Логика построения исследовательской деятельности с использованием эксперимента
методическая разработка по физике на тему
Готовясь к переходу на ФГОС возникла необходимость знакомства с технологией системно-деятельностного подхода. Обучение деятельности по "открытию " эмперических законов, организация деятельности учащихся по созданию понятия о явлении на эмперическом уровне познания, формирование понятий о физических величинах на основе экспериментальной деятельности вот те вопросы, которые вызывают у меня особый интерес. Есть некоторые результаты, которыми хочу поделиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логика построения исследовательской деятельности с использованием эксперимента
Для изучения условий равновесия рычага и правила моментов можно выбрать следующую логику:
- обнаруживаем, что рычаг можно уравновесить разными силами;
- выясняем от каких физических величин, может зависеть, выбор уравновешивающей силы;
- создаем физическое понятие, характеризующее выбор силы, для уравновешивания рычага (плечо силы);
- выясняем, что отношение сил, действующих на плечи рычага, обратно пропорционально отношению плеч данных сил, «открываем» закон (условие равновесия рычага);
- обнаруживаем, при нарушении равновесия рычага, его вращение под действием внешней силы;
- выясняем, что интенсивность вращения зависит от модуля действующей силы и места приложения силы (плеча);
- создаем понятие о физической величине, характеризующей действие на рычаг силы и показывающей, что оно зависит от модуля силы, и от того где приложена сила (плеча), и равной произведению силы на ее плечо (момент силы);
- обнаруживаем, что, если момент силы, вращающей его по ходу часовой стрелки, равен моменту силы, вращающей его против хода часовой стрелки, рычаг находится в равновесии, «открываем» закон (правило моментов).
Схема создания понятия о физической величине (момент силы) через уравнение связи.
Комментарии. Описывается процесс создания обобщенной схемы для введения физической величины. Учащимся помогает заготовка опорной схемы (приложение 1). На одном из предыдущих уроках они с помощью учителя обобщали свой опыт введения новой физической величины, вписав элементы схемы в первый и второй столбики. Третий столбик оставался свободным.
Образовательная цель: подготовка учащихся, усвоивших следующие знания:
- момент силы – это физическая величина, характеризующая интенсивность действия силы и показывает, что оно зависит от модуля силы, и от того, где приложена сила, т.е. от его плеча;
- единица момента силы – 1 Н∙м (1 ньютон метр), равный произведению 1Н∙1м.
Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности: создавать понятие о физической величине «момент силы».
Оборудование: схема трактора-стогомёта, штатив с муфтой и лапкой, набор грузов, рычаг демонстрационный
Ход урока (фрагмент 20 мин)
Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя | Действия (ответы) учителя | |
1 | 2 | |
Актуализация знаний и действий | ||
Мы с вами живём в сельской местности и не раз наблюдали за уборкой сена. Рассыпное сено и солому на хранение собирают в стога и скирды. Для подъёма и укладки сена применяют стогомёты. Стогомёты также используют для погрузки сена и соломы на стоговозы и тележки. В процессе работы они захватывают сено большими порциями и, не нарушая связи между стеблями, укладывают его на стог. При необходимости эти стогометатели могут быть использованы для транспортировки копен на небольшие расстояния, а также для погрузочно-разгрузочных работ. Максимальная высота подъема 7−8 метров. Стогомет ПФ-05 состоит из грабельной и накидной решёток, сталкивающей стенки, подъемной рамы с растяжками, рамы и раскосов для навешивания на трактор. Рабочими органами стогомёта управляют с помощью выносных гидроцилиндров, которые шлангами и маслопроводами соединены с гидросистемой трактора. (см.рис.) | ||
Мотивационный этап | ||
Хочу вам предложить следующую проблему: зачем на тракторах-стогометатателях перед работой закрепляют противовесы (например, ковш)? | - Для повышения устойчивости, для балласта. | |
Скорее всего вы понимаете это интуитивно или знаете из опыта. Можете ли вы объяснить это с точки зрения физики? | - Рама подъёмника напоминает рычаг. | |
Действительно, подъёмное устройство работает как рычаг. О – неподвижная опора. Сила гидроцилиндра F заставляет подниматься раму подъёмника вместе с сеном, вес которого обозначен Р. Задача тракториста не перевернуть трактор. О чем он должен помнить? И что для этого тракторист должен предпринять? | - Нельзя допускать, чтобы вес сена Р превышал Р трактора, для предотвращения опрокидывание трактора. - Необходимо закрепить противовес. | |
Смоделируем нашу задачу, используя демонстрационное оборудование. Рассмотрим случай равноплечного рычага, на плечи которого действуют равные силы F1. Что происходит? |
| - Рычаг находится в положении равновесия. - Выполняется условие равновесия рычага: отношение сил обратно пропорционально отношению плеч данных сил. |
Что произойдет с рычагом, если я подвешу с одной стороны еще один груз? | - Равновесие нарушится и рычаг начнет вращаться, сторона к которой подвешен больший груз опустится вниз, а вторая – поднимется вверх. | |
А как поведет себя рычаг, если изменить плечо действия силы, не меняя модуль силы? | - Будет вращаться. | |
От чего будет зависеть интенсивность вращения рычага? | - От силы, действующей на плечо рычага. - От того, где приложена сила. | |
Организация деятельности учащихся по созданию понятия о новой физической величине (на основе опорной схемы 4.2) | ||
Итак, мы установили, что при одной и той же силе воздействия, интенсивность вращения будет зависеть от того, где приложена сила, т.е. от плеча. Также было установлено, что при равенстве плеч, интенсивность вращения рычага будет зависеть от действующих на плечи сил. На какое наше последующее действие указывает такая исходная ситуация? | - Мы должны ввести физическую величину. | |
Как же мы это сделаем? Посмотрите в свою схему введения физических величин. Каким из известных вам способов мы можем ввести величину? | - Никаким: у нас нет закона, и мы не привлекаем никакого нового прибора. - Может быть у нас есть третий способ? Для него в схеме есть место. | |
Да, действительно. Посмотрите внимательно на схему, и попробуем установить, какие шаги мы должны выполнить. | - Ромбик означает «Что характеризует». Это мы уже установили: новая величина характеризует действие силы и показывает, что оно зависит от того, где приложена сила. | |
Следующий шаг? | - Значок такой же, как у «введение коэффициента пропорциональности», но у нас нет закона! | |
Закона нет, а формулу или уравнение связи мы составить можем. Впишите в этот прямоугольник слова «уравнение связи». От каких величин будет зависеть значение нашей величины? | - От силы и плеча силы. | |
Верно. Давайте составим формулу. Как зависит новая величина от силы и плеча? | - Чем больше сила, тем больше эта величина и чем больше плечо силы, тем больше эта величина. | |
Значит, силу и плечо силы надо перемножить. Осталось назвать и обозначить новую физическую величину. Её называют моментом силы и обозначают большой буквой М. Исходя из формулы, за единицу измерения момента силы принимают 1Н∙м, читают «ньютон метр». | ||
Возвращаемся к нашей задаче. Так зачем на тракторах-стогометатателях перед работой закрепляют противовесы? | - Для уменьшения вращающего момента сил, что повысит устойчивость трактора. |
Приложение 1
Предварительный просмотр:
«Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания»
Сценарий урока «Зависимость массы тела от его объема. Плотность вещества».
Пояснительная записка
• урок посвящен обучению деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета («открытие» закона и создание понятия о новой физической величине);
• предварительный этап.
Образовательная цель: подготовка учащихся, усвоивших следующие знания:
- масса однородных тел из одного вещества прямо пропорциональна их объему;
- плотность - физическая величина, характеризующая вещество, из которого изготовлено однородное тело, и равная отношению массы тел к его объему;
- единицы плотности – кг/м3 или г/см3.
Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:
- выявлять устойчивую связь между массой однородных тел из одного вещества и их объемом;
- создавать понятие о физической величине «плотность»;
- получать единицу плотности.
Оборудование: цилиндры мерные, весы, наборы тел для взвешивания и определения объема, проектор и компьютер, карточки с заданиями.
Ход урока
Краткий самоанализ урока:
• краткая характеристика класса: в классе обучается 6 человек, уровень обученности – 59,3%, обучение ведется по учебнику А.В. Перышкина, «Физика -7» (2 часа в неделю);
• отрезок времени, в течение которого учитель использует деятельностный подход - с сентября 2016 года;
• активность класса на уроке высокая, каждый учащийся успел высказаться по ходу урока, по мнению учащихся урок прошел интересно, материал урока был понятен, своей работой на уроке остались довольны 83 % учащихся;
• цели урока достигнуты.
Приложение1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка
В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....
Роль физического эксперимента в развитии интереса у учащихся к исследовательской деятельности
Методическая разработка...
Роль эксперимента в исследовательской деятельности учащихся по математике
В презентации рассмотрены виды экспериментов как с позиции числа их участникаов, так и по видам их организации и проведения...
Формирование метапредметных результатов у обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности с использованием потенциала музейных фондов учреждений культуры города Санкт-Петербурга
Современные требования к образованию ориентируют школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. Путь достижения этой...
Логика построения и особенности разработки исследовательского проекта в рамках предметной области «Технология».
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначен компетентностный подход в обучении. Практика показывает, средством формиро...
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...