урок физики в 10 классе по теме "Температура. Абсолютная шкала темеператур"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperatura.pptx870.48 КБ
Файл plan_._bm_tehnologiya_temperatura.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Березовская СОШ Ханты-Мансийский Автономный Округ Югра г.п . Березово Тема урока: Температура Семенова Лариса Александровна учитель физики МБОУ Березовской СОШ

Слайд 2

Ответы на вопросы УЭ-0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 3

Температура

Слайд 4

Ответы на вопросы У-2 1. А 2. Б 3. Б Вы согласны?

Слайд 5

Изобретение термометра В 1592 году Галилео Галилей создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры, назвав его термоскопом. Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной стеклянной трубкой. Шарик нагревали, а конец трубки опускали в воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх. При потеплении уровень воды в трубки опускался вниз. Недостатком прибора было то, что по нему можно было судить только об относительной степени нагрева или охлаждения тела, но шкалы у него не было

Слайд 6

Температурные шкалы Шкала Ц ельсия В технике, медицине, метеорологии и в быту используется шкала Цельсия , в которой за 0 принимают точку замерзания воды, а за 100° точку кипения воды при нормальном атмосферном давлении .. Шкала предложена Андерсом Цельсием в 1742 г. это температурная шкала, 1 градус которой (1 °F) равен 1/180 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, а точка таяния льда имеет температуру +32 °F. Температура по шкале Фаренгейта связана с температурой по шкале Цельсия ( t °С) соотношением t °С = 5/9 ( t °F — 32), 1 °F = 9/5 °С + 32. Предложена Г. Фаренгейтом в 1724. Шкала Фаренгейта

Слайд 7

Шкала Реомюра Предложена в 1730 году Р. А. Реомюром , Единица — градус Реомюра (°R), 1 °R равен 1/80 части температурного интервала между опорными точками — температурой таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R) 1 °R = 1,25° C. В настоящее время шкала вышла из употребления, дольше всего она сохранялась во Франции , на родине автора.

Слайд 8

Шкала температур Кельвина Понятие абсолютной температуры было введено У. Томсоном (Кельвином). Шкалу абсолютной температуры называют шкалой Кельвина. Единица абсолютной температуры — кельвин (К). Нижний предел температуры — абсолютный ноль , то есть наиболее низкая возможная температура, при которой в принципе невозможно извлечь из вещества тепловую энергию. Абсолютный ноль определён как 0 K, что равно −273.15 °C . Температура кипения воды равна 373 К, температура таяния льда 273 К. Число градусов Цельсия и кельвинов между точками замерзания и кипения воды одинаково и равно 100. Поэтому градусы Цельсия переводятся в кельвины по формуле Т= t °C + 273,15.

Слайд 10

Можно предположить, что при тепловом равновесии именно средние кинетические энергии молекул всех газов одинаковы

Слайд 12

- температура в энергетических единицах Т- в градусах абсолютная температура Кельвина (абсолютная температура) k- коэффициент пропорциональности, постоянная Больцмана.

Слайд 13

Постоянная Больцмана связывает температуру в энергетических единицах с температурой в Кельвинах .

Слайд 14

температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Слайд 15

- -------------_ зависимость Закон Авогадро: в равных объёмах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое число молекул.

Слайд 16

Решение задачи УЭ-4 Дано: n = 10 25 м -3 р =100кПа Найти: T СИ: 10 5 Па р= nkT T =р / nk = = 10 5 Па/ 10 25 м -3 ·1,38 · 10 -23 Дж/К= =724 К Ответ: T = 724 К Решение

Слайд 17

Кластер УЭ - 5 Температура измеряется ˚ С Дж Это мера Определяется по шкале F C K Кинет.энергии Степени нагретости Соверш . работы При конвекции Меняется при температура При тепло обмене

Слайд 18

МБОУ Березовская СОШ Ханты-Мансийский Автономный Округ Югра г.п . Березово Тема урока: Температура Семенова Лариса Александровна учитель физики МБОУ Березовской СОШ



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Технологическая карта к модульному уроку физики в

10 классе по теме:

“ Температура. Основное уравнение МКТ.».

(Урок усвоения новых знаний.)

Цели урока:

образовательная формирование понятия температуры, теплового равновесия, абсолютный ноль температур, добиться понимания учащимися физического смысла постоянной Больцмана, закона Авогадро, обобщить знания учащихся по теме за 8 и 10 класс;
развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения анализировать тепловые явления , выделять причинно-следственные связи между температурой и кинетической энергией;
воспитательная - воспитание познавательных интересов, самостоятельности, самооценки, раскрыть целесообразность межпредметной связи с математикой и химией.

Тип учебного занятия:
урок изучения нового материала.

Применяемые технологии:
блочно-модульная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная.

Методы обучения:

по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические,
по дидактическим целям: метод приобретения новых знаний
по уровню познавательной деятельности: исследовательский,
на бинарной основе: информационно-поисковые,
по уровню высокой активности учащихся: «записки на полях…», проблемные задания.

Оборудование:

1. молоток, наковальня проволока,

2. термометр,

3. презентация «Температура»

4. компьютер, мультимедиа-проектор

Дополнительная литература:

Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.2.

Ход урока.

Входной контрольУЭ-0. Средняя кинетическая энергия меняется из-за чего?
Актуализация знаний УЭ – 1. Мини-эксперименты. Формулировка темы урока. Объяснение результатов мини-экспериментов. Заполнить УЭ-1. 
Теоретический блок УЭ – 2.
Рассмотрение § 65 учебника. Установление причинно-следственных связей между температурой и энергией.
Генерализация знаний УЭ – 3. Обобщение знаний путём сжатия информации.
Закрепление знаний. УЭ-4 решение задач по аналогии.
Рефлексия УЭ – 5.
Заполнения кластера «Температура».
Домашнее задание УЭ -6.
Производится подсчёт баллов и по результатам задание дифференцируется.
Подведение итогов в листе контроля УЭ – 7. При использовании модульной технологии удобнее использовать накопительную систему баллов.

содержание

комментарии

УЭ-0

Дидактическая задача: проверить усвоение материала «Основное уравнение МКТ».
методический прием: «Найди свою половину…»Дидактическое оснащение (слайд презентации, опытная установка, учебник)

.«Найди свою половинку…»

Ответить на вопросы, за правильный ответ – 0,5 балла (до 3 баллов)

  1. Идеальный газ – это

  1.  = υ 2  

  1. Давление газа – это

  1. p=

  1. Формула среднего квадрата скорости

  1. =
  1. взаимодействие между частицами которого пренебрежимо мало.

  1. Формула средней кинетической энергии молекулы
  1. столкновение молекул газа со стенками сосуда.

  1. Формула давления идеального газа

  1. произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул
  1. Давление идеального газа пропорционально

.

УЭ-1

Дидактическая задача: актуализация опорных знаний , необходимых для усвоения  данного модуля, введение макроскопических параметров:
методические приёмы: 1. исследовательский: анализ  результатов  мини-исследования и формулирование темы и задач урока. 2. «заметки на полях…»

Выписать макроскопические параметры. Чем отличаются теплые и горячие тела? Для чего требуется время при  измерения температуры тела ? Температура – это…. Тепловое равновесие - …

Читать  §64 , ответить на вопросы УЭ - 1

УЭ-2

Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания учебного материала, развить культуру мышления
Методические приёмы: 1. работа с учебником 2. информационно-исполнительные:  контрольный тест. 3. информация слайда

1)Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел?

А. p,V,T;            Б. p,T,m;                 В. p,V,E.

2)Каковы признаки теплового равновесия?

А. в системе не меняются объём и давление;

Б. в системе не происходит теплообмен,  отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел;

В.  в системе не меняются объём и давление;  не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел.

3)Как зависит интенсивность теплообмена между телами от разности температур?

А. не зависит

Б.тело с большей температурой отдаёт энергию телу с меньшей температурой

 В. тело с меньшей температурой отдаёт энергию телу с большей температурой

Выполняйте самостоятельно. Проверьте правильность выполнения

задания с помощью

кода ответов на слайде(за правильный ответ-1

балл)

УЭ-3

Дидактическая задача:  

Обобщение теоретических знаний  путём сжатия информации.

Методические приёмы: 1. «заметки на полях…» 2. Приобретения новых знаний 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности

1)Внимательно прослушай рассказ учителя.

2)Найди в § 65 и 66 ответы на вопросы:

1. На каком основании можно предполагать существование связей между температурой и кинетической энергией?

2. Как связаны V,p,N в различных газах  при тепловом равновесии?

3. Что называется постоянной Больцмана? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?

4. Каков физический смысл постоянной Больцмана?

5.Что называется абсолютной шкалой температур и абсолютным нулём температур?

6. Какова формула средней кинетической энергии молекул? Что является мерой средней кинетической энергии молекул?

7. Как формулируется закон Авогадро? Какова его математическая формула?

Вывод:

Ответь на вопросы,

запиши обозначения

величин и их единицы в тетрадь, запиши

полученные баллы в

карту самоконтроля.

(всего-7 баллов)

УЭ-4

Дидактическая задача: обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации.
Методические приёмы:
1.объяснительно –иллюстративный 2.репродуктивный 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности

Запиши решение в

тетрадь.

Проверь правильность выполнения

задачи по образцу.

(2 балла за правильный ответ)

Дано:

Т=290 К,

р=0,8МПа

СИ:

8·105 Па

Решение:

Е=

3

kT=

3

·1,38·10-23Дж/К·290К≈6·10-21 Дж

2

2

Найти:

Е,n

р=nkT; n=

p

=

8·105Па

≈2·1026м-3

kT

1,38·10-23Дж/К·290К

Ответ: Е=6·10-21 Дж, n=2·1026м-3

2)Реши задачу самостоятельно:

Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1025м-3

Вывод:

УЭ-5

Дидактическая задача:
1. выполняет функцию обратной связи.
Методический приём: составление кластера «Температура»

Проверьте ответы по коду на слайде. За правильный ответ 1 балл.

УЭ-6

Дидактическая задача: обеспечить повторение и закрепление знаний полученных в ходе урока.
Методический приём: дифференцировать домашнее задание по результатам работы на уроке,  с учетом накопительной системы
оценивания.

Д/З. § 64, 65, 66 читать ответить на вопросы в конце параграфа упр. 12 задачи 1-4

Запишите в дневниках.

УЭ-7

Дидактическая задача:
выяснить уровень усвоения учебного материала по рассматриваемой теме через
Методический приём:
самооценка по листу учёта контроля

Подведение итога. Самооценка.

Найди сумму полученных баллов за урок, поставь оценку в лист самоконтроля и сдай учителю.

«5»- 24-25

«4»-21-24

«3»-17-21

«2»- менее 17

Лист учѐта контроля.

Лист учѐта контроля учитель раздаѐт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Учебный элемент (этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

УЭ- 0. проверка домашнего задания

УЭ-2.Изучение нового материала

УЭ-3. Обобщение изученного теоретического материала

УЭ-4. Формирование навыков решения задач.

УЭ-5 Закрепление. Контроль.

Итого:

Оценка:

Каждый ученик получает памятку, которая помогает ему при работе с модулем.

Памятка для учащегося.

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь еѐ в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также учителя. Используй это рано!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать каждого. Не забывай об этом! Фраза ―работа в парах означает, что при выполнении этой работы тебе придѐтся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.

Не торопись, думай…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...