Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Открытый урок физики в 9 классе.
Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.
РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок физики в 9 классе.
Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.
РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Цели занятия:
- обучающие: вывести закон сохранения импульса; познакомить с понятием реактивного движения; вырабатывать самостоятельное мышление по применению знаний на практике.
- развивающие: вырабатывать умение мыслить, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей.
- воспитывающие: развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; повышать познавательную активность; способствовать развитию чувства гордости за свою Родину.
Планируемые результаты обучения:
- должен знать: понятие импульса, реактивного движения, закон сохранения импульса.
- должен уметь: применять закон сохранения импульса при решении задач.
Основные понятия, впервые вводимые на занятии: реактивного движения, закон сохранения импульса, упругое соударение, неупругое соударение.
Тип занятия: комбинированный урок.
Основные методы, применяемые на занятии: Инфомационно-развивающие предполагающие сообщение информации в готовом виде-лекция.
Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, воздушный шарик, стакан с водой, полоска бумаги, презентация к уроку, сегнерово колесо, вода, шарики на нити, поднос для воды, карточки для домашнего задания, для игры.
Связи
- межпредметные: с технической механикой, биологией, историей..
- внутрипредметные: с кинематикой, динамикой.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- взаимное приветствие преподавателя и студентов;
- проверка отсутствующих;
- организация внимания.
II. Организация домашнего задания. (Слайд 2)
1. § 22,23 (читать и ответить на вопросы).
2. Упр 21,22 (решить задачи).
3. Игра «Угадай слово».
Проектор выключить.
III. Повторение пройденного материала:
Вопросы для устного фронтального повторения:
1. Название какой физической величины в переводе с латинского
обозначает «толчок»? (Импульс).
2. Дайте определение физического понятия - импульс тела (это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость). (Слайд 6)
3. Какой является эта величина: векторной или скалярной? (Скорость – величина векторная, масса – величина скалярная. Произведение скалярной и векторной величины дает величину векторную).
4. Куда направлен вектор импульса тела? (Вектор импульса тела направлен также, как и вектор скорости. Можно сказать, что эти векторы сонаправлены).
5. Обозначение и формула для нахождения. (Слайд 6)
6. Единица измерения. Что принимают за единицу импульса? (За единицу импульса принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с)
7. Какие тела обладают импульсом? Приведите примеры.
8. Импульс, какого тела равен 0? Приведите примеры.
9. От чего зависит импульс тела? (От массы тела и его скорости).
10. Я приведу примеры тел, обладающих импульсом и не обладающих импульсом.
- У Вас на столах имеются карточки с большой буквой Р, маленькой буквой р и 0. Учитель начинает петь песенку, а учащиеся должны поднять карточку с большой буквой Р, если тело, о котором поётся в песенке, обладает большим импульсом, с маленькой буквой р, если импульс тела мал, и 0, если импульс тела равен нулю:
1."Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход,
Ах, зачем же этот день кончается,
Лучше б он тянулся целый год".
2. "Трусишка-зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал".
3. "В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик
Зелёненький он был".
4. "Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И не ясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я весёлый такой".
5. "Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвёмся
Прямо в снежную зарю".
6. "Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу и лежу,
И на солнышко гляжу".
Учитель: При выполнении этого задания вы еще раз убедились в том, что чем больше масса и скорость тела, тем больше его импульс.
IV. Изучение нового материала.
Постановка задач и целей урока.
-Учитель: Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать на небесных телах. Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство. Этими замечательными словами (К.Э. Циолковского), я хочу начать наш сегодняшний урок, на котором мы познакомимся с законом сохранения импульса, с практическим применением закона сохранения импульса. (слайд 3 – тема урока).
Проектор включить.
-Учитель: Из повседневного жизненного опыта вы знаете, что действие, которое может совершить движущееся тело, зависит от его массы и скорости. Но почему:
-Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит?
-Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной?
Демонстрация опыта: стакан с водой находится на длинной полоске прочной бумаги. Если тянуть полоску медленно, то стакан движется вместе с бумагой. А если резко дернуть полоску бумаги – графин остается неподвижным?
Учитель: На эти и другие вопросы вы сможете ответить, изучив закон сохранения импульса.
V. Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти.
-Учитель: Значение величины “импульс” (Слайд 4)
Величина импульс – особая величина, обладающая свойством сохранения при движении и взаимодействии тел. И эта величина, и это свойство сохранения играют важную роль в науке и имеют большое практическое значение в жизни, технике:
- атомная и ядерная физика (все столкновения атомных ядер, превращения при ядерных реакциях подчинены этому закону);
- взрывы (военные, при строительстве);
- снежные лавины;
- землетрясения;
- удары (при авариях, на производстве).
VI. Изучение закона сохранения импульса. (Слайд 8-13)
- Справедливость закона сохранения импульса можно проследить на опыте по взаимодействию шаров.
- Рассмотрим систему, состоящую из двух тел, взаимодействующих друг с другом. Такую систему образуют, например, два шара массами m1 и m2 , движущимися навстречу друг другу с начальной скоростью V1 и V2 соответственно. Пренебрегая внешними силами, действующими на шары, данную систему тел можно считать замкнутой.
- Что мы получили в правой и левой частях равенства?
В левой части равенства содержится суммарный импульс системы до взаимодействия, а в правой – после взаимодействия. Импульс каждого тела изменился, сумма же осталась неизменной.
- Это означает, что: геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы- закон сохранения импульса.
- Опытное подтверждение закона сохранения импульса:
1) С тележками. Между двумя одинаковыми покоящимися тележками находится сжатая пружина. После пережигания нити, стягивающей пружину, тележки начинают двигаться по воздушной дорожке прибора в противоположные стороны с равными по модулю скоростями. Чему равно изменение импульса системы тел, состоящих из двух тележек? ( Нулю до и после).
2) С шариками подвешенными на нити.
VII. Закрепление изученного
1) Решение задачи на неупругое соударение
С тележки, движущейся со скоростью 2м/с, спрыгивает мальчик со скоростью 1м/с, направленной горизонтально против хода тележки. Масса мальчика равна 45 кг, а масса тележки – 30 кг. С какой скоростью будет двигаться тележка сразу после того, как мальчик спрыгнул с нее?
2)- (Электронный тест).
VIII. Применение закона сохранения импульса в природе и технике.
- Закон сохранения импульса находит широкое отражение в природе и технике.
- Примером является пушка, из которой производится выстрел. Явление отдачи (отката) орудия при выстреле (слайд 14).Такую же отдачу испытывают пожарные, направляя мощную водяную струю на горящий объект и с трудом удерживающие брандспойт;
- Интересный и важный пример проявления и практического применения закона сохранения импульса – это реактивное движение.
Демонстрация: Учитель просит учащегося надуть резиновый шарик и отпустить его. Шарик приходит в движение.
- Учитель: За счёт чего шарик приходит в движение? (Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух.)
- Учитель: Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Прежде, чем вы попытаетесь сформулировать определение реактивного движения, мне бы хотелось спросить у вас, будет ли являться примером реактивного движения следующий случай:
Демонстрация: Сегнерово колесо.
Учитель: Что общего в первом и во втором опытах?
Студент: Тележка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (ученик, воздух или вода).
После этого учащиеся формулируют определение реактивного движения.
Реактивное движение – движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью, какая-то его часть, т. е. движение, возникающее за счет выброса вещества. (слайд 14,15,16)
Типичным примером реактивного движения может служить движение ракет. (слайд 17)
Выступление учителя о реактивном движении - (слайд 17-25);
- РАКЕТА (нем. Rakete), летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (рабочего тела). (слайд 17)
- РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, многоступенчатая (2-5 ступеней) управляемая ракета для выведения в космос полезного груза (искусственного спутника Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и др.). до 90% массы составляет топливо; масса выводимого на околоземную орбиту полезного груза ок. 140 т. (слайд 18,19)
- РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ, совокупность различных ракетных комплексов, предназначенных для поражения наземных, воздушных и морских целей боевой частью ракет. (слайд 20)
- РЕАКТИВНОЕ ОРУЖИЕ, вид оружия, в котором средства поражения доставляются к цели за счет реактивной тяги двигателя (слайд 21)
- Старт космического корабля с космодрома. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (КА), аппарат для полета в космос или в космосе, напр. искусственный спутник Земли, космический корабль, орбитальная станция (слайд 22,23)
- Загадка:
Наберет он в рот воды,-
Чтобы не было беды,
Изо всех силенок дунет,
На врага водою плюнет
И мгновенно удерет,
Как ракетный самолет!
( Кальмар.)
Кальмар является самым крупным беспозвоночным обитателем океанических глубин. Он передвигается по принципу реактивного движения; вбирая в себя воду, а затем с огромной силой проталкивая ее через особое отверстие- « воронку», и с большой скоростью (до 70км/ч) двигается толчками назад. При этом все десять щупалец кальмара собирается в узел над головой, и он приобретает обтекаемую форму. (слайд 24,25)
- Одно из главнейших изобретений человечества в XX веке - это изобретение реактивного двигателя, который позволил человеку подняться в космос. (слайд 26). Сегодня мы должны вспомнить людей, ученых которые сделали большой вклад в развитие науки.
(слайд 27-30);
- Циолковский К.Э. - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах (слайд 27)
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич (1934-68), российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1961), полковник, Герой Советского Союза (1961). 12 апреля 1961 впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». (слайд 28)
- ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (1937), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР (1963), первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник (1970), общественный деятель, Герой Советского Союза (1963). Полет на «Востоке-6» (июнь 1963 (слайд 29)
- После увиденного и услышанного я думаю у вас должно возникнуть чувство гордости за тех людей, которые внесли свой вклад в развитие ракетной техники. И вы, ребята, также в будущем можете внести свой вклад в интересное дело – в освоение космического пространства.
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
ИГРА « ОТГАДАЙ СЛОВО»
- Векторная величина, являющаяся мерой механического движения, его направление совпадает с направлением скорости.
- Формулировку, какого закона я сейчас прочитаю? Сумма импульсов до взаимодействия равна сумме импульсов после взаимодействия.
- Величина, равная произведению силы на время ее действия.
- Ударное взаимодействие, при котором тела соединяются (слипаются) друг с другом и движутся дальше как одно тело.
- Движение тела, возникающие вследствие отделения от него части его массы с некоторой скоростью.
- Как называется первый постулат в СТО.
- Что вырывается из сопел ракеты?
- ИМПУЛЬС 2
- ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА 4
- ИМПУЛЬС СИЛЫ 5
- НЕУПРУГОЕ СОУДАРЕНИЕ 8
- РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ 11
- ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 5
- ГАЗЫ 4
2 4 5 8 11 5 4
М | О | Л | О | Д | Ц | Ы |
Учитель: На доске зашифровано слово, которое вы должны отгадать с помощью вопросов, которые я вам буду задавать. Из ответа на вопрос вы должны взять только одну букву, номер которой стоит над клеточкой.
Решение задач. (Слайды 31-32)
Подведение итогов урока. (выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".
Урок проводился в 10м классе как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...
Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение.
Презентация урока в 10 классе...
Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"
Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"...
Самостоятельная работа по физике 10 класс по теме "Закон сохранения импульса"
Работа рассчитана 15 минут, служит для закрепления навыка применения закона сохранения импульса. Главное требование к решению - развернутое обоснование скалярного уравнения. Обязательные шаги - вектор...
Закон сохранения импульса.Реактивное движение.
Урок в 10 классе после изучения понятия импульса и закона сохранения импульса....
Анисимова В.В.Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 класс
Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 классУчебник Физика 9 класс. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е.: М.- Дрофа,2016 г....