внеклассное мероприятие по физике для 10 классов "Своя игра"
материал по физике (10 класс) на тему
внекласссное мероприятие по физике "Своя игра" для учащихся 10 классов в рамках недели физики.Целью данного мероприятия является содействие развитию интереса преподавателей и обучаемых к взаимосвязи физики и народного творчества. Многовековой опыт наблюдения человечества за окружающим миром отразился в пословицах, приметах и суевериях. С развитием наук многие суеверия получили научное объяснение и перешли в разряд примет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_svoya_igra.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: «Своя игра» по теме
«Народное творчество «глазами» физики»
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Цели:
- обобщение знаний, приобретённых при изучении физики;
- продолжение развития мыслительной деятельности учащихся;
- создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;
- укрепление веры в свои знания и силы.
Пояснительная записка
Целью данного мероприятия является содействие развитию интереса преподавателей и обучаемых к взаимосвязи физики и народного творчества. Многовековой опыт наблюдения человечества за окружающим миром отразился в пословицах, приметах и суевериях. С развитием наук многие суеверия получили научное объяснение и перешли в разряд примет.
Пословицы это краткие изречения, выражающие законченную мысль (элемент суждения), которые красят речь, делают ее образной. Это цвет народного ума, житейская народная правда. Главное в пословицах и поговорках это художественный образ, смысловая двухплановость, а не ее логическая природа.
Каждое поколение народа накапливало наблюдения над миром, жизнью, природой и эти наблюдения, эти знания и опыт отражало в произведениях устного народного поэтического творчества.
Пословицы и поговорки ценны для изучения физики тем, что представляют в афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями, а так же народные приметы погоды. Например:
"Горшки легко подзакипают через край - к ненастью"
"Без жернова на шее дна не достать"
"Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь"
Таким образом, пословицы и поговорки с физическим содержанием, суеверия, связанные, например, с природными явлениями представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа вопросов курса физики.
Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:
- быть связано с конкретными вопросами курса физики,
- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
-иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,
- быть кратким, лаконичным,
- способствовать положительной мотивации к изучению физики.
Правила игры
Игра проводится среди учащихся 10 классов.
В начале игры задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается медаль.
В игре участвует четыре ученика, набравших наибольшее количество медалей.
Для определения игрока, начинающего игру, участникам предлагается один вопрос. По количеству баллов, набранных при правильном ответе, определяется очередность: у кого больше, тот первым начинает игру.
Присутствующие в зале учащиеся могут ответить на вопрос, оказавшийся не под силу участникам; за правильный ответ получает медаль.
Каждый вопрос имеет свою «цену». При правильном ответе – сумма очков увеличивается, при неправильном – уменьшается.
После двух туров проводится финал, в котором задается один вопрос. В финал выходят только те участники, у которых есть очки. Если участник ушел в «минус», он выбывает из игры. Каждый участник делает ставку на вопрос, но не больше своего количества очков. В случае правильного ответа эта ставка прибавляется, в случае неверного – отнимается.
Выигрывает тот участник, который больше набрал очков.
Победитель игры получает НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ на дополнительную «5» по физике и Грамоту.
Также выбирается лучший учащийся из зала, набравший большее количество медалей. Ему также вручается НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ на дополнительную «5» по физике и Грамота.
Ход игры
Вступительное слово ведущего.
Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!
Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т.д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Своя игра».
Вопросы отборочного тура.
- В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины? (В трёх рубашках)
- Что видно, если ничего не видно? (Туман)
- Температура таяния льда? (0 ºС)
- Что получится, если скорость умножить на время? (Расстояние)
- Сколько цветов в радуге? (7)
- Что с земли не поднимешь»? (Тень)
- Первый человек, полетевший в космос? (Гагарин)
- Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)
- Древнегреческий бог Солнца (Гелиос)
- Мельчайшая частица вещества? (Молекула)
- Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый? (Грязный снег поглощает больше энергии, а чистый меньше, т.к. она отражается от чистого снега)
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину)
- Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление. (Броуновское движение)
Ведущий: Очень много физических терминов пришло в русский язык из других языков. Вам предстоит выбрать из предложенных те, которые пришли из греческого языка.
Вопросы для определения игрока, начинающего игру.
- Физика (Греческое)
- Сила (Латинское)
- Механика (Греческое)
- Масса (Латинское)
- Гипотеза (Греческое)
- Газ (Греческое)
- Атмосфера (Греческое)
- Молекула (Латинское)
- Диффузия (Латинское)
- Магнит (Греческое)
- Материя (Латинское)
- Атом (Греческое)
Вопросы 1 раунда
- Пословицы: «Объяснить пословицу»
- «Много снега – много хлеба». (Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания)
- «Шила в мешке не утаишь» (Шило имеет малую площадь поверхности, следовательно, производит большое давление на материал)
- «Ложка дегтя в бочку меда» (В этой пословице говорится о таком явлении, как диффузия, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Мед сладкий и приятен на вкус, а деготь обладает устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса может испортить продукт)
- «Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь» (Части разбитого стекла невозможно соединить, так как молекулы нельзя сблизить на такое расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение)
- «Не услышишь выстрела, которым будешь убит» (Скорость пули больше, чем скорость звука)
- «От грома и в воде не уйдешь» (Речь идет не о громе, который не опасен для человека, а о молнии. Молния, преимущественно, ударяет в места, обладающие хорошей электропроводностью)
- Силы: «Назвать силу, о которой говорится в пословице»
- «Магнит притягивает не камень, а железо» (Магнитная сила)
- «Пошло дело, как по маслу» (Сила трения)
- «Как об стенку горох» (Сила упругости)
- «Как бы ни старался водопад течь вверх, всё равно будет низвергаться вниз» (Сила тяжести)
- «На гору десять тянут, под гору один столкнет» (Сила притяжения Земли)
- «Лодка тонет и от прилипшего перышка» (Сила тяжести и сила Архимеда)
- Явления: «Назвать явление, о котором говорится в пословице»
- «Как аукнется, так и откликнется» (Эхо)
- «Рыбной лавке вывеска не нужна» (Диффузия)
- «Когда рука попадет под камень, вытаскивай ее медленно» (Инерция)
- «Ему и беда, что с гуся вода» (Несмачиваемость)
- «Ветер снег съедает» (Испарение)
- «Сполох красиво играет, да не греет» (Полярное сияние)
Вопросы 2 раунда
- Ученые мира сего…
- Ученый, который уличил ювелирного мастера в обмане (Архимед)
- Благодаря какому ученому слово «физика» появилось в русском языке. Один из основоположников молекулярно-кинетической теории тепла (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Учёный, установивший законы движения природы (И. Ньютон)
- Как зовут этого физика? Каков его вклад в науку? (Галилео Галилей - заложил основы современной механики)
- Как зовут этого ученого? Каков его вклад в науку? (Константин Эдуардович Циолковский - основоположник современной космонавтики)
- Как зовут этого физика? Каков его вклад в науку? (Альберт Эйнштейн – создал общую теорию относительности)
- Приметы: «Объяснить примету»
- «Зима снежная – быть урожаю» (Снег, обладая хорошей теплопроводностью, спасает озимые от вымерзания)
- «Если кошка залезла на печь – похолодает» (Хоть кошка и имеет за счет своей «шубы» хорошую теплопроводность, но во время больших холодов даже ворс не спасает)
- «Лягушки выскакивают на берег – жди скорого дождя» (Из биологии знаем, что лягушка в воде дышит жабрами, а на земле легкими и всей кожей, которая в жаркую погоду может высохнуть за счет большого испарения. А это несет за собой смерть лягушки. А если намечается дождь, то это ей не грозит)
- «Где на заре туман первый ложится – там копай колодец» (Над этим местом идет испарение воды)
- «Береза, посаженная рядом с домом, отпугивает зло» (Береза высокое дерево. Оно служит во время грозы громоотводом; грозу можно расценить как зло)
- «Дрова в печи плохо разгораются и дымят — к оттепели» (Перед оттепелью увеличивается количество водяных паров в воздухе. Дрова, положенные в топку, впитывают эту влагу из воздуха, попавшего в топку через трубу. Энергия, выделяющаяся при горении некоторых поленьев, должна пойти на нагревание воды, попавшей в дрова, а затем — на ее испарение. Поэтому огонь “развивается” слабо, и дрова плохо разгораются)
- Законы: «Назвать закон, о котором говорится в пословице»
- «Земля вертится, и мы с ней вместе» (I закон Ньютона – инерциальные системы отсчета)
- «Как на колючку наступишь, так она и войдет» (III закон Ньютона)
- «Брошенный вверх камень на твою же голову упадет» (Закон Всемирного тяготения)
- «Тяжело молоту, тяжело и наковальне» (III закон Ньютона)
- «Хорошему прыжку хороший разбег нужен» (Закон сохранения энергии)
- «Стрела без тетивы далеко не улетит» (Закон сохранения импульса)
Вопрос финала.
Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил? (Ответ: Очевидно, по шерсти кошки - при холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла. Есть такая примета: «Кошка стала пышнее – быть холодам».)
Заключительное слово ведущего: Сегодня мы с вами рассмотрели физические явления, нашедшие отражение в таком литературном жанре как устное народное творчество. Прикасаясь к истокам народной мудрости, вы увидели, какими наблюдательными были наши предки и как точно они выражали эти наблюдения в своей разговорной речи. В лучших пословицах, простых, но богатых по мысли из поколения в поколение передавались заветные правила жизни. И неудивительно, что в них нашли отражение многие физические явления, с которыми издревле сталкивались люди. Я надеюсь, что проведя параллель между физикой и литературным миром, вы сможете глубже осмыслить ее проявления в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Брейн - ринг». Внеклассное мероприятие по физике для 10 класса
Игра «Брейн - ринг»проводится во время декады физики....
Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса
В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...
Внеклассное мероприятие по физике 7 класс игра: Кто хочет стать отличником.
Физика! Какая емкость слова!Физика для нас не просто звук!Физика – опора и основаВсех без исключения наук!ПЛАН:1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД2. Вопросы о С...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для восьмых классов Командная игра «Экспериментариум»
Мероприятие проводится в виде игры-соревнования между командами параллельных классов. Цель игры: п...
Внеклассное мероприятие по физике. Игра по физике "Тепловые и электрические явления"
Внеклассное мероприятие по физике. Игра по физике "Тепловые и электрические явления"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....