урок физики в 10 классе по теме "Температура. Абсолютная шкала темеператур"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperatura.pptx | 870.48 КБ |
plan_._bm_tehnologiya_temperatura.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы на вопросы УЭ-0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Температура
Ответы на вопросы У-2 1. А 2. Б 3. Б Вы согласны?
Изобретение термометра В 1592 году Галилео Галилей создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры, назвав его термоскопом. Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной стеклянной трубкой. Шарик нагревали, а конец трубки опускали в воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх. При потеплении уровень воды в трубки опускался вниз. Недостатком прибора было то, что по нему можно было судить только об относительной степени нагрева или охлаждения тела, но шкалы у него не было
Температурные шкалы Шкала Ц ельсия В технике, медицине, метеорологии и в быту используется шкала Цельсия , в которой за 0 принимают точку замерзания воды, а за 100° точку кипения воды при нормальном атмосферном давлении .. Шкала предложена Андерсом Цельсием в 1742 г. это температурная шкала, 1 градус которой (1 °F) равен 1/180 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, а точка таяния льда имеет температуру +32 °F. Температура по шкале Фаренгейта связана с температурой по шкале Цельсия ( t °С) соотношением t °С = 5/9 ( t °F — 32), 1 °F = 9/5 °С + 32. Предложена Г. Фаренгейтом в 1724. Шкала Фаренгейта
Шкала Реомюра Предложена в 1730 году Р. А. Реомюром , Единица — градус Реомюра (°R), 1 °R равен 1/80 части температурного интервала между опорными точками — температурой таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R) 1 °R = 1,25° C. В настоящее время шкала вышла из употребления, дольше всего она сохранялась во Франции , на родине автора.
Шкала температур Кельвина Понятие абсолютной температуры было введено У. Томсоном (Кельвином). Шкалу абсолютной температуры называют шкалой Кельвина. Единица абсолютной температуры — кельвин (К). Нижний предел температуры — абсолютный ноль , то есть наиболее низкая возможная температура, при которой в принципе невозможно извлечь из вещества тепловую энергию. Абсолютный ноль определён как 0 K, что равно −273.15 °C . Температура кипения воды равна 373 К, температура таяния льда 273 К. Число градусов Цельсия и кельвинов между точками замерзания и кипения воды одинаково и равно 100. Поэтому градусы Цельсия переводятся в кельвины по формуле Т= t °C + 273,15.
Можно предположить, что при тепловом равновесии именно средние кинетические энергии молекул всех газов одинаковы
- температура в энергетических единицах Т- в градусах абсолютная температура Кельвина (абсолютная температура) k- коэффициент пропорциональности, постоянная Больцмана.
Постоянная Больцмана связывает температуру в энергетических единицах с температурой в Кельвинах .
температура – мера средней кинетической энергии молекул.
- -------------_ зависимость Закон Авогадро: в равных объёмах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое число молекул.
Решение задачи УЭ-4 Дано: n = 10 25 м -3 р =100кПа Найти: T СИ: 10 5 Па р= nkT T =р / nk = = 10 5 Па/ 10 25 м -3 ·1,38 · 10 -23 Дж/К= =724 К Ответ: T = 724 К Решение
Кластер УЭ - 5 Температура измеряется ˚ С Дж Это мера Определяется по шкале F C K Кинет.энергии Степени нагретости Соверш . работы При конвекции Меняется при температура При тепло обмене
МБОУ Березовская СОШ Ханты-Мансийский Автономный Округ Югра г.п . Березово Тема урока: Температура Семенова Лариса Александровна учитель физики МБОУ Березовской СОШ
Предварительный просмотр:
Приложение №1.
Технологическая карта к модульному уроку физики в
10 классе по теме:
“ Температура. Основное уравнение МКТ.».
(Урок усвоения новых знаний.)
Цели урока:
образовательная – формирование понятия температуры, теплового равновесия, абсолютный ноль температур, добиться понимания учащимися физического смысла постоянной Больцмана, закона Авогадро, обобщить знания учащихся по теме за 8 и 10 класс;
развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения анализировать тепловые явления , выделять причинно-следственные связи между температурой и кинетической энергией;
воспитательная - воспитание познавательных интересов, самостоятельности, самооценки, раскрыть целесообразность межпредметной связи с математикой и химией.
Тип учебного занятия:
урок изучения нового материала.
Применяемые технологии:
блочно-модульная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная.
Методы обучения:
по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические,
по дидактическим целям: метод приобретения новых знаний
по уровню познавательной деятельности: исследовательский,
на бинарной основе: информационно-поисковые,
по уровню высокой активности учащихся: «записки на полях…», проблемные задания.
Оборудование:
1. молоток, наковальня проволока,
2. термометр,
3. презентация «Температура»
4. компьютер, мультимедиа-проектор
Дополнительная литература:
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.2.
Ход урока.
Входной контрольУЭ-0. Средняя кинетическая энергия меняется из-за чего?
Актуализация знаний УЭ – 1. Мини-эксперименты. Формулировка темы урока. Объяснение результатов мини-экспериментов. Заполнить УЭ-1.
Теоретический блок УЭ – 2. Рассмотрение § 65 учебника. Установление причинно-следственных связей между температурой и энергией.
Генерализация знаний УЭ – 3. Обобщение знаний путём сжатия информации.
Закрепление знаний. УЭ-4 решение задач по аналогии.
Рефлексия УЭ – 5. Заполнения кластера «Температура».
Домашнее задание УЭ -6. Производится подсчёт баллов и по результатам задание дифференцируется.
Подведение итогов в листе контроля УЭ – 7. При использовании модульной технологии удобнее использовать накопительную систему баллов.
содержание | комментарии | |||||||||||||
УЭ-0 | Дидактическая задача: проверить усвоение материала «Основное уравнение МКТ». .«Найди свою половинку…» | Ответить на вопросы, за правильный ответ – 0,5 балла (до 3 баллов) | ||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
. | ||||||||||||||
УЭ-1 | Дидактическая задача: актуализация опорных знаний , необходимых для усвоения данного модуля, введение макроскопических параметров: Выписать макроскопические параметры. Чем отличаются теплые и горячие тела? Для чего требуется время при измерения температуры тела ? Температура – это…. Тепловое равновесие - … | Читать §64 , ответить на вопросы УЭ - 1 | ||||||||||||
УЭ-2 | Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания учебного материала, развить культуру мышления 1)Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел? А. p,V,T; Б. p,T,m; В. p,V,E. 2)Каковы признаки теплового равновесия? А. в системе не меняются объём и давление; Б. в системе не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел; В. в системе не меняются объём и давление; не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел. 3)Как зависит интенсивность теплообмена между телами от разности температур? А. не зависит Б.тело с большей температурой отдаёт энергию телу с меньшей температурой В. тело с меньшей температурой отдаёт энергию телу с большей температурой | Выполняйте самостоятельно. Проверьте правильность выполнения задания с помощью кода ответов на слайде(за правильный ответ-1 балл) | ||||||||||||
УЭ-3 | Дидактическая задача: Обобщение теоретических знаний путём сжатия информации. Методические приёмы: 1. «заметки на полях…» 2. Приобретения новых знаний 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности 1)Внимательно прослушай рассказ учителя. 2)Найди в § 65 и 66 ответы на вопросы: 1. На каком основании можно предполагать существование связей между температурой и кинетической энергией? 2. Как связаны V,p,N в различных газах при тепловом равновесии? 3. Что называется постоянной Больцмана? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется? 4. Каков физический смысл постоянной Больцмана? 5.Что называется абсолютной шкалой температур и абсолютным нулём температур? 6. Какова формула средней кинетической энергии молекул? Что является мерой средней кинетической энергии молекул? 7. Как формулируется закон Авогадро? Какова его математическая формула? Вывод: | Ответь на вопросы, запиши обозначения величин и их единицы в тетрадь, запиши полученные баллы в карту самоконтроля. (всего-7 баллов) | ||||||||||||
УЭ-4 | Дидактическая задача: обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации. | Запиши решение в тетрадь. Проверь правильность выполнения задачи по образцу. (2 балла за правильный ответ) | ||||||||||||
Дано: Т=290 К, р=0,8МПа | СИ: 8·105 Па | Решение: | ||||||||||||
Е= | 3 | kT= | 3 | ·1,38·10-23Дж/К·290К≈6·10-21 Дж | ||||||||||
2 | 2 | |||||||||||||
Найти: Е,n | р=nkT; n= | p | = | 8·105Па | ≈2·1026м-3 | |||||||||
kT | 1,38·10-23Дж/К·290К | |||||||||||||
Ответ: Е=6·10-21 Дж, n=2·1026м-3 2)Реши задачу самостоятельно: Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1025м-3 Вывод: | ||||||||||||||
УЭ-5 | Дидактическая задача: | Проверьте ответы по коду на слайде. За правильный ответ 1 балл. | ||||||||||||
УЭ-6 | Дидактическая задача: обеспечить повторение и закрепление знаний полученных в ходе урока. Д/З. § 64, 65, 66 читать ответить на вопросы в конце параграфа упр. 12 задачи 1-4 | Запишите в дневниках. | ||||||||||||
УЭ-7 | Дидактическая задача: Подведение итога. Самооценка. Найди сумму полученных баллов за урок, поставь оценку в лист самоконтроля и сдай учителю. | «5»- 24-25 «4»-21-24 «3»-17-21 «2»- менее 17 |
Лист учѐта контроля.
Лист учѐта контроля учитель раздаѐт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) |
УЭ- 0. проверка домашнего задания | ||
УЭ-2.Изучение нового материала | ||
УЭ-3. Обобщение изученного теоретического материала | ||
УЭ-4. Формирование навыков решения задач. | ||
УЭ-5 Закрепление. Контроль. | ||
Итого: | ||
Оценка: |
Каждый ученик получает памятку, которая помогает ему при работе с модулем.
Памятка для учащегося.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь еѐ в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также учителя. Используй это рано!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать каждого. Не забывай об этом! Фраза ―работа в парах‖ означает, что при выполнении этой работы тебе придѐтся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.
Не торопись, думай…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Урок физики 7 класс "Что изучает физика"
Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...
Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"
Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...