Программа курса «Физика атмосферы» разработана для учащихся 11 классов.
рабочая программа по физике (11 класс) по теме

Кустова Надежда Ильинична

Программа курса «Физика атмосферы» разработана для учащихся 11 классов. Тема курса выбрана с учетом интересов учеников к физике, выявленного в ходе анкетирования, проведённого учителем в конце учебного года. Программа рассчитана на 72 часа, состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения. Платный курс, который предлагается ученикам, познакомит их с основными сведениями по строению и составу атмосферы и гидросферы, динамике их возмущений и роли в климате Земли. Может быть полезно учащимся старших классов и всем, интересующимся природными явлениями. Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению физики. Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он призван удовлетворить интерес учащихся, а также ответить на многочисленные упреки в адрес метеослужбы. Более глубокое, чем в основном курсе, изучение тепловых процессов дает возможность усилить политехническую направленность обучения физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Согласовано:

методист платных курсов

_________ Т.В. Плотникова

23. 09.2016г.

Утверждено

приказом директора

 МБОУ «СОШ №7»

от  24.09. 2016г. № ___

Программа курса

Физика атмосферы

11  класс

Учитель:

Кустова Надежда Ильинична

г. Когалым, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Физика атмосферы» в рамках оказания  платных образовательных услуг (далее - платные курсы) разработана для учащихся 11 классов. Тема курса выбрана с учетом интересов учеников к физике, выявленного в ходе анкетирования, проведённого  учителем в конце учебного года.

Программа рассчитана на 72 часа, состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.

Платный курс, который предлагается ученикам, познакомит их с основными сведениями по строению и составу атмосферы и гидросферы, динамике их возмущений и роли в климате Земли. Может быть полезно учащимся старших классов и всем, интересующимся природными явлениями.

 Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению физики.

Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он призван удовлетворить интерес учащихся, а также ответить на многочисленные упреки в адрес метеослужбы.

Более глубокое, чем в основном курсе, изучение тепловых процессов дает возможность усилить политехническую направленность обучения физике.

Цели и задачи:

- дать учащимся представление о физике атмосферы, помочь увидеть, понять и  показать процессы, влияющие на атмосферные явления;

- уделить внимание историческому комментированию атмосферных явлений.

- совместить изучение исторических фактов и анализ динамики изменения атмосферы;

- сформировать устойчивый интерес к освоению физики атмосферы, нацелить на изучение огромного массива явлений происходящих в атмосфере, объяснить их природу, причины и свойства;

- воспитывать интерес учащихся к физике;

- развивать каждого учащегося как профессионала знающего физику атмосферы и умеющего объяснить все явления и процессы происходящие в ней.

Программа платного курса предполагает многоаспектный подход к изучению физики атмосферы. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась метеорология, атмосферная оптика и другие разделы физики.

Основной принцип программы – научность, связь теории и практики в освоении трудностей современного курса физики атмосферы.

 Программа данного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения физики, должно быть вписано в контекст изучения истории физики и современного развития  вообще.

В ходе изучения курса учащиеся узнают, как образовывалась атмосферная физика и другие её разделы.  Предусмотрено изучение не самой физики (программу которой они к этому времени уже освоили), а процессы, которые происходят в атмосфере. Соответственно, они изучают и историю развития науки об атмосфере, которая является одним из разделов физики. Это очень актуально в современное время, так как многие учащиеся не знают не только истории физики, но и истории своего народа. Данный курс поможет увидеть становление и формирование физики как науки.

Знание исторических процессов в развитии физике желательно. Поэтому при отборе материала для исторического комментирования большое внимание уделяется практической направленности. В ходе работы на курсах привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития физики, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь разделов физики атмосферы и гидросферы, оптических явлений.

 При этом в центре внимания должен быть один из важнейших принципов дидактики – доступность, учёт возрастных особенностей и уровня развития учащихся.

В процессе изучения курса необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий: лекции, семинары с краткими сообщениями учеников, работа с учебной, научно-популярной литературой и справочниками, беседы.

В процессе обучения используются методы:

- эвристический;

- исследовательский;

- репродуктивный.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-  технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения.

Курс построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий: информационные, исследовательские формы работы.

Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение физики и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа.

При формировании речевых и письменных умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом, создание проектов и др.

Результаты обучения:

        В процессе обучения совершенствуются умения, навыки, способы деятельности:

-объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки;

-умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку;

-владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка;

 -создание необходимых условий реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Планируемые результаты:

В результате учащиеся должны:

- иметь представление о кириллице, числовых значениях кириллических букв; системе гласных

 и согласных древнерусского языка;

-знать основные отличия морфологии древнерусского языка от современной морфологии;

-уметь читать тексты на древнерусском языке и переводить их на современны язык;объяснять

«темные» места современной орфографии с исторической точки зрения;

-уметь формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку;

-владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка.

Тематическое планирование

№ блока

Разделы программы

Количество часов

1

Состав и строение атмосферы.

12

2

Циркуляция воздушных масс в атмосфере.

12

3

Оптические, электрические и акустические явления в атмосфере.

12

4

Гидродинамика атмосферных возмущений. Тепловой баланс Земли. Адиабатические процессы в атмосфере.

12

5

Науки изучающие атмосферу.

12

6

Создание проектов

12

Всего- 72 часа.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Состав и строение атмосферы (октябрь)

12

1

Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы.

1

2

Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы.

1

3

Атмосфера Земли и других тел Солнечной системы.

1

4

Вертикальное строение атмосферы Земли.

1

5

Вертикальное строение атмосферы Земли.

1

6

Вертикальное строение атмосферы Земли.

1

7

Преобразование энергии в атмосфере.

1

8

Преобразование энергии в атмосфере.

1

9

Преобразование энергии в атмосфере.

1

10

Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека.

1

11

Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека.

1

12

Эволюция атмосферы и ее роль в физиологии человека.

1

Циркуляция воздушных масс в атмосфере (ноябрь)

12

13

Ветры.

1

14

Ветры.

1

15

Ветры.

1

16

Циркумполярные вихри.

1

17

Циркумполярные вихри.

1

18

Циркумполярные вихри.

1

19

Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны.

1

20

Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны.

1

21

Ячейки Хэдли и Феррела. Пассаты и муссоны.

1

22

Циклоны и антициклоны.

1

23

Циклоны и антициклоны.

1

24

Циклоны и антициклоны.

1

Оптические, электрические и акустические явления в атмосфере  (декабрь)

12

25

Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере.

1

26

Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере.

1

27

Рефракция, поглощение и рассеяние света в атмосфере.

1

28

Распространение радиоволн в атмосфере.

1

29

Распространение радиоволн в атмосфере.

1

30

Распространение радиоволн в атмосфере.

1

31

Распространение акустических волн в атмосфере.

1

32

Распространение акустических волн в атмосфере.

1

33

Распространение акустических волн в атмосфере.

1

34

Грозовые процессы.

1

35

Грозовые процессы.

1

36

Резонанс Шумана.

1

Гидродинамика атмосферных возмущений. Тепловой баланс Земли. Адиабатические процессы в атмосфере.

(январь)

12

37

Математическая постановка задачи.

1

38

Математическая постановка задачи.

1

39

Математическая постановка задачи.

1

40

Волны в атмосфере.

1

41

Волны в атмосфере.

1

42

Волны в атмосфере.

1

43

Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная.

1

44

Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная.

1

45

Энергия, поглощенная поверхностью Земли. Солнечная постоянная.

1

46

Адиабатические процессы. Проявление действия адиабатических процессов в атмосфере.

1

47

Климат. Фён.

1

48

Влажно – адиабатический процесс.

1

Науки изучающие атмосферу  ( февраль)

12

49

Метеорология.

1

50

Метеорология.

1

51

Метеорология.

1

52

Актинометрия.

1

53

Актинометрия.

1

54

Актинометрия.

1

55

Атмосферная оптика.

1

56

Атмосферная оптика.

1

57

Атмосферная оптика.

1

58

Атмосферная акустика.

1

59

Атмосферная акустика.

1

60

Атмосферная акустика.

1

Создание проектов (март)

12

61

Выбор темы пректа.

1

62

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

1

63

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

64

Основные источники получения информации.

1

65

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

66

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

67

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

68

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

69

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint.

1

70

Тематические учебные исследования.

1

71

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

1

72

Защита проекта.

1

Всего 72 часа

Используемая литература и ресурсы

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

  2. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
  3. Человек и стихия. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
  4. Элементарный учебник физики/под ред. Г.С. Ландсберга. Т.1 – М.: Шрайк, 1995г
  5. Гилл А. Динамика атмосферы и океана. М.:«Мир», 1986. Т.1,2. 400, 415с.
  6. Дымников В.П. Устойчивость и предсказуемость крупномасштабных атмосферных процессов. М., ИВМ РАН, 2007, 283 с.
  7. Ку-Нан Лиоу. Основы радиационных процессов в атмосфере. Л.:Гидрометеоиздат, 1984. 376 с.
  8. Мохов И.И. Диагностика и структура климатической системы. С.П., Гидрометеоиздат, 1993. 270с.
  9. Пальмен Э., Ньютон Ч. Циркуляционные системы атмосферы. Л.:Гидрометеоиздат, 1973. 616с.
  10. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. М., Изд. Моск. У-та, 2006, 584 с.
  11. Wallace J.M., Hobbs P.V. Atmospheric Science. Second Edition. Amsterdam. Elsevier. 2005. 484с.
  12.  Трухин В. И., Показеев К. В., Куницын В. Е. Общая и экологическая геофизика. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 576 с.
  13. Мейсон Б. Дж. Физика облаков / Перевод с англ. – Л.: Гидрометеоиздат, 1961. – 541 с.
  14.  Качурин Л. Г. Физические основы воздействия на атмосферные процессы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
  15. Роджерс Р.Р. Краткий курс физики облаков/Пер. с англ. – Л.: Гидрометеоиздат, 1979.
  16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).
  17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
  18. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  19. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  20. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  21. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с
  22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  23. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  24. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.
  25. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  26. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  27. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
  28.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  29.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
  30.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  31.   Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Интернет ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144603/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  3. http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01325:article
  4. http://allencyclopedia.ru/82052.
  5. https://geographyofrussia.com/opticheskie-yavleniya-v-atmosfere/
  6. https://geographyofrussia.com/ponyatie-ob-atmosfere/
  7. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  8. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  9. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  10.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  11. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
  12. Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/
  13. Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет   http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan
  14. Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е.М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний
    Серия: Программы и планирование
  15. Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика  http://project.1september.ru/subject.php?sb=23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

элективный курс Физика атмосферы 9 класс

Основная задача курса – использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики, для объяснения явлений, которые происходят в атмосфере, показать применимость физических законов. Он ...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

рабочая программа курса «Физика в задачах» в 9В классе для внеурочных занятий

Программа рассчитана на 1ч в недели. В ней содержится как рабочая программа так и КТП....