Программа курса «Физика атмосферы» разработана для учащихся 11 классов.
рабочая программа по физике (11 класс) по теме
Программа курса «Физика атмосферы» разработана для учащихся 11 классов. Тема курса выбрана с учетом интересов учеников к физике, выявленного в ходе анкетирования, проведённого учителем в конце учебного года. Программа рассчитана на 72 часа, состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения. Платный курс, который предлагается ученикам, познакомит их с основными сведениями по строению и составу атмосферы и гидросферы, динамике их возмущений и роли в климате Земли. Может быть полезно учащимся старших классов и всем, интересующимся природными явлениями. Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению физики. Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он призван удовлетворить интерес учащихся, а также ответить на многочисленные упреки в адрес метеослужбы. Более глубокое, чем в основном курсе, изучение тепловых процессов дает возможность усилить политехническую направленность обучения физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса «Физика атмосферы» разработана для 11 класса | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Согласовано: методист платных курсов _________ Т.В. Плотникова 23. 09.2016г. | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №7» от 24.09. 2016г. № ___ |
Программа курса
Физика атмосферы
11 класс
Учитель:
Кустова Надежда Ильинична
г. Когалым, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Физика атмосферы» в рамках оказания платных образовательных услуг (далее - платные курсы) разработана для учащихся 11 классов. Тема курса выбрана с учетом интересов учеников к физике, выявленного в ходе анкетирования, проведённого учителем в конце учебного года.
Программа рассчитана на 72 часа, состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.
Платный курс, который предлагается ученикам, познакомит их с основными сведениями по строению и составу атмосферы и гидросферы, динамике их возмущений и роли в климате Земли. Может быть полезно учащимся старших классов и всем, интересующимся природными явлениями.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению физики.
Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он призван удовлетворить интерес учащихся, а также ответить на многочисленные упреки в адрес метеослужбы.
Более глубокое, чем в основном курсе, изучение тепловых процессов дает возможность усилить политехническую направленность обучения физике.
Цели и задачи:
- дать учащимся представление о физике атмосферы, помочь увидеть, понять и показать процессы, влияющие на атмосферные явления;
- уделить внимание историческому комментированию атмосферных явлений.
- совместить изучение исторических фактов и анализ динамики изменения атмосферы;
- сформировать устойчивый интерес к освоению физики атмосферы, нацелить на изучение огромного массива явлений происходящих в атмосфере, объяснить их природу, причины и свойства;
- воспитывать интерес учащихся к физике;
- развивать каждого учащегося как профессионала знающего физику атмосферы и умеющего объяснить все явления и процессы происходящие в ней.
Программа платного курса предполагает многоаспектный подход к изучению физики атмосферы. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась метеорология, атмосферная оптика и другие разделы физики.
Основной принцип программы – научность, связь теории и практики в освоении трудностей современного курса физики атмосферы.
Программа данного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения физики, должно быть вписано в контекст изучения истории физики и современного развития вообще.
В ходе изучения курса учащиеся узнают, как образовывалась атмосферная физика и другие её разделы. Предусмотрено изучение не самой физики (программу которой они к этому времени уже освоили), а процессы, которые происходят в атмосфере. Соответственно, они изучают и историю развития науки об атмосфере, которая является одним из разделов физики. Это очень актуально в современное время, так как многие учащиеся не знают не только истории физики, но и истории своего народа. Данный курс поможет увидеть становление и формирование физики как науки.
Знание исторических процессов в развитии физике желательно. Поэтому при отборе материала для исторического комментирования большое внимание уделяется практической направленности. В ходе работы на курсах привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития физики, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь разделов физики атмосферы и гидросферы, оптических явлений.
При этом в центре внимания должен быть один из важнейших принципов дидактики – доступность, учёт возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
В процессе изучения курса необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий: лекции, семинары с краткими сообщениями учеников, работа с учебной, научно-популярной литературой и справочниками, беседы.
В процессе обучения используются методы:
- эвристический;
- исследовательский;
- репродуктивный.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Курс построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий: информационные, исследовательские формы работы.
Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение физики и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа.
При формировании речевых и письменных умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом, создание проектов и др.
Результаты обучения:
В процессе обучения совершенствуются умения, навыки, способы деятельности:
-объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки;
-умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку;
-владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка;
-создание необходимых условий реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Планируемые результаты:
В результате учащиеся должны:
- иметь представление о кириллице, числовых значениях кириллических букв; системе гласных
и согласных древнерусского языка;
-знать основные отличия морфологии древнерусского языка от современной морфологии;
-уметь читать тексты на древнерусском языке и переводить их на современны язык;объяснять
«темные» места современной орфографии с исторической точки зрения;
-уметь формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку;
-владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка.
Тематическое планирование
№ блока | Разделы программы | Количество часов |
1 | Состав и строение атмосферы. | 12 |
2 | Циркуляция воздушных масс в атмосфере. | 12 |
3 | Оптические, электрические и акустические явления в атмосфере. | 12 |
4 | Гидродинамика атмосферных возмущений. Тепловой баланс Земли. Адиабатические процессы в атмосфере. | 12 |
5 | Науки изучающие атмосферу. | 12 |
6 | Создание проектов | 12 |
Всего- 72 часа.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | |
Состав и строение атмосферы (октябрь) | 12 | ||
1 | Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы. | 1 | |
2 | Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы. | 1 | |
3 | Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы. | 1 | |
4 | Вертикальное строение атмосферы Земли. | 1 | |
5 | Вертикальное строение атмосферы Земли. | 1 | |
6 | Вертикальное строение атмосферы Земли. | 1 | |
7 | Преобразование энергии в атмосфере. | 1 | |
8 | Преобразование энергии в атмосфере. | 1 | |
9 | Преобразование энергии в атмосфере. | 1 | |
10 | Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека. | 1 | |
11 | Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека. | 1 | |
12 | Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека. | 1 | |
Циркуляция воздушных масс в атмосфере (ноябрь) | 12 | ||
13 | Ветры. | 1 | |
14 | Ветры. | 1 | |
15 | Ветры. | 1 | |
16 | Циркумполярные вихри. | 1 | |
17 | Циркумполярные вихри. | 1 | |
18 | Циркумполярные вихри. | 1 | |
19 | Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны. | 1 | |
20 | Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны. | 1 | |
21 | Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны. | 1 | |
22 | Циклоны и антициклоны. | 1 | |
23 | Циклоны и антициклоны. | 1 | |
24 | Циклоны и антициклоны. | 1 | |
Оптические, электрические и акустические явления в атмосфере (декабрь) | 12 | ||
25 | Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере. | 1 | |
26 | Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере. | 1 | |
27 | Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере. | 1 | |
28 | Распространение радиоволн в атмосфере. | 1 | |
29 | Распространение радиоволн в атмосфере. | 1 | |
30 | Распространение радиоволн в атмосфере. | 1 | |
31 | Распространение акустических волн в атмосфере. | 1 | |
32 | Распространение акустических волн в атмосфере. | 1 | |
33 | Распространение акустических волн в атмосфере. | 1 | |
34 | Грозовые процессы. | 1 | |
35 | Грозовые процессы. | 1 | |
36 | Резонанс Шумана. | 1 | |
Гидродинамика атмосферных возмущений. Тепловой баланс Земли. Адиабатические процессы в атмосфере. (январь) | 12 | ||
37 | Математическая постановка задачи. | 1 | |
38 | Математическая постановка задачи. | 1 | |
39 | Математическая постановка задачи. | 1 | |
40 | Волны в атмосфере. | 1 | |
41 | Волны в атмосфере. | 1 | |
42 | Волны в атмосфере. | 1 | |
43 | Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная. | 1 | |
44 | Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная. | 1 | |
45 | Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная. | 1 | |
46 | Адиабатические процессы. Проявление действия адиабатических процессов в атмосфере. | 1 | |
47 | Климат. Фён. | 1 | |
48 | Влажно – адиабатический процесс. | 1 | |
Науки изучающие атмосферу ( февраль) | 12 | ||
49 | Метеорология. | 1 | |
50 | Метеорология. | 1 | |
51 | Метеорология. | 1 | |
52 | Актинометрия. | 1 | |
53 | Актинометрия. | 1 | |
54 | Актинометрия. | 1 | |
55 | Атмосферная оптика. | 1 | |
56 | Атмосферная оптика. | 1 | |
57 | Атмосферная оптика. | 1 | |
58 | Атмосферная акустика. | 1 | |
59 | Атмосферная акустика. | 1 | |
60 | Атмосферная акустика. | 1 | |
Создание проектов (март) | 12 | ||
61 | Выбор темы пректа. | 1 | |
62 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. | 1 | |
63 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | |
64 | Основные источники получения информации. | 1 | |
65 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 1 | |
66 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | |
67 | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 1 | |
68 | Оформление работы. Подготовка доклада. | 1 | |
69 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint. | 1 | |
70 | Тематические учебные исследования. | 1 | |
71 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. | 1 | |
72 | Защита проекта. | 1 |
Всего 72 часа
Используемая литература и ресурсы
Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
- Человек и стихия. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
- Элементарный учебник физики/под ред. Г.С. Ландсберга. Т.1 – М.: Шрайк, 1995г
- Гилл А. Динамика атмосферы и океана. М.:«Мир», 1986. Т.1,2. 400, 415с.
- Дымников В.П. Устойчивость и предсказуемость крупномасштабных атмосферных процессов. М., ИВМ РАН, 2007, 283 с.
- Ку-Нан Лиоу. Основы радиационных процессов в атмосфере. Л.:Гидрометеоиздат, 1984. 376 с.
- Мохов И.И. Диагностика и структура климатической системы. С.П., Гидрометеоиздат, 1993. 270с.
- Пальмен Э., Ньютон Ч. Циркуляционные системы атмосферы. Л.:Гидрометеоиздат, 1973. 616с.
- Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. М., Изд. Моск. У-та, 2006, 584 с.
- Wallace J.M., Hobbs P.V. Atmospheric Science. Second Edition. Amsterdam. Elsevier. 2005. 484с.
- Трухин В. И., Показеев К. В., Куницын В. Е. Общая и экологическая геофизика. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 576 с.
- Мейсон Б. Дж. Физика облаков / Перевод с англ. – Л.: Гидрометеоиздат, 1961. – 541 с.
- Качурин Л. Г. Физические основы воздействия на атмосферные процессы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
- Роджерс Р.Р. Краткий курс физики облаков/Пер. с англ. – Л.: Гидрометеоиздат, 1979.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Интернет ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144603/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0
- http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01325:article
- http://allencyclopedia.ru/82052.
- https://geographyofrussia.com/opticheskie-yavleniya-v-atmosfere/
- https://geographyofrussia.com/ponyatie-ob-atmosfere/
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
- Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/
- Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan
- Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е.М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний
Серия: Программы и планирование - Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика http://project.1september.ru/subject.php?sb=23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
элективный курс Физика атмосферы 9 класс
Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он ...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
рабочая программа курса «Физика в задачах» в 9В классе для внеурочных занятий
Программа рассчитана на 1ч в недели. В ней содержится как рабочая программа так и КТП....