Электризация тел
презентация к уроку по физике (8 класс) на тему

Клинова Анна Михайловна

Данный урок по теме "Электризация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку1.16 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока163 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории Фалес VI до н. э.

Слайд 2

Электризация. Электрический заряд.

Слайд 3

Обозначение и единицы измерения электрического заряда. q , [ Кл ]

Слайд 4

Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями, Герике тем самым электризовал его. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. Отто фон Герике (1602—1686).

Слайд 5

Шарль Франсуа Дюфе(1698—1739 ) В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное).

Слайд 6

Запомни:

Слайд 7

Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Слайд 9

Ответы к тесту Номер задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 1. А А Б А 2. Б А Б А 3. А А А А 4. В Б В А 5. Б А Б А

Слайд 10

Критерии оценивания: 0- « 5» 1- «4» 2- «3» 3 и более – «2»

Слайд 11

Домашнее задание. Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы: О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться? Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики? В чем житейский смысл этой пословицы? ПОСЛОВИЦЫ Как соломинка и янтарь (персидская) Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская) Пар.25,26, вопросы



Предварительный просмотр:

  1. Открытый урок по физике в 8-м классе по теме:
  2. "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  •  явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.
  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
  • Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.

Развивающая: 

  • Выделять электрические явления в природе и технике.
  • Определять знак заряда наэлектризованного тела.
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Организационная часть.

 Здравствуйте, садитесь.

Наш урок, я хочу начать со стихотворения:

Электричество кругом,

Полон им завод и дом

Везде заряды: там и тут

В любом атоме «живут»;

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовётся: «Электричество»!

Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность провести урок в лаборатории “Статического электричества”.

Слова “электричество”, “электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими.

История развития электричества интересна и поучительна и уходит корнями в древность.

Представьте себе такую сцену(обыгрывают дети):

Древняя Греция, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.(слайд 1)

Фалес берет янтарное веретено, потирает его и видит маленькие искорки.

Почему это произошло? В чем суть физического явления? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

В тетрадях записываем дату,  тему урока.

Электризация. Электрический заряд.(слайд2)

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

II. изучение нового материала.

(на опыте)

Опыт 1: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

  • линейка,
  • лампа, вкрученная  патрон на подставке,
  • эбонитовая палочка.

Ребята, посмотрите у меня есть лампочка на подставке, линейка, эбонитовая палочка.

Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке.

Вопрос: как вы думаете, что произойдёт? (выслушиваю ответы учащихся)

Давайте проверим.

Результат: Линейка начинает вращаться.

А если мы эту же палочку натертую о мех, поднесем к мелким частицам бумаги. Как вы думаете, что произойдет?(выслушиваю ответы учащихся) давайте проверим.

А если в место эбонитовой палочки взять стеклянную, натереть ее о мех и поднести к мелким частичкам вещества. Как вы думаете, что произойдет?(выслушиваю ответы учащихся) давайте проверим.

Опыт 2: Мелкие частицы бумаги притягиваются к наэлектризованной стеклянной палочке.

Опыт3: а если я эту палочку поднесу к гильзе висящей на нити. Как вы думаете, что произойдет?(выслушиваю ответы учащихся) давайте проверим.

А как вы  думаете почему это происходит?

Результат достигнут за счет электризаций.(откр. Стр. учебника  и найдите, что называется электризацией)

электрический заряд будем обозначать q и змерять в кулонах(слайд )(обозначение и единицы измерения электрического заряда записывают в тетрадь)

Мы рассмотрели электризацию трением(на стр найдите как называется электризация трением), а существует несколько способов электризации.

Одним из этапов развития учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602—1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями, Герике тем самым электризовал его. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. (слайд)

В настоящее время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами

Опыт 4:К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках.

Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением.

Сейчас вы выполните первое практическое задание. Изучение электризации различных тел.

У каждого есть свой рабочий листок, который будет заполняться в процессе вашей деятельности. (Учащиеся работают с рабочим листом, который готовится на каждого.)

Задание 1.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) эбонитовая палочка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек меха.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.

3. Натрите эбонитовую палочку о мех и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.

Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда _____________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.

Мы сделали очень важный вывод:

1) Один из видов электризации-это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.

В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в 1698—1739 гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное). (слайд).

Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Какие два рода зарядов существуют.

Задание 2.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, натертую о резину. Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка и резина _______________________________.

Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

Последний опыт показывает учащимся, что одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом — отрицательно в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Опыт 5:. Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Взаимодействие двух заряженных тел (фронтальный опыт с участием детей)

Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).

Порядок выполнения работы

  1. Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).
  2. Подвесьте их на длинных нитях рядом.
  3. Наблюдайте отталкивание шаров.
  4. Объясните наблюдаемые явления.
  5. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.
  6. Объясните результаты опыта.

Какие выводы можно сделать из второй серии экспериментов?

  • В природе существуют два вида электрических зарядов.
  • Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
  • Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Учитель: Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином (слайд ). Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке В.Франклин. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный «-» В тетради нарисовали два рисунка. Эбонитовую палочку и кусочек меха, стеклянную палочку и кусочек резины и поставили знаки заряда, который они получают при трении.(слайд)

Ребята! Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

III. закрепление.

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 3.

А) 1; Б) 2; В) 3.

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

Вариант 2

1. Если резину потереть о шерсть и коснуться ею некоторого тела, то это тело электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. К стеклянной палочке М, рисунок 4. натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка N?

А) Положительный; Б) Отрицательный.

3. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? Рисунок 5.

А) Положительный; Б) Отрицательный.

4. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе? Рисунок 6.

А) Положительный; Б) Отрицательный.

5. Одноименно заряженные тела..., а разноименно заряженные ....

А) Отталкиваются; притягиваются; Б) притягиваются; отталкиваются.

Вариант 3

1. При натирании о мех каучук электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены на нитях рисунок 7. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?

А) 1; Б) 2; В)3.

5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?

А) 1; Б) 2; В)3.

Вариант 4

1. Стеклянная бутылка при натирании о бумагу или шелк электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. К эбонитовой палочке, натертой о мех, притягиваются тела, заряженные:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. К заряженной палочке М подносят заряженную палочку N. Рисунок 8. При этом палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Что можно сказать о знаках заряда на этих палочках?

А) Палочки имеют одноименные заряды; Б) палочки имеют разноименные заряды.

4. Какой заряд имеет большой шар? Рисунок 9.

А) Положительный; Б) отрицательный.

5. Тела 1, 2 и 3 заряжены. Рисунок 10. Какие из них притягиваются друг к другу?

А) 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2; Б) 1 и 2; 1 и 3; В) 2 и 3; 1 и 2.

Проверка результатов теста.(слайд+ критерии оценивания»

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ (у каждой пары)

1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком (например, когда мы ходим, причесываемся). Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы иногда испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека. Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызывать пожары и взрывы, приводить к значительным убыткам, повреждениям и увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться.

Поведение итогов.(рефлексия)

Возвращаемся к началу урока, к истории открытия электричества.(опять Фалес Милетский и его дочь)

Дочь обращается к учащимся и задает вопрос: «Так почему же мое веретено притягивает к себа различные соломинки, пыль?» ( за счет электризации)

Домашнее задание.

Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:

О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦЫ

Как соломинка и янтарь (персидская)

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)

Прочитать параграфы 25,26. учебника авторы: Е.М.Гутник, А.В. Перышкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Электризация тел" 8 класс

Контрольная работа по теме "Электризация тел" 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней. Может быть использована для подготовки к ГИА....

конспект урока по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" с использованием ЭОР

Данная работа выполнена на курсах по повышению квалификации по теме "ЭОР в образовательном процессе". Кроме того, этот урок был успешно проведен в классе. Это подтверждает важность и грамотность приме...

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Методическая разработка урока по теме "Электризация"

В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...

Методическая разработка урока по теме "Электризация"

В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...

Разработка открытого урока по теме: "Электризация тел"

Разработка урока для 8 класса (по программе Перышкина А.В.)...

Открытый урок в 8 кл. Электризация тел. Два рода зарядов.

Учебный предмет: физика,Класс: 8 классТема в программе: Электричсекие явления.Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.Оборудование: набор по электростатике, материал для трения: бу...