Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Яковкина Светлана Олеговна

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-9_fizika_peryshkin.docx104.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№8»

«Утверждаю»                                                          Рассмотрено на заседании

Директор МБОУ «СОШ№8»                                 методического объединения

_____________Синицин А.В.                                  учителей-предметников

«___»____________2013г.                                        Протокол ________________

                                                       Руководитель ШМО

                                                                    _______________А.А.Попова

Рабочая учебная программа

курса физики

для учащихся 7-9 классов

Разработана учителем физики

Яковкиной Светланой Олеговной

       г.Донской

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» по физике для 7-9 классов разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике», с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г.№1089,  «Примерной учебной программы по физике для основной общеобразовательной школы» (7-9 классы) М.:Дрофа, 2001 г., «Программы по физике 7-9 классы» Е.М. Гутник, А.В. Перышкин 2004г., «Оценка качества подготовки выпускников основной школы», «Требования к уровню подготовки выпускников» М.:Дрофа, 2001 г., учебного плана МБОУ «СОШ№8» на 2013-2014 учебный год, локального акта «Положение о рабочей программе» МБОУ «СОШ№8» г.Донской.

Программа предполагает использование учебников физики для 7-8 классов авт. А.В. Пёрышкин, для 9 класса авт.А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

       В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях,  тепловых, электромагнитных и квантовых величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7классе — по 70 учебных часов; 8 и 9 классах — по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

        На  основании  требований  Государственного  образовательного  стандарта  2004  г.  в содержании  календарно-тематического  планирования  предусмотрено  формирование  у школьников  общеучебных   умений  и  навыков,  универсальных  способов  деятельности  и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования ;

• формирование  умений  различать  факты,  гипотезы,  причины,  следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение  адекватными  способами  решения  теоретических  и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

• владение  монологической  и  диалогической   речью,  развитие  способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация  учебной  деятельности:  постановка  цели,  планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Выработка  компетенций:

  общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

 предметно-ориентированных:

- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

- овладевать умениями безопасного использования  и  применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Преподавание физики в последнее время развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Только при этом можно достичь активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому объектами изучения курса физики на доступном уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы научного познания.

Вследствие этого в рабочую программу по сравнению с программой, взятой за основу, внесены изменения и дополнения:

  1. В основное содержание изучаемого материала внесен раздел «Физика и физические методы изучения природы»(7 класс)
  2. Добавлены темы, входящие в Примерную программу, составленную на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования.(Материал выделен курсивом)

 Согласно современным требованиям уроки должны быть развивающими, строиться на деятельностной основе (учащиеся сами «добывают» и систематизируют знания, приходя к новому под руководством учителя) и ориентированы в равной мере и на усвоение знаний и умений, и на развитие личности выпускников.

Особое внимание предполагается уделять познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для этого рекомендуется использование здоровьесберегающих технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, рефликсивного обучения, технологии дифферинцированного, в том числе индивидуализированного обучения, ИКТ.

Особое внимание следует уделить организации в конце основной школы «обобщающего повторения». Если оно проводится в соответствии со структурой программы, то за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей при их формировании. Второй путь — организация обобщающего повторения в соответствии с содержательно-методическими линиями: сила и взаимодействие; энергия и её превращение; строение и свойства вещества; электромагнитное поле; взаимосвязь теории и эксперимента в научном познании.

Внесены изменения в содержание требований к уровню подготовки выпускников.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
      Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
      Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
      В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

        На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися проводится вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой лабораторной работой.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Физика и физические методы изучения природы (4ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Научный метод познания. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Фронтальная лабораторная работа

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Первоначальные сведения о строении вещества  (5ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2.Измерение размеров малых тел.

Демонстрации

1.Диффузия газов.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Сцепление свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория. Путь. Прямолинейное  равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации

1.Равномерное движение.

2.Относительность движения.

3.Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.

4.Падение тел в разряжённом пространстве.

5.Силы трения  покоя,  скольжения,

6.Опыты,  иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.

Фронтальные лабораторные работы

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.        

5.Измерение плотности твердого тела.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический  пресс ( Гидравлический тормоз).

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации

1.Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

2.Передача давления жидкостями и газами.

3.Устройство и действие гидравлического пресса.        

4.Обнаружение атмосферного давления.

5.Измерение атмосферного давления.

Фронтальные лабораторные работы

7.Измерение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.        

Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Центр тяжести тела.Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время –3ч.

8 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Фронтальные лабораторные работы

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

2. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)

 Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.

 Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.  Реактивный двигатель.  КПД теплового двигателя. Объяснение и принцип действия холодильника.

Демонстрации

3.Плавление и отвердевание кристаллических тел.

4.Испарение различных жидкостей.

5.Измерение влажности воздуха психрометром.

6.Охлаждение жидкостей при испарении.

7.Постоянство температуры кипения жидкости.

8.Устройство и действие четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания.

9. Устройство паровой турбины.

Электрические явления (27 ч)

Электризация тел.  Электрический заряд.   Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрического заряда.   Электрическое поле.  Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.  Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока.  Количество теплоты, выделяемое проводником с током.  Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители

Фронтальные лабораторные работы

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7.Измерение работы и мощности электрического тока.

Демонстрации.

1.Электризация различных тел.

2.Взаимодействие наэлектризованных тел.

3.Электрическое поле заряженных шариков.

4.Составление электрической цепи.

5.Измерение силы тока амперметром.

6.Измерение напряжения вольтметром.

7.Измерение сопротивлений.

8.Нагревание проводников током.

Электромагнитные явления (7 ч)

 Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитное реле.

Фронтальные лабораторные работы

8.Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Демонстрации.

1.Взаимодействие постоянных магнитов.

2.Движение прямого проводника с током в магнитном поле.

3.Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

10. Получение изображений с помощью линз.

Демонстрации.

1.Прямолинейное распространение света.

2.Отражение света.

3.Изображение в плоском зеркале.

4.Преломление света.

5.Ход лучей в линзах.

6.Получение изображения с помощью линз.

Резервное время — 2ч.

9 класс (68ч)

Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение .Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Применение законов Ньютонов для анализа и расчёта движения тел.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса для анализа и расчётов движение тел.

Фронтальные лабораторные работы

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации.

1.Второй закон Ньютона.

2.Трерий закон Ньютона.

3.Закон сохранения импульса.

4.Реактивное движение.

Механические колебания и волны. Звук (11ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Период колебаний математического и пружинного маятника.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания, (резонанс).

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).        

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. (Звуковой резонанс, интерференция звука).

Фронтальная лабораторная работа

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Демонстрации.

1.Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

2.Образование и распространение поперечных и продольных волн.

3.Колеблющаеся тело как источник звука.

Электромагнитное поле (12 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа

4.        Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации.

1.Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.

2.Действие магнитного поля на ток.

3.Взаимодействие параллельных токов.

4.Движение прямого проводника с током в магнитном поле.

5.Электромагнитная индукция.

6. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы. Альфа- и бета-распад. Правило  смещения.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальная лабораторная работа

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Демонстрации.

1.Модель атома резерфорда.

2.Наблюдение треков частиц в камере Вильсона (по фотографиям).

Резервное время 4 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание программы

Количество

часов

В том числе

лаборатор.

работ

В том числе

контр. работ

7 класс

1.

Физика и физические методы изучения природы

4

1

Лабораторная работа 1. Определение цены деления измерительного прибора.

1

3.

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

Лабораторная работа 2. Измерение размеров малых тел.

1

4.

Взаимодействие тел

23

4

Лабораторная работа 3. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

Лабораторная работа 4. Измерение объема тела.        

1

Лабораторная работа 5.  Измерение плотности твердого тела.

1

Лабораторная работа 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

1

5.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

2

Лабораторная работа 7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

1

Лабораторная работа 8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.        

1

6.

Работа и мощность. Энергия

12

2

Лабораторная работа 9. Выяснение условия равновесия рычага.

1

Лабораторная работа 10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

1

Резервное время

3

8 класс

1.

Тепловые явления

12

2

Лабораторная работа 1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

1

Лабораторная работа 2. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

1

2.

Изменение агрегатных состояний вещества

11

-

3.

Электрические явления

27

5

Лабораторная работа 3.  Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

1

Лабораторная работа 4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

1

Лабораторная работа 5. Регулирование силы тока реостатом.

1

Лабораторная работа 6. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

1

Лабораторная работа 7. Измерение работы и мощности электрического тока.

1

4.

Электромагнитные явления

7

2

Лабораторная работа 8. Сборка электромагнита и испытание его действия.

1

Лабораторная работа 9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

1

5.

Световые явления

9

1

Лабораторная работа 10. Получение изображений с помощью линз.

1

Резервное время

2

9 класс

1.

Законы взаимодействия и движения тел 

27

2

Лабораторная работа 1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

1

Лабораторная работа 2.        Измерение ускорения свободного падения.

1

2.

Механические колебания и волны. Звук

11

1

Лабораторная работа 3.        Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

1

3.

Электромагнитное поле

12

1

Лабораторная работа 4. Изучение явления электромагнитной индукции.

1

4.

Строение атома и атомного ядра

14

2

Лабораторная работа 5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

1

Лабораторная работа 6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

1

Резервное время

4

Итого: 7 кл

70

10

8 кл.

68

10

9 кл.

68

6

За курс основной школы

206

26

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (70 часов)

№ п/п

в теме

Наименование

разделов и тем 

Количество часов

Дата

Примечания

Домашнее задание

Тема 1.  Введение (4 ч)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. 

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и опыты.

1

§1-3, Л. №5, 12

2

2

Измерения. Погрешности измерений.

1

§4-5, упр.1, Л.25*

3

3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Л. №31-21,37*.

4

4

Физика и техника.

1

§6, задание 1.

Тема 2.  Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5

1

Молекулы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

2.1

§7-8, Л. №53-54, 42*

Л. №23, 34.

6

2

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

1

2.2

§9, задание 2 (1), Л. №66.

7

3

Притяжение и отталкивание молекул.

1

§10, упр.2(1), Л.№74,80,83*.

8

4

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

§11-12, задание 3,

Л. №84.

9

5

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения  о строении вещества».

1

Л. №65, 67, 77-79, 81-82.

Тема З. Взаимодействие тел (23ч).

10

1

Механическое движение.                                  Равномерное движение.

1

1.1, 1.2

§13-14, Зад. 4,

Л.№99,101,103

11

2

Скорость

1

1.3

§15, упр.4 (1,4),

Л.№137*[130*]

12

3

Скорость.  Решение задач.

1

1.3

§ 16, упр.5 (2, 4), Л. № 128*.

13

4

Инерция. Решение задач.

1

1.10

§1 7.

14

5

Взаимодействие тел.

1

§18, Л. №207[167], 209[169], 212*[172*]

15

6

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

1

1.8

§19-20, упр.6 (1,3), Л. №213* [173*]

16

7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Л. №233[182],

217* [176*].

17

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела».

1

Л.№127[120],

219* [178*]

18

9

Плотность вещества.

1

1.8

§21, упр.13(1-2), Л. №265 [225]

19

10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

1

Индивидуальные задания

20

11

Плотность вещества.

1

1.8

§22, Л. №283* [243*].

21

12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Упр.8 (3,4),

Л. №274* [234*]

22

13

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

23

14

Анализ контрольной работы №1 . Явление тяготения. Сила тяжести.

1

1.9, 1.15

§23-24, Л.№291 -293 [251-253].

24

15

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

1

1.14

§25, Л. №328[267].329 [268]. 342* [282*].

25

16

Вес тела.

1

§26.Л.№333 [273]. 334 [274].

26

17

Связь между силой тяжести и массой тела.

1

1.9

§27, упр.9 (1,3)

27

18

Инструктаж по ТБ. Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

§28, упр.10 (1,3),Л. №351* [287*]

28

19

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих  по одной прямой.

1

1.9

§29.упр. 11(2-3), Л. №367* [301*]

29

20

Трение. Сила трения.

1

§30-31

30

21

Трение скольжения, качения, покоя. Тест «Строение вещества. Взаимодействие тел»

1

§31

31

22

Трение в природе и технтке.Подшипники

§32.

32

23

Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил».

1

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (23 ч)

33

1

Анализ контр. работы №2. Давление.

Давление твёрдых тел

1

1.22

§33, упр.12 (2-3)

§34, упр.13,задание 6

34

2

Давление газа.

1

§35, Л. №464 [372], 470 [378], 473 (уст.) [381], 468 [376]

35

3

Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

1

1.23

§36, упр.14 (2,4), задание 7.

36

4

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа  №3 «Давление. Закон Паскаля».

1

§37, Л. №471 [379], 474 [382], 476 [384].

37

5

Анализ контрольной работы №3.  Давление в жидкости и газе.

1

§38, упр.15 (1 –для воды и керосина, 3*), задание 8 (2,1*).

38

6

Решение задач.

1

§37-38 - повторить, Л. №504-507 [412-415], §4* на с. 177.

39

7

Сообщающиеся  сосуды. Шлюзы

1

§39, задание 9.

40

8

Атмосферное давление.

1

1.22

§40-41, у.17-18, зад 10

41

9

Опыт Торричелли.

1

§42, упр.19 (4),зад11.

42

10

Барометр-анероид.Изменение атмосферного давления с высотой.

1

§43,44, упр.20, упр.21 (1-2).

43

11

Изменение атмосферного давления с высотой. Решение задач.

1

Упр.19 (3, 5), упр.21(4).

44

12

Манометр. Кратковременная к/р. №4 «Давление в жидкости и газе».

1

§45, Л. №601 [511],

603 [513]

45

13

Анализ контрольной работы №4. Насос.

1

§46,упр.22(2).Работа над ошибками в к/р. №4

46

14

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

§47, Л. №498 [406]

47

15

Архимедова сила.

1

1.24

§48,упр. 19(2)

48

16

Решение задач на тему «Архимедова сила».

1

1.24

§49, упр.24 (3). Подготовиться к л/р. №7.

49

17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

§49 – повторить, упр.24 (2, 4), §8* на с. 184.

50

18

Условия плавания тел

1

§50, упр.25(3-5)

51

19

Решение задач (на определение архимедовой силы и  условия плавания тел).

1

Подготовиться к л/р.

№8. Устно: Л. №605[515]. 611-612 [520-521], 615 [524].

52

20

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Подготовить доклады на тему «Почему не тонут корабли»

53

21

Водный транспорт.

Воздухоплавание.

1

§51, упр.26 (1-2)

§52, упр.27 (2), Л.№657 [566]

54

22

Повторение темы «Давление твёрдых тел и газов». Тест «Давление»

1

Л. № 654-655

[563-564], 659 [568]

55

23

Контрольная работа №5  «Давление твёрдых тел и газов».

1

Задание 16.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

56

1

Анализ контрольной работы №5. Работа силы, действующей по направлению движения тела.Мощность.

1

1.18

§53, упр.28 (3-4)

§54, упр.29 (3, 6)

57

2

Простые механизмы. Условия  равновесия рычага.

1

1.21

§55-56, Л. №736 [627], 737* [628*], зад.18 (2).

58

3

Момент силы.

1

§57, упр.30 (2). Подготовиться к л/р. №9.

59

4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

§58, упр.30 (1.3-4)

60

5

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое правило» механики.

1

§59-60, упр.31 (5), задание 19*.

61

6

Решение задач

(на «золотое правило» механики).

1

§59-60 – повт,Л. №766 [657]. Подг. к л/р. 10.

62

7

Инструктаж по ТБ. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

1.21

§61, Л. №788 [673].

63

8

Решение задач (на определение КПД простых механизмов).

1

1.21

Л. № 789 [674], 792 [677].

64

9

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

1

1.19

§62-63, упр.32 (1,4).

65

10

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

1.20

§64

66

11

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

1

Л. №797 [680].

67

12

Контрольная работа №6 «Работа и мощность».

1

Резерв времени(3ч)

68

1

Анализ контрольной работы №6.  Повторение курса физики 7 класса: Работа и мощность. Энергия

1

69

2

Повторение курса физики 7 класса: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

1

70

3

Повторение курса физики 7 класса: Взаимодействие тел

1

ПУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (68 часов)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

Домашнее

задание

Тема 1. Тепловые явления (12 часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул.

1

2.2,2.3

§ 1, ответить на вопросы после параграфа.

2

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

1

2.4

§2, Л. №920, 92§3, зад.1, Л. №921, 934 , 928*.

3

Виды теплопередачи

1

2.5

§4, упр.1, Л.№948,954,967*

4

Виды теплопередачи

1

2.5

§5,6,упр.2,Л.№972-973, 979

5

Виды теплопередачи

1

2.5

§1, упр.3, Л. №985, 989*.

6

Количество теплоты.

1

2.6

§7, на стр. 178 учебн.

7

Удельная теплоемкость вещества

1

2.6

§8, Л. №990-991

8

Удельная теплоемкость вещества

1

2.6

§9, упр.4(1), Л. №997-998

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Стр. 169

10

Инструктаж по ТБ. Л/Р №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Стр. 170

11

 Удельная теплота сгорания топлива.

1

2.7

§10,11 упр.6(1, 2),

12

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Кратковременная контрольная  работа №1 «Тепловые явления»

1

§2* на стр. 181

Тема2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (11ч.)

13

Анализ контрольной работы №1. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.

1

2.10

§12-14, упр.7,

Л. №1059*

14

Удельная теплота плавления

1

2.10

§15.упр. 8(4-5). Л.№1091*

15

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2«Плавление и  кристаллизация тел».

1

§3, стр. 183, Л. №1095* .

16

Анализ контрольной работы №2. Испарение и конденсация.

1

§16-17,упр. 9(5-7)

17

Кипение. Температура кипения.Зависимость температуры кипения от давления.

1

2.8

§18, , Л. №1113, 1110*.

18

Удельная теплота парообразования. Решение задач по теме с использованием формул

1

2.8

§ 20 повторить, Л. №1117-1118 ,1125*

19

Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

1

2.9

§19, Л. №1147, 1149, 1161-1162

20

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания

1

2.11

§21-22, Л. №1126-1128, 1137*

21

Паровая турбина. Холодильник.

1

2.11

§23-24, вопрос 3-4, с.57, Л.№1146 ,1145*

22

Экологические проблемы использования тепловых машин. Подготовка к контрольной работе. Тест «Тепловые явления»

1

Л. №1116, 1121

23

Контрольная работа № 3                                                                   «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

§23-24, вопрос 3-4, с.57, Л.№1146 ,1145*

Тема 3.  Электрические явления (27часов)

24

Анализ контрольной работы №3.  Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

1

3.1,3.2

§25-26, Л. №1179  , 1182

25

Проводники,  диэлектрики и полупроводники.

1

§27, Л. №1173-1174, 1187.

26

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1

3.4

§28. Л. №1205, 1185-1186

27

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов

1

§29-30, упр.11, Л. №1218, 1222

28

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов

1

§31, упр.12

29

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.  Кратковременная контрольная работа №4 «Электризация тел. Строение атомов».

1

§32, Л. №1233-1234, 1239

30

Анализ контрольной работы №4. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах.

1

§33-34, упр.13(1), Л.№1242 -1243 ,1245-1247, 1254

31

Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

§35-36, Л.№ 1252-1253, 1255*-1257*

32

Сила тока.

1

3.5

§37, упр.14 (1-2)

33

Инструктаж по ТБ. Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока  в её различных участках».

1

§38, упр.15

34

Электрическое напряжение. Вольтметр.

1

3.5

§39-41, упр.16(1). Подготовиться к л/р. (стр. 172).

35

Инструктаж по ТБ. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа№4  «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

3.6

§43, упр.18 (1-2)

36

Закон Ома для участка цепи

1

3.7

§42,44, упр.19 (2,4)

37

Удельное сопротивление.

1

§45,46, упр.20 (1-2, 6)

38

Реостаты

1

§47, упр.21(1-3), 20 (3).

39

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5«Измерение сопротивления      проводника при помощи амперметра и вольтметра».  Решение задач.

1

§47, Л. №1323

40

Последовательное соединение проводников

1

3.7

§48, упр.22 (1) .Л. №1346

41

Параллельное соединение проводников

1

§49, упр.23 (2-3,5)

42

Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников).

1

Л. №1369, 1374,

упр.21(4).

43

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5 «Электрический ток».

1

3.8

§50, упр.24 (1-2)

44

Анализ контрольной работы№5. Мощность электрического тока. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

1

3.8

§51-52, упр.25 (1,4)

45

Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа №6 «Измерение мощности и работы тока   в электрической лампе»

1

Л. №1397 ,

1413-1414 .

46

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

3.9

§53, упр.27 (1,4)

47

Счетчик электрической энергии. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока

1

3.8

Л.№1450[1215], 1454 [1219].

Задание 8*.

48

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы

1

§54. Л. №1453 [1218]

49

Короткое замыкание.Плавкие предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления». Тест «Электрические явления»

1

§55. Л №1275 -1277 [1040-1042]

50

Контрольная работа №6«Электрические явления»

1

Тема 4.  Электромагнитные явления (7часов)

51

Анализ контрольной работы №6.  Магнитное поле тока.

1

3.10

§56-57, Л. №1458-1459 [1223-1224]

52

Электромагниты и их применение.      

1

§58, упр.28 (1-3)

53

Постоянные магниты.

1

§59-60, Л. №1476-1477 [1241-1242].

54

Магнитное поле Земли

1

§60

55

Действие магнитного поля на проводник с током.    

1

3.11

§61,Л.№1473[1238], 1481 [1246].

56

Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1

3.12

§61

57

Контрольная работа №7 «Электромагнитные явления».

1

Л. №1462 [1227], 1466 [1231]

Тема 5. Световые явления (9часов)

58

Анализ контрольной работы №7. Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

§62, упр.29(1), задание 12* (1-2)

59

Отражение света. Закон отражения.

1

3.16

§63, упр.30(1-3)

60

Плоское зеркало.

1

§64,Л.№1528[1293], 1540 [1305], 1556 [1321]

61

Преломление света.

1

3.17

§65, упр.32(3), Л. №1563 [1328]

62

Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.

1

3.19

§66, упр.33 (1), вопр.6 на с. 164, Л. №1612 [1377], 1615 [1380]

63

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

1

3.19

§67, упр.34 (1),

Л. №1565 [1330], 1613-1614 [1378-1379]

64

Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Тест «Световые явления»

1

§4-6 стр. 184-188, упр.34(3), Л. №1557[1322],

1596[13б1], 1611 [1376]

65

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Получение изображения при помощи линзы»

1

1596,1611-Л.

66

Контрольная работа№8  «Световые явления»

1

Стр.171

Резерв времени(2ч)

67

Анализ контрольной работы №8. Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Повторить §1-24

68

Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: «Электромагнитные и световые явления»

1

Повторить §25-67

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс(68 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

Домашнее задание

Тема1. Законы взаимодействия  и движения тел. (27 ч)

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

1

§1.Упр. 1(2,4)

Перемещение.

1

§2. Упр.2(1, 2)

Скорость прямолинейного равномерного движения

1

§3. Упр.3(1)

Скорость прямолинейного равномерного движения

1

§4. Упр.4

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

1

§5.§6Упр.5(2, 3) Упр.6(4, 5)

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение

1

§7. Упр.7(1, 2)

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

1

§8. Упр.8(1)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

1

§8. Упр.8(2)

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

§9. Упр.9(1,3,4,5*)

Решение задач по теме «Перемещение ускорение»

1

Р. №2, 3,11, 17. 63

Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение».

1

Анализ контрольной работы №1. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1

§10. Упр.10 Р.118

Второй закон Ньютона.

1

§11. Упр.11(2,4)

Третий закон Ньютона.

1

§12. Упр.12(2,3)

Свободное падение.

1

§13. Упр.13(1.3)

Невесомость.

1

§14. Упр.14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Р. 201,207

Закон всемирного тяготения.

1

§15. Упр.15(3.4)

Закон всемирного тяготения.

1

§16. Упр.16(2)

Закон всемирного тяготения.

1

§18.Упр.17(1,2) §19 Упр.18(1)

Решение задач (на движение по окружности).

1

Упр.18(4,5)

Искусственные спутники Земли.

1

§20.Упр.19(1)

Импульс.

1

§21

Закон сохранения импульса.

1

§21, Упр.20(2)

Реактивное движение. Ракеты.

1

§22,Упр.21(2)

Реактивное движение. Ракеты. Решение задач.

1

§23. Упр.22(3)

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия и движения тел».

1

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. (11 ч)

Анализ контрольной работы  №2. Колебательное движение. Колебания груза на пружине

1

§24

Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

§25

Амплитуда, период, частота колебаний.

1

§2б. Упр.24(3,5)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

1

§2б. Упр.24(6) §27

по желанию

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

§28, 29. Упр.25(1) §30

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны.

1

§31,32

Длина волны.  Связь длины волны со скоростью её  распространения и периодом (частотой)

1

§ЗЗ.Упр.28(1-3) §34.Р. 410,439

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

§35, 36. Упр.30

Звуковые волны. Скорость звука.

1

§37, 38.Упр.31(1, 2), 32(1. 5)

Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

§39, 40

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

1

Анализ контрольной работы №3. Неоднородное и однородное магнитное поле.Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

§42.43.Упр.33(2) 34(2) §44. Упр.35(1, 4, 5, 6)

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

§45.Упр.36(5)Р.829(б), §46. Р. 831

§47

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

§48. Упр.39(1,2)

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

§49.Упр.40 Р.902 .

Самоиндукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

§50.Упр.41

§51. Упр.42(1)

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость  распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

§52. Р. 981,982

§53. Упр.44(2,3)

Конденсатор.

1

§54.Упр. 45 (4,5)

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

§55-56. Упр. 46, 47

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

1

§58-59. Упр. 48(2)

Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

§60,62. Упр.49(2,3)

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

§64

Контрольная работа №4   «Электромагнитное поле».

1

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.  (14 ч)

Анализ контрольной работы  №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

1

§65

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

§66

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

1

§67. Упр.51(1-3)

Инструктаж по ТБ. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

§68. Р.1163

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

1

§69,70. Р.1178

§71. Упр. 53

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.

1

§72-74. Р.1177

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1

Цепная реакция.

1

§75

Ядерный реактор.

1

§76

Ядерная энергетика.

1

§77

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

§77

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

§78

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе.

1

§79

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1

Резервное время. Повторение по всему курсу (4 часа)

65

Анализ контрольной работы №5. Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач

1

66

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук».  Решение задач

1

67

Повторение по темам «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра». Решение задач

1

68

Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса

1

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Демидова М.Ю., Коровин В.А.Методический справочник учителя физики. Москва: Мнемозина,2011

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Корневич М.Л. Рабочие программы по физике. _ М.: Илекса, 2012.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008

Перышкин А. В.Физика.  8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2007

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009

Сычёв Ю.Н. Физика 9 кл. Тесты. - Саратов: Лицей, 2011

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по физике для 7 класса по учебнику Перышкина А.В.

Рабочая программа по физике для 7 класса (базовый уровень)  составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, Примерной программы...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...

Рабочая учебная программа по физике 7-9 классы (автор учебника - Перышкин)

Рабочая учебная программа по физике 7-9 классы (автор учебника -  Перышкин)...

Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования

Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и  авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...

Рабочая учебная программа по физике за курс среднего общего образования

Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и  авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...

Рабочая учебная программа по физике "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс (профильный уровень)

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс рассчитан на 34 часа.Основные цели к...

Рабочая учебная программа курса математики для учащихся 5-6 классов С.М. Никольский

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 - 6 классах основной школы отводит 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 уроков. Учебное время может быть увели...