведук.
Оборудование: компьютер, модель сообщающихся сосудов, стеклянные трубки, резиновая трубка, штатив, зажим, Power Point «Сообщающиеся сосуды».ppt., сигнальные карточки.
План урока
| этап | время, мин | Приемы и методы |
1. | Организационный момент. | 2 | Беседа |
2. | Постановка проблемы | 2 | Беседа, презентация |
3. | Актуализация знаний | 8 | Экспериментальное задание. |
4. | Физкультурная минутка. | 1 | |
5. | Изучение нового материала. | 10 | Беседа, эксперимент, записи на доске, в тетрадях Демонстрация опытов, презентация. |
6. | Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов). | 19 | Беседа, записи на доске и в тетрадях, групповая работа |
7. | Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. | 3 | Фронтальный опрос. Записи задания в дневниках. |
Ход урока
Части урока | Содержание урока | слайды | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний 3. Постановка проблемы 5. Изучение нового материала. 6. Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов). 7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание | На протяжении нескольких уроков мы изучаем давление, производимое жидкостями и газами. Что было нами установлено? Сейчас вам предстоит выполнить задание. (приложение 1)
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, повторим необходимые знания, и изучим новые. Все эти сосуды называют сообщающимися. Как вы думаете, почему их так назвали? Что общего у названных предметов и сосудов у меня на столе? - Правильно, молодцы! - Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) Формулирует определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть называют сообщающимися. -На сегодняшнем уроке мы будем выступать в роли исследователей. Изучая новый материал, мы пройдем все этапы теории познания: новые фактывыдвижение гипотезы экспериментальная проверка выводы применение на практике. - С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Я возьму самый простой по форме сообщающийся сосуд- U – образную трубку. Наливаю в него окрашенную воду, т.е. однородную жидкость, что можно сказать по этому опыту? Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? Какой вывод? (показать линейкой, что вода на одном уровне). - А если сообщающиеся сосуды поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в них? (учитель проверяет гипотезу учеников, продолжая опыт) - Посмотрите на этот красивый прибор у меня на столе.(рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). - Охарактеризуйте его. - Какой вывод можно сделать? - Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов) - А как это можно объяснить? -Покажем это теоретически Решим задачу-рисунок -Какой из сосудов можно заполнить доверху? - Объясните почему можно заполнить доверху только сосуд №2? - Вернемся к нашей проблеме выбора вместительного кофейника. Как можно решить эту проблему? - А что будет, если в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости? Если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? - Почему? Как это можно объяснить? - Посмотрите на слайд. У какой жидкости столб выше и почему? - Значит, какой вывод мы можем сделать? Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, “водяных затворах” в системе канализации. На слайде показана водомерная трубка бака. Объясните принцип действия этого прибора. Опыт №3: демонстрация самого простого фонтана - Объясните наблюдаемое явление в опыте. -Где можно использовать принцип работы данного прибора? Демонстрация действующей модели фонтана. -Во время ремонта актового зала школы возникла необходимость наметить на стенах горизонтальную линию. Как можно это сделать, используя сообщающиеся сосуды? - А вот фотографии шлюзов. -Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните, как проводят корабль через шлюзы. -Назовите примеры сообщающихся сосудов. -Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды? -Сформулировать законы сообщающихся сосудов, с которыми ознакомились на уроке. -Где используются сообщающиеся сосуды? - Решение задач. 1.В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран ? (рисунок на доске). 2.Можно ли заполнить доверху сосуды №1, №2, №3? 3.В каком колене трубки находится менее плотная жидкость? -Выразите свое отношение к уроку сигнальными карточками. -Выставление оценок. Домашнее задание Обязательное: изучить § 41. 1.Выполнить задание 9, 2.Создать сообщающиеся сосуды, используя две бутылки и резиновую трубку (желающие) Дополнительное: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие. | Ответ учеников: жидкости и газы оказывают весовое давление на дно и стенки сосудов, на все погруженные тела. Это давление зависит от плотности и глубины Выполняют экспериментальное задание -на рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная дают различные ответы на вопросы Дают ответы. Учащиеся записывают в тетрадь тему и определение - Вода установится на одном уровне. - Уровни жидкости будут одинаковыми. - Это тоже сообщающиеся сосуды. - Форма трубок различная. - Разное сечение трубок. - Вода в каждой трубке на одном уровне. - В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это. - Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые. Номер ответа учащиеся показывают карточкой -На рисунке сообщающиеся сосуды, жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокие сосуды никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через сосуд №2 - Кофейник и трубка носика - сосуды, которые связаны между собой, и жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик. Кофейники вмещают одинаковое количество жидкости. - Уровни будут различными. - У жидкостей различные плотности. - Выше у керосина, потому что у него плотность меньше. - Чем больше плотность жидкости, тем меньше высота ее столба. Более того, можно сказать: во сколько раз больше плотность жидкости, во столько раз меньше ее высота Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов. - Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание. Решают задачи. Усвоил новое знание и научился применять его на практике -зеленый сигнал; усвоил новое знание, но еще нужна помощь- желтый сигнал; испытываю затруднения- красный сигнал. Записывают в дневники домашнее задание | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайды №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10, 11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №17 |
Приложение.
- Экспериментальное задание.
Оборудование на столах.
1 вариант | 2 вариант |
1. Рассчитайте давление воды на дно стакана. | 1. Рассчитайте давление воды на дно стакана. |
2. Изменится ли давление воды на дно стакана, если в воду полностью погрузить брусок? Ответ обоснуйте. | 2. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если воду перелить из стакана в мензурку? Ответ обоснуйте. |
- Решение задач.
1.В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран?
рисунок на доске
Дано: h1= 40 см h2= 10 см g = 9,8 Н/кг ρ = 1000 кг/м3 | СИ 0,4 м 0,1 м | Решение: p = ρgh p1 = 1000· 9,8 · 0,4м = 3920 Па р2 = 1000 · 9,8 · 0,1м = 980 Па р1 –р2= 3920Па – 980Па = 2940 Па 2940 Па = 2,94 кПа Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным. |
p1 - ? p2 - ? |
- Можно ли заполнить доверху сосуды №1, №2, №3?
Рисунок на доске.
- В каком колене трубки находится менее плотная жидкость?
Рисунок на доске
Информация о домашнем задании.
Обязательное: изучить § 41, упр. №18, №433
Дополнительное:
1. Создать сообщающиеся сосуды, используя две бутылки и резиновую трубку (желающие)
2. Подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие.
Используемая литература:
- А. В. Перышкин, Учебник «Физика, 7 класс» издательство «Дрофа», 2016г.
- Сборник задач по физике к учебникам А.В.Перышкина и др. 7 – 9 классы.М.: «Экзамен» 2016г.
- Интернет-ресурсы
Картинки – images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Урок "Сообщающиеся сосуды"
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...
сообщающиеся сосуды
Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...
Сообщающиеся сосуды
Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...