Образовательный проект "Шаги к успеху" (Система подготовки к ЕГЭ)
проект по физике (11 класс) по теме
Образовательный проект "Шаги к успеху" (Система подготовки к ЕГЭ по физике) принял участие в конкурсе проектов "Мой любимый предмет". Цель проекта: создание условий для развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ. Предлагаемый материал может помочь в поисках ответа на вопрос: "Как в кратчайшие сроки успешно подготовиться к ЕГЭ по физике?".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике)
Выполнила: Демина Е.К.
1. Аннотация
В современном школьном образовании последнее время делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. С 2004 года в нашей школе были созданы и работают классы технологического профиля, в которых я преподаю физику. Работа в профильных классах направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области физики, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением этой работы является подготовка учащихся профильного класса к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ по физике в школах Нижегородской области проходит уже несколько лет. За это время мои учащиеся показали достойные результаты сдачи экзамена по физике: по количественному составу и среднему баллу цифры на уровне и выше средних показателей по району. Все это, а также накопленный мною профессиональный опыт как учителя-предметника, так и опыт члена областной экспертной комиссии ЕГЭ по физике, - дали мне возможность привести в систему работу по подготовке к ЕГЭ и подтолкнули к идее написания этого проекта.
Анализ требований технических ВУЗов при поступлении на престижные специальности выпускников школ с высокими баллами за ЕГЭ, запросы учеников заставляют меня как учителя-предметника искать новые методы обучения, которые смогли бы лучше подготовить школьников к ЕГЭ. Потому считаю тему «Подготовка к ЕГЭ по физике» особенно актуальной. Опыт работы показывает, что наиболее эффективную подготовку к единому государственному экзамену можно организовать не в процессе «натаскивания» (динамического тренинга) обучающихся при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики, с использованием современных образовательных технологий. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее значимой. С этой целью осуществлена попытка разработать единую систему по подготовке к ЕГЭ по физике для старшеклассников.
На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности.
Преимущество проекта состоит в том, что осуществляется в рамках урока и консультаций во внеурочное время.
2. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- педагогическая – создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков, развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ;
- практическая – оформление методического пособия «Подготовка к ЕГЭ по физике».
Задачи проекта
Обучающие:
- найти эффективные средства и методы организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ;
- подобрать, изучить, систематизировать материал согласно заданиям КИМ (кодификатора);
- составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий;
- выявить пробелы в знаниях обучающихся.
Развивающие:
- развивать у учащихся мышление (умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, выделять главное);
- развивать практические навыки: при оформлении сводных таблиц, памяток-алгоритмов при решении задач, при оформлении методического пособия;
- развивать коммуникативные умения: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога/полилога (при обсуждении в группах).
Воспитательная:
- воспитывать чувство само- и взаимоуважения при работе в группах;
- воспитывать в учениках средствами проекта уверенность в своих силах, чувство ценности интеллектуального труда.
3. Характеристика охваченной аудитории
Проект рассчитан на обучающихся 11 класса. В условиях образовательной среды, где я работаю, участниками проекта будут учитель-предметник и учащиеся 11А класса, выбравшие физику для сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
11 «А» класс – класс технологического профиля, сформированный из ребят всех 9-х классов. В классе на окончание II полугодия обучались 26 учащихся: 14 мальчиков и 12 девочек. По итогам учебного года по физике имеют оценки «4» и «5» 17 учащихся (качество знаний – 65%).
Изучая уровень учебной мотивации в этом классе, можно заметить, что преобладающим типом учебной мотивации является средняя (10-12 человек). Это ученики, в основном успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Они добросовестны и ответственны. Для этой группы учеников характерно разнообразие мотивов. Это может быть и интерес к результату учения, и оценки учителя, и интерес к новым формам усвоения знаний. Эти учащиеся готовы к итоговому самоконтролю и самооценке и испытывают положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя.
Высокую школьную мотивацию имеют достаточно много учеников (6-7 учеников). Эта группа учащихся отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремится наиболее успешно выполнить все предъявляемые учителем требования. Они испытывают положительные эмоции при постановке нестандартных целей, хотя могут испытывать и отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности. И все же активная познавательная деятельность создает этим ребятам устойчивый оптимистический внутренний настрой. Учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характеризует инициативное творческое отношение к учению.
1-2 ученика этого класса находятся на недостаточном уровне учебной мотивации, у них преобладает страх самореализации, страх ситуации проверки знаний. Эти учащиеся характеризуются неустойчивой базой знаний, невысоким уровнем развития памяти и концентрации внимания.
Однако не все учащиеся планируют поступление в технические ВУЗы, несмотря на обучение в профильном классе. По результатам анкетирования в середине 10 класса предмет физики назвали любимым 25 % учащихся.
По предварительным данным прошлого учебного года около 40-50% учащихся этого класса будут сдавать физику на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Эти ученики и будут участниками проекта «Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике).
4. Методика осуществления проекта (Основные идеи)
I Подготовительный этап (погружение в проект) сентябрь-октябрь | ||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ?
|
|
|
Деление на две группы: «Теоретики», «Практики».
Группа | I – «Теоретики» | II – «Практики» |
Проблемные вопросы | - Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ (согласно кодификатору)? - Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С? | - Где получить информацию о ЕГЭ? - Какова структура вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий? - Каковы инструкции и рекомендации по выполнению вариантов экзаменационной работы (порядок действий, время выполнения и др.)? |
Результат деятельности | Отбор требований к умениям и способам деятельности, элементов содержания, проверяемые заданиями КИМ (согласно кодификатору); обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», «Основные законы и формулы»; подбор справочного материала (константы, приставки, множители); памятки-алгоритмы решения задач. | Поиск и обработка информации о ЕГЭ (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.); сбор инструкций и рекомендаций по выполнению вариантов экзаменационной работы; критерии оценивания. |
Форма представления результатов | Сборник опорных конспектов по отдельным темам «Краткий курс физики»; сводные таблицы «Основные законы и формулы» и «Справочный материал»; алгоритмы решения задач в печатном и электронном виде. | Презентация «Что надо знать о ЕГЭ», список литературы учебных изданий и ссылок электронных ресурсов официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ. |
II основной этап (формирование умений и навыков решения задач ЕГЭ) Ноябрь-март | ||
Данную деятельность лучше организовать и проводить в виде циклов повторения в соответствии с 4 основными разделами физики: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика» и «Квантовая физика». |
-поэлементный анализ условия задачи; -установление связи между элементами задачи; -составление общего решения.
|
|
Структура подготовки к ЕГЭ на основном этапе
III заключительный этап (Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы) Апрель-май | ||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
|
5. Срок реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на период одного учебного года, т. е. на срок 9 месяцев (с сентября по май). Использовать проект для подготовки к ЕГЭ можно на уроках, особенно на заключительных уроках повторения и обобщения по каждой теме, а также на занятиях элективного курса «Решение нестандартных задач по физике». Значимую роль в реализации проекта играют консультации во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся дома.
6. Расчет затрат и смета расходов
№ п/п | Наименование оборудования | Кол-во, шт. | Стоимость, руб. |
1 | Документ-камера (устройство для получения электронных изображения с печатных оригиналов) | 1 | 40 000 |
2 | Многофункциональное устройство МФУ (принтер, сканер, копир.) | 1 | 20 000 |
3 | Электронная интерактивная доска (беспроводной стилус) | 1 | 90 000 |
4 | Ноутбук | 1 | 30 000 |
5 | Издание методического пособия | 500 | 20 000 |
ИТОГО: | 200 000 |
7. Анализ рисков
Проектные риски могут быть связаны как с субъективными причинами участников ЕГЭ (пропуск занятий, эмоциональный настрой, и т.д), так и с объективными причинами (отсутствие руководителя проекта во время его реализации по разным причинам: командировка, отпуск, и т.п). Представленная система подготовки к ЕГЭ не является абсолютно совершенной и подходящей каждому ученику, поэтому риски низких результатов на экзамене по физике существуют.
8. Ожидаемые результаты и эффект от реализации проекта (выводы)
Метод проекта целесообразно применить, так как для учителей и учеников существует значимая проблема «Как в кратчайшее время успешно подготовиться к ЕГЭ по физике?».
В рамках реализации проекта учащиеся должны:
- совершенствовать знания, умения учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности при подготовке к ЕГЭ;
- развить коммуникативные и информационные умения;
- оценить собственные способности к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач;
- выработать собственную стратегию выполнения экзаменационной работы;
- участвовать в оформлении методического пособия «Подготовка к ЕГЭ»;
- преодолеть психологический барьер и приобрести уверенность при сдаче реального ЕГЭ.
Для учителя данный проект окажет помощь в трудоемкой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ, так как в основу проекта положена идея о том, что в ходе подготовки к экзамену акцент надо делать на формирование общих приемов выполнения заданий и приведение их в систему.
На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности. Преподаватели физики, пользуясь пособием, смогут в кратчайшее время выявить пробелы в знаниях обучающихся и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно перед экзаменом.
В случае успешной реализации проекта его результаты – методическое пособие по системе подготовки к ЕГЭ по физике – возможны к тиражированию в других образовательных учреждениях.
Основной ожидаемый эффект от реализации проекта: Повысится качество подготовки выпускников школы к итоговой аттестации по физике, тем самым увеличивая число успешно прошедших ЕГЭ и потенциальных студентов технических вузов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Вы знаете, что … Только в физике соль, остальное все – ноль… ( Из песни студентов – физиков)
Мозговой штурм Citius, altius, fortius! Быстрее, выше, сильнее! Эти три латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях Подумай и ответь: ОПВ: Как в кратчайшее время подготовиться к сдаче ЕГЭ?
Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ? Возможные ответы учащихся: Найти репетитора… Усиленно заниматься на уроках и дома… И др. А это значит: Быть целеустремленным… Быть самостоятельным… Быть собранным…
Интересно узнать: Какова структура экзаменационной работы? Какие разделы физики входят в задания ЕГЭ? Какие основные формулы, понятия надо повторить? Какие Интернет-ресурсы можно использовать для подготовки? Как научиться решать задачи?
Разделимся на группы Группы Проблемный вопрос 1 группа – теоретики - Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ (согласно кодификатору)? - Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С? 2 группа – практики - Где получить информацию о ЕГЭ? - Какова структура вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий? - Каковы инструкции и рекомендации по выполнению вариантов экзаменационной работы (порядок действий, время выполнения и др.)?
Разделимся на группы Группы Результат деятельности 1 группа – теоретики Отбор требований к умениям и способам деятельности, элементов содержания, проверяемые заданиями КИМ (согласно кодификатору); обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», «Основные законы и формулы»; подбор справочного материала (константы, приставки, множители); памятки-алгоритмы решения задач. 2 группа – практики Поиск и обработка информации о ЕГЭ (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.); сбор инструкций и рекомендаций по выполнению вариантов экзаменационной работы; критерии оценивания части А, В и С.
Представление результатов работы Завершение работы Группа 1 Сборник опорных конспектов, Таблицы «Основные законы и формулы» Группа 2 Презентация «Что надо знать о ЕГЭ», Ссылки электронных ресурсов Пособие «Подготовка к ЕГЭ»
Заключение Желаю успехов в реализации проекта и высоких баллов на ЕГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....
Шаги к успеху: система многовариантного дифференцированного контроля знаний по химии
Методическая разработка по химии для 8 класса включает в себя:1. Система самостоятельных работ базового уровня.2. Корректирующий уровень "Шаги к успеху"3. Повышенный уровень: "Тетрадь для пятерок"...
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....
Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"
В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...
Цифровой образовательный материал для учащихся "Лыжная подготовка (5 -9 класс)"
История возникновения лыжных гонок. Техника безопасности на лыжах. Экипировка лыжник. Техника лыжных ходов, спусков и подьенов. Основные правила соревнований...
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет ...