Дифференцированный урок-зачёт по теме "Законы сохранения"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Обобщающий урок в 10 классе по теме "Законы сохранения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zachyot_v_10_kl.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный урок-зачет по теме
"Законы сохранения".
10 – й класс
«Человек страшится только того, чего не знает,
знанием побеждается всякий страх".
Цели урока:
Образовательная: обобщить и проверить знания темы “Законы сохранения в механике” на доступном ученику уровне трудности.
Развивающая: развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их применение в новых условиях.
Воспитательная: принимать самостоятельные решения, действовать в нестандартных ситуациях, оценивать свои знания.
Тип урока: урок обощения знаний.
Методологические средства обучения: фронтальный опрос, тестирование, творческая работа малой группой.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово преподавателя.
I. Оргмомент
– Здравствуйте. Сегодня на уроке вам предстоит:
- повторить понятия, относящиеся к термину «Законы сохранения»,
- решить тест
- решить задачи
2. Фронтальный опрос (10 мин.).
На этом этапе урока вы должны дать определение того или иного понятия, сформулировать закон, ответить на вопрос, относящийся к той или иной категории.
Перед вами на доске пять табличек с количеством очков, соответствующих уровню сложности вопроса. Каждый из вас выбирает категорию и называет номер задания, которое будет выполнять. Я формулирую выбранный вопрос, и вы отвечаете на него. (10 соответствует оценке «3», 20 – «4», 30 – «5»)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 категория. «Импульс» | 10 | 20 | 10 | 20 | 10 |
2 категория. «Виды энергии» | 10 | 20 | 20 | 10 | 20 |
3 категория. «Теоремы» | 20 | 30 | 20 | 20 | 30 |
4 категория. «Закон сохранения энергии» | 20 | 30 | 30 | 20 | 20 |
5 категория. «Закон сохранения импульса» | 20 | 30 | 20 | 20 | 30 |
Вопросы:
Импульс
- Что такое импульс?
- Сформулируйте второй закон Ньютона в импульсном представлении?
- Чему равен импульс покоящего тела?
- Что понимают под импульсом системы?
- Что является единицей измерения импульса, и каково его направление?
Виды энергии
- Что такое потенциальная энергия?
- Чему равна потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести?
- Чему равна потенциальная энергия тела, на которое действует сила упругости?
- Что такое кинетическая энергия?
- Чему равна полная механическая энергия?
Теоремы
- В чем заключается теорема о кинетической энергии?
- В чем заключается физический смысл кинетической энергии?
- В чем заключается теорема о потенциальной энергии?
- В чем заключается принцип минимума потенциальной энергии?
- В чем заключается теорема об изменении полной механической энергии?
Закон сохранения энергии
- Как формулируется закон сохранения энергии?
- Как связаны друг с другом изменения кинетической и потенциальной энергий?
- Опишите превращения энергии, происходящие при движении тела брошенного вертикально вверх.
- Для каких систем справедлив закон сохранения энергии?
- С каким свойством симметрии связан закон сохранения энергии?
Закон сохранения импульса
- Сформулируйте закон сохранения импульса
- Какое столкновение называют абсолютно упругим?
- Какое столкновение называют абсолютно неупругим?
- С каким свойством симметрии связан закон сохранения импульса?
3. Тестирование (15 мин.)
Вариант 1
1. В каких единицах измеряют импульс в Международной системе?
А) 1 кг
Б) 1 Н
В) 1 кг*м/с
Г) 1 Дж Д) 1 Вт.
2. Какая из названных ниже физических величин является скалярной? 1) Импульс. 2) Энергия.
А) только 1
Б) только2
В)1 и 2
Г) ни 1, ни 2
3. Какое выражение соответствует определению импульса тела?
А) ma
Б) mv
В) Ft
Г) mv
Д) mv2/2
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии сжатой пружины?
А) mv2/2
Б) mgh
В) kx2/2
Г) kx2 Д) mv2
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения механической энергии?
А) А= mgh2–mgh1
Б) А= mv22/2–mv21/2
В) Еk1+Еp1= Еk2+ Еp2
Г) m1v1+m2v2 = m1v1+m2v2
Д) Ft = mv2–mv1
6. Мяч движется со скоростью v. На мяч действует сила F так, как показано на рисунке. Какая из стрелок (А–Г) соответствует направлению импульса р мяча?
7. На рисунке приведен график зависимости потенциальной энергии груза от высоты его подъема над поверхностью земли. Какова масса этого груза?
А) 20 кг; Б) 2 кг; В)0,5 кг; Г) 0,05 кг.
8. Как изменится потенциальная энергия упругодеформированного тела при увеличении его деформации в 2 раза?
А) Не изменится
Б) Уменьшится в 2 раза
В) Увеличится в 2 раза
Г) Уменьшится в 4 раза
Д) Увеличится в 4 раза
9. Как изменится потенциальная энергия тела, поднятого над Землей на высоту 2 м, при увеличении высоты на 6 м?
А) Не изменится
Б) Увеличится в 2 раза
В) Увеличится в 3 раза
Г) Увеличится в 4 раза
Д) Увеличится в 6 раз.
10. Тележка массой 40 кг после толчка движется по горизонтальной дорожке. Ее координата меняется в соответствии с уравнением х=2+4t+3t2. Чему равна кинетическая энергия тележки через 2с после начала движения?
А)2000 Дж
Б) 5120 Дж
В) 320 Дж
Г) 200 Дж.
Вариант 2
1. В каких единицах измеряют энергию в Международной системе?
А) 1 кг
Б) 1 Н
В) 1 кг*м/с
Г) 1 Дж Д) 1 Вт.
2. Какая из названных ниже физических величин является векторной? 1) Импульс. 2) Энергия.
А) только 1
Б) только 2
В) 1 и 2
Г) ни 1, ни 2
3. Какое выражение соответствует определению кинетической энергии тела?
А) mv
Б) mv2
В) mv2/2
Г) Ft
Д) m/2 (v2–v20)
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии поднятого над Землей?
А) mv2/2
Б) mgh
В) kx2/2
Г) mgh/2 Д) mv2
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А) р= mv.
Б) Ft = mv2–mv1
В) m1v1+ m2v2 = m1v1+ m2v2
Г) m1v12/2+mgh1 = mv22/2+mgh2
Д) А= mv22/2–mv21/2
6. Мяч движется со скоростью v. На мяч действует сила F так, как показано на рисунке. Какая из стрелок (А-Г) соответствует направлению импульса р мяча?
7. Камень брошен вертикально вверх. В момент бросания он имел кинетическую энергию 30 Дж. Какую потенциальную энергию будет иметь камень в верхней точке траектории полета?
А) 0 Дж
Б) 15 Дж
В) 30 Дж
Г) 300 Дж
8. Как изменится потенциальная энергия упруго-деформированного тела при уменьшении его деформации в 2 раза?
А) Не изменится
Б) Уменьшится в 2 раза
В) Увеличится в 2 раза
Г) Уменьшится в 4 раза
Д) Увеличится в 4 раза
9. Как изменится потенциальная энергия тела, поднятого над Землей на высоту 6 м, при уменьшении высоты на 4 м?
А) Не изменится
Б) Уменьшится в 1,5 раза
В) Уменьшится в 2 раза
Г) Уменьшится в 3 раза
Д) Уменьшится в 4 раза
10. Координата тела меняется в соответствии с уравнением х=2+30t-2t2. Масса тела 5 кг. Какова кинетическая энергия тела через 3с после начала движения?
А) 4410 Дж
Б) 3240 Дж
В) 1440 Дж
Г) 810 Дж
Ключи к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Б | Б | В | В | А | Б | Д | Г | Б |
Г | А | В | Б | В | В | В | Г | Г | Г |
3. Задачи (15 мин.) (1 вариант – нечетные номера, 2 вариант – четные номера).
1 уровень (оценка «3»)
- Пружину школьного динамометра растянули на 5 см. Коэффициент упругости пружины равен 40 Н/м. Чему равна потенциальная энергия растянутой пружины.
- Какова кинетическая энергия метеора, масса которого равна 50 кг, если он движется со скоростью 40 км/с.
- С какой скоростью должен двигаться автомобиль массой 4т, чтобы его кинетическая энергия была равна 32000 Дж.
- На какой высоте тело массой 5 кг будет обладать потенциальной энергией, равной 500 Дж.
- Шар массой 100 г движется со скоростью 5 м/с. После удара о стенку он движется в противоположном направлении со скоростью 4 м/с. Чему равно изменение импульса шара в результате удара о стенку.
- Мальчик массой 20 кг, стоя на коньках, бросает горизонтально камень массой 1 кг со скоростью 5 м/с. Определите скорость, с которой поедет мальчик в результате броска камня?
2 уровень (оценка «4»)
- Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 16 м/с. На какой высоте его кинетическая энергия будет равна потенциальной энергии?
- Тело брошено со скоростью 15 м/с под углом к горизонту. Определите его скорость на высоте 10 м.
- Самолет массой 2 т летит со скоростью 50 м/с. На высоте 420 м он переходит на снижение (при выключенном двигателе) и совершает посадку, имея скорость 30 м/с. Определите работу силы сопротивления воздуха во время планирующего полета.
- Пуля массой 10 г влетает в доску толщиной 5 см со скоростью 800 м/с и вылетает из нее со скоростью 100 м/с. Какова сила сопротивления, какова сила сопротивления, действующая на пулю внутри доски?
- Под действием постоянной силы 50 Н в течение времени равного 8 с, была увеличена скорость тела до 10 м/с. С какой скоростью двигалось тело массой 100 кг до приложения силы.
- Два шара движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями. Масса первого шара равна 1 кг. Какую массу должен иметь второй шар, чтобы после столкновения первый шар остановился, а второй покатился назад с прежней скоростью.
3 уровень (оценка «5»)
- Тело, брошенное с высоты 250 м вертикально вниз с начальной скоростью 20 м/с, углубилось в почву на 1,5 м. Рассчитайте среднюю силу сопротивления почвы, если масса тела равна 2 кг.
- Самолет для взлета должен иметь скорость 25 м/с. Длина пробега перед взлетом 100 м. Какова мощность моторов, если масса самолета 1000кг и коэффициент сопротивления 0,02? Считать движение самолета при взлете равноускоренным.
- С горки высотой 2 м и основанием 5 м съезжают санки. Пройдя от основания горки горизонтально путь 35 м, они останавливаются. Определите коэффициент трения, считая его одинаковым на всем пути.
- Санки съезжают с горы, высота которой равна 5 м, а угол наклона равен 30° и движутся дальше по горизонтальному участку. Коэффициент трения на всем пути санок одинаковый и равен 0,1. Какое расстояние пройдут санки по горизонтальному участку до полной остановки.
- Пуля, массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 300 м/с, ударяет в подвешенный на нитях деревянный брусок массой 6 кг и застревает в нем. Определите на какую высоту поднимается брусок.
- Пуля, летевшая горизонтально со скоростью 40 м/с, попадает в брусок, подвешенный на нити длинной 4 м, и застревает в нем. Определите угол, на который отклонится брусок, если масса пули 20 г, а масса бруска 5 кг.
4. Итоги урока. Домашнее задание.
Законы сохранения
Фамилия, Имя | Теория | Тест | Задачи | Итог | ||||||||||||
|
Тест
Ф. и. вариант № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"
Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...
Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе
Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...
Урок-зачёт по теме "Квадратные уравнения"
На уроке - зачёте применяется сочетание индивидуальной и групповой работы....
Население мира(урок-зачёт)
По типу данный урок является уроком обобщения. По организации – урок-зачёт.Целью урока было поставлено проверить и закрепить знания по теме"Население мира". В процессе урока испо...
Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя
Цели урока: * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...
Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...
Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.
Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...